Сезонность в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 17:24, курсовая работа

Описание

Цель моей курсовой - рассмотреть, что такое сезонность, какие виды сезонности бывают, как определить, насколько бизнес подвержен сезонности, как реагировать на сезонные спады, какие методы корректировки сезонных спадов продаж более эффективны в различных ситуациях.

Содержание

Введение.
Глава 1. Понятие сезонности в туризме.
1.1. Регионы с ярко выраженной сезонностью и наоборот.
1.2. Влияние сезонности на спрос в туризме.
Глава 2. Виды туризма и сезонности.
2.1. Несезонный туризм.
2.2. Сезонный туризм.
Глава 3. Преодоление сезонности в туризме.
3.1. Способы преодоления сезонности.
3.2. Новые виды туризма как способ преодоления сезонности.
3.3. Рекламные стратегии.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Сезонность в туризме.doc

— 118.00 Кб (Скачать документ)

  План 

  Введение.

  Глава 1. Понятие сезонности в туризме.

    1. Регионы с ярко выраженной сезонностью и наоборот.
    2. Влияние сезонности на спрос в туризме.

  Глава 2. Виды туризма и сезонности.

              2.1. Несезонный туризм.

              2.2. Сезонный туризм.

  Глава 3. Преодоление сезонности в туризме.

              3.1. Способы преодоления сезонности.

              3.2. Новые виды туризма как способ преодоления сезонности.

              3.3. Рекламные стратегии.

  Заключение.

  Список  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

  Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, занимает сезонность, выступающая как важнейшая специфическая проблема.

  Сезонность - это свойство туристских потоков  концентрироваться в определенных местах на протяжении небольшого периода  времени. С экономической точки зрения она представляет собой повторяющиеся колебания спроса с чередующимися пиками и спадами.

  Негативные  последствия сезонной неравномерности  спроса требуют изучения данного  явления и принятия организационных, экономических и социальных мер по сглаживанию сезонных пиков и спадов в туризме. С этой целью туристские организации и предприятия практикуют сезонную дифференциацию цен (повышенные цены в разгар сезона, умеренные - в межсезонье и пониженные - в «мертвый сезон»; разница в величине тарифов на проживание в гостиницах в зависимости от сезона может достигать 50 %), стимулирование развития видов туризма, не подверженных сезонным колебаниям (например, деловой, конгрессный, событийный и т.д.).

  Сглаживание сезонности в туризме дает большой экономический эффект, позволяя увеличить сроки эксплуатации материально-технической базы, повысить степень использования труда персонала в течение года, увеличить поступления от туризма.

  Цель  моей курсовой - рассмотреть, что такое сезонность, какие виды сезонности бывают, как определить, насколько бизнес подвержен сезонности, как реагировать на сезонные спады, какие методы корректировки сезонных спадов продаж более эффективны в различных ситуациях. 
 
 
 
 
 

  Глава 1. Понятие сезонности в туризме. 

  Итак, для начала определим: сезонность - устойчиво (из года в год) повторяющаяся, характерная для данного места цикличность туристской деятельности, связанная с изменением условий рекреации. Сезонное колебание спроса и предложения в течение одного года может выглядеть, например, так: 

  

  Рис.1 Объёмы реализации туристского продукта в течение 1 года. 

  А вот следующая кривая сбыта показывает сезонные колебания продаж в течение  трёх лет: 

  

  Рис.2 Объёмы реализации туристского продукта в течение 3 лет. 

  Принято различать четыре сезона туристской активности:

  Сезон пик - период, наиболее благоприятный  для организации рекреационной  деятельности людей, характеризующийся  максимальной плотностью туристов и  наиболее комфортными условиями для рекреации.

  Сезон высокий - период наибольшей деловой  активности на туристском рынке, время  действия наиболее высоких тарифов  на туристский продукт и услуги.

  Сезон низкий - сезон снижения деловой  активности на туристском рынке, для которого характерны самые низкие цены на туристский продукт и услуги.

  Сезон «мертвый» - период, максимально неблагоприятный  для организации рекреационной  деятельности (например, дискомфортные погодные условия).

  По  сути своей сезонность - довольно сложное явление. Часто её последствия противоречивы. Довольно часто появление на рынке туристского продукта обуславливает пик сезонных колебаний и цен, особенно в летний период времени. Ему соответствует и сезонный подъём спроса. Однако в настоящее время многие туристские фирмы имеют достаточно широкий ассортимент туристских программ и маршрутов, который обеспечивает им спрос практически в течение всего года. Это оказывает сглаживающее влияние на сезонные колебания. Однако всего равно чаще всего можно наблюдать в качестве "мёртвого" сезона раннюю весну. Таким образом, в значительной мере сезонность - это проявление действия рыночного механизма, сбалансированности спроса и предложения.

  Сезонность  в турбизнесе определяется целым  рядом факторов:

  - природно-климатических;

  - экономических;

  - социальных (наличие свободного времени);

  - демографических;

  - психологических;

  - материально-технических;

  - технологических.

  Все перечисленные выше факторы сезонных колебаний можно подразделить на первичные и вторичные.

  К первичным относятся факторы, формирующиеся под воздействием природно-климатических условий; ко вторичным - все остальные.

  Сезонные  колебания и климатические условия  страны главным образом влияют на туристский спрос.

  Климатические факторы связаны с тем, что  в большинстве регионов мира погодные условия для путешествий, отдыха, лечения, занятий спортом различаются по месяцам года.

  Социальные  факторы обусловлены тем, что  большая часть школьных каникул  приходится на летние месяцы. Поэтому  родители стремятся приурочить свой отпуск к этому времени и отдыхать вместе с детьми. Высокий уровень спроса на туристские поездки летом связан и с распространенной в европейских странах практикой остановки предприятий на профилактический ремонт в июле - августе (месяцы наименьшей производительности труда).

