Проведения туристических походов со школьниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:35, реферат

Описание

Туризм сегодня выступает как познавательный активный отдых, в оздоровлении организма. Достижения науки, изменяя характер труда и учебы, действуют и на самого человека: на первое место выдвигаются его мыслительные, эмоционально-психические функции, на второй план отходят двигательные, физические. Происходит снижение двигательной активности при повышении уровня эмоционального напряжения. Гиподинамия, вызванная недостаточной двигательной активностью, вызывает быструю утомляемость, которую снять сложнее, чем усталость, вызванную физическими усилиями.

Содержание

Значение туризма для здоровья
Выбор маршрута, план путешествия
Выбор ответственных лиц
Снаряжение туриста, нормы выкладки и прохождения пути
Что и как делать в пути
Составление отчета
Формы массовой работы по туризму

Работа состоит из  1 файл

физра реферат.docx

— 37.73 Кб (Скачать документ)

План

 

  1. Значение туризма для здоровья
  2. Выбор маршрута, план путешествия
  3. Выбор ответственных лиц
  4. Снаряжение туриста, нормы выкладки и прохождения пути
  5. Что и как делать в пути
  6. Составление отчета
  7. Формы массовой работы по туризму

 

 

  1. Значение туризма для здоровья человека

 

Туризм сегодня выступает  как познавательный активный отдых, в оздоровлении организма. Достижения науки, изменяя  характер труда и  учебы, действуют и на самого человека: на первое место выдвигаются его  мыслительные, эмоционально-психические  функции, на второй план отходят двигательные, физические. Происходит снижение двигательной активности при повышении уровня эмоционального напряжения. Гиподинамия, вызванная недостаточной двигательной активностью, вызывает быструю утомляемость, которую снять сложнее, чем усталость, вызванную физическими усилиями.

Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм. Увидеть мир своими глазами, услышать, ощутить - важные части восстановительной функции туризма, они несут в себе большой гуманитарный потенциал. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека.

Малоподвижный образ жизни  отрицательно сказывается как на внутренних органах и мышцах, так  и на скелете человека.  Например, учёными установлено, что 36 недель постельного  режима старят тело ровно на 10 лет. Даже у молодых людей, ведущих неактивный образ жизни, как у пожилых, заметно  нарушаются многие процессы: уменьшается  количество эритроцитов в крови, снижается способность усваивать  кислород, зато повышается хрупкость  костей, и увеличиваются жировые  отложения.

Значение активного отдыха и туризма в приобщении человека к здоровому образу жизни трудно переоценить. И взрослые, и дети с  удовольствием путешествуют, знакомятся с людьми, городами и странами.

Правильно организованное путешествие  укрепляет здоровье человека, повышает выносливость, закаляет, развивает  силу, волю, мужество, инициативу, настойчивость, самостоятельность, дисциплинированность, ответственность, повышает трудовую активность.

Важное значение туризм имеет и в выработке у подрастающего поколения навыков работы в коллективе, межличностного общения, умения решать конфликты и идти на компромисс. 

Туристские походы учат ориентироваться  на местности, развивают сообразительность, наблюдательность, а также такие  важные качества личности как смелость и решительность.

Таким образом, выбирая туризм и приобщая к нему своего ребёнка, Вы делаете выбор в пользу здоровья и счастливой жизни.

 

  1. Разработка маршрута путешествия

 

 Каждая группа, готовясь  к походу, должна прежде всего хорошо представлять его цель, основную задачу. Это может быть отдых с незначительной физической нагрузкой, поиск «нехоженых мест» с охотой и рыбалкой, обзор выдающихся достопримечательностей, выполнения заданий организации, прохождение спортивного маршрута и т.д. Определив цель, реальную физическую и техническую подготовленность участников, а также финансовые и другие возможности группы, туристы приступают к изучению района и чернового построения маршрута путешествия.

 Изучение района включает: знакомство с литературой (в  том числе и художественной), картографическим  материалом, беседы с людьми, которые  побывали в местах путешествия.  Полезно также воспользоваться  отчетами туристов, сделать себе  выписки о рельефе, гидрографии,  климате, растительности, животном  мире, истории, экономике и быте  населения. Много ценных сведений, особенно о конкретных выдающихся достопримечательностях маршрута, можно черпнуть из переписки с местными советами по туризму, туристскими клубами, отдельными краеведами.

