Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:26, доклад
Неотъемлемой чертой любого предпринимательства, в том числе и туристского бизнеса, являются риски, которые различаются причинами возникновения, широтой действия и прочими показателями, но их объединяет одно – негативные последствия, которые наступают после их возникновения.
Рассматривая такой вид предпринимательства, как туристский бизнес, необходимо отметить, что он является одним из самых рискованных видов деятельности в сфере предоставления услуг, вследствие чего увеличивается число рисковых случаев, характерных лишь для этого вида деятельности.
Риски в туристском
бизнесе
Неотъемлемой
чертой любого предпринимательства, в
том числе и туристского
Рассматривая
такой вид предпринимательства,
как туристский бизнес, необходимо
отметить, что он является одним
из самых рискованных видов
Классификация
рисковых ситуаций в туризме: риски, которым
подвержены туристы, выступая в качестве
потребителей туруслуг, и риски, сопутствующие
деятельности туркомпаний, предприятий
размещения, развлечения и питания, являющихся
производителями этих туруслуг.
Итак, во время
путешествия туристы
1. По прибытии в отель одному из отдыхающих позвонили соседи по дому и сообщили, что его квартиру ограбили и вынесли все ценные вещи. Избежать происшедшего, естественно, было невозможно, поэтому мы можем выделить такой вид риска, как утрата имущества во время отсутствия.
2. Отдыхающий отведал местное экзотическое блюдо из сырых морепродуктов, а через два месяца попал в больницу, но уже на родине – тропические хвори тем и коварны, что дремлют в организме месяцы, а то и годы.
3. Отдыхающему
не повезло – он заразился
желтой лихорадкой. Ему следовало
до поездки уточнить
4. Путешественник стремился в поездку и вдруг тяжело заболела жена. Расходы на лечение, нервотрепка, и, конечно, забыл вовремя предупредить турфирму, а когда вспомнил, было уже поздно: большую часть денег, внесенных за поездку, ему не вернули, и он не только не насладился поездкой, но и понес финансовый урон. Следовательно, турист подвержен такому виду риска, как невозможность совершить поездку.
5. С отдыхающим
беда случилась в аэропорту.
По прибытии он обнаружил, что
его вещи улетели в
6. Проезжающий мимо мотоциклист сорвал с плеча отдыхающего сумку с документами и деньгами. Оба путешественника попали в одинаковую ситуацию – понесли финансовые убытки.
7. Отдыхающий
почти неделю провел без
Вышеуказанные
примеры подтверждают то, что путешествие
не всегда является безопасным, как
это может показаться на первый взгляд.
Люди, находящиеся вне дома, всегда
подвержены различного рода угрозам: угрозе
жизни и здоровья, угрозе утраты
имущества, задержки транспорта. Туристы
также рискуют оказаться
Непредоставление
совсем или частичное предоставление
касается также и прочих услуг туризма,
а например, экскурсий, перевозки людей
и пр.
Все вышеперечисленные ситуации – это далеко не полный список рисковых ситуаций, сопровождающих туристов во время путешествия. Основная специфика рисков, с которыми сталкиваются именно путешественники, заключается в том, что их очень трудно классифицировать по каким-либо определенным критериям, так как большинство рисковых случаев очень похожи друг на друга, но чем-то различаются. Более того, зачастую одна рисковая ситуация вытекает из другой, как, например, утрата имущества ведет к стрессовому состоянию, которое, в свою очередь, вредит здоровью. Тем не менее предлагаем классифицировать «туристские» риски следующим образом.
По характеру наступивших последствий:
- очень тяжелые
(смерть во время поездки,
- тяжелые (значительные
материальные потери, различного
рода заболевания, дающие
- средней тяжести (материальные потери, кратковременные заболевания);
- незначительные
(несущественные финансовые
По продолжительности действия наступивших последствий:
- долгосрочные (длительное лечение, восстановление украденных документов);
- краткосрочные
(неприятные ситуации, воспоминания
о которых длятся
Таким образом, мы рассмотрели те виды рисков, которым могут быть подвержены туристы во время путешествия и после него . И если туристы рискуют попасть в различного рода ситуации, то турфирмы, предприятия питания, размещения и развлечения склонны к различным видам финансовых рисков.
Риски турфирмы
Внутренние риски
1. Форма бизнеса
Начинающему предпринимателю
в первую очередь следует решить,
каким именно путем он хочет получить
свой бизнес: будет ли это покупка
готовой компании «под ключ», или
франшизы, будет ли это приобретением
действующего бизнеса, или же стоит
пройти все этапы с нуля и самостоятельно
создать новую фирму? У каждого
варианта есть как свои достоинства,
так и недостатки. Покупая франшизу
можно снять с себя расходы
на раскрутку агентства и
2. Сезонность
Еще до открытия
агентства необходимо заложить в
бизнес-план фактор сезонности бизнеса,
от которой фатально страдает немало
начинающих предпринимателей. Эта проблема
обычно затрагивает даже крупные
компании, работающие на рынке не один
год, а новичкам и вовсе первое
время стоит планировать
3. Расположение офиса
Офис, расположенный на задворках, может отнять у фирмы до 80% клиентов, одни из которых просто до него не дойдут, свернув в другие турагентства, попавшиеся на пути, а другие не решатся приобрести путевку в компании, офис которой имеет подобное размещение. Поправить ситуацию может яркая, интуитивно понятная система вывесок и внутреннее обрамление агентства.
4. Персонал
Согласно статистике,
принятие решения потребителем о
покупке путевки на 40-50% может
зависеть от влияния менеджера
5. Специализация
Чаще всего, выбор
неприбыльного профиля работы связан
с полным отсутствием анализа
деятельности конкурентов. Пять турагентств
могут ужиться на одном этаже
только в случае четкой дифференциации
их продукта. Чем более популярным
является предложение – тем большее
значение приобретает удобное
Внешние риски
1. Отношения с туроператорами
Поскольку турагентства выполняют роль продавца туроператорского продукта, их репутация и устойчивость на рынке в большинстве своем зависит от качества этого самого продукта. В случае, если поездка срывается по вине туроператора, клиент запомнит именно агентство, продавшее ему эту путевку, и вряд ли когда-либо в него вернется. Причем любая отдельная недоработка со стороны туроператора – будь то встреча в аэропорту, бронирование гостиничных номеров, организация экскурсий, или программа страхования – по сути является «ложкой дегтя», способной испортить впечатление от всей поездки. Один-два кричащих репортажа по телевидению с упоминанием оператора и агента, и репутация может потянуть турагентство на дно. Поэтому выбор туроператора – это задача, требующая действительно серьезного подхода. Решению вопроса может помочь посещение специализированных выставок, на которых представлены услуги ведущих туроператоров по всем направлениям. В финансовом плане, проблемы, возникающие у туроператора (к примеру, срывы договоров с принимающей стороной при полной предоплате), могут отразиться на турагентстве снижением их маржи, т.е. разницы между ценой покупки и ценой продажи.
2. Непредвиденные обстоятельства подразделяются на:
- природные явления,
характеризующиеся стихийным
Стихийные бедствия
в 2002 году вообще изрядно потрепали
Европу. Весьма ощутимый ущерб они
нанесли Испании. Снегопады и
проливные дожди в Каталонии
и на Балеарах в начале лета, страшная
жара и лесные пожары в сентябре в Андалусии,
на юге страны – все это немедленно отразилось
на статистике туристских прибытий;
- экстремальные ситуации общественной жизни: военные действия, забастовки, массовые заболевания ( эпидемии).
Так, эпидемия атипичной пневмонии самым прямым образом ударила по доходам туристских фирм на востоке России, от Новосибирска до Владивостока. Спрос на Китай упал и в других регионах Сибири.
Атипичная пневмония оказала на мировую туристскую отрасль гораздо большее воздействие, чем война в Ираке. 2003 г. оказывается абсолютно провальным для туристского бизнеса Юго-Восточной Азии, который уже несколько лет является одной из наиболее процветающих отраслей экономики региона.
Помимо эпидемий, огромный ущерб мировому туристскому бизнесу наносит терроризм. И наиболее серьезный удар был нанесен террористическими актами в США в сентябре 2001 г. В докладе ВТО отмечалось, что за этот период число путешествующих в целом по миру сократилось до 689 млн. человек.
Огромный ущерб
индустрии туризма терроризм
нанес в ближневосточном
- запретительные
акты государства: объявление
карантина, ограничение
Таким образом,
туристский бизнес, как и любой
вид предпринимательства, содержит
в себе огромное количество явных
и скрытых угроз, одинаково опасных
как для туристов, так и для
производителей и реализаторов туруслуг
– туркомпаний, гостиниц, ресторанов,
казино, авиакомпаний и других предприятий
индустрии отдыха и развлечения.