Развитие агротуризма в Гродненской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:31, курсовая работа

Описание

Цель: изучить особенности развития агротуризма в Гродненской области.
Задачи:
Осуществить анализ литературы по исследуемой теме;
Проанализировать современное состояние и тенденции развития агротуризма в Гродненской области;

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Пояснительная записка
Сущность понятия «агротуризм». Формы организации агротуризма………………………………………………………………………...6
Развитие агротуризма в Республике Беларусь…………………..11
Современное состояние и тенденции развития агротуризма в Гродненской области……………………………………………………………...15
Перспективы развития агротуризма в Гродненской области на примере агроусадьбы «Селяхи»………………………………………………….24
Заключение…………………………………………………………….….43
Список используемых источников……………………………………...45
Приложение……………………………………………………………….47

Работа состоит из  1 файл

Развитие агротуризма в Гродненской области.docx

— 86.07 Кб (Скачать документ)

С целью создания представления  о состоянии агроэкотуризма в  Гродненской области был проведен анкетный опрос 25% хозяев усадеб, который  выявил то, что 70% усадеб расположено  относительно недалеко от районных центров (до 30 км), а значит попасть в них не составляет особого труда. Есть примеры того, что хозяева усадеб приезжают в ближайший населенный пункт или районный центр, где есть железнодорожная станция или автобусный вокзал для встречи своих клиентов.

В основном туристам предлагаются одноэтажные дома (80%) деревянной постройки (67%), в которых для приема агроэкотуристов подготовлены 2-3 комнаты. Около половины усадеб оснащено современными коммуникациями (вода, санузел).

Среди дополнительных услуг, которые предлагают хозяева усадеб своим гостям, можно выделить: сбор ягод и грибов (60%), рыбалку (57%), охоту (20%), отдых на воде и велопрогулки (по 43%), около 40% усадеб Гродненской  области организуют экскурсии по окрестностям, лишь четверть усадеб предлагают гостям быть участниками традиционных праздников и народных обрядов, 20% - наблюдать и быть участником сельского  быта. Катание на лошадях и общение с домашними животными предлагают соответственно 30 и 10 % усадеб. Примечательно то, что около 70% усадеб Гродненской области работает круглый год.

Мы рассмотрели положительные факторы и ресурсный потенциал развития агротуризма в Гродненской области. Однако для решения задачи успешного развития агротуризма необходим анализ факторов, влияющих на этот процесс как положительно, так и отрицательно. К положительным факторам развития агротуризма относятся толерантность сельского населения, наличие привлекательных природных и сельских ландшафтов, сохранность этнических особенностей и раритетных элементов материальной культуры и быта белорусской деревни. В ряде сельских регионов сохранились народные промыслы и ремесла, которые считаются одними из факторов аттрактивности сельских поселений.

Главными целями развития агротуризма являются удовлетворение спроса населения на отдых в сельской местности и повышение уровня жизни сельчан. Чтобы проблема повышения  доходов сельского населения  посредством организации туристского  обслуживания решалась эффективно, необходимо формирование рынка агротуристических  услуг. Это значит, что туристское обслуживание в деревне должно быть поставлено на поток, по крайней мере, в летний туристический сезон, а  не осуществляться эпизодически или  зависеть от случайных гостей. Решение  задачи ощутимого повышения уровня доходов сельского населения за счет туризма требует формирования массового рынка агротуризма с достаточным количеством потребителей для его устойчивого функционирования. Однако массовость агротуристских потоков - это перспектива будущего, так как в настоящее время, как в Гродненской, так и в других областях нашей страны широко распространены более дешевые формы отдыха, являющиеся альтернативой агротуристскому обслуживанию.

Во-первых, это - проведение свободного времени на садово-дачных участках, где горожане имеют возможность  отдохнуть вне урбанизированной среды, заняться сельским трудом в свое удовольствие. В последнее время  все большая часть населения  рассматривает свои дачи не как источник получения дополнительных продуктов питания, а как место отдыха, что связано с экономическим подъемом и повышением доходов населения до уровня, позволяющего удовлетворять потребности в продовольственных товарах практически полностью. Здесь, однако, следует отметить проблему сохранения дачных домов в целости и сохранности, так как воровство и поджоги стали не редкость. Люди, не имеющие дачи, в данном случае приобретают альтернативу: постоянно волноваться о своем имуществе или спокойно жить и работать в городе при этом каждый раз выбирать новые места отдыха в сельской местности.

Во-вторых, значительная часть  населения городов имеет тесные родственные связи с деревней. Многие жители городов имеют родственников  старших поколений в сельской местности, у которых зачастую проводят отпуска и каникулы. Доля горожан  с такой формой проведения свободного времени постоянно сокращается  в связи с постепенной утерей родственных связей с сельским населением.

В-третьих, виды отдыха вне  города (например, организация пикников), широко распространенные среди населения, легко осуществимы туристами  самостоятельно.

Сдерживающими факторами  развития агротуризма также являются некоторые социально-географические и природные условия. Среди социально-географических главным фактором является специфика сельской системы расселения, в которой доминируют средние и крупные сельские поселения, что явилось результатом активного внедрения коллективных форм ведения сельского хозяйства. В то же время для организации агротуризма больше подходит хуторская система расселения. В этом отношении Гродненская область является менее благоприятным регионом Беларуси. Среди природных факторов, которые способствуют меньшему развитию агротуризма следует отметить более короткий благоприятный период для летнего отдыха. Меньшая продолжительность благоприятного периода объективно способствует снижению объемов туристского обслуживания за год и повышению затратоемкости агротуристских услуг. Сезонность спроса, между тем, можно сгладить, предлагая туристам в межсезонье различные развлекательные программы, основанные на старинных праздниках, обрядах и обычаях. Так, например, "мёртвые" с точки зрения спроса февраль-март можно сделать привлекательными благодаря празднованию масленицы, проводов зимы и др. народных праздников.

Идея развития агроэкотуризма в белорусском обществе требует  проведения определённых мероприятий  в области нормативно-правовых актов, финансирования, налогообложения, маркетинговой  политики и т.д.:

1. Агроэкотуризм требует  осуществления специальной политики  и соответствующих программ в  нашей республике, т.к его нельзя устойчиво развивать, просто копируя то, что уже сделано в других странах, а тем более нельзя допускать его развития на беспорядочной основе;

2. Государственным органам власти следует упростить визовой режим при въезде в Республику Беларусь иностранных туристов. Изнурительные таможенные формальности сокращают количество потенциальных туристов, желающих отдохнуть в нашей стране;

3. Для развития агроэкотуризма  требуются практические и эффективные  системы координации между всеми  заинтересованными сторонами, включая  правительство, частные предприятия,  местные органы власти;

4. Следует установить  надлежащие юридические и организационные  механизмы в целях содействия  и эффективной организации местных  жителей во всём туристическом  процессе, включая определение политики, планирования, управления, налогообложения;

5. Необходимо создавать  благоприятные инвестиционные условия  (предоставлять кредитные, налоговые  и другие льготы) в целях притока  отечественного и иностранного  капитала;

6. Следует уделить внимание  проблеме сертификации усадеб  для того, чтобы гарантировать  соответствие их качества международному  уровню. Полученный сертификат будет способствовать повышению авторитета в глазах потребителей и иностранных туристов;

7. Дизайн сельских усадеб, в т. ч. гостиниц и других  средств размещения, ресторанов, кафе, баров, должен осуществляться  таким образом, чтобы не допускать  или сводить к минимуму любое  негативное воздействие на природную  среду. Желательно использовать  местные строительные материалы,  сохранять старинные архитектурные  ансамбли, использовать такие природные  источники энергии, которые не  загрязняют экологическую обстановку  региона;

8. Аналогичным образом,  средства транспорта и коммуникаций, используемые в указанных районах,  должны иметь низкий уровень  загрязнения;

9. Агроэкотуризм должен  способствовать охране и улучшению  природных территорий;

10. Профессионализм - важное  условие развития туристической  деятельности и агроэкотуризма  в частности. В последнее время  возросла потребность в знании  иностранных языков высококвалифицированных  гидах-экскурсоводах (предпочтение  должны отдаваться коренным жителям  соответствующего района);

11. Туристы, предпочитающие  указанный вид отдыха, нуждаются  в подробной специализированной  информации как до, так и во время поездки Предоставление полной и своевременной информации - один из основных элементов профессиональной деятельности в сфере туризма. Причём эта информация может быть представлена в различных формах: брошюрах, буклетах, картах;

12. Следует создавать информационные  центры основных регионов республики  в области агроэкотуризма. В настоящее  время только ОО "Агро - и экотуризм"  владеет оперативными данными  о предлагаемом отдыхе сельской  усадьбе;

13. В рекламных материалах  по агроэкотуризму должна содержаться достаточная информация о впечатлениях, на которые могут рассчитывать туристы, включая сведения о рельефе и климате, животном и растительном мире, и, в целом, о посещаемой местности. Сюда должна также включаться правдивая информация о размещении и организации питания, а также рекомендации о том, что можно и что нельзя делать в данном туристском центре;

Т.о. процесс развития агроэкотуризма в Гродненской области имеет ряд сдерживающим факторов: близость значительного числа потенциальных потребителей к деревне (родственные и дружеские связи), распространённость дачного отдыха, отсутствие частной собственности на землю и как следствие широкие возможности для самостоятельного отдыха на лоне природы, некоторые социально-географические и природные условия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

"Деревенский туризм - малая отрасль сельского хозяйства", - так считают уже во многих  европейских странах. Это направление  деятельности, которое позволяет  включить в дело массы населения,  живущего в провинции и сохранить  при этом местный колорит, обычаи, культуру.

Агротуризм имеет все шансы помочь белорусской деревне и развить положительный имидж нашей страны, незаметной пока на мировом туристическом рынке. Однако такие положительные перемены возможны лишь в том случае, если агротуризм станет полноправным сектором туристической отрасли.

Агротуризм — именно та новая сфера деятельности и исследований, где прослеживается взаимодействие направлений как экономического, так и неэкономического характера, как мирового, так и национального уровней, в частности, предоставление внутренних и международных туристических услуг.

Для успешного развития нового направления деятельности в сфере  туризма региона требуется мобилизация  сил всех участников проекта, членов ассоциации агротуристов (организаторов  проекта; владельцев средств размещения; информационно-рекламных служб; финансовых организаций; предприятий туристского  комплекса). Лишь взаимодействие всех четырех взаимосвязанных структур способно обеспечить эффективное, комплексное  и прогрессивное развитие агротуризма.

Для дальнейшего эффективного развития агроэкотуризма в гродненской  области необходимо:

– создать единую, устойчивую структуру агроэкотуризма в области, что обеспечит его ускоренное развитие (увеличение количества сельских усадеб, создание новых рабочих мест и т.п.);

– создать структуру координации  и поддержки развития агроэкотуризма в области;

– создать информационно-рекламный  центр по агроэкотуризму в Гродненской области, обеспечивающий продвижение данного турпродукта на национальный и мировой рынок туруслуг;

– обеспечить рост прямых отечественных  и иностранных инвестиций в агроэкотуризм  Гродненской области;

– стимулировать социально-экономическое  развитие микрорегионов путем создания агроэкотуристических кластеров;

– обеспечить поддержку  развития предпринимательства в  сельской местности, расширение производства, реализации сельскохозяйственной продукции, выпуск товаров народного промысла;

– обеспечить размещение туристов в сельских домах;

– повысить имидж сельских территорий и качество жизни на селе, создать систему устойчивого  развития сельских территорий и обеспечить сплочение сельского сообщества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

1. Горбылёва, З.М. Экономика туризма: Учебное пособие. - Мн.: БГЭУ, 2004.

2. Дурович, А.П. Маркетинг в туризме: Учебное пособие. - Мн.: Новое знание, 2001.

3. Зелёными тропами Беларуси. Туристический путеводитель / ОО«Агро- и экотуризм». Мн.: 2006.

4. Кабушкин, Н. И. Менеджмент туризма: Учебное пособие. -  Мн.: БГЭУ, 1999.

7.Клицунова, В.А. Роль  сельского туризма в возрождении  и  устойчивом развитии белорусского  села – Мн.: Юнипак, 2004.

8. Клицунова, В.А. Сельский туризм Беларуси: истоки и перспективы – Мн.: Юнипак, 2004.

9. Клицунова, В.А. Сельский туризм как перспективное направление   развития туристической отрасли в Беларуси: Материалы IV между нар. науч.

конф. -  Минск: НИЭИ Минэкономики РБ, 2004.

10. Клицунова, В. Туризм с приставкой "агро" – Мн.: Беларуская думка 2004.

11. Котляров, Е.А. География  отдыха и туризма. Формирование  и развитие территориальных рекреационных  комплексов. – М.: Мысль, 1978.

12. Национальная программа  развития туризма Республики  Беларусь на 2001-2005 годы. Мн., 2001.

13.Тарасенок, А. Виды  экологического туризма. /Туризм  и отдых. – 2000. – №2.

Информация о работе Развитие агротуризма в Гродненской области