Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 13:04, курсовая