Статистическая типология туристских центров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 12:21, курсовая работа

Описание

Объект исследования данной курсовой работы - туристские центры.
Предмет исследования - типология туристских центров.
Цель исследования - дать представление о механизме типологии туристских центров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ 4
1.1. Определение основных понятий 5
ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ТИПОЛОГИИ ТУРЦЕНТРОВ 8
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ТУРИСТСКИХ ЦЕНТРОВ РФ 11
ГЛАВА 4. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ ТУРИСТСКИХ ЦЕНТРОВ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 18

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа. ТИПОЛОГИЯ ТУРЦЕНТРОВ.doc

— 85.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ: 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      В наше время проблема типологии туристских центров имеет большое значение, так как их знание - одно из главных  требований, предъявляемых к менеджеру туроперейтинга. Знание менеджерами туроперейтинга размещения рекреационных ресурсов, группировки туристских районов и центров необходимо для того, чтобы в дальнейшем этот потенциал был востребован.

      Объект  исследования данной курсовой работы - туристские центры.

      Предмет исследования - типология туристских центров.

      Цель  исследования - дать представление  о механизме типологии туристских центров.

      Эта Работа состоит из введения, четырех  глав и заключения.

      Во  введении обоснована актуальность темы, определены объект, предмет и цель исследования.

      Первая  глава посвящена введению в проблему. Вторая - дает представление об источниках информации, используемых при типологии  турцентров. Третья описывает методику количественной оценки рекреационного потенциала туристских центров РФ. Четвертая представляет статистическую типологию туристских центров.

      В заключении представлены основные выводы по работе.

 

ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ

 
 

      Знание  туристских центров и рекреационных  территорий - одно из главных требований, предъявляемых к менеджеру туроперейтинга. Есть и специальная учебная дисциплина - география туризма, задача которой - дать объективные и необходимые менеджерам туризма знания о размещении рекреационных ресурсов, типологии (классификации), группировке туристских районов и центров, для того чтобы в дальнейшем этот потенциал был востребован.

      Подходы к проблеме изучения туристских центров  могут быть разными. Наиболее распространенный и традиционный предполагает объективную  заданность рекреационного потенциала, т.е. наличие определенного ресурса, либо наследия, присущего данной местности, благодаря чему к ней и возникает интерес, который, в свою очередь, вызывает туристские потоки из других мест.

      Другой  подход, напротив, основан на том, что  туристские потоки вызваны не самим фактом наличия рекреационного ресурса, а информированностью о нем. Для того чтобы понять, что это действительно так, достаточно посмотреть туристские каталоги ведущих туроператоров мира. Например, каталоги немецкой фирмы «TUI» содержат 21 страницу информации по Лихтенштейну и всего 11 страниц - по России. Это, конечно, не может свидетельствовать об истинной величине рекреационного потенциала России, но об уровне информированности о России потенциальных туристов в Европе - безусловно.

      Таким образом, истинное значение туристского центра может быть выявлено, если оценить уровень информированности людей о значимых объектах природы, культуры, истории, индустрии туризма этого центра.

 

1.1. Определение основных понятий

 
 

      Для точности дефиниций, характеризующих отмеченные выше два подхода к проблеме изучения туристских центров, целесообразно ввести и два понятия: центр туризма и туристский центр, которые отличаются друг от друга как объективное от субъективного. Если понятие «центр туризма» раскрывает ресурсную сторону местности, то понятие «туристский центр» наряду с теми же условиями показывает уровень информированности о нем туристов. Таким образом:

      • центр туризма - это город, местность  или объект, где на базе рекреационных  ресурсов создан комплекс туристско-экскурсионного обслуживания;

      • туристский центр - это местность, привлекающая туристов в силу наличия специфических  рекреационных ресурсов, удобств  транспортно-географического положения  и доступной для туриста информации о нем.

      Типология - научный метод, в основе которого лежит группировка объектов с помощью обобщенной модели или типа. Используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов. Основные логические формы, используемые типологией, - типовая классификация, систематика, таксономия.

