Статистическая типология туристских центров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 12:21, курсовая работа

Описание

Объект исследования данной курсовой работы - туристские центры.
Предмет исследования - типология туристских центров.
Цель исследования - дать представление о механизме типологии туристских центров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ 4
1.1. Определение основных понятий 5
ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ТИПОЛОГИИ ТУРЦЕНТРОВ 8
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ТУРИСТСКИХ ЦЕНТРОВ РФ 11
ГЛАВА 4. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ ТУРИСТСКИХ ЦЕНТРОВ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 18

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа. ТИПОЛОГИЯ ТУРЦЕНТРОВ.doc

— 85.00 Кб (Скачать документ)

      • систему единиц анализа;

      • меры измерения.

      В нашем случае категориальная модель предмета контент-анализа позволила  рассмотреть туристские центры как категории статей интерактивных энциклопедий. Соответственно система единиц контент-аналнза - совокупность объектов культурного и природного наследия, о которых упоминается в статьях, посвященных туризму. Мера измерения - вероятность встречи объекта в данной интерактивной энциклопедии и во всех интерактивных энциклопедиях.

      В качестве рабочей модели была выдвинута  гипотеза, что число туристских центров, которые должны войти в справочник «Туристские центры Российской Федерации», должно соответствовать объему информации о них, содержащейся в «большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» (4 CD, 1998) - наиболее детальной к настоящему времени и комплексной интерактивной энциклопедии, в которой представлена информация об объектах природного и культурного наследия Российской Федерации, составляющих основу ее рекреационного потенциала. Всего в ней было выявлено 5917 статей о туристских центрах Российской Федерации. В свою очередь, эти статьи содержат информацию о 48625 объектах культурного и природного наследия.

      Полученные  количественные данные позволяют провести детальный региональный и функциональный анализы, но в данном издании важнее раскрыть суть процедуры оценивания.

      В разных энциклопедиях детальность  информации о туристских и рекреационных объектах на территории Российской Федерации весьма различна. С одной стороны, это можно воспринимать как недостаток. Но с, другой - как определенный знак, свидетельствующий об уровне информированности читателей и пользователей данных энциклопедий о туристском и рекреационном потенциале России. Иначе говоря, используя интерактивную информацию при разработке справочника о туристских центрах, мы в полной мере можем реализовать правило генерализации географической информации в зависимости от масштаба исследования. Это методологическое правило позволило разработать простую и эффективную методику оценки значимости туристских центров, объектов и местностей:

      • Всякое упоминание в «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» какого-либо объекта, имеющего туристскую и рекреационную ценность, оценивается в один балл.

      • Если объект упоминается еще раз  хотя быв одной из отечественных  интерактивных энциклопедий, то он получает десять баллов.

      • Если объект упоминается во всех отечественных  интерактивных энциклопедиях, то он получает сто баллов.

      • Если объект упоминается в одной  из иностранных интерактивных энциклопедий, то он получает тысячу баллов.

      • Если объект упоминается в нескольких иностранных интерактивных энциклопедиях, то он получает десять тысяч баллов.

      Баллы присваиваются каждому объекту, выделенному в тексте, и могут суммироваться в масштабе туристского центра, области, страны.

      Вся информация представляется в виде таблицы, в которой суммируются значения по каждому из субъектов Российской Федерации.

      Для получения количественных значений рекреационного потенциала используется иерархическая шкала оценок (табл. 1.), которая позволяет фиксировать и соотносить между собой значения рекреационных потенциалов не только объектов, но и местностей. В основу шкалы положен иерархический принцип, согласно которому вышестоящий таксон (например,

экскурсионный центр) вбирает в себя все объекты  нижестоящего таксона. 

      Таблица 1.

      Шкала оценки рекреационного потенциала территории

 

     Таксоны Репрезентативность Оценка  рекреационного потенциала, баллы
Рекреация Курорты Экскурсии Туризм
Уникальный  рекреационный центр Уникальный  курорт Уникальный  экскурсионный центр Уникальный  центр туризма Объект глобального  значения > 10000
Рекреационный район Курортная агломерация Экскурсионный район Туристский район Агломерация объектов 1001-10000
Центр рекреации Курорт Экскурсионный центр Центр туризма Группа объектов 101-1000
Рекреационный узел Курортный центр Экскурсионный узел Туристский  центр Сочетание объектов 11-100
Рекреационный объект Курортная местность Экскурсионный объект Туристская  местность Единичный объект 1-10

 

ГЛАВА 4. Статистическая типология туристских центров

 
 

      Эта типология разработана при участии  А.В. Минофьева.

      Для статистического обоснования типологии  туристские центров, упрощения и ускорения работы с туристской информацией с помощью статистических процедур была проанализирована база данных туристских центров РФ.

      В статистическом исследовании применялись:

      • MICROSOFT EXCEL - обработка базы данных, классификация, построение графиков и таблиц;

      • STATISTICA 5.0 - обработка конечных данных, факторный, корреляционный анализы, вывод  графических данных. Результаты исследования:

      1. При статистическом анализе исходной  базы данных выявлен общий  туристский фактор, которому подвержены  все 17 первичных типов туристских центров;

      2. Идентифицированы четыре первичных  уникальных типа, которые могут  быть интерпретированы как аксиологический,  природный, оздоровительный, горный  факторы.

      Выявленные  статистические закономерности позволяют  провести типизацию районов по перечисленным факторам, а также генерализовать исходную базу данных туристских центров РФ для удобства чтения и понимания.

      Статистический  анализ позволил обнаружить латентные (скрытые) связи между различными переменными, обеспечивающие их развитие, и свести большое разнообразие типов туристских центров к нескольким независимым типам, достаточно полно описывающим всю генеральную совокупность туристских центров. Факторный анализ базы данных туристских центров Российской Федерации, в которой мы первоначально выделяли 17 типов туристских центров, позволил выявить 4 генерализованных типа-фактора туристских центров.

      Аксиологический тип-фактор (от греческого - axia - ценность) объединяет большую группу туристских центров, посещение которых связанно с изучением культурного наследия и ценностей, религиозных святынь, этнографических промыслов, проведением фестивалей и конгрессов. По выявленному фактору предлагается называть интегрируемые им турцентры аксиологическими туристскими центрами.

      Следующую группу туристских центров объединяют и формируют природные ценности, включающие наиболее привлекательные акватории, охотничье-рыболовные ресурсы, национальные парки и заповедные территории, естественные ландшафты, в которых проходят маршруты самодеятельного и экологического туризма. Сюда же включены уникальные экзотические территории. Этот тип-фактор формирует туристские центры экологического типа.

      Третий  тип-фактор объединяет туристские центры, ориентирующиеся на оздоровительные  ресурсы, и выделяет районы уже освоенных рекреационно-туристских инфраструктур, сложившихся туристских и курортных местностей. Обобщая фактические характеристики и факторный вес, следует интерпретировать данный фактор как оздоровительный, а туристские центры, формирующиеся под его воздействием, именовать туристскими центрами рекреационного типа. Особо благоприятны для рекреационных туристских центров приморские ландшафты.

     Переменные, объединяющиеся в четвертый фактор, формируют статистическую целостность, которую можно назвать «вертикальным миром». Это зона Интенсивной и экстремальной рекреации, объединяющая туристские центры горного типа. В этом мире большое значение имеет компактное сочетание самых противоречивых ресурсов (на площади в 50-100 км2 можно наблюдать арктические льды, тропические леса, долины и пустыни).

     Проведенное статистическое исследование подтверждает гипотезу о том, что туристские потоки вызваны не самим фактом наличия  рекреационных ресурсов, а информированностью о них.

     Проведенная интерпретация факторного анализа позволяет предложить туроператорам необходимую и достаточно исчерпывающую информацию о типологии туристских центров Российской Федерации (потеря исходной информации составляет всего 19%), которая поможет эффективно решать задачи рекреационного проектирования туристских программ и маршрутов. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

     Подведем  некоторые итоги данной курсовой работы. В ней нами была рассмотрена  актуальная на сегодняшний день тема.

     На  основе анализа представленного  материала можем сделать выводы о рекреационном потенциале туристских центров нашей страны

     Цель  исследования, которая была определена во введении - раскрыта.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 
  1. Квартальнов В.А. Туризм: Теория и практика: Избр. труды В 5 т. - Т.1. Гуманитарные проблемы развития туризма: история и современность. - М.: Финансы и статистика, 1998.
  2. Квартальнов В.А. Туризм: Теория и практика: Избр. труды В 5 т. - Т.3. Новые цели и функции туризма: экономика и управление. - М.: Финансы и статистика, 1998.
  3. Квартальнов В.А. Туризм: Теория и практика: Избр. труды В 5 т. - Т. 4. Иностранный туризм. - М.: Финансы и статистика 1998.
  4. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика,2000.
  5. Квартальнов В.А., Романов А. А. Международный туризм. Политика развития: Учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 1998.
  6. Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение: Учеб. пособие. -М.: Советский спорт, 1998.
  7. Кондратьев К.Я., Данилов-Данильян В.И., Донченко В.К. Лосев К.С. Экология и политика. - СПб., 1993. Курорты: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983.
  8. Лечение и отдых на курортах мира и России: Справочник. М.: Культурные традиции, 1997. Международный туризм: Правовые акты / Сост. Н.И. Волошин. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 400 с.
  9. Менеджмент туризма: Учебник для студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент» /Науч. ред. В.А. Квартальнов. -М.: РМАТ, 1996. -230с.
  10. Одум Ю. Основы экологии. - М.: Мир, 1975.
  11. Туризм: Нормативные правовые акты: Сборник актов / Cocт. Н.И. Волошин.- М.: Финансы и статистика, 1998. - 432 с. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (1996 г.).
  12. Экология: Учебник для технических вузов / Л.И. Цветков М.И. Алексеев, Б.П. Усанов и др. - М.: Химиздат, 1999.
  13. Энциклопедия окружающего мира «Вокруг света». - М.: Белый город,1998.

Информация о работе Статистическая типология туристских центров