Разработка экскурсионного маршрута "Кант и Старый Кенигсберг"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:52, курсовая работа

Описание

Цель работы:
1. Исследовать историко-культурные места города Калининграда связанные с жизнью и деятельностью выдающегося немецкого философа Иммануила Канта,
2. Разработать экскурсионный маршрут «Кант и Старый Кёнигсберг».
Задачи:
1.Изучить теоретические основы экскурсионного дела.
2.Рассмотреть историческую ценность объектов на острове Кнайпхоф и составить маршрут экскурсии «Кант и старый Кенигсберг».

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая Стадник.docx

— 84.14 Кб (Скачать документ)

Сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу экскурсантам.

Местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.

Временное ограничение показа объекта (по времени суток, по дням, месяцам и сезонам) – это когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.[6]

Экскурсия не должна быть перегружена  большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает  ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес  при этом ослабевают. Оптимальная  продолжительность городской экскурсии  составляет 2-4 академ. часа, при этом экскурсанты с интересом воспринимают не более 15-20 экскурсионных объектов.

Решающее значение в успехе разработки новой экскурсионной  темы имеют объекты. Именно они составляют тот познавательный материал, который  составляет зрительную основу в раскрытии  темы, главный аргумент в доказательствах  экскурсовода.

Составление маршрута экскурсии.

Основные требования, которые  должны быть учтены составителями маршрута, – это организация показа объектов в логической последовательности и  обеспечение зрительной основы для  раскрытия темы.

В практике экскурсионных  учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический.

Примером хронологического построения маршрута могут служить  экскурсии, посвященные жизни и  деятельности выдающихся людей.

По тематическому принципу построены экскурсии, связанные  с раскрытием определенной темы в  жизни города.

Все обзорные городские экскурсии  построены по тематико-хронологическому принципу. Последовательность изложения  материала по хронологии в таких  экскурсиях соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемы.[12]

Объекты в зависимости  от своей роли в экскурсии могут  быть использованы как основные и дополнительные.

Основные объекты подвергаются более глубокому анализу, на них  раскрываются подтемы экскурсии.

Показ дополнительных объектов, как правило, осуществляется при  переездах (переходах) экскурсионной  группы и он не занимает главенствующего  положения.

Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с  учетом следующих требований:

– показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута (улице, площади, мосту, шоссе), т. е. так называемых «петель»;

– наличие доступности объекта (площадки для его осмотра);

– переезд или переход между объектами не должен занимать 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе;

– наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных и мест парковки транспортных средств.

 

 

 

 

 

Глава 2. Создание экскурсионного продукта «Кант и старый Кёнигсберг».

2.1. Жизнь и творчество Иммануила Канта.

Иммануи́л Кант родился 22 апреля 1724 года в Кёнигсберге, умер - 12 февраля 1804, там же. Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.

Родился в небогатой семье  ремесленника-седельщика. Мальчик был  назван в честь святого Эммануила. Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего  в Иммануиле одарённость, Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в 1747—1755, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор.

В 1755 Кант защищает диссертацию  и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать  в университете. Начались сорок лет  преподавательской деятельности.

Естественнонаучные и  философские изыскания Канта  дополняются «политологическими»  опусами: в трактате «К вечному миру»  он впервые прописал культурные и  философские основы будущего объединения  Европы в семью просвещённых народов, утверждая, что «просвещение — это  мужество пользоваться собственным  разумом».

С 1770 принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет  он назначен профессором логики и  метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических.

К этому времени[2] вызрело  принципиально важное признание  Канта о целях его работы: «Давно задуманный план относительно того, как  нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:

1) что я могу знать? (метафизика);

2) что я должен делать? (мораль);

3) на что я смею надеяться? (религия);

наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача —  что такое человек? (антропология, лекции по которой я читаю в  течение более чем двадцати лет)».

 

В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию  одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние  на дальнейшее развитие мировой философской  мысли:

«Критика чистого разума» (1781) — гносеология (эпистемология)

«Критика практического  разума» (1788) — этика

«Критика способности  суждения» (1790) — эстетика

Знамениты образ жизни  Канта и многие его привычки, особенно проявившиеся после покупки им в 1784 собственного дома. Каждый день, в  пять часов утра Канта будил его  слуга, отставной солдат Мартин Лямпе, Кант вставал, выпивал пару чашек чаю и выкуривал трубку, приступая затем к подготовке к лекциям. Вскоре после лекций наступало время обеда, на котором обычно присутствовало несколько гостей. Обед длился несколько часов и сопровождался беседами на самые разные, но только не философские темы. После обеда Кант совершал ставшую затем легендарной ежедневную прогулку по городу.

Кант всегда тщательно  следил за своим здоровьем и разработал оригинальную систему гигиенических  предписаний. Он не был женат, хотя и  не имел каких-то особых предубеждений относительно женской половины человечества. В старости за ним ухаживала одна из сестёр.

Несмотря на философию, мог  иногда проявить этнические предрассудки, в частности, юдофобию.

Кант был похоронен  у восточного угла северной стороны  Кафедрального собора Кёнигсберга  в профессорском склепе, над его  могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню  заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.

Этапы творчества

Кант прошёл в своем  философском развитии два этапа: «докритический» и «критический» (Эти термины определяются работами философа «Критика чистого разума», 1781; «Критика практического разума», 1788 г.; «Критика способности суждения», 1790 г.)

I этап (1747—1755 годы) — Кант  разрабатывал проблемы, которые  были поставлены предшествующей  философской мыслью.

разработал космогоническую  гипотезу происхождения Солнечной  системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755 г.)

выдвинул идею распределения  животных по порядку их возможного происхождения;

выдвинул идею естественного  происхождения человеческих рас;

изучал роль приливов и  отливов на нашей планете.

II этап (начинается с 1770 или с 1780-х гг.) — занимается  вопросами гносеологии и в  особенности процессом познания, размышляет над метафизическими,  то есть общефилософскими проблемами  бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.

 

 

 

2.2. Описание объектов на  маршруте экскурсии «Кант и старый Кёнигсберг».

В ходе экскурсии к показу будут представлены такие объекты  как:

  • Кафедральный собор
  • Музей Иммануила Канта
  • Могила Иммануила Канта
  • Памятник Иммануилу Канту
  • Скамья Канта
  • Альбертина
  • Рыбная Деревня

 

  1. Кафедральный собор.

Первый Кафедральный собор  построили на рубеже XII и XIII веков, в  Альтштадте — «старом городе», к которому примыкали поселения Лебенихт и Кнайпхоф. Паства постепенно прибывала, поэтому старый собор разобрали на кирпичи и построили новую, более крупную церковь в островном Кнайпхофе. Сначала новый собор задумали как храм-крепость, но отказались от этого намерения . Официальная дата рождения собора выглядит красиво — 13 апреля 1333 года. В то время храм был католическим и посвящался Высокосвященному телу Иисуса Христа, Деве Марии, всем святым и святому Адальберту. После Реформации и отделения Пруссии от власти папы римского Кенигсбергский собор стал главным лютеранским собором Пруссии.

За долгие века собор несколько  раз обновляли и перестраивали. Самая безжалостная «перестройка»  случилась в 1944, когда англичане  накрыли Кенигсберг ковровыми бомбардировками. Однако сравнять с землей его все-таки не удалось. Стены выстояли, но внутреннее убранство выгорело дотла. На долгие годы собор превратился в печальную  тень былого величия. Новые хозяева  переименовали Кенигсберг в Калининград  и не имели ни желания, ни возможности восстанавливать символ «прусского милитаризма». Руины собора спасла от сноса могила Канта, которого сочли провозвестником идей коммунизма.

В начале девяностых за восстановление собора взялся Игорь Одинцов —  человек неординарный и увлеченный, любимец калининградцев. Он возглавил музейный комплекс «Кафедральный собор» и занялся возрождением главного символа Калининграда.

Внешний облик собора почти  полностью соответствует историческому, но реставраторам все же пришлось пожертвовать отдельными деталями. Новая крыша покрыта не черепицей, а мелью — для снижения веса, а часы на башне, хоть и выглядят старинными, скрывают электронный механизм со спутниковой связью. Зато всегда показывают точное время.

В 2003 году накануне празднования 750-летия основания Кенигсберга  кафедральный собор посетили высокие  гости — президент России Путин  и канцлер Германии Шредер. Шредер тогда сказал, что хорошо бы построить  в соборе орган — и его услышали. В 2006 году был готов малый хоровой  орган, а в 2007 немецкие мастера собрали  большой. Объединенные оптоволоконной связью и нашпигованные современными технологиями, оба инструмента составляют единое целое — 8500 труб, 4 мануала, 90 регистров. Баху такое даже не снилось. Внешний облик органа — заслуга  краснодеревщиков калининградской  фабрики «Максик», удачная экспериментальная работа простых мебельщиков.

См. Приложение 2.

 

 

 

2. Музей Иммануила Канта

4 этаж Кафедрального собора: жизнь И. Канта

Один из величайших мыслителей человечества Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 г. в тогдашней столице Восточной Пруссии — г. Кенигсберге (ныне г. Калининград). Отец И.Канта был простым шорником, изготовлявшим лошадиную упряжь, мать — домохозяйкой. Семья Канта была очень большой: из одиннадцати братьев и сестер Иммануил был четвертым по счету. Надо сказать, что Кант с детства был хилым, болезненным ребенком, хотя при этом отличался исключительной пытливостью ума и наблюдательностью. Заметив необычные способности сына, мать решила сделать все, чтобы маленький Иммануил получил хорошее образование и посвятил себя духовной деятельности. Ему не было еще и десяти лет, когда он начал посещать начальную школу, т. н. «коллегию Фридриха». Кант учился на Латинском отделении. Отсюда Кант вынес любовь к римской поэзии и антипатию к внешним проявлениям религиозного культа. Здесь изучали также математику, музыку, французский и польский языки, а греческий и древнееврейский были обязательными языками. Главными предметами были латынь и богословие. В те годы, во многих прусских учебных заведениях господствовал дух суровой дисциплины и строгого порядка. Подъем в 5 часов утра, выучивание церковных канонов, если не справлялся наказывали физически. Не была исключением и школа, где учился Кант, и это во многом определило тот образ жизни, который вел знаменитый философ. Весьма любопытно, что по свидетельствам его школьных товарищей, Кант во время учебы совсем не интересовался философией. Мало того, в школьные годы он совершенно не обнаруживал никаких признаков своей будущей гениальности, кроме разве что необыкновенной рассеянности, за что ему частенько попадало от учителей. По окончании начальной школы он поступает в Кенигсбергский университет, бывший в то время одним из центров прусской науки. Поначалу, исполняя заветную мечту своей, уже покойной к тому времени матери, Кант поступает на богословский факультет. Однако круг интересов Канта за время учебы настолько расширился, что вскоре теологическая тематика перестала его привлекать. Помимо философии, к которой у него неожиданно появился вкус, Кант увлеченно занимался математикой, физикой, логикой, географией, филологией, антропологией, медициной, историей. Не защитив магистерской диссертации, Кант оставляет университет. Дело в том, что Кант рано осиротел, и т. к. отец не оставил детям значительного наследства, то вопрос о материальном положении был для Иммануила более чем острым. Кант становится домашним учителем. Одной из семей, где он преподавал, была семья графа Кайзерлинга. Первое, дошедшее до нас изображение Канта - рисунок графини Кайзерлинг. Молодая красавица увлекалась философией, злые языки утверждали, что увлечение распространялось и на появившегося в доме философа. И будто бы не осталось без взаимности. Всю жизнь философ был вынужден заботиться о хлебе насущном. Гонорары за философские работы в то время были невысоки, хотя за годы упорного труда Кант написал множество книг. Однако выбраться из нужды ему удалось лишь в конце жизни. В прусском захолустье Кант приобрел не только педагогические навыки. Он прошел хорошую школу житейского опыта, пригляделся к людям, познакомился с нравами в различных слоях общества. Книги плюс обилие свободного времени заложили фундамент будущей научной деятельности. Незадолго до того, как ему исполнился тридцать один год, 17 апреля 1755 года Кант подает на философский факультет магистерскую диссертацию «Об огне». Магистерская диссертация не защищалась, ее назначение - получить допуск к экзамену. Диссертация была принята, и через четыре недели Кант держит устный экзамен. Но это еще не означало принятия в члены факультета. Для того чтобы магистр (или доктор - звания эти были равноценны) получил право читать лекции, он должен был защитить еще одну диссертацию. В 1755 г. Кант защищает свою первую диссертацию и получает звание приват-доцента, то есть внештатного преподавателя, труд которого оплачивался самими студентами. Аудиторий в «Альбертине» не хватало, поэтому многие преподавали дома. Кант жил в то время у профессора Кипке, в доме которого имелось помещение, приспособленное для занятий. Здесь и состоялась первая лекция нового приват-доцента. Слушателей собралось больше, чем мог вместить зал; студенты стояли на лестнице и в прихожей. Кант растерялся, первый час говорил совершенно невнятно и только после перерыва овладел собой. Так началась его, длившаяся затем 41 год, преподавательская деятельность. В первую свою университетскую зиму он читал логику, метафизику, естествознание и математику. Затем к ним прибавились физическая география, этика и механика. Преподавание поглощает все время, все силы. Но безбедное существование обеспечено. Приват-доцент в состоянии держать слугу. К нему нанимается отставной солдат Мартин Лампе. Особой гордостью Канта был курс физической географии. География, говорил он, - фундамент истории. Кант принадлежал к тем, кто впервые стал преподавать географию как самостоятельную дисциплину.

Информация о работе Разработка экскурсионного маршрута "Кант и Старый Кенигсберг"