      Таксономия - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии, языкознания, этнографии и т.д.). Термин, предложенный в 1813 г. швейцарским ботаником О. Декандолем, длительное время употреблялся как синоним систематики. В 60-70-х гг. XX в. возникла тенденция определять таксономию как учение о системе таксономических категорий, обозначающих соподчиненные группы объектов - таксоны.

     В специальной литературе по туризму  предлагается развернутая типология  туристских центров в зависимости  от того, какой цикл рекреационной  деятельности (ЦРД) может быть в них  реализован: культурно-исторический; паломнический; курортный; приморский; альпийский; активно-оздоровительный; коммерческо-деловой; экологический; фестивально-конгрессный; водный; спортивный; альпинистский; охотничье-рыболовный, приключенческий, экзотический, этнографический развлекательный.

      Исходя  из этой типологии видно, что ЦРД  могут быть также комбинированными.

      Типология туристских центров, с одной стороны, отражает большое разнообразие рекреационной  деятельности туристов, за которой, в  свою очередь, стоят разнообразные  потребности людей. С другой стороны, она связана с наличием культурного и природного наследия, рекреационных ресурсов в том или ином месте, без которых рекреационная деятельность не может быть реализована.

      Таким образом, и типология туристских центров соотносит объективную и субъективную стороны туризма, т.е. наличие рекреационных ресурсов и рекреационную мотивацию населения. Этот диалектический феномен позволил И. В. Зорину выделить три группы факторов формирования туристских центров: генерирующие (связанные с потребностью), реализующие (связанные с ресурсами) и локализующие (связанные с информированностью населения).

      Как показывает практика, именно локализующие информационные факторы в последние  десятилетия оказывают максимальное воздействие на формирование географии  туристских центров. Иначе чем объяснить столь быструю динамику развития мирового туризма, возникновение новых мировых туристских центров на периферии туристского пространства (Юго-Восточная Азия, Мексика, Океания, Турция и т.п.). Поэтому информационно-локализующий аспект выбран как ведущий при характеристике и оценке туристских центров Российской Федерации. 

      В зарубежной и отечественной градостроительной  литературе понятие «туристский  центр» обычно связывают с системой расселения (городами, поселками либо специальными поселениями - центрами обслуживания туристов). Более целесообразно связывать данное понятие с любой географической местностью, представляющей известный интерес для путешествующих людей. Туристскими центрами могут быть: город, поселок, сельский населенный пункт, специальный центр обслуживания туристов, река, озеро, море (океан), горный массив, уникальные и типичные ландшафты, национальные парки, заповедники, заказники и т. д. Следовательно, туристскими центрами выступают как объекты, так и ландшафты разных уровней, что вызывает необходимость разработки соответствующей таксономии.

 

ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ  ИНФОРМАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ТИПОЛОГИИ  ТУРЦЕНТРОВ

 
 

      По  мере развития интереса к туризму  не только как к сфере проведения досуга, но и как к зоне профессиональной деятельности многих людей быстро растет число научных и методических публикаций. Среди них особое значение приобретают специальные тематические словари и энциклопедии, задачи которых - свести вместе, в одном тексте, зачастую несводимые и противоречивые понятия, которыми оперируют авторы различных учебников, монографий, концепций, учебных планов и программ.

      В последнее время число таких  изданий, используемых туроператорами, резко возросло, что поставило  вопрос о сводимости информации, представленной в разных источниках, в число основных проблем туризма. Для этого используются традиционные и новые информационные системы, основными из которых являются энциклопедии и словари.

      Энциклопедии (от греч. Enkyklios paideia - обучение по всему  кругу знаний) - научные или научно-популярные справочные издания, содержащие систематизированную информацию по различным областям знаний и практической деятельности.

      Наряду  с печатными изданиями существуют электронные версии - интерактивные  энциклопедии мира, содержащие также информацию о туристских центрах, туристско-экскурсионных объектах, ландшафтах и местностях, всемирном, национальном и региональном культурном и природном наследии.

