Осталями называют
студенческие отели международной сети
«Hotels». Цены здесь в 2-3 раза ниже, чем в
самых дешевых отелях, удобства соответствуют
стоимости.
В Испании
насчитывается около 800 кемпингов.
Они располагаются по всей
территории, но особенно много
их вдоль побережья. В зависимости
от оборудования они имеют
категории от * до ***. Кроме того, практически
по всему побережью Испании
предлагаются внаем меблированные
квартиры.
Не всем
известно, что в Испании есть
бальнеологические курорты («spa»
- курорты), замечательно подходящие для
релаксации и лечения. Их насчитывается
около 90. На бальнеологических курортах
наиболее часто встречаются гостиницы
категории ** или ***, конечно есть отели
более высокого уровня. Естественно, большинство
«spa» - отелей оборудованы ванными павильонами
и всевозможными кабинетами для оздоровительных
процедур.
Рекордное
число испанских пляжей и спортивных
портов получили в 2002 году так
называемый «Синие флаги». Присуждение
этого отличительного знака осуществляется
по решению организации ADEAC-FEEE
и означает повышение уровня
чистоты окружающей среды в
прибрежной зоне, выполнение всех
предписанных норм и соответствие
стандартам качества и гигиены
воды и песка, а также наличие
служб охраны и исследования
зон, благодаря которым пляжи
становятся пригодными для купания.
В 2002 году
«Синие флаги» получили 423 пляжа
и 96 спортивных порта, расположенных
в 11 Автономных сообществах страны.
Это на 44 единицы больше, чем предыдущем
году. Что касается областей, завоевавших
наибольшее количество подобных
регалий, то здесь лидирует
Каталония (88 и 19 соответственно),
на втором месте Валенсийское
Сообщество (85 и 19), на третьем – Андалусия
(63 и 20).За ними с небольшим отрывом следует
Галисия, Балеарские и Канарские острова,
Мурсия Кантабрия, Страна Басков, Астурия
и Мелилья.5
Помимо гостиничного
сектора, Испания обладает развитой
сетью транспортных коммуникаций.
Самолет по-прежнему остается
самым популярным транспортным
средством для прибытия в страну.
Так, в 2000 году, 70% прибывших в
страну (34,3 миллиона) осуществили свою
поездку воздушным путем. 22% (10,8 миллионов)
по автодорогам, 5% морским путем
(2,5 миллиона) и оставшиеся 3% по железной
дороге.
Внутренняя
транспортная система Испании
имеет радиальную структуру с
большим числом главных автодорог
и железнодорожных линий, сходящихся
в Мадриде. Железнодорожные линии
в Испании эксплуатируются государственной
компанией RENFE (Национальная Сеть
Испанских Железных Дорог). Поезда
в Испании подразделяются на
несколько видов в зависимости
от скорости и уровня комфорта.
Общая протяженность сети железных
дорог около 22 тысяч км, из них
около четверти электрифицированных,
по данным на 1994 год. Главные
линии используют широкую колею;
местные линии, составляющие по
протяженности 1/6 от всей сети,
имеют узкую колею.
В 1987 началась
реализация 13-летнего плана развития
железнодорожного сообщения, и
в 1993 благодаря субсидиям от
ЕС была пущена первая высокоскоростная
пассажирская линия Мадрид –
Кордова – Севилья, а затем
ответвление Кордова – Малага.
Поезда, сконструированные по последнему
слову техники, развивают скорость
до 300 км/ч, и если состав опаздывает
больше чем на 5 минут, пассажирам
возвращают деньги за билеты
обратно.
Постоянное
инвестирование в инфраструктуру
железных дорог является решающим
фактором роста отрасли. Даже
современный подвижной состав
не будет эффективно использоваться
при плохом состоянии инфраструктуры
или ее несоответствии объему
и характеру перевозок, что
отлично понимают испанские железнодорожники.
Модернизация линий железных
дорог позволит сократить продолжительность
поездки пассажиров и доставки
грузов до такого уровня, при
котором железнодорожный транспорт
может конкурировать с автомобильным.
Так, максимальный объем инвестиций
мировых банковских структур
вкладывается именно в железные
дороги Испании, где предусмотрено
построить 5800 км новых линий и создать
к 2010 году сеть высокоскоростных железнодорожных
сообщений общей протяженностью 7200 км.
На этот проект необходимо будет затратить
свыше 120 млн. долларов, сумма, которая
значительно выше, чем для Германии и Великобритании.
Так только в 2002 году испанское правительство
выделило 3 млрд. долларов в их развитие,
а это на 33 % больше инвестиций 2001 года.
