Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 02:46, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является: анализ развития сферы туризма в России.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Оценить современное состояние сферы туризма в Российской Федерации.
Проанализировать состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации.
Рассмотреть состояние туристской инфраструктуры.
Определить состояние международного сотрудничества в сфере туризма.
Рассмотреть цель и задачи развития сферы туризма в Российской Федерации.
Введение
Глава 1. Современное состояние сферы туризма в Российской Федерации
1.1 Состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации
1.2 Состояние туристской инфраструктуры
1.3 Состояние международного сотрудничества в сфере туризма
Глава 2. Цель и задачи развития сферы туризма в Российской Федерации
Глава 3. Основные направления и механизмы решения задач развития сферы туризма. Оценка рисков
3.1 Развитие туристской инфраструктуры
3.2 Продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках
3.3 Совершенствование статистики в сфере туризма
3.4 Повышение качества туристских и сопутствующих услуг
3.5 Совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма
3.6 Оценка рисков
Глава 4. План мероприятий по реализации Стратегии
Глава 5. Федеральные целевые программы
Заключение
Список литературы
Общий объем финансирования из федерального бюджета по разделу «Развитие туристско-рекреационного комплекса» составляет 18,1 млрд. рублей.
По экспертным оценкам развитие туристско-рекреационного комплекса в результате реализации программы позволит создать около 13 тыс. рабочих мест, снизить уровень безработицы на 25 %, увеличить количество туристов более чем в 2,5 раза.
2. Участие в реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» совместно с Минсельхозом России.
Основной целью участия в реализации ФЦП является повышение уровня жизни жителей сельской местности за счет организации новых рабочих мест, повышение престижности проживания в сельской местности, развитие общей инфраструктуры на селе - дорог, транспортного сообщения, водо-, и газоснабжения, торговли и др.). К задачам, решаемым в рамках ФЦП, относятся: создание условий для привлечения частных инвесторов, развитие существующих туристских ресурсов сельской местности, создание сети сельских туристских хозяйств; воссоздание социокультурной среды исторического поселения («историческая деревня», «национальная деревня» или другой тип поселения); улучшение обслуживания сельского населения.
Ожидаемые результаты: увеличение занятости населения, постоянно проживающего в сельской местности, увеличение разнообразия туристского предложения на внутреннем туристском рынке, развитие малого предпринимательства, улучшение социальной обстановки на селе.
3. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы и до 2013 года», создание раздела «Развитие туристско-рекреационного комплекса» совместно с Минрегионом России.
Известно, что существующий въездной и внутренний потенциал используется данными регионами недостаточно или неэффективно. Вместе с тем развитие туризма в Дальневосточном федеральном округе способно решить многие социально-экономические задачи.
В соответствии с этим основной целью предлагаемого раздела является расширение возможностей внутреннего туризма для жителей регионов Дальнего Востока и Забайкалья и соответствующее сокращение выездного туризма, реализация мер государственной поддержки развития перспективных территорий и проектов в сфере туризма, повышение инвестиционной привлекательности районов, перспективных для туристского развития, увеличение числа рабочих мест.
К задачам по достижению обозначенной цели относятся: развитие туристских комплексов за счет создания необходимой инженерной инфраструктуры, модернизация и реконструкция инфраструктуры существующих туристских центров.
Ожидаемые результаты: увеличение поступлений в бюджеты всех уровней; привлечение инвестиций в туристско-рекреационный комплекс; увеличение занятости и повышение доходов местного населения, увеличение внутреннего и въездного туристского потока.
4. Участие в разработке и реализации федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2015 годы)» совместно с Минтрансом России.
В целях эффективного использования туристского потенциала России и увеличения туристских потоков на круизных маршрутах необходима государственная поддержка на федеральном уровне для проведения комплекса работ по развитию круизной инфраструктуры. Это касается дноуглубительных и берегоукрепительных работ, реконструкции и строительства причалов, прокладки сетей инженерной инфраструктуры для строительства морских и речных вокзалов, благоустройства территорий.