 Начинающим туристам  рекомендуется с помощью литературы  и карт составить подробное  описание пути с указанием  расстояний между характерными  ориентирами; особенностей местности,  по которой пролегает маршрут;  с характеристикой дорог; с  указанием ориентиров, которые будут  видны поблизости и вдали из  разных точек и т.д. Такое  описание даст возможность двигаться  уверенно, не сверяясь в дороге  непрерывно с картой.

 Построение маршрута  зависит от специфики путешествия  и конкретных условий местности.  Он может быть линейным (сквозным), линейно-радиальным с дальними  экскурсиями или разведывательными  выходами в сторону от основного  пути, кольцевым с возвращением  в исходную точку пути. Планируя  маршрут, нужно обеспечить постепенный  рост сложности естественных  препятствий и нарастания интереса  путешественников ко второй трети путешествия. На эту часть путешествия желательно оставлять технически самые тяжелые участки, посещение наиболее интересных музеев, панорамных пунктов и других интересных объектов.

 Маршрут следует строить  с таким расчетом, чтобы по  возможности снизить производные  нагрузки. Рекомендуется заранее  наметить пункты, куда можно заслать  по почте часть снаряжения  и продовольствия или где есть  возможность пополнить его запасы. Целесообразно также создавать  базовые лагеря, опираясь на которых  можно делать разные радиальные  путешествия с минимальной весовой  нагрузкой. Кроме основного маршрута, необходимо иметь облегченный  запасной вариант. К нему туристы  могут прибегнуть в случае  болезни одного из участников  или невозможности движения по  основному пути.

 Каждый маршрут должен  быть безопасным и логическим. Искусственный набор препятствий,  лишнее «закручивание» пути не  приносит удовольствия туристам  и может вести к травматизму.

 

  1. Выбор ответственных лиц

 

Психологический климат в  коллективе во многом зависит от руководителя группы.

Руководитель должен знать, что во время беседы ему никогда  не следует горячиться, "срываться" и т. д. Лучше, например, акцентировать  внимание провинившегося участника  не на том, что он какое-то задание  не смог выполнить, а на том, что он выполнил это задание значительно  ниже своих возможностей. Нужно уметь  выслушать человека, дать ему выговориться. Этого часто бывает достаточно для  решения конфликтной ситуации.

Руководителю не следует  одергивать участника, упрекать его  в чем-либо при других членах группы. Прибегать к этому можно только в самых крайних случаях. При  общении строгость и требовательность должны сочетаться с корректностью.

Руководитель должен избегать наказаний как системы. Следует  опираться на доверие участников и исходить из принципа, что неправильные действия того или иного туриста  в подавляющем большинстве случаев  происходят от непонимания поставленной задачи. Вместе с тем нельзя оставлять  ни одного случая серьезного нарушения  без разбора на собрании группы.

Руководителю следует  быть пунктуальным и точным. Этого  же он должен требовать и от участников. В обязательном порядке необходим  контроль за выполнением участниками его указаний.

В решительные моменты (например, крайне плохие условия погоды, сильное  переутомление участников) руководитель личным примером показывает, как и  что нужно делать, своим трудом воодушевляет участников похода.

Постоянная забота о повышении  спортивной квалификации участников будет  значительно укреплять авторитет  руководителя, в то время как "придерживание" спортивного роста членов его группы сразу же будет замечено людьми и не только отрицательно повлияет на престиж руководителя, но может привести и к распаду коллектива.

Выступления руководителя должны быть четкими, ясными для всех и по возможности краткими. Рекомендуется  иногда при постановке задачи сформулировать ее так, чтобы она была воспринята участниками как собственное  мнение. В подобном случае задача выполняется  более старательно, с большим  энтузиазмом. Следует продумать  и форму указаний. Указание, высказанное  в обычной, не связанной с необходимостью особой мобилизации участников обстановке в виде безапелляционного приказа, способно вызвать лишь негативную реакцию  даже у благодушно настроенного исполнителя.

