Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:32, реферат
В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым
социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его
развитию способствует расширение политических, экономических, научных и
культурных связей между государствами и народами мира.
1.Введение............................3
2.Этапы развития туризма в России:.................5
3.Просветительский период (до 90-х г.г. XIXв.).........5
4. Предпринимательский период (1890-1917г.г.).........7
5.Туристско-экскурсионная работа в 1917-1930г.г........8
6. Организационно-централизованный период (1930-1970г.г.)....10
7.Административно-нормативный период (1970-1990г.г.)......12
8. Переходный период (с 1990г.)................14
9. Современное состояние российского туристского рынка....14
10. Заключение............................17
11. Список использованной литературы................18
было Общество любителей природоведения (ОЛП), члены которого осуществляли
экскурсии и путешествия с целью изучения географии, геологии, этнографии,
флоры и фауны. Участники общества не только сами изучали природные богатства
своего края, но и организовывали экскурсии для тех, кто интересовался
природой.
Наиболее массовой туристской организацией дореволюционной России был Русский
туринг-клуб (1895г., Петербург). Причиной образования клуба явилось
распространение в России в конце XIX в. двухколёсных велосипедов, которые к
тому времени превратились в удобный способ перемещения и часто использовались
для далёких загородных прогулок.
Русский туринг-клуб являлся членом международной туристской организации,
поддерживал связи с зарубежными обществами и имел представителей за рубежом.
Клуб издавал журнал “Русский турист” и ежегодник.
По примеру туринг-клуба стали образовываться различные велосипедные общества
и группы в других городах России. Однако эти первые организации были
малочисленными, объединяли людей, любивших путешествия и имевших средства для
приобретения дорогостоящего велосипеда. Поездки проводили не более двухсот
вёрст.
Постепенно Русский туринг-клуб превратился в Российское общество туристов
(РОТ). Основной целью общества содействие развитию туризма вообще и туризма
велосипедного в частности. Общество имело свой устав из 35 статей. Так, 10
статья “Кто не может быть членом общества” гласила:
1) профессиональные велосипедисты;
2) исключённые из другого общества;
3) учащиеся учебных заведений;
4) находящиеся на действительной военной службе, низшие чины и юнкеры;
5) те, кто имеет ограничения прав по суду.
Основными задачами РОТа являлись проведение коллективных поездок своих
членов, организация гостиниц в разных городах России для приёма туристов,
издание журнала “Русский турист”, “Дорожника” и ежегодника, представлявших
собой справочно-дорожные книжки для туристов.
Несмотря на некоторые успехи, РОТ не превратилось в мощную туристскую
организацию, в основном, из-за пассивности её членов. Однако оно оставило
след в истории туризма. Это была первая организация, преследовавшая сугубо
туристские цели, приглашавшая посетить не только горы Кавказа и Крыма, но и
различные районы России, и другие страны.
В 1901г. в Москве возникло Русское горное общество, задачей которого являлось
содействие развитию путешествий в горах. По инициативе общества было
построено несколько горных хижин и гостиниц.
Работу по туризму на Северном Кавказе проводило Кавказское горное общество
(КГО) в Пятигорске. Члены общества организовывали ученические и общедоступные
экскурсии по окрестностям Кавказских Минеральных Вод, содействовали туристам
и учащимся в организации экскурсий в глубь Кавказа, устанавливали указатели
на тропах, устраивали приюты, давали в пользование горное снаряжение. Первое
десятилетие XXв. для туризма на Кавказе характеризовалось развитием
пешеходного туризма. Одновременно с русскими туристами Кавказ посещали и
иностранные туристы.
Большинство людей привлекали путешествия по воде, которые стали
практиковаться с появлением теплоходов. В 1914г. были построены два больших
теплохода того времени “Великая княжна Ольга Николаевна” и “Великая княжна
Татьяна Николаевна”.
Т.о., предпринимательский период характеризуется познавательно-экскурсионной
направленностью, становлением и развитием разных видов спортивного туризма.
Главной целью туризма было просвещение масс населения с помощью экскурсий и
путешествий.
ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННАЯ РАБОТА В 1917-1930г.г.
Этот период характеризуется созданием социально-экономических условий,
зарождением и организационным становлением экскурсионного и туристского
движения. В условиях восстановления и реконструкции народного хозяйства,
развёртывания культурной революции возникали первые учреждения пролетарского
туризма, призванные активизировать массовый отдых трудящихся и удовлетворять
их потребности в изучении культурных ценностей и природы Родины.
