Развитие туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:36, реферат

Описание

Мир становится глобальным сообществом, а туризм – глобальным бизнесом, расширяющийся рынок которого не оставляет без внимания ни единого местечка на Земле. Говоря о туристском потенциале в Республике Казахстан, следует отметить, что наша республика обладает значительным туристско-рекреационным потенциалом и имеет большие возможности для туризма, как внутреннего, так и международного. У Казахстана есть все шансы предоставить мировому туристскому рынку этой сфере свои услуги.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛЕЧЕБНОГО ТУРИЗМА КАЗАХСТАНА 5
1.1 Природные факторы развития лечебного туризма Казахстана 5
1.2 Социально-экономические факторы развития лечебного
туризма Казахстана 13
2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ САНАТОРНО-
КУРОРТНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 27
2.1 Районы и зоны развития санаторно-курортного
туризма в Казахстане 27
2.2 Динамика и анализ развития рекреационной
деятельности в Казахстане 29
3 ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ САНАТОРНО-
КУРОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЗАХСТАНЕ 35
3.1 Основные направления развития санаторно-курортного
туризма на перспективу 35
3.2 Внедрение мирового опыта управления санаторно-
курортным делом в казахстанскую практику 40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа 111.doc

— 339.50 Кб (Скачать документ)

Понятно, что определяющими  в развитии рекреации являются социально-экономические условия. Экономический спад и удорожание жизни ограничивают возможности населения в удовлетворении рекреационных потребностей, в то же время они не исчезают совсем. Поэтому на кризисном этапе возрастает доля активных форм отдыха, а также отдыха, не требующего от населения значительных затрат (самодеятельный туризм). В этих условиях рекреационную притягательность сохранят в основном те районы, которые уже сейчас обладают сравнительно развитой инфраструктурой (Баянаульский природный парк, Каркаралинская зона, Щучинско-Боровская, предгорья Заилийского Алатау близ Алматы). Для охраны природных комплексов и их благоустройства в этот  период необходимо внедрение таких рычагов природопользования, как платежи за использование природных ресурсов [5].

Долгосрочной целью освоения рекреационных ресурсов является обеспечение потребностей населения республики в различных видах курортного и туристского обслуживания. На следующем этапе экономических преобразований(1999-2015гг.) должно завершиться формирование территориальной структуры рекреационной системы и её развитие на базе научно-технического прогресса. Первостепенное внимание при этом уделяется комплексному использованию имеющихся ресурсов лечения, отдыха и туризма. Широкое развитие рекреации обеспечит формирование специфичных территориальных хозяйственных систем. Расширение межведомственных  и межотраслевых связей будет способствовать более рациональному использованию капитальных вложений.

Рекреационная деятельность, определяя специализацию района, в свою очередь ускорит развитие других отраслей экономики, связанных с обслуживанием туристов (строительная индустрия, создание инфраструктуры, производство сувениров, издание туристской литературы и реклама, народные промыслы и другое). При этом размещение материальной базы туризма должно осуществляться таким образом, чтобы активно влиять на формирование туристского потока.

Целесообразным, вероятно, следует считать создание государственного органа (республиканская комиссия-комитет по организации отдыха населения), в компетенцию которого должны входить контролирующие и координирующие действия по проектированию и строительству, определению стратегии дальнейшего развития рекреационной отрасли. В настоящее время для последней характерно многоведомственное управление не только в пределах республики, но и в отдельных сформировавшихся  курортах (курортных местностях). В этом случае полномочия по управлению такими территориально-рекреационными комплексами следует передать местным Советам народных депутатов через иерархическую структуру комиссий (комитетов). Имея  реальное право на формирование планов и сроков строительства и аккумулируя средства долевого участия застройщиков, арендной платы за пользование рекреационными ресурсами, местные Советы получат возможность осуществлять необходимое благоустройство, охрану и рациональное использование курортных объектов, жилищное и гражданское строительство [6].

Неразработанность экономических отношений в использовании природных ресурсов требует постановки задач по совершенствованию методики расчёта экономического ущерба, расширения нормативно-технической и информационной базы. Создание обширной и разносторонней информативной базы и контроль за состоянием территориальных рекреационных систем облегчит решение комплекса проблем, связанных с управлением курортно-рекреационным хозяйством. В связи с этим система республиканского управления отраслью  отдыха должна иметь специальную службу, в состав которой включаются: контрольно-измерительная сеть с непрерывным режимом работы, центр по приёму и хранению информации и созданный  на этой основе банк данных; контрольно-техническая служба по информатике и пуско-наладочным работам. Такие функции в республике могла бы выполнять служба, наделённая полномочиями для принятия решений и контроля за их выполнением.

 

3.2 Внедрение мирового опыта управления санаторно-курортным делом в казахстанскую практику

 

 

Созданная у нас в стране система санаторно-курортного лечения не имеет аналогов в мировой практике. Будучи неотъемлемой частью общей структуры «поликлиника, больница, санаторий», в доперестроечные времена она выполняла социально значимые функции, и располагала безальтернативными метода лечения многих недугов. Государство осуществляло единую политику развития санаторно-курортного комплекса, рассчитанного на массового потребителя. Была отработана система финансирования - и за счет госбюджета, и за счет фондов предприятий, и из других источников. Система реализации санаторно-курортных путевок обеспечивала оптимальную загрузку здравниц.

Реформирования казахстанской экономики привело к изменению организационно-правовых форм собственности санаторно-оздоровительных организаций. Прекратила существование общегосударственная схема реализации путевок, была разрушена централизованная система управления санаторно-курортного комплекса. Всё это потребовало пересмотра государственного подхода к перспективам развития санаторно-курортного комплекса, регулирования рынка и формированию абсолютно новой политики совершенствования системы управления - ведь данная сфера напрямую связана со здоровьем человека [2]

За прошедшие годы так и не было, к сожалению, полностью сформировано законодательство о санаторно-курортной деятельности. До сих пор не сформирована отраслевая система стандартизации, сертификации и лицензирования, не налажена унифицированная система подготовки кадров и их аттестации.

Как известно, показатели здоровья населения в Казахстане за последние годы ухудшились. При этом число санаторно-курортных учреждений заметно сократилось. Особую тревогу вызывает повсеместное закрытие центров летнего отдыха детей и подростков. Правовая база деятельности летних оздоровительных лагерей  к моменту открытия сезона была такова, что если соответствовать во всём букве закона, то следовало бы закрыть практически все учреждения. Проблема упиралась в требование лицензирования. Разработчики норматива не учли ряд аспектов, связанных со спецификой деятельности лагерей. Оттого и возник логический парадокс, в котором надо поставить запятую: «закрыть нельзя, лицензировать». В этой же ситуации не исполнения закона грозило меньшими проблемами, чем его исполнение. Специалисты выявили целый ряд и других проблем, касающихся штатного расписания, подбора кадров, требований санитарно-эпидемиологической станции [16].

Конечно, первое, что необходимо сделать - это ужесточить требования к образовательной программе и к организации питания детей. Так, в 2004 году лагерям предписывалось получить «сертификат соответствия требованиям безопасности услуг питания, выданный государственной системой сертификации Республики Казахстан». По сути, документ, скопированный у служб общественного питания. Но этот подход чиновников фактически перечеркнул еще советское требование практически ежедневного контроля питания детей, который проводят службы санитарно-эпидемиологической станции. Выходило, что сертификаты, полученные один раз на определенную группу товаров, становились своего рода охранной грамотой от проверок на весь сезон. То есть, можно было в мае получить сертификат, а три летних месяца кормить детей, чем придется. К началу сезона 2005 были отработаны практически все вопросы с санитарно-эпидемиологической станцией, пожарными и экологами. Перечень документов на 2005 год остался прежним, но с некоторыми поправками [17].

В лагерях должны работать только преподаватели, притом треть из них должны иметь высшую и первую категории. Вопрос о лицензировании по-прежнему остается. И он требует адаптации и доработки к специфике деятельности. К примеру, в Алматы в соответствии с лицензией отработали только три лагеря и ещё семь в области. Стоимость лицензии для лагеря, как и для всех иных учреждений, десять расчетных показателей. В текущем году это составило 9190 тенге. Безусловно, сумма скажется и на стоимости путевок. Ещё одно требование, существенно удорожавшая стоимость путёвок – начисляемый налог на добавленную стоимость. Своевременная отмена налога на добавленную стоимость позволила бы увеличить число отдохнувших детей. Статья 231 Кодекса «О Налогах и других обязательных платежах в бюджет» предусматривает освобождение от налога на добавленную стоимость работ, выполняемых в сфере дополнительного общего образования и осуществляемых на основании выданной лицензии, однако местные налоговые органы не считали деятельность лагерей таковой.

Конечно, потеря налога на добавленную стоимость с детских путёвок не отразится на доходной части бюджета, но их удешевление позволит оздоровить значительно больше ребят из необеспеченных семей, детей сирот. Семьям среднего достатка это тоже немаловажно. К примеру, ежегодно городской акимат города Алматы выделяет из бюджета на оздоровление детей немалые суммы. В 2004 году- 35 миллионов тенге, в 2005- 45 миллионов. В нынешнем году за счёт этих средств отдохнуло более 2000 человек.

Важно ведь то, что школьники не только будут отдыхать и поправлять здоровье, но и смогут найти интересные и полезные занятия. Борьба с вредными привычками, с наркоманией, по большому счёту должна начинаться с предоставления здоровой альтернативы, с возрождения дворовых клубов, государственной поддержки домов творчества школьников, стимулирование образовательных проектов и сети внешкольных учреждений. Отмена налога на добавленную стоимость с детских путёвок - один из важных государственных стимулов на этом пути.

Материальная база курортов пришла в упадок. Республиканским бюджетом на строительство новых объектов и реконструкцию санаторно-курортных учреждений инвестиций не выделено. В общем, объём расходов на капитальный ремонт учреждений санаторно-курортного комплекса наибольшая доля приходится на внебюджетные средства, при этом доля бюджетных средств уменьшилась. За последние 10 лет санаторно-курортные учреждения в недостаточной степени оснащались современным оборудованием. Нормативный срок эксплуатации медицинского оборудования в них выработан на 78%, по отдельным учреждениям этот процент ещё выше. Особое внимание к проблеме финансирования санаторно-курортного комплекса обусловлено отсутствием единой политики в данной сфере, а также наличием множества децентрализованных источников, не позволяющих представить достоверную картину [4].

С точки зрения системы организации лечения и оздоровления казахстанские курорты находятся на довольно низком уровне, что вдвойне обидно, так как мы обладаем хорошим рекреационным потенциалом. Назрела острая необходимость наметить и провести комплекс мер, направленных на сохранение и улучшение потенциала санаторно-курортной сферы страны и формирование системы современных курортных комплексов, способных решать медико-социальные задачи и экономические проблемы формирования индустрии курортного дела. В первую очередь надо разработать и принять целевую республиканскую программу «Развитие курортного дела в Республике Казахстан». Немаловажный вклад в развитие такой программы сделали бизнесмены, создающие отечественную туриндустрию, пытающиеся найти особый путь, который бы выгодно отличался от того, по которому идут зарубежные коллеги. Однако недостаток опыта в деле развития современных курортов, отвечающих всем запросам отдыхающих, сдерживает процесс, и поэтому нашим деловым людям крайне необходима квалифицированная методическая помощь со стороны критического взгляда на то, всё ли мы правильно делаем. Безусловно, работа зарубежных санаториев заслуживает внимания. Это опыт, который стоит изучать и перенимать. Можно выделить следующие положительные моменты:

-ценовая политика по отношению к туроператорам. Зарубежные санатории предоставляют значительные комиссионные вознаграждения турфирмам, что даёт возможность  не завышать цену «от стойки». При этом скидки турагенствам идут за счет операторского вознаграждения;

-поменять систему оплаты, ввести систему отпускных чеков. Не может беспокоить проблема дисбаланса между потребностью в санаторно-курортном лечении и отсутствием возможности приобретения путёвок по причине низкой платежеспособности населения. Сегодня многие у нас не в состоянии покупать путевки, не в состоянии платить за них ни государство, ни предприятия, чтобы как-то решить эту проблему, следует поменять систему оплаты. Подобной системой с успехом пользуются в Швейцарии, Франции и Бельгии. Суть её в том, чтобы оптовыми покупателями путёвок стали предприятия. При этом половина той суммы, которую они потратят на приобретение путёвок, должна войти в себестоимость продукции. А значит, с неё не нужно платить налогов. И второе – предприятие продает путевку своему работнику за 50%, а те 50%, которые оно доплачивает за него, не должны облагаться подоходным налогом. Это предложение снимает вопрос реализации путевок.

-большой плюс работы зарубежных санаториев - заблаговременная, как правило, за год, готовность цен на сезон. У наших санаториев цены выдаются оператору в начале сезона, а то и поквартально, что очень неудобно и требует дополнительных трудовых и временных затрат на пересчёт и подготовку цен к сезону.

-зарубежные санатории всегда предоставляют подробнейшую информацию о себе – полиграфия, Интернет, CD –диски и прочее. Это удобно при выборе санаториев, при подготовке каталогов, при общении с клиентами. 

Менеджер по проектам Европейской Ассоциации Петри Рейнхард дал общую оценку и рекомендации по развитию санаторно-курортного комплекса в Казахстане. Европейская ассоциация курортов это не коммерческая структура, которая взяла под своё крыло 22 организации различных стран, а также мелких административных образований. Поддержка, которую оказывает ассоциация, заключается в методической помощи, поиске деловых партнеров, организации выставок и тур ярмарок. Необходимо создание организации всеказахстанского объединения курортов, способного представлять общие интересы отдельных здравниц как внутри страны, так и за рубежом. Такое объединение может помочь созданию специального закона,  в котором четко прописывалась вся деятельность курортных учреждений. Развитие инфраструктуры здравниц, сохранения минеральных источников – многие сегодня являются бесхозными, скважины продают направо и налево. Природные ресурсы должны быть государственной собственностью. Это вопрос, который нужно решать в законодательном порядке. Сейчас местные власти делают на природных ресурсах большой бизнес и совершенно не думают о завтрашнем дне. В конце- концов кончится тем, что мы останемся вообще без природных ресурсов. Правительство должно думать о развитии курортов, и о приемлемых транспортных тарифах для курортников – должны быть льготы на перевозку [18].

Необходимо создание в регионах современного рентабельного курортно-туристского комплекса, способного удовлетворить потребности казахстанских и зарубежных граждан. Нужна организация специальных экономических зон и на их базе создание благоприятного инвестиционного климата. Надо стимулировать развитие обслуживающих курорт  отраслей, а также устанавливать льготный налоговый режим для реализации ряда инвестиционных проектов санаторно-курортного и туристского комплекса в части уплаты  налога на прибыль, землю и на имущество. Необходимо разработать проект « О специальных экономических зонах туристско-рекреационного типа». С принятием такого закона на территории курортов будет создана специальная экономическая зона, позволяющая частично использовать определенную долю налоговых платежей, поступающих в бюджет всех уровней, на нужды общекурортной инфраструктуры, содействуя тем самым быстрейшему выходу курортных территорий из кризисной ситуации. Это и будет одной из составляющих системы мер поддержки и развития санаторно-курортного комплекса.

Информация о работе Развитие туризма