Перед деловым сообщением руководитель обязан четко определить для себя цель этого выступления. Не следует повторять уже сказанное. В то же время все указания следует  договаривать до конца, иначе создаются  предпосылки для различного их толкования. Руководитель должен быть хозяином своего слова, никогда не забывать обещанного и никогда не обещать невыполнимого. Если же по какой-либо причине он не смог выполнить данного обещания, руководитель должен сам, не дожидаясь  вопроса, мотивированно сообщить об этом заинтересованному лицу. Руководитель должен всегда своевременно признавать свои ошибки.

Следует еще раз подчеркнуть, что дисциплина должна быть в одинаковой мере обязательна для всех участников путешествия, включая и руководителя группы.

 Руководитель, как правило,  первым выходит на самый опасный  участок, первым бросается на  помощь терпящему бедствие туристу.  Однако такая самоотверженность  нередко оборачивается трагедией.  Следовательно, и участники должны  оберегать жизнь руководителя, более  внимательно относиться к обеспечению  безопасности действий самого  руководителя, не допускать ни  малейших нарушений правил безопасности  с его стороны, вплоть до  категорического требования к  нему об обеспечении самостраховки или других мер, направленных на исключение возможного несчастного случая.

 

  1. Снаряжение туриста, нормы выкладки и прохождения пути

 

Снаряжение к походу готовят  все участники. выбор снаряжения зависит от длительности похода, способа передвижения, трудности маршрута, погодных условий. туристское снаряжение подразделяется на личное и групповое.

Самый распространенный набор предметов, входящих в снаряжение туриста. Групповое снаряжение (примерный список).

Палаточное оборудование:

- палатка (из расчета  на 3-4 чел.), оборудованная легкими  оттяжками из капронового шнура  и колышками для оттяжек (количество  в зависимости от конструкции  палатки), вшитым у входа марлевым  пологом от комаров и непромокаемым  чехлом для упаковки.

- для брезентовой палатки:  полиэтиленовая пленка - 2 куска:  одна под дно палатки, другая (в 1,5 раза превышающая скаты  крыши) для укрытия в ненастную погоду.

Костровое оборудование:

- таганок в чехле (стальной  тросик с крючьями);

- пила (лучше двуручная)  в чехле;

- топоры (большой и маленький)  в чехлах;

- рукавицы рабочие - 1 пара;

- спички в непромокаемой  упаковке;

- тент (размеров 3x5 м) в  чехле, оборудованный оттяжками,  разборными стойками и колышками;

- растопка (кусочки плексигласа,  таблетки сухого спирта, свеча).

Кухонное оборудование:

- ведра плоские, вставляющиеся  одно в другое, с крышками, в чехлах - 3-4шт. на группу, емкость посуды подбирается из расчета 1 л на 1 чел;

- половники - 2шт.(для первого блюда и чая);

- ножи: кухонные – 2-3шт;

- мешочки для упаковки  продуктов (матерчатые и полиэтиленовые, для круп и сахара удобно  использовать пластиковые 2х литровые бутылки).

Маршрутные документы  и оборудование:

- маршрутная книжка (маршрутный  лист, путевка, экспедиционное удостоверение);

- карты (схемы) маршрута - 2экз.

- компасы - 2шт;

- групповые деньги, билеты  и т.п.;

- ремонтный набор;

- аптечка

Нормативы походов и путешествий  в соответствии с разрядными требованиями по туризму.

 

Минимальный возраст участников

Количество участников

Возраст руководителя

пеш.

лыжн.

водн.

вело.

пеш.

лыжн.

водн.

вело.

походы выходного дня

1 дн.

7

9

12

12

6-25

6-20

6-20

6-15

Не моложе 
 18 лет

3 дн.

9

10

12

12

6-20

6-20

6-20

6-15

1-й степени сложности

10

11

12

12

6-20

6-20

6-15

6-15

2-й степени сложности

11

12

12

13

6-20

6-15

6-15

6-15

3-й степени сложности

12

12

12

13

6-20

6-15

6-15

6-15

Не моложе  
19 лет

1-й категории сложности

13

13

13

14

6-15

6-15

6-15

6-15

Не моложе  
19 лет

Информация о работе Проведения туристических походов со школьниками