Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 12:21, курсовая работа
Объект исследования данной курсовой работы - туристские центры.
Предмет исследования - типология туристских центров.
Цель исследования - дать представление о механизме типологии туристских центров.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ 4
1.1. Определение основных понятий 5
ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ТИПОЛОГИИ ТУРЦЕНТРОВ 8
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ТУРИСТСКИХ ЦЕНТРОВ РФ 11
ГЛАВА 4. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ ТУРИСТСКИХ ЦЕНТРОВ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 18
СОДЕРЖАНИЕ:
В
наше время проблема типологии туристских
центров имеет большое
Объект исследования данной курсовой работы - туристские центры.
Предмет исследования - типология туристских центров.
Цель
исследования - дать представление
о механизме типологии
Эта Работа состоит из введения, четырех глав и заключения.
Во введении обоснована актуальность темы, определены объект, предмет и цель исследования.
Первая глава посвящена введению в проблему. Вторая - дает представление об источниках информации, используемых при типологии турцентров. Третья описывает методику количественной оценки рекреационного потенциала туристских центров РФ. Четвертая представляет статистическую типологию туристских центров.
В заключении представлены основные выводы по работе.
Знание туристских центров и рекреационных территорий - одно из главных требований, предъявляемых к менеджеру туроперейтинга. Есть и специальная учебная дисциплина - география туризма, задача которой - дать объективные и необходимые менеджерам туризма знания о размещении рекреационных ресурсов, типологии (классификации), группировке туристских районов и центров, для того чтобы в дальнейшем этот потенциал был востребован.
Подходы к проблеме изучения туристских центров могут быть разными. Наиболее распространенный и традиционный предполагает объективную заданность рекреационного потенциала, т.е. наличие определенного ресурса, либо наследия, присущего данной местности, благодаря чему к ней и возникает интерес, который, в свою очередь, вызывает туристские потоки из других мест.
Другой подход, напротив, основан на том, что туристские потоки вызваны не самим фактом наличия рекреационного ресурса, а информированностью о нем. Для того чтобы понять, что это действительно так, достаточно посмотреть туристские каталоги ведущих туроператоров мира. Например, каталоги немецкой фирмы «TUI» содержат 21 страницу информации по Лихтенштейну и всего 11 страниц - по России. Это, конечно, не может свидетельствовать об истинной величине рекреационного потенциала России, но об уровне информированности о России потенциальных туристов в Европе - безусловно.
Таким образом, истинное значение туристского центра может быть выявлено, если оценить уровень информированности людей о значимых объектах природы, культуры, истории, индустрии туризма этого центра.
Для точности дефиниций, характеризующих отмеченные выше два подхода к проблеме изучения туристских центров, целесообразно ввести и два понятия: центр туризма и туристский центр, которые отличаются друг от друга как объективное от субъективного. Если понятие «центр туризма» раскрывает ресурсную сторону местности, то понятие «туристский центр» наряду с теми же условиями показывает уровень информированности о нем туристов. Таким образом:
• центр туризма - это город, местность или объект, где на базе рекреационных ресурсов создан комплекс туристско-экскурсионного обслуживания;
•
туристский центр - это местность, привлекающая
туристов в силу наличия специфических
рекреационных ресурсов, удобств
транспортно-географического
Типология - научный метод, в основе которого лежит группировка объектов с помощью обобщенной модели или типа. Используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов. Основные логические формы, используемые типологией, - типовая классификация, систематика, таксономия.
Таксономия - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии, языкознания, этнографии и т.д.). Термин, предложенный в 1813 г. швейцарским ботаником О. Декандолем, длительное время употреблялся как синоним систематики. В 60-70-х гг. XX в. возникла тенденция определять таксономию как учение о системе таксономических категорий, обозначающих соподчиненные группы объектов - таксоны.
В специальной литературе по туризму предлагается развернутая типология туристских центров в зависимости от того, какой цикл рекреационной деятельности (ЦРД) может быть в них реализован: культурно-исторический; паломнический; курортный; приморский; альпийский; активно-оздоровительный; коммерческо-деловой; экологический; фестивально-конгрессный; водный; спортивный; альпинистский; охотничье-рыболовный, приключенческий, экзотический, этнографический развлекательный.
Исходя из этой типологии видно, что ЦРД могут быть также комбинированными.
