Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 12:21, курсовая работа
Объект исследования данной курсовой работы - туристские центры.
Предмет исследования - типология туристских центров.
Цель исследования - дать представление о механизме типологии туристских центров.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ 4
1.1. Определение основных понятий 5
ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ТИПОЛОГИИ ТУРЦЕНТРОВ 8
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ТУРИСТСКИХ ЦЕНТРОВ РФ 11
ГЛАВА 4. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ ТУРИСТСКИХ ЦЕНТРОВ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 18
• систему единиц анализа;
• меры измерения.
В нашем случае категориальная модель предмета контент-анализа позволила рассмотреть туристские центры как категории статей интерактивных энциклопедий. Соответственно система единиц контент-аналнза - совокупность объектов культурного и природного наследия, о которых упоминается в статьях, посвященных туризму. Мера измерения - вероятность встречи объекта в данной интерактивной энциклопедии и во всех интерактивных энциклопедиях.
В качестве рабочей модели была выдвинута гипотеза, что число туристских центров, которые должны войти в справочник «Туристские центры Российской Федерации», должно соответствовать объему информации о них, содержащейся в «большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» (4 CD, 1998) - наиболее детальной к настоящему времени и комплексной интерактивной энциклопедии, в которой представлена информация об объектах природного и культурного наследия Российской Федерации, составляющих основу ее рекреационного потенциала. Всего в ней было выявлено 5917 статей о туристских центрах Российской Федерации. В свою очередь, эти статьи содержат информацию о 48625 объектах культурного и природного наследия.
Полученные количественные данные позволяют провести детальный региональный и функциональный анализы, но в данном издании важнее раскрыть суть процедуры оценивания.
В разных энциклопедиях детальность информации о туристских и рекреационных объектах на территории Российской Федерации весьма различна. С одной стороны, это можно воспринимать как недостаток. Но с, другой - как определенный знак, свидетельствующий об уровне информированности читателей и пользователей данных энциклопедий о туристском и рекреационном потенциале России. Иначе говоря, используя интерактивную информацию при разработке справочника о туристских центрах, мы в полной мере можем реализовать правило генерализации географической информации в зависимости от масштаба исследования. Это методологическое правило позволило разработать простую и эффективную методику оценки значимости туристских центров, объектов и местностей:
• Всякое упоминание в «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» какого-либо объекта, имеющего туристскую и рекреационную ценность, оценивается в один балл.
• Если объект упоминается еще раз хотя быв одной из отечественных интерактивных энциклопедий, то он получает десять баллов.
• Если объект упоминается во всех отечественных интерактивных энциклопедиях, то он получает сто баллов.
•
Если объект упоминается в одной
из иностранных интерактивных
•
Если объект упоминается в нескольких
иностранных интерактивных
Баллы присваиваются каждому объекту, выделенному в тексте, и могут суммироваться в масштабе туристского центра, области, страны.
Вся информация представляется в виде таблицы, в которой суммируются значения по каждому из субъектов Российской Федерации.
Для получения количественных значений рекреационного потенциала используется иерархическая шкала оценок (табл. 1.), которая позволяет фиксировать и соотносить между собой значения рекреационных потенциалов не только объектов, но и местностей. В основу шкалы положен иерархический принцип, согласно которому вышестоящий таксон (например,
экскурсионный
центр) вбирает в себя все объекты
нижестоящего таксона.
Таблица 1.
Шкала оценки рекреационного потенциала территории
Таксоны | Репрезентативность | Оценка рекреационного потенциала, баллы | |||
Рекреация | Курорты | Экскурсии | Туризм | ||
Уникальный рекреационный центр | Уникальный курорт | Уникальный экскурсионный центр | Уникальный центр туризма | Объект глобального значения | > 10000 |
Рекреационный район | Курортная агломерация | Экскурсионный район | Туристский район | Агломерация объектов | 1001-10000 |
Центр рекреации | Курорт | Экскурсионный центр | Центр туризма | Группа объектов | 101-1000 |
Рекреационный узел | Курортный центр | Экскурсионный узел | Туристский центр | Сочетание объектов | 11-100 |
Рекреационный объект | Курортная местность | Экскурсионный объект | Туристская местность | Единичный объект | 1-10 |
Эта
типология разработана при
Для
статистического обоснования
В статистическом исследовании применялись:
• MICROSOFT EXCEL - обработка базы данных, классификация, построение графиков и таблиц;
• STATISTICA 5.0 - обработка конечных данных, факторный, корреляционный анализы, вывод графических данных. Результаты исследования:
1.
При статистическом анализе
2.
Идентифицированы четыре
Выявленные статистические закономерности позволяют провести типизацию районов по перечисленным факторам, а также генерализовать исходную базу данных туристских центров РФ для удобства чтения и понимания.
Статистический анализ позволил обнаружить латентные (скрытые) связи между различными переменными, обеспечивающие их развитие, и свести большое разнообразие типов туристских центров к нескольким независимым типам, достаточно полно описывающим всю генеральную совокупность туристских центров. Факторный анализ базы данных туристских центров Российской Федерации, в которой мы первоначально выделяли 17 типов туристских центров, позволил выявить 4 генерализованных типа-фактора туристских центров.
Аксиологический тип-фактор (от греческого - axia - ценность) объединяет большую группу туристских центров, посещение которых связанно с изучением культурного наследия и ценностей, религиозных святынь, этнографических промыслов, проведением фестивалей и конгрессов. По выявленному фактору предлагается называть интегрируемые им турцентры аксиологическими туристскими центрами.
Следующую группу туристских центров объединяют и формируют природные ценности, включающие наиболее привлекательные акватории, охотничье-рыболовные ресурсы, национальные парки и заповедные территории, естественные ландшафты, в которых проходят маршруты самодеятельного и экологического туризма. Сюда же включены уникальные экзотические территории. Этот тип-фактор формирует туристские центры экологического типа.
Третий тип-фактор объединяет туристские центры, ориентирующиеся на оздоровительные ресурсы, и выделяет районы уже освоенных рекреационно-туристских инфраструктур, сложившихся туристских и курортных местностей. Обобщая фактические характеристики и факторный вес, следует интерпретировать данный фактор как оздоровительный, а туристские центры, формирующиеся под его воздействием, именовать туристскими центрами рекреационного типа. Особо благоприятны для рекреационных туристских центров приморские ландшафты.
Переменные,
объединяющиеся в четвертый фактор,
формируют статистическую целостность,
которую можно назвать «
Проведенное статистическое исследование подтверждает гипотезу о том, что туристские потоки вызваны не самим фактом наличия рекреационных ресурсов, а информированностью о них.
Проведенная
интерпретация факторного анализа
позволяет предложить туроператорам необходимую
и достаточно исчерпывающую информацию
о типологии туристских центров Российской
Федерации (потеря исходной информации
составляет всего 19%), которая поможет
эффективно решать задачи рекреационного
проектирования туристских программ и
маршрутов.
Подведем некоторые итоги данной курсовой работы. В ней нами была рассмотрена актуальная на сегодняшний день тема.
На основе анализа представленного материала можем сделать выводы о рекреационном потенциале туристских центров нашей страны
Цель исследования, которая была определена во введении - раскрыта.
Информация о работе Статистическая типология туристских центров