Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:32, реферат
В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым
социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его
развитию способствует расширение политических, экономических, научных и
культурных связей между государствами и народами мира.
1.Введение............................3
2.Этапы развития туризма в России:.................5
3.Просветительский период (до 90-х г.г. XIXв.).........5
4. Предпринимательский период (1890-1917г.г.).........7
5.Туристско-экскурсионная работа в 1917-1930г.г........8
6. Организационно-централизованный период (1930-1970г.г.)....10
7.Административно-нормативный период (1970-1990г.г.)......12
8. Переходный период (с 1990г.)................14
9. Современное состояние российского туристского рынка....14
10. Заключение............................17
11. Список использованной литературы................18
выходные и праздничные дни, организовывались железнодорожные путешествия. Все
виды туристской деятельности в стране развивались при поддержке государства и
профсоюзов.
Т.о., туристские путешествия организационно-
одной из наиболее популярных форм отдыха советских граждан.
Развитием плановых туристских путешествий занимался Центральный совет по
туризму и экскурсий. Он выпускал путёвки на маршруты, имеющих статус
Всесоюзных. Маршруты, находящиеся в ведении республиканских, краевых и
областных советов по туризму и экскурсиям, относились к местным.
В 1960-е годы профсоюзными туристско-экскурсионными организациями были
разработаны линейные, кольцевые и радиальные маршруты.
Плановые маршруты, начинающиеся в одном городе и заканчивающиеся в другом,
носят название линейных. Если маршрут начинался и заканчивался в одном и том
же месте, он назывался кольцевым.
Много плановых маршрутов относилось к радиальным, когда туристы весь период
отдыха находились на одной и той же базе, в туристской гостинице или
пансионате, совершая экскурсии и непродолжительные походы с ночёвками
туристских приютах.
Наряду с плановым туризмом развитие получил самодеятельный туризм, который
организовывался туристской группой по маршрутам, разработанным самими
участниками, начиная от несложных походов выходного дня до спортивных походов
высших категорий сложности.
Также существовали маршруты с активными способами передвижения: пешеходные,
лыжные, водные, велосипедные, конные.
Кроме восстановления разрушенного войной туристского хозяйства, развития
различных видов туризма организационно-
характеризуется следующими чертами:
§ создание материальной базы для рекреационного туризма (дома отдыха,
санатории, пионерские лагеря);
§ лимитирование внешнего (выездного) туризма.
АДМИНИСТРАТИВНО-НОРМАТИВНЫЙ ПЕРИОД
(1970-1990г.г.)
Развитие туризма в этот период происходило в соответствии планами, выполнение
которых было обязательно. Они разрабатывались на длительные сроки (5-10 лет)
и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные показатели планов,
которые брались за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания,
подлежали жёсткому контролю.
Туризм использовался как средство воспитательного воздействия на молодое
поколение. Так, в 1970-х годах проводились всесоюзные походы и экспедиции
школьников и молодёжи. Цели таких массовых туристских предприятий состояли в
воспитании патриотизма, экскурсионно-краеведческой работе, спортивной
тренировке и закалке.
С этого времени начали внедряться новые формы отдыха: некоторые турбазы стали
принимать родителей с детьми. Увеличился ассортимент туристских услуг в
туристских хозяйствах.
Центральный совет по туризму и экскурсиям (так он стал называться с 1969г.)
открыл Центральные туристские курсы повышения квалификации туристско-
экскурсионных работников и Центральное рекламно-информационное бюро “Турист”,
которое выпускало методическую литературу по туризму и экскурсионному делу.
Огромное внимание обращалось на благоустройство действующих туристских
гостиниц, баз, кемпингов.
Туристско-экскурсионное дело превратилось в крупную отрасль обслуживания
населения, прочно вошло в быт советских людей. Получили развитие маршруты для
родителей с детьми, организовывались транспортные путешествия: теплоходные
(речные и морские), железнодорожные и авиационные.
В октябре 1980г. в постановлении Центрального Комитета КПСС, Совета министров
СССР и ВЦСПС “О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-
экскурсионного дела в стране” были определены следующие задачи: создание
комфортабельных туристских учреждений круглогодичного действия, расширение
объёмов туристского обслуживания граждан, т.к. их растущие потребности
удовлетворялись не в полной мере, создание туристской индустрии, повышение
качества обслуживания, совершенствование видов и форм предоставляемых услуг
. В перспективных планах строительства предпочтение отдавалось крупным
туристским комплексам, включающих в себя гостиницы, турбазы, кемпинги,
приюты, предприятия общественного питания, магазины для продажи сувениров,
курортных и спортивных товаров.
Важным направлением деятельности туристских организаций в начале 1980-х годов
было исследование и изучение туристско-экскурсионных возможностей краёв,
областей, республик и разработка перспективных схем развития туризма в
отдельных регионах.
В период 1980-1992г.г. постепенно росла материально-техническая база лечебно-
оздоровительного туризма, появились новые гостиничные комплексы в крупных
городах страны (“Измайлово” и “Салют” в Москве, “Турист” в Пскове,
“Велинград” в Кисловодске и др.), получили распространение новые виды
обслуживания – семейный отдых и курсовочное лечение. При курсовочном лечении
отдыхающие проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс лечения и
оздоровления получали в санатории. Рекреационное обслуживание было хорошо
развито на базе санаториев, а также домов отдыха.