Заложено финансирование новых инициатив
в области высокоскоростного строительства,
включая реконструкцию линий на северо-востоке
и северо-западе (в Галисии), продление
высокоскоростной линии к побережью Бискайского
залива, новые высокоскоростные магистрали
Мадрид — Валенсия/Аликанте и Мадрид —
Толедо. Помимо высокоскоростного строительства,
крупные статьи расходов связаны с развитием
пригородных сообщений, усилением инфраструктуры
действующих линий сети.
В Испании
действуют две государственные
авиакомпании – «Иберия» и
«Авиако», а также ряд небольших частных
авиакомпаний, работающих на местных линиях.
В декабре 2001 года в Европе число пассажиров
снизилось на 13.7%, а на трансатлантических
рейсах в Северную Америку - на почти 22%.
Та же тенденция - в январе 2002 года. Но в
феврале число пассажиров выросло - на
2.1%, что дает надежду хоть на медленный,
но относительно постоянный и надежный
рост перевозок. 6
Автодорожная
сеть Испании составляет 332 тыс.
км, из них 2/5 – с твердым
покрытием. В последнее десятилетие
резко увеличился парк автомобилей.
Так к 1965 в Испании насчитывались
529,7 тыс. легковых автомобилей
и 260 тыс. грузовых (включая тракторы),
а к 1991 соответствующие показатели
достигли 12,5 млн. и 2,5 млн. машин.
2.2. Испанские
туроператоры на международном
туристском рынке
В «доиндустриальную»
эпоху развития туризма путешествие, как
правило, носило индивидуальный характер.
Его планирование и проведение осуществлялось
или самим путешествующим лицом, или, по
его поручению и согласно его указаниям,
в бюро путешествий. Позднее эту функцию
взяли на себя фирмы, называемые туроператорами.
Массовый туризм 50-х гг. обусловил стандартизацию
туристических услуг, создание заранее
подготовленных, спланированных и подсчитанных
«пакетов услуг». Этот набор услуг по единой
цене предлагается вниманию потребителя
в каталогах туроператоров. Предварительное
планирование маршрута поездки, размещения,
питания, программы тура, то есть все, что
ранее должен был предусматривать сам
турист, с 50-60-х гг. было поставлено туристическими
фирмами на «конвейерное производство».
Организованные «общественные поездки»
существовали и до 1945 г., но их количественное
значение невелико по сравнению с объемами
послевоенных лет. Организованные туризм
как форма туризма, затрагивающая самые
широкие слои населения и форсируемая
прежде всего деятельностью специализированных
турфирм, является феноменов послевоенного
времени.
Под «организованным
туризмом» понимают предложение
стандартизированных пакетов туристических
услуг, которые в совокупности
своей образуют «туристическое путешествие».7
Турфирма комбинирует в пакете услуг,
по своему усмотрению, но на основе желания
клиента, услуги непосредственных производителей
– гостиниц, транспортных предприятий,
экскурсионных бюро и т.п. Турфирмы, создающие
подобные пакеты услуг, и называются туроператорами.
Продукция туроператоров, а также услуги
отдельно взятых производителей первичных
туруслуг, находят сбыт через турагентов
– бюро путешествий.
Туроператор
не просто реализует на рынке
услуги непосредственных производителей
(гостиниц, авиакомпаний, и т.д.). Специфика
его услуг заключается в подборе
и комбинировании основных и
дополнительных туристических услуг
(экскурсии, спорт и т.д.), их
предварительном планировании и
стандартизации, т.е. формировании
программного пакета услуг по
единой цене, в совокупности своей
образующих туристическую поездку.
Рассматривая
туроператоров Испании, нужно
отметить, что их наличие является
индикатором развитости туризма.
Крупнейший
оператор Испании «Turespana» - государственная
организация, имеющая представительства
в 28 странах мира. Кроме этой ведущей фирмы,
имеются и негосударственные организации
по туризму – туроператоры. Один из крупнейших
негосударственных туроператоров Испании
– «Sol Melia». Эти туроператоры Испании занимаются
формированием программного пакета туруслуг.
Это значит, что производится комбинирование
составных частей программного пакета
туруслуг: 1. Инфраструктура, которая вмещает
в себя транспорт, гостиницы, обслуживающий
персона и т.д.; 2. экскурсионные бюро. Далее
производится реализация такого турпакета,
чаще всего – с помощью посредников.
Основная
работа этого туроператора производится
по 2-м направлениям, характеризующим
высокое качество его работы.
Первое –
комбинирование и реализация
турпакетов, составленных на основе
«чужих» составляющих, то есть
составление турпакета ведется
с помощью других туроператоров,
располагающих, например, своей инфраструктурой
или своими экскурсионными бюро,
сюда включаются и свои составные
части турпакета.
Второе направление
– это составление турпакета
только на основе своих собственных
составляющих (инфраструктура, экскурсионные
бюро и т.д.). Это направление
работы «Sol Melia» является главным в их
работе. Причем в обоих случаях деятельность
этого туроператора отнюдь не ограничивается
территорией Испании.
По качеству
инфраструктуры этот туроператор
входит в число лучших. Туроператор
«Sol Melia» располагает сетью прекрасных
гостиниц (всех уровней – от 2звездочных
и до 5-звездочных). В их наличии гостиницы
2-х уровней, в зависимости от уровня и
требований потребителя турпродукта:
1. гостиницы «Sol Hotels», рассчитанные на
4 и 5 звезд.; 2. гостиницы «Melia Hotels» - более
низкого уровня, менее 3-х звезд.
Сеть этих
гостиниц распространена не только
в Испании, но и по всему
миру – более, чем в 25 странах
мира, около 200 гостиниц, с числом
мест около 90000.
В Испании
число этих гостиниц доминирует
(около 70%).
Что касается
регионов мира, где распространены
эти гостиницы, это:
Европа (Андорра,
Бельгия, Португалия, Тунис, Франция,
Греция, Турция, Германия);
Азия (Индонезия,
Малайзия, Сингапур, Таиланд, Израиль);
Южная Америка
(Венесуэла, Колумбия, Мексика, Коста-Рика,
Уругвай, Бразилия и Куба);
Африка (Марокко,
Египет, Доминика).
Наибольшее
число этих гостиниц распространено
в Южной Америке и Европе. Заметно,
что «Sol Melia» располагает свои гостиницы
в регионах наибольшего наплыва туристов,
где наилучшим образом развивается индустрия
туризма.
Во многих
странах мира расположены представительства
«Sol Melia», контролирующие работу агентств,
которые распространяют турпродукцию
оператора. В 12-ти странах находятся главные
представительства, в Европе (Бельгия,
Франция, Германия, Италия, в разных регионах
Испании), в Японии, США, странах Южной
Африки. Такая широкая сеть представительств
свидетельствует о высоком уровне развития
туроператора по всему миру.
Еще одним
ярким примером туроператоров
Испании является фирма «SolTour».
Это - один из крупнейших туроператоров,
который успешно работает на международном
туристском рынке более 20 лет. За эти годы
«SolTour» предоставил обслуживание 0,5 миллионам
туристов, и большинство из них стало его
постоянными клиентами. В 1997 году «SolTour»
был признан лучшим туроператором Испании.
Думается, что
на примере рассмотренных выше
туроператоров можно сказать,
что высокое развитие этих
элементов туриндустрии страны
говорит о высоком уровне развития
туризма в Испании в целом.
2.3 Статистика
туризма в Испании*
На сегодняшний
день Западная Европа считается
крупнейшим туристским регионом
мира. В 2000 году ее посетили
около 403 млн. туристов, что составляет
58% от общемирового показателя. При
этом 55% туристов путешествуют внутри
европейского региона. На долю
туристского сектора приходится
5,5% ВВП Европейского Союза и
почти треть экспорта услуг
и товаров.
Сегодня Испания
прочно занимает лидирующие позиции
в рейтинге мировых туристских
держав, как по объемам прибытий,
так и по доходам в отрасли.
В 2001 году страну посетили 75.5 млн.
человек из которых не менее
65% (49.5 млн.) относятся к категории
туристов. Число туристских ночевок
выросло на 5% и составило 423,6 млн.
Еще более быстрыми темпами
растут доходы туриндустрии –
они превысили 31,7 млрд. евро. Это
объясняется определенной политикой
правительства Испании, направленной
на возведение индустрии туризма
в основную отрасль экономики,
дающую гигантские доходы в
бюджет государства.
68% туристов
приехали в Испанию на отдых,
8% по рабочим делам и на обучение,
4% на лечение или же по личным
делам. Необходимо отметить, что
за последние годы количество
людей, приезжающих по делам
или на обучение, увеличилось
в два раза по сравнению
с 1998 годом.
В 2000 году
бесспорными лидерами среди туристических
направлениях в Испании являются
Канарские и Балеарские острова,
43% туристов отдыхали именно там. За ними
расположились побережья Средиземноморья:
19% Каталония, 13% Андалусия, 8,9% Валенсийское
Сообщество и Автономное Сообщество Мадрид
– 8,3%.
Наибольшее
число иностранных туристов, посетивших
Испанию в 2000 году, приехали из
Великобритании – 12,8 миллионов
туристов (26,2%), за которой следует
Германия с 11,3 миллионами человек
(23,7%). Из Франции приехали 5,7 миллионов
человек (11,9%), из Италии 2,1 миллион,
из Бельгии 1,7 миллионов и Португалии
1,5 миллионов человек.