Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 12:17, курсовая работа
Цель данной работы является изучение состояния и перспектив эколого-туристического потенциала развития экологического туризма в Алтайском крае и Республике Алтай.
Согласно поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:
1. Дать определение понятию «экологический туризм», его характеристику роли и месту в системе туристкой деятельности;
2. Выделить особо охраняемые природные территории как центры развития экологического туризма;
3. Изучить проблемы и перспективы развития экологического туризма в России;
4. Провести анализ эколого-туристского потенциала Алтайского края и Республики Алтай;
5. Оценить эколого-туристские маршруты на территории Алтайского края и Республики Алтай;
6. Разработать рекомендации дальнейшего развития экологического туризма в Алтайском крае и Республике Алтай.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Экологический туризм как перспективный вид деятельности…......7
1.1. Сущность и значение экологического туризма……………………..7
1.2. Виды экологического туризма…………………………………….....13
1.3. Особо охраняемые природные территории как база развития экологического туризма………………………………19
1.4. Проблемы и перспективы развития экологического туризма в России………………………………………………25
Глава 2. Концепция развития экологического туризма в Краснодарском крае……………………………………………………………34
2.1. Анализ ресурсов и условий для развития экотуризма в Краснодарском крае…….….…….………34
2.2. Социологические исследования потребительских предпочтений при выборе экологических туров……………………51
2.3. Оценка эколого-туристических маршрутов на территории Кавказского государственного биосферного заповедника…….….54
2.4. Рекомендации по развитию экологического туризма на особо охраняемых природных территориях Краснодарского края…………….74
Заключение……....….……...……….…………………………………………….83
Список литературы……………………………………………………………….86
Приложения……………………………………………………………………….90
Развитие экотуризма не требует строительства новых гостиниц на охраняемой территории. Размещение экотуристов следует организовывать не на охраняемых территориях, а в окружающих их населенных пунктах. Все эти мероприятия к тому же позволят свести к минимуму негативное воздействие экотуризма на охраняемые территории.[11]
По мнению А. И. Эйтингона, экономические трудности последнего десятилетия не позволяют в должной мере финансировать российские охраняемые природные территории, которые в значительной степени существуют за счет поддержки международных организаций. В связи, с чем в последнее время все большее внимание не только национальных парков, но и ряда заповедников обращено на развитие экотуризма, что свидетельствует о хороших перспективах данного направления.[32]
Прибыль от развития экотуризма можно будет направить не только на поддержание научной и природоохранной деятельности охраняемых природных территорий, но и на социально-экономические нужды местного населения. Важный социальный эффект развития экотуризма будет и в том, что все большее число людей, в том числе и тех, кто может оказать существенную поддержку и повлиять на общественное мнение, смогут посетить ранее недоступные для них территории. Текущую ситуацию в сфере экологического туризма на особо охраняемых природных территориях Краснодарского края можно охарактеризовать как неудовлетворительную. В настоящее время оказание ООПТ туристских услуг посетителям не приносит ожидаемых доходов по нескольким причинам.
В основном это экономические и организационные причины. К числу экономических причин относятся:
1) отсутствие необходимого
2) незначительность инвестиций в инфраструктуру экотуризма, что сказывается на состоянии гостиничного, транспортного обслуживания туристов
К организационным причинам можно отнести:
1) отсутствие специализированных
турорганизаций в области
2) ограничения на посещение экотуристами привлекательных в природном отношении мест в основном вследствие неразработанности механизма взаимодействия администрации особо охраняемых природных территорий с организаторами экотуристских путешествий и экскурсий;
3)отсутствие рекламы экотуризма;
4) ограниченность
5) отсутствие необходимой
Отношение к территориям как к закрытым учреждениям, охраняющим в научных целях нетронутые природные территории, также привело к серьезным проблемам оторванности от общего социально-экономического развития регионов и отсутствию поддержки со стороны местного населения. А экономический кризис последнего времени еще более обострил противоречия между безработным населением и заповедниками, которые воспринимаются как природные ресурсы, изъятые из использования по неясным причинам и с неопределенными целями. Без должного планирования и управления при отсутствии знаний и опыта в этой сфере деятельности экологический туризм не обеспечит существенных экономических преимуществ охраняемым территориям и местным жителям. Вместо этого он может нанести непоправимый вред уникальным экосистемам и дискредитировать саму идею развития экотуризма.
Эффективное развитие экотуризма на территории Краснодарского края затрудняет ряд проблем общего характера.
На федеральном и региональном уровнях:
Таким образом, экотуризм пока не получает достаточного внимания ни со стороны государства, ни со стороны коммерческих структур. Слабо развитое правовое обеспечение и структурное пространство этой сферы экономики, отсутствие инструментария экспертизы отдельных проектов нередко порождают нецивилизованное развитие рынка туризма со стороны как местных, так и внешних участников процесса, основным мотивом которых является получение максимальной прибыли в короткие сроки.
На местном уровне:
Причины, сдерживающие развитие экологического туризма на ООПТ Краснодарского края достаточно серьезны. В современных условиях политической и экономической неопределенности их устранение может затянуться на длительное время. Это означало бы, во-первых, упущенную экономическую выгоду, а во-вторых, продолжающуюся экологическую стагнацию, которую можно было бы хотя бы сдержать, содействуя развитию экологического туризма.
Для того чтобы экологический туризм развивался в соответствии с международными принципами, в рамках концепции устойчивого туризма в Краснодарском крае, нужна координация действий на всех уровнях. Только объединение усилий, единство рекламной и маркетинговой политики, выработка корпоративной этики, единых стандартов обслуживания и организации туризма на особо охраняемых природных территориях обеспечат успешную реализацию всех намеченных мероприятий. Развитие деятельности по экологическому туризму должно координироваться на федеральном уровне и уровне региональных ассоциаций заповедников.
Важнейшей задачей на современном этапе развития экологического туризма в Краснодарском крае является выработка корпоративной культуры, этики, правил поведения, определенного стиля организации и уровня общения.
Оценка туристического потенциала позволяет выделить ряд рекомендаций по повышению туристического потенциала территории Краснодарского края:
1. Повышение уровня
2. Совершенствование
3. Определение норм предельно допустимых нагрузок, для каждого объекта.
4. Разработка и внедрение правил посещения объектов экотуризма.
5. Направление части средств от туристической деятельности на социальные нужды и природоохранные мероприятия.
6. Внедрение волонтерского
7. Разработка туров, с
8. Экономическое стимулирование
местных жителей, за счет
9. Организация и проведение экотуров местными специалистами, знающими всю специфику объекта экотуризма. С использованием опыта зарубежных территорий. Что позволяет достичь качественного уровня туристического продукта и профессионального подхода к подаче информации.
10. Привлечение местной рабочей силы, ресурсов и продукции, с целью повышения уровень жизни и трудоустройством населения.
Проведенное исследование позволило подойти к проблеме развития экологического туризма на основе объективной комплексной оценки природных и социально-экономических факторов с соблюдением экологического императива, как гаранта устойчивого развития территории Краснодарского края.
Для привлечения туристов на особо охраняемые природные территории необходима не только работа внутри этих территорий, но и интенсивная работа с внешней средой, которая бы воздействовала на экотуристов и мотивировала интерес к природоохранным территориям. К видам такой работы относится реклама, программы экологического образования и просвещения, участие в выставках, семинарах, выступления и публикации в СМИ.
Собственно экологическая или прямая экологическая информация, которую следует включать в определенных количествах в рекламные материалы, должна быть конкретной, регионально специфичной и опирающейся, насколько это возможно, на официальные источники.
Наряду с прямой экологической информацией для привлечения клиентов и их воспитания необходимо использовать косвенные способы представления экологических сведений. Эффективным инструментом такого рода являются экологические торговые марки и знаки, а также сертификаты, которые могут присуждаться отелям, фирмам, товарам и даже местностям.
Листовки, буклеты, каталоги, путеводители и иная печатная продукция - самый распространенный и привычный тип рекламы. Он может использоваться как на различных выставках, ярмарках, так и непосредственно на ООПТ и распростаняться при посещении ООПТ.
Вместе с тем во всем мире и в определеной степени в России все более заметную роль начинает играть компьютерно-сетевая реклама. В частности ряд эколого-туристских фирм, а также некоторые заповедники и национальные парки уже имеют свои страницы в сети ИНТЕРНЕТ.
Несколько слов следует сказать о наружной рекламе, применяемой в национальных парках. На территории парков находятся торговые учреждения, турбазы и кемпинги, нередко музеи. Вот их и следует рекламировать средствами наружной рекламы, особенно если они принадлежат парку или сотрудничают с ним.
Что касается принципов организации экологического образования и просвещения на базе ООПТ, то общей целью является повышение уровня экологического и краеведческого знания, адекватного восприятия природы, знакомство со связанными с природой народными традициями и обычаями, подготовка профессиональных кадров.
Осуществление широкого экологического просвещения на базе ОПТ высокого ранга возможно преимущественно при активности специалистов, работающих на ОПТ, и может быть успешным при выделении специальных грантов.
Не исключено и даже желательно
частичное использование природ
Согласно "Основным Направлениям Развития и Организации Деятельности Государственных Природных Заповедников РФ на период до 2010 года" целью рекламно-информационного обеспечения является подготовка к рекламной кампании возможностей познавательного туризма в заповедниках России. Предусматриваются следующие мероприятия:
1. Издание рекламно-
1.1 Иллюстрированные брошюры о природе регионов и охраняемых территориях, флоре и фауне, возможных маршрутах и программах познавательного туризма
1.2 Буклеты по отдельным ключевым территориям; путеводители по тропам и маршрутам
1.3 Рекламные плакаты и листовки для распросранения в гостиницах, на турбазах, в домах отдыха, на авиалиниях
1.4 Рекламно-информационные фильмы
2. Издание сопутствующих
2.1 Брошюры с правилами поведения посетителей в заповеднике
2.2 Карты региона в целом с
указанием охраняемых
2.3 Карты отдельных охраняемых
территорий с указанием
2.4 Путеводители по региону и отдельным ключевым территориям
2.5 Фотоальбомы и буклеты о
природе региона и его
2.6 Сувенирная продукция с
3. Подготовка базового пакета
информационно-рекламных
Крайне важно расширять обмен опытом между заповедниками и национальными парками в сфере организации экологического туризма и привлечения клиентов. В этом важную роль могут сыграть действующие региональные ассоциации государственных природных заповедников и национальных парков. Не менее актуальным представляется дальнейшее изучение специалистами-практиками из ООПТ Краснодарского края зарубежного опыта в рассматриваемой сферы.
Заключение
Данная работа посвящена одному из актуальных направлений в индустрии туризма – экологическому туризму и перспективам его развития. Россия рассматривается мировым сообществом как одна из наиболее обеспеченных ресурсами и перспективных с точки зрения развития экологического туризма.