      В России издана «Энциклопедия туриста» (М.: Большая Российская энциклопедия, 1993). Несмотря на броское название, ее вряд ли можно отнести к классу отраслевых энциклопедий, поскольку она освещает только вопросы географии туризма и техники самодеятельного туризма. В стороне от внимания авторов остались проблемы экономики, управления и предпринимательской деятельности в туризме.

      Словари и справочные издания, содержащие собрания слов, словосочетаний, идиом и т. п., дающие сведения об их значениях, употреблении, переводе на другой язык. Важное место  в отечественной истории издания  словарей-справочников занимает работа Ю. А. Штюрмера «Краткий справочник туриста» (М., 1985), предназначенная для самодеятельных туристов и раскрывающая технику туристских походов и методы правоохранительной работы в туризме.

      С 1985 г. благодаря усилиям Российской международной академии туризма (тогда - Института туризма) стали появляться краткие словари экономических терминов, используемых в ходе реформирования хозяйственного механизма и собственности в туризме. Но все эти издания нельзя было назвать отраслевыми прежде всего из-за их неполного освещения проблематики туризма.

      Первым  достаточно полным словарем туристских понятий стал «Толковый словарь  туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес» (И. Зорин, В. Квартальной. - М.-Афины: INFOGROUP, 1994). В нем даны толкования более полутора тысяч терминов. В 1999 г. в издательстве «Советский спорт» вышел в свет «Туристский терминологический словарь», а в 2000 г. в издательстве «Финансы и статистика» - «Энциклопедия туризма» тех же авторов-составителей, в которых объяснены свыше 5 тыс. специальных терминов, используемых в теории и практике туризма.

      Вместе  с тем специального справочного  издания о туристских центрах  Российской Федерации до сих пор  нет. Разрозненная информация о них  может быть получена из некоторых других источников: каталогов и рекламных проспектов фирм-туроператоров, учебных материалов и журнальных публикаций по теме «География туристских центров».

      В Российской международной академии туризма ведется работа по составлению  специального справочного каталога «Туристские центры Российской Федерации», в котором последние должны быть не только указаны, но и описаны и оценены. Для этих целей наиболее уместны в качестве источника информации интерактивные энциклопедии, так как они повсеместно доступны для туроператора и туристов. Наиболее популярные интерактивные энциклопедии:

    • Большая Советская Энциклопедия, 2 CD, 1997.
    • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 4 CD, 1998.
    • Зеркало мира. Индустрия туризма, 1998.
    • Хроника человечества. Интерактивная энциклопедия, 1997.
    • Britanica Encyclopedia TM, 4 CD, 1999.
    • Comption's Interactive Encyclopedia, 1996.
    • Encarta 2000 Deluxe Encyclopedia, 4 CD, 2000.
    • Grolier Multimedia Encyclopedia, 1997.
    • IBM. World Book Multimedia Encyclopedia, 2 CD, 1999.
    • New Millenium Encyclopedia, 2 CD, 1998.

 

ГЛАВА 3. МЕТОДИКА КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ТУРИСТСКИХ ЦЕНТРОВ  РФ

 
 

      Для отбора объектов оценивания был проведен полный контент-анализ статей из указанных  выше интерактивных энциклопедий.

      Кошент-анализ - наукометрическое исследование содержания текста (Пэнто, Гравитц, 1972). Применяется в социологии, психологии, психиатрии, политологии, этнографии, литературоведении, географии для анализа содержания текста средств массовой информации (газет, радио, телевидения), литературных произведений, лекций, писем, служебных документов, интервью и т.п.

      При отборе объектов использовалась количественная версия контент-анализа, основанная на анализе частотности встречаемых  в тексте упоминаний туристских центров, что позволяет решать многие задачи параметризации.

      Логическая  модель контент-анализа выделяет три  элемента:

      • категориальную модель предмета анализа;

Информация о работе Статистическая типология туристских центров