  Объем реализованных услуг туризма  имеет явно выраженный сезонный характер, который обусловлен многими факторами (временем года, периодом отпуска, каникулами и т. п.). Поэтому в процессе анализа  и планирования объема реализованных  услуг туристского предприятия необходимо учитывать закономерность отклонений показателей отдельных месяцев от среднегодовых показателей. В этих целях проводится статистическое изучение сезонных колебаний.

  Сезонные  колебания измеряются при помощи индексов сезонности, которые рассчитываются как процентное отношение средних месячных уровней за ряд лет к общему среднемесячному объему реализованных услуг за весь расчетный период.

  В практике экономического анализа используются различные методы расчета индекса сезонности: простой средней, аналитического выравнивания, относительных чисел, скользящей средней и др.

  Наиболее  легким из них является метод простой  средней, который применяется для  вычисления сезонных колебаний в  тех случаях, когда внутригодовое  изменение объема реализации услуг колеблется на протяжении года около определенного (постоянного) уровня.

  Индексы сезонности рассчитываются в два  этапа:

  1. Рассчитываются средние уровни  для каждого месяца по данным  за все годы исследуемого периода  (г/Д что позволяет избавиться от случайных колебаний месячных уровней по годам. При этом применяется простая средняя, рассчитанная по формуле как частное от деления суммы значений всех вариантов на общее число единиц. В ней варианты обозначаются через у, число единиц через п, среднее значение — как у.

  2. Определяется общая средняя (уд) за весь исследуемый период. При расчете сезонных колебаний по абсолютным данным об объеме явления за каждый месяц исчисляется путем деления общего объема явления за весь исследуемый период (сумма исходных данных) на число месяцев в исследуемом периоде (так, при периоде 3 года — 36 месяцев). При расчете сезонных колебаний на основе среднесуточных уровней г/о определяется путем деления суммы исходных данных на общее число календарных дней в исследуемом периоде.

  Изучение  сезонности позволяет влиять на неравномерность  спроса в туризме. В настоящее  время на туристском рынке экономически развитых стран прослеживается тенденция  к снижению сезонной неравномерности  в услугах туризма за счет опережающего развития предложения относительно спроса. 
 
 

  
    1. Регионы с  ярко выраженной сезонностью и наоборот.
 

  В современном туризме наблюдается  определенная закономерность сезонности, которая выведена на основе многолетних  наблюдений. Суть ее такова: чем дальше расположена та или иная страна от основных туристических центров Европы и Северной Америки, тем менее выражена там сезонность. Это можно объяснить, прежде всего, относительной стабильностью природно-рекреационных условий, а также сравнительно невысоким уровнем развития туризма в странах южного полушария.

  Различные районы пребывания имеют специфические  формы сезонной неравномерности. Это  дает право говорить о специфике  неравномерности спроса в отдельном  районе, стране, в масштабах всей планеты. Каждая дестинация может совершенно по-разному заполняться туристами в течение года. В связи с этим спрос на туристские услуги в отдельном районе, стране, в масштабах всей планеты различен. Сезонный характер предпочтений потребителя, играет большую роль при выборе им места отдыха.

  В странах, где годовые колебания  температуры и других элементов  климата незначительны, сезонность туризма проявляется слабее (например, Марокко имеет круглогодичный туристский сезон).

  Также стремительно развиваются средиземноморские курорты Турции, где существует длительный туристский сезон. Эти курорты очень популярны у россиян, так как, уезжая в отпуск холодной осенью или зимой, можно в это время вдоволь насладиться Средиземным морем и мягким климатом. Тем более что туристу благоприятствует развивающая политика Турции, в результате чего можно совместить высококачественный и недорогой отдых.

  Что касается Египта, то здесь пик активности туристов приходится на зиму и весну, поскольку летом и осенью температура воздуха зашкаливает далеко за +40. Однако пляжный отдых, основное туристское направление в этой стране, там круглогодичен.

  А вот то, что касается Финляндии, так  это одна из немногих стран Европы, где нет жесткой сезонности в  туризме. Причем, именно Финляндия ближе  всего по климатическим условиям к нашей стране. Насколько же грамотно ведётся в Финляндии туристская политика, которая позиционирует её на международном туристском рынке как страну четырёх сезонов.

  Из  стран южного полушария только Австралийский  Союз имеет заметно выраженную сезонность. Здесь на октябрь — декабрь приходится треть всех иностранных туристов, посещающих страну. Именно этот период, когда в странах северного полушария наблюдается спад в системе туризма, наиболее благоприятный для отдыха по комплексу природно-рекреационных условий.

  В тропических странах района Карибского моря, где климатические условия почти одинаковы на протяжении всего года, тоже наблюдается сезонность. Туристским сезоном здесь является теплая зима.

  Европа  как район наибольшего развития туризма отличается самым высоким уровнем сезонности. Высокая концентрация иностранного туризма проявляется ярко выраженной сезонностью летом. На протяжении двух летних месяцев (июль — август) по Европе путешествует примерно половина общего годового количества иностранных туристов. В Испании, например, число туристских посещений достигает кульминации в августе — 21,7 % общего годового числа иностранных туристов. В Югославии свыше 50 % всех ночевок туристов приходится на июль и август, причем уровень концентрации туристских потоков в эти месяцы возрастает в средиземноморских странах, как в Европе, так и в Африке и Азии. Зимой поток туристов заметно перемещается в африканские страны бассейна Средиземного моря. В этих странах туристский сезон длится весь год. Заезд иностранных туристов происходит более-менее равномерно на протяжении всего года. Разница в количестве прибывших туристов по месяцам незначительная.

Информация о работе Сезонность в туризме