В некоторых обществах были созданы подразделения, которые проводили экскурсии
и туристские походы за город. В 1920г. образовалось Объединённое лекционно-
экскурсионное бюро, цель которого была широкая пропаганда пролетарского
туризма и экскурсий. Для рабочих и служащих туристские вылазки устраивали
профсоюзы. Эту работу проводили энтузиасты на внештатной основе. Они
разрабатывали туристские программы и маршруты.
По мере возрастания интереса населения к туризму и экскурсиям встал вопрос о
подготовке общественных кадров; созданные экскурсионные станции стали
готовить экскурсоводов групп и так называемых организаторов туризма.
Определённые меры по развитию туризму принимались со стороны государства. Они
были направлены на создание материально-технической базы и на подготовку
профессиональных кадров. Очевиднее становились пути деятельности в этом
направлении: централизация занятий туризмом, обеспечение туристов и
экскурсантов транспортом, местами размещения, питанием, путеводителями,
сведениями об объектах посещения, подготовка кадровых групповодов-
организаторов и т.д.
Первыми профессиональными кадрами в советском туризме стали учителя и
комсомольские активисты.
При комсомольских комитетах создавались бюро туризма. Перед бюро ставились
задачи содействия местным “обществам массовых путешествий, ведения справочно-
инструкторской работы. При них были созданы секции: краеведения, лагерного,
дальнего, пригородного туризма. Они накапливали туристские материалы (карты,
описания маршрутов); было установлено сотрудничество с учреждениями
общественного питания, транспортными, гостиничными, коммунальными и другими
службами. Подобная деятельность способствовала организационному становлению
туризма.
Объединение усилий профсоюзов и комсомола по вопросам туристской работы
позволило ввести льготный тариф железнодорожного проезда по маршрутам,
арендовать помещения для туристских лагерей, накапливать снаряжение, т.е.
предоставлять трудящимся туристские услуги, частично оплачиваемые
профсоюзами.
Наряду с этим была сформирована база для элитного отдыха и оздоровления, а
также рынок элитного выездного туризма. Создавались коммерческие организации,
предлагающие для платёжеспособного населения путешествия и экскурсии
познавательной направленности, а также отдых в Крыму и на Кавказе.
В 1925-1928г.г. функционировало государственное акционерное общество
“Советский турист” (ГАО “Совтур”), которое организовывало дальние поездки на
поездах и теплоходах по путёвкам, обслуживало группы отдыхающих по заранее
определённым маршрутам общеобразовательного и краеведческого характера. В
обязанность входило создание сети туристских баз и маршрутов на всей
территории Советского Союза, т.е. развитие планового туризма.
Однако базы “Совтура” превратились в базы отдыха, обслуживающие в основном
своих акционеров и членов их семей, т.е. высокооплачиваемую интеллигентскую
прослойку. Рабочим же было трудно получить на них место.
Этот период характеризуется следующими тенденциями:
§ создание мелких и средних коммерческих предприятий туристской
направленности;
§ формирование рынка туристских услуг и элитность их потребления;
§ создание туристской инфраструктуры: рестораны, гостиницы,
транспортная сеть;
§ формирование туристского рынка, в котором прослеживаются два
основных элемента: элитный туризм для состоятельных слоёв и экскурсионный
(рекреационный) туризм для интеллигенции;
§ появление туристских фирм, бюро, компаний, клубов, обществ.
ОРГАНИЗАЦИОННО-
(1930-1970г.г.)
В 1927г. в Москве возобновило свою деятельность дореволюционное Российское
общество туристов (РОТ), которое после конференции было переименовано в
Общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Общество имело чёткую
организованную структуру, в состав которой входили ячейки, созданные на
промышленных предприятиях, филиалы общества.
При туристско-экскурсионной работе оно ориентировалось на пожелания
трудящихся. Особое распространение получили лыжный и пешеходный туризм,
самодеятельный туризм.
ОПТЭ осуществляло 90% туристско-экскурсионной работы в стране.
Деятельность общества охватывало не только взрослое население страны. С
1929г. при нём были организованы детские туристско- экскурсионные станции.
Возрастающая массовость туризма требовала развития материальной базы.
Основным источником накопления финансового фонда явились взносы коллективных
и индивидуальных членов.
С начала 1930-х годов ОПТЭ выпускало периодические журналы: “Всемирный
турист”, “На суше и на море”, ежемесячник “Турист-активист”.
В различных городах России открывались магазины “Турист”, где для членов
общества была установлена скидка.
В 1929г. была основана Всесоюзное акционерное общество “Интурист” (ВАО
“Интурист”), что было связано с началом развития иностранного туризма и
упорядочением приёма зарубежных гостей.
К началу 1930-х годов экскурсионный и спортивный туризм стал массовым явлением.
Увеличение объёма деятельности, расширение сети туристских организаций,
разработка новых маршрутов, улучшение материально-технической базы требовали
решения проблемы кадров. Необходимо было подготовить практических работников
туристского аппарата, персонала обслуживающих предприятий, квалифицированных
гидов-экскурсоводов, проводников, общественных организаторов.
В то же время в туристском движении стали накапливаться трудности и
образовался ряд проблем: несоответствие между ростом туристско-
экскурсионного движения и имеющийся материальной базой, ощущался дефицит
квалифицированных специалистов по туризму.
К этому времени сложились два основных направления в туризме среди
трудящихся: походы трудящихся в рамках самодеятельного туризма, туристско-
экскурсионные поездки и путешествия по плановым маршрутам. Оба направления
требовали создания благоприятных условий для дальнейшего его развития.
Период развития туризма с 1936 по1970 года характеризуется внедрением новых
организационных форм управления. В 1936г. ОПТЭ было ликвидировано, а всё
имущество передавалось в ТЭУ (Туристско-экскурсионное управление), на которое
возлагалась вся деятельность в области туризма и экскурсий.
В ведении ТЭУ находились вся материальная база и туристско-экскурсионное
обслуживание населения. В функции территориальных ТЭУ, работавших на
хозрасчётном принципе, входили пропаганда туризма, консультация населения,
культурно-массовое и хозяйственное обслуживание в пути, разработка маршрутов,
строительство домов туриста, лагерей, производство инвентаря.
В 1937-1940г.г. была проведена комплексная реорганизация структуры туризма,
в основу которой было положено жёсткое государственно-партийное планирование
капиталовложений, кадров и географий рекреационной деятельности. В 1940г.
ввели туристские звания за особые заслуги. Почётные туристы награждались
значком “Турист СССР”.
Развитием массового самодеятельного и спортивного туризма занимался Высший
совет физической культуры, при котором была сформирована Всесоюзная секция
туризма.
В годы Великой Отечественной войны туристско-экскурсионная деятельность была
прекращена; материально-техническая база подверглась разграблению и
разрушению. Работа ТЭУ возобновилась только в 1945г.
В апреле 1945 г. Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов (ВЦСПС)
принял решение о возобновлении деятельности Туристско-экскурсионного
управления. ТЭУ были созданы в Москве, Ленинграде, Крыму, Краснодаре и др.
Перед ними стояла задача восстановления разрушенного войной туристского
хозяйства страны, создания условий для широкого развития туризма.
В послевоенное время восстанавливалась и налаживалась система туристско-
экскурсионных учреждений. Однако этот процесс шёл медленно.
Возрождение туристского хозяйства началось с первых же послевоенных лет. В
Сочи, Грузии, на Урале был произведён ремонт баз, на которых во время войны
располагались военные организации. Уже в 1946г. открылись новые, послевоенные
базы в Калининской области и Эстонии, в 1947г. – в Краснодарском крае, в
1948г. – в Бахчисарае, Ленинградской области. С каждым годом росло число
туристских учреждений. В это время широкое распространение получил
спортивный, самодеятельный, семейный и детский туризм.
С целью развития молодёжного международного туризма в июне 1958г.
образовалось международное молодёжное бюро “Спутник”. Бюро занималось
вопросами обмена молодёжными группами СССР с другими странами. Однако в
период с 1960 по 1970 года в зарубежные поездки выезжали лишь 0,4% граждан
СССР.
В начале 1960-х годов стала активизироваться туристская деятельность. Поэтому
организовывались Советы по туризму, которые разрабатывали и осваивали
туристские маршруты.
Во многих крупных городах создавались бюро путешествий и экскурсий,
работавшие первоначально только с арендованными транспортными средствами
(автобусами, поездами, теплоходами).
С 1960-х годов получил распространение туристско-экскурсионный отдых в