Развитие агротуризма в Гродненской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:31, курсовая работа

Описание

Цель: изучить особенности развития агротуризма в Гродненской области.
Задачи:
Осуществить анализ литературы по исследуемой теме;
Проанализировать современное состояние и тенденции развития агротуризма в Гродненской области;

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Пояснительная записка
Сущность понятия «агротуризм». Формы организации агротуризма………………………………………………………………………...6
Развитие агротуризма в Республике Беларусь…………………..11
Современное состояние и тенденции развития агротуризма в Гродненской области……………………………………………………………...15
Перспективы развития агротуризма в Гродненской области на примере агроусадьбы «Селяхи»………………………………………………….24
Заключение…………………………………………………………….….43
Список используемых источников……………………………………...45
Приложение……………………………………………………………….47

Работа состоит из  1 файл

Развитие агротуризма в Гродненской области.docx

— 86.07 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

«Развитие агротуризма в  Гродненской области»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

  1. Пояснительная записка
    1. Сущность понятия «агротуризм». Формы организации агротуризма………………………………………………………………………...6
    2. Развитие агротуризма в Республике Беларусь…………………..11
    3. Современное состояние и тенденции развития агротуризма в Гродненской области……………………………………………………………...15
    4. Перспективы развития агротуризма в Гродненской области на примере агроусадьбы «Селяхи»………………………………………………….24

Заключение…………………………………………………………….….43

Список используемых источников……………………………………...45

Приложение……………………………………………………………….47

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Проведение отпуска  в деревне у нас издавна  было одним из распространенных  видов отдыха. Даже наши дачные  поселки, садово-огородные кооперативы, дома в деревне служат попыткой развить эту идею. Но затем более популярными стали поездки на море, в Грецию, Испанию и другие теплые страны. Все это как-то  заслонило привлекательность провинциального отдыха.

С начала 80-х годов нашего столетия наметился сдвиг в приоритетах  путешественников. Вместо жаркого солнца всё чаще предпочтение отдаётся тенистым лесам, а вместо городских громад – поселениям традиционных народностей. Это заставляет говорить о феномене так называемого сельского терроризма, особого сектора туристской области, который, по некоторым оценкам, уже  охватывает более 10% туристского рынка.

Неожиданно сельский туризм становится чем-то вроде последнего крика моды, который привлекает миллионы европейцев с весьма устойчивым достатком. Сейчас все большее число людей  предпочитает патриархальное спокойствие, первозданность, экологическую чистоту  стандартизированной суете и  пестроте фешенебельного курорта. Во всяком случае, Австрия, Словакия, Германия, Чехия, Польша интенсивно наращивают свои мощности по приему агротуристов. Достаточно сказать, что в одной Австрии до 10 процентов  крестьянских усадеб предоставляют  услуги по размещению и питанию туристов. Беларусь выделяется среди стран  Восточной Европы своим природным  и культурным богатством и необыкновенным людским потенциалом. Восхищают  ее  живописные деревеньки с красивейшей  традиционной архитектурой, старинные  маленькие города, исторические места, уголки, овеянные легендами и поэзией, традиционная народная культура, вкусная  и разнообразная кухня, но  более  всего - гостеприимность и открытость белорусов - людей с Душой. Все  это создает великолепные предпосылки  для развития сети белорусских  агроусадеб.

В Национальной программе  развития туризма в Республике Беларусь на 2006-2010 годы агроэкотуризм выделен в качестве одного из важнейших направлений развития. Перед специалистами, владельцами агроусадеб, органами власти поставлен ряд задач: создание туристских деревень с традиционной народной архитектурой на основе существующих сельских поселений, расположенных в живописной местности; активизация использования резервов сельского населения посредством организации сельских туров с  проживанием и питанием в деревенских домах, усадьбах; создание агротуристских комплексов на базе сельскохозяйственных производственных кооперативов и т.д.