Типология туристских центров, с одной стороны, отражает большое разнообразие рекреационной деятельности туристов, за которой, в свою очередь, стоят разнообразные потребности людей. С другой стороны, она связана с наличием культурного и природного наследия, рекреационных ресурсов в том или ином месте, без которых рекреационная деятельность не может быть реализована.
Таким образом, и типология туристских центров соотносит объективную и субъективную стороны туризма, т.е. наличие рекреационных ресурсов и рекреационную мотивацию населения. Этот диалектический феномен позволил И. В. Зорину выделить три группы факторов формирования туристских центров: генерирующие (связанные с потребностью), реализующие (связанные с ресурсами) и локализующие (связанные с информированностью населения).
Как
показывает практика, именно локализующие
информационные факторы в последние
десятилетия оказывают
В
зарубежной и отечественной
По мере развития интереса к туризму не только как к сфере проведения досуга, но и как к зоне профессиональной деятельности многих людей быстро растет число научных и методических публикаций. Среди них особое значение приобретают специальные тематические словари и энциклопедии, задачи которых - свести вместе, в одном тексте, зачастую несводимые и противоречивые понятия, которыми оперируют авторы различных учебников, монографий, концепций, учебных планов и программ.
В последнее время число таких изданий, используемых туроператорами, резко возросло, что поставило вопрос о сводимости информации, представленной в разных источниках, в число основных проблем туризма. Для этого используются традиционные и новые информационные системы, основными из которых являются энциклопедии и словари.
Энциклопедии (от греч. Enkyklios paideia - обучение по всему кругу знаний) - научные или научно-популярные справочные издания, содержащие систематизированную информацию по различным областям знаний и практической деятельности.
Наряду
с печатными изданиями
В России издана «Энциклопедия туриста» (М.: Большая Российская энциклопедия, 1993). Несмотря на броское название, ее вряд ли можно отнести к классу отраслевых энциклопедий, поскольку она освещает только вопросы географии туризма и техники самодеятельного туризма. В стороне от внимания авторов остались проблемы экономики, управления и предпринимательской деятельности в туризме.
Словари
и справочные издания, содержащие собрания
слов, словосочетаний, идиом и т.
п., дающие сведения об их значениях, употреблении,
переводе на другой язык. Важное место
в отечественной истории
С 1985 г. благодаря усилиям Российской международной академии туризма (тогда - Института туризма) стали появляться краткие словари экономических терминов, используемых в ходе реформирования хозяйственного механизма и собственности в туризме. Но все эти издания нельзя было назвать отраслевыми прежде всего из-за их неполного освещения проблематики туризма.
Первым достаточно полным словарем туристских понятий стал «Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес» (И. Зорин, В. Квартальной. - М.-Афины: INFOGROUP, 1994). В нем даны толкования более полутора тысяч терминов. В 1999 г. в издательстве «Советский спорт» вышел в свет «Туристский терминологический словарь», а в 2000 г. в издательстве «Финансы и статистика» - «Энциклопедия туризма» тех же авторов-составителей, в которых объяснены свыше 5 тыс. специальных терминов, используемых в теории и практике туризма.
Вместе с тем специального справочного издания о туристских центрах Российской Федерации до сих пор нет. Разрозненная информация о них может быть получена из некоторых других источников: каталогов и рекламных проспектов фирм-туроператоров, учебных материалов и журнальных публикаций по теме «География туристских центров».
В Российской международной академии туризма ведется работа по составлению специального справочного каталога «Туристские центры Российской Федерации», в котором последние должны быть не только указаны, но и описаны и оценены. Для этих целей наиболее уместны в качестве источника информации интерактивные энциклопедии, так как они повсеместно доступны для туроператора и туристов. Наиболее популярные интерактивные энциклопедии:
Для отбора объектов оценивания был проведен полный контент-анализ статей из указанных выше интерактивных энциклопедий.
Кошент-анализ - наукометрическое исследование содержания текста (Пэнто, Гравитц, 1972). Применяется в социологии, психологии, психиатрии, политологии, этнографии, литературоведении, географии для анализа содержания текста средств массовой информации (газет, радио, телевидения), литературных произведений, лекций, писем, служебных документов, интервью и т.п.
При
отборе объектов использовалась количественная
версия контент-анализа, основанная на
анализе частотности
Логическая модель контент-анализа выделяет три элемента:
• категориальную модель предмета анализа;
Информация о работе Статистическая типология туристских центров