Целью участия в ФЦП является реализация круизного потенциала и повышение конкурентоспособности круизного туризма России, создание условий для привлечения инвестиций в сферу круизного туризма. К задачам, решаемым в рамках ФЦП, относятся: развитие, модернизация и реконструкция портовой инфраструктуры на внутренних водных путях; оборудование зелёных стоянок по всем маршрутам движения судов; устранение участков, лимитирующих пропускную способность туристских внутренних водных путей; строительство объектов береговой инфраструктуры.
Ожидаемые результаты: увеличение поступлений в бюджеты всех уровней, привлечение инвестиций в сферу круизного туризма, создание новых рабочих мест, увеличение внутреннего и въездного туристского потока.
5. Участие в разработке и реализации Федеральной целевой программы «Развитие историко-культурных зон в России» совместно с Минкультуры России.
Целью участия в ФЦП является создание условий для развития въездного и восстановления внутреннего туристского потока с культурно-познавательными целями. К задачам, решаемым в рамках ФЦП, относятся: формирование туристской и сервисной инфраструктуры в историко-культурных зонах городов и поселений; соединение интересов культуры и туризма для создания оптимальных условий развития частно-государственного партнерства; обеспечение сохранности зон исторической застройки малых исторических городов в историко-культурных зонах; формирование туристической и сервисной инфраструктуры в зонах развития культурно-познавательного туризма; поддержка развития народных промыслов и ремесел.
Ожидаемые результаты: повышение занятости населения, и как результат, снижение социальной напряженности в регионах; сохранение историко-культурных зон исторической застройки малых и средних городов России как центров русской провинциальной культуры; увеличение бюджетных поступлений, рост въездного и внутреннего туристского потока.
6. Проект федеральной целевой программы «Туристско-рекреационное развитие прибрежных территорий Азовского и Каспийского морей на период 2010-2015 гг.».
В настоящее время Азовское побережье обладает значительными рекреационными ресурсами, но не имеет сформированной инфраструктурной логистики, имиджевой и инвестиционной привлекательности.
Серьезным препятствием для развития туризма на побережье Азовского моря является сложная планировочная ситуация, отсутствие или плохое состояние инженерной инфраструктуры, ограниченные ресурсы пресной воды питьевого качества. Дефицит энергоресурсов в курортный сезон, недостаточное развитие дорожных сетей, коммунальной инфраструктуры, особенно водоснабжения, требуют серьезных капиталовложений в модернизацию, реконструкцию и новое строительство инженерной инфраструктуры.
В настоящее время освоение побережья носит очаговый характер и представлено мелкими, стихийно сформировавшимися рекреационными предприятиями.
Вместе с тем побережье Азовского моря с учетом продолжительности купального сезона, количества солнечных дней, существования лечебных грязей благоприятно для развития пляжного туризма и создания спа- комплексов.
Создание туристских комплексов на российском побережье Азовского моря, расположенном на территории Краснодарского края и Ростовской области, сможет существенно увеличить внутренний туристский поток, особенно в летний период, и повысить качество массового отдыха населения страны со средними доходами.
Каспийское побережье обладает большими запасами целебных вод и лечебных грязей, протяженностью песчаных пляжей около 490 км, богатым природным, историческим и культурным наследием, хорошей транспортной доступностью, располагает экологически чистыми продуктами питания и в целом является прекрасной базой для развития туристско-рекреационного комплекса федерального значения.
Кроме возможностей пляжного туризма прикаспийские территории Дагестана обладают уникальным культурно-историческим наследием. Здесь расположен древний город Дербент, насчитывающий около 5000 лет с момента основания. Это усиливает перспективы успешного туристского освоения данных территорий.
Целью Программы является создание дополнительных условий для развития внутреннего туризма в Российской Федерации за счет увеличения территорий для пляжного, оздоровительного и культурно-познавательного видов туризма.
Реализация Программы будет способствовать развитию сельского хозяйства, повышению занятости населения и его доходов, стабилизации политической обстановки.
В соответствии с этим задачами федеральной целевой программы являются создание современной туристской, в том числе инженерной, инфраструктуры для развития туристских комплексов на прибрежных территориях Азовского и Каспийского морей, повышение качества жизни и уровня занятости населения, обеспечение мер безопасности туристов и местных жителей.
Ожидаемые
результаты: создание современных рекреационно-туристических
комплексов на прибрежных территориях
Азовского и Каспийского морей; улучшение
социального климата и повышение занятости
и уровня жизни населения Дагестана, Астраханской
области, Калмыкии, Краснодарского края,
Ростовской области; стимулирование развития
пляжного, оздоровительного и спа-туризма;
рост внутреннего туристского потока
в Российской Федерации, увеличение поступлений
в бюджеты всех уровней; увеличение объема
инвестиций в туристические объекты [3].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Туризм – мощная мировая индустрия, в которой задействованы огромные массы работников, основных средств, это категория, испытывающая сильное влияние экономики и политики. А осуществляют и организовывают обслуживание туристов предприятия индустрии туризма – турфирмы при взаимодействии с гостиничными предприятиями и предприятиями общественного питания.
Оборотный капитал предприятия в сфере туризма имеет особые характерные черты. Обусловлено это тем, что турист в настоящее время имеет определенный вкус, предпочтения и интересы. Предприятия должны мгновенно улавливать настроения туристов, так как прибыль зависит от качества предлагаемых услуг и интересных предложений, т.е. предприятие должно быть конкурентоспособным. В туризме процессы производства, реализации и организации потребления турпродукта соединены в единый производственно-обслуживающий процесс.
Значение туризма, как стимулятора развития других отраслей хозяйства, таких как строительство, торговля, производство товаров народного потребления, связи и т.д. постоянно растет. В туристской индустрии динамика роста объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест не много быстрее, чем в других отраслях. Временной промежуток между ростом спроса на туристские услуги и появлением новых рабочих мест в туристском бизнесе минимальны.
Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущих спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности.
Несмотря на продолжающийся туристский бум в России, влияние туризма на экономику страны пока незначительно, так как государство, в свою очередь, характеризуется отсутствием реальных инвестиций в данную область экономики, низким уровнем частичного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров. В рамках страны туризм способствует стабильному положению национальной экономики. Туризм оказывает положительное влияние на сохранение мира во всем мире. Повышение интереса одного народа к культуре другого ведет к взаимопониманию.
В заключение, хочется сделать несколько выводов по специфике развития туризма в России.
Этапы развития туризма в России были обусловлены историческими, экономическими, политическими, культурными аспектами.
1. Первые путешествия, совершаемые с утилитарными, познавательными, политическими и религиозными целями, сформировали навыки территориальных перемещений, способствовали распространению географических знаний о странах, народах, а также знакомили с достижениями их культуры. Последующие туристские передвижения первоначально носили экскурсионно-познавательный характер: горные восхождения, пешие прогулки, походы, путешествия за границу.
2. Развитие различных видов туризма: отдых, лечение, деловые поездки, пролетарский туризм, семейный, детский, молодёжный туризм, туризм элитного характера, спортивные путешествия, транспортные туры, экологический туризм и др.
3. Создание туристской инфраструктуры (от хижины и приютов к комфортабельным гостиничным комплексам) и материально-технической базы (различные снаряжения, инвентарь и т.д.)
4. Развитие транспортных средств привело к массовому туризму.
5. Постепенное формирование рынка услуг.
6. Повышение качества туристских услуг и обслуживания.
7. Создание административно-правовых норм в туризме.
8. Информационное обеспечение туристского бизнеса: издание газет, журналов, буклетов, организация выставок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