Основными чертами административно-нормативного периода являются:
§ развитие туризма в условиях жёсткого нормирования и планирования;
§ распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное
лечение);
§ создание крупных и комфортабельных гостиничных комплексов;
§ создание научной основы изучения туризма.
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД (С 1990г.)
Этот период развития российского туризма характеризуется переходом от
административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию,
основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и
рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.
Особенности переходного периода:
§ переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские
предприятия становятся собственностью разных владельцев);
§ формирование туристского рынка на основе новых законов;
§ использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых
экономических и правовых отношениях;
§ изменение характера спроса в связи с появлением новых видов
туристских услуг (выездные шоп-туры, развлекательные и приключенческие туры,
тур с целью изучения языка и т.д.)
§ невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты,
дома отдыха);
§ возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий;
§ рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА
Формирование российского туристского рынка началось с 1990г. Одновременно шло
три процесса:
1. распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий;
2. создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться
туроператорами или турагентами;
3. модификация старых туристских предприятий путём перестройки на
разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.
На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры.
Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на
внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению
российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического
содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых
формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских
туристов в некоторые страны (Франция, Испания).
Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых
в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм,
образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление,
морские круизы.
Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими причинами:
§ новизна иностранного продукта для российского потребителя
(отсутствие выездного туризма в СССР);
§ упрощение порядка выезда;
§ расширение внешних деловых контактов;
§ увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших
валютными средствами;
§ доступность цен на выездные туры;
§ большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта
(лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом, комфортабельный
транспорт в турах и транстурах).
Развитию туризма был нанесён существенный урон из-за ситуации, сложившейся в
России вследствие экономического кризиса (август 1998г.). Многие фирмы
переключились на разработку продукта для внутреннего и выездного туризма. Это
дало возможность приостановить процесс банкротства туристских фирм и
частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм.
Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя полоса
и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью:
отдых в курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и
др.), познавательный туризм в культурно-исторические центры (“Золотое
кольцо”, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический
туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу,
Енисею, отдых, лечение.
Приоритетные направления въездного туризма: познавательный, экологический,
сафари-туры (рыбалка, охота), отдых, морские круизы на Дальнем Востоке.
Недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма:
§ нестабильность внутренней политики;
§ несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным
стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и
железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания
(заправка, ремонт и мойка машин);
§ несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности,
классности гостиниц и уровню сервиса в них;
§ завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах;
§ несовершенство законодательного и экономического стимулирования
российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном
уровне;
§ недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов,
что создаёт отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и
стране в целом;
§ отсутствие единой политики государства и местных властей по созданию
положительного имиджа России как страны туризма.
Однако в последние годы (2000-е г.г.) наблюдается тенденция улучшения
развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только
зарубежные страны, ни и достопримечательные отечественные места, улучшается
качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные
детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до
комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д.),
разрабатываются новые маршруты туров.
В заключение, хочется сделать несколько выводов по специфике развития туризма
в России.
Этапы развития туризма в России были обусловлены историческими,
экономическими, политическими, культурными аспектами.
1. Первые путешествия, совершаемые с утилитарными, познавательными,
политическими и религиозными целями, сформировали навыки территориальных
перемещений, способствовали распространению географических знаний о странах,
народах, а также знакомили с достижениями их культуры. Последующие туристские
передвижения первоначально носили экскурсионно-познавательный характер:
горные восхождения, пешие прогулки, походы, путешествия за границу.
2. Развитие различных видов туризма: отдых, лечение, деловые поездки,
пролетарский туризм, семейный, детский, молодёжный туризм, туризм элитного
характера, спортивные путешествия, транспортные туры, экологический туризм и
др.
3. Создание туристской инфраструктуры (от хижины и приютов к
комфортабельным гостиничным комплексам) и материально-технической базы
(различные снаряжения, инвентарь и т.д.)
4. Развитие транспортных средств привело к массовому туризму.
5. Создание различных организаций, обществ, бюро, компаний, клубов,
туристских фирм, пропагандирующих туризм и путешествия.
6. Постепенное формирование рынка услуг.
7. Развитие элитного туризма (для состоятельных слоёв населения) и
экскурсионного (рекреационного) для интеллигенции и трудящихся.
8. Повышение качества туристских услуг и обслуживания.
9. Создание административно-правовых норм в туризме.
10. Информационное обеспечение туристского бизнеса: издание газет, журналов,
буклетов, организация выставок.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Биржаков М.Б. “Введение в туризм” Москва-Санкт-Петербург, 2001г.
2. Долженко Г.П. “История туризма в дореволюционной России и СССР”
Ростов-на-Дону, 1988г.
3.”Основы туристской деятельности” сост. Е.И.Ильина, Москва, 2000г.
4. Шаповал Г.Ф. “История туризма” Минск, 1999г.