Актуальность моей курсовой работы заключается в том, что  в  Республике Беларусь агротуризм – достаточно развивающееся явление. В нашей стране есть огромный потенциал для развития, именно, этого вида туризма, благодаря экоресурсам.

 

Цель: изучить особенности развития агротуризма в Гродненской области.

Задачи:

  1. Осуществить анализ литературы по исследуемой теме;
  2. Проанализировать современное состояние и тенденции развития агротуризма в Гродненской области;
  3. Разработать индивидуальный текст экскурсии по агроусадьбе «Селяхи»;
  4. Разработать рекламную продукцию агроусадьбы «Селяхи».

Объект исследования: экскурсионная деятельность Республики Беларусь

Предмет исследования: агроусадьба «Селяхи» Волковысского района Гродненской области.

 

 

Методы исследования:

  1. Теоритический анализ литературы
  2. Анализ исторических документов
  3. Сравнительный анализ фото, рисунков, иллюстраций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Пояснительная записка

1.1 Сущность понятия «агротуризм». Формы организации агротуризма

Агротуризм - это вид деятельности, организуемый в сельской местности, при котором формируются и  предоставляются для приезжих гостей комплексные услуги по проживанию, отдыху, питанию, экскурсионному обслуживанию, организации досуга и спортивных мероприятий, занятиям активными видами туризма, организации рыбалки, охоты, приобретению знаний и навыков. Агротуризм ориентирован на использование сельскохозяйственных, природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристского продукта.

Агротуризм считают социально-ориентированным  туризмом.

При наличии разнообразных  видов и особенностей агротуризма, его классическая модель предполагает, что организацией туризма на селе занимаются исключительно фермеры  или члены их семей, извлекающие  из этого дополнительный доход, но не меняющие при этом своего производственного  профиля. Главная особенность в  том, что клиенту-гостю предлагают проживание в сельской местности  и знакомство с жизнью и бытом  фермеров.

Туристы некоторое время  ведут сельский образ жизни среди  природы, знакомятся с ценностями народной культуры, прикладного искусства, с  национальными песнями и танцами, местными обычаями, принимают участие  в традиционном сельском труде, народных праздниках и фестивалях.

Агротуризм ориентирован на ознакомление со спецификой (с особенностями) местного сельскохозяйственного природопользования, традиционным деревенским бытом и создает экономические предпосылки для развития дружественных природе методов ведения сельского хозяйства.

В последнее время агротуризм становится все популярнее среди  владельцев небольших предприятий  и все востребованнее среди туристов. В Европе существует примерно 190 тыс. структур размещения в сельской местности и практически каждый четвертый турист, в основном горожанин среднего достатка, проводит каникулы в селе. Среди факторов, повлиявших на развитие этой формы туризма, следует отметить:

- рост мобильности граждан  за счет увеличения количества  личного транспорта;

- более эффективная организация  свободного времени (выходные, более  частые и короткие каникулы);

- рост динамичности и  уровня стрессов в современной  городской жизни;

- разнообразие и рост  качества услуг, предлагаемых  владельцами туристических структур  в сельской местности, их специализация.

Агротуризм возник как  следствие быстрого развития гостиничной  индустрии в крупных курортных  зонах (приморские курорты, порты, санаторные центры). Эта форма туризма стала  привлекательна для туристов, которые  предпочитают покой, природную естественность, непосредственные контакты с местными традициями. В последнее время  сельские туристические направления  становятся все популярнее, а сельский туристический бизнес регистрирует из года в год все больший объем  продаж, привлекая все большее  количество бизнесменов в эту  сферу деятельности. В настоящее  время в динамике международных  туристических потоков наблюдаются  тенденции, благоприятные для сельского  туризма:

- ориентация туристов  на небольшие и комфортабельные  структуры размещения, в которых  господствует семейная атмосфера;

- активное времяпровождение  вне городских зон (экскурсии, прогулки, специфические виды спорта);

- повышенный интерес к  культурным ценностям, традициям,  местным праздникам.

Развитие агротуризма  основывается на уравновешенном менеджменте  потребностей сельской местности. Туристическое  предложение в сельской местности  складывается из нескольких компонентов:

- неповторимость местного  характера;

- конкретные преимущества  для туриста;

- преобладание естественного  начала;

- экономическая эффективность;

- специализированный маркетинг;

- отлично вписывается  в местный архитектурный стиль.

Кроме того, агротуризм произвел и социальные перемены в жизни  села. Взаимоотношения между принимающей  стороной и туристами развиваются, обычно, по следующему сценарию: прибыл как турист, а уехал как друг.

Отдых в селе носит больше активный, чем пассивный характер. Здесь туристам предлагаются занятия  активного характера, а также  возможность познать нечто новое:

1.Этнофольклорные мероприятия  - предполагают участие в творческих  ателье народных умельцев, просмотр  этнофольклорных концертов, участие в народных празднествах, посещение выставок, музеев и т.д.

2.Участие в сборе ягод, грибов, яблок и т.д.

3.Изучение истории государства,  географической зоны, населенного  пункта: предполагает посещение  исторических музеев, крепостей,  мемориалов, организация лагерей  для проведения археологических  раскопок под руководством специалистов.

4.Отдых в спокойных  местах с прекрасными пейзажами.

5.Организация экскурсий  в пейзажные заповедники.

6.Активный отдых - рыбалка  и охота.

7.Прогулки по лесу со  сбором грибов, ягод, лекарственных  трав и т.д.

8.Спортивные мероприятия.

Понятно, что владельцы  сельской усадьбы не могут обеспечить все типы развлечений даже для  своих туристов. Поэтому необходимо сотрудничество с другими структурами, которые обслуживают гостей села. Обычно такими партнерами становятся:

- структуры размещения (рестораны,  бары, таверны),

- владельцы транспортных  средств (традиционный, ретроварианты),

- центры народных промыслов  и ремесленного производства, художественные  и этнофольклорные коллективы, музеи, представительные хозяйства, администрация заповедника.

Агротуризм, как любая  отрасль туризма имеет свои плюсы  и минусы.

Так, положительным для  сельского населения являются:

-  возможность дополнительного  заработка в доступной деятельности (прием туристов, продажа им продукции  подсобного хозяйства, сопровождение  на рыбалку, за грибами, орехами,  конный прокат, транспортные услуги);

-  возможность для взрослых  членов семьи заняться созидательным  трудом;

-  интересное общение  с туристами из разных регионов, стран;

-  стимул для приведения  своего приусадебного участка  в порядок;

-  стимул для изучения  иностранных языков, приобретения  навыков работы на компьютере;

-  повышение образовательного  и культурного уровня;

-  повышение интереса  сельских жителей к сохранению  природы.

Положительные стороны для  органов власти и управления:

-  увеличение занятости  населения и рост доходов семей;

-  снижение социальной  напряженности в сельской местности,  постепенное улучшение качества  жизни сельских жителей;

-  рост предпринимательской  активности в сельской местности  и создание рабочих мест в  смежных с туризмом областях (культура, сельское хозяйство, транспорт,  торговля);

-  использование в сельском  туризме в основном ресурсов  населения, а не бюджетных средств;

-  дополнительные поступления  в бюджет косвенных налогов  от сферы услуг (торговля, связь,  транспорт, медуслуги, культура) и прямых налогов от деятельности объектов сельского туризма;

-  рост заинтересованности  населения в поддержании населенных  пунктов в порядке;

-  улучшение в будущем  криминогенной ситуации за счет роста культурного уровня населения и др.

Положительные стороны для  предпринимателей:

-  увеличение доходов  всей сферы обслуживания за  счет появления платежеспособных  клиентов (магазинов, АЗС, связи,  почты и пр.);

-  возможность создания  различных производств в связи с возросшим спросом (в первую очередь на продукцию сельского хозяйства);

-  возможность установить  деловые связи и привлечь инвестиции.

Информация о работе Развитие агротуризма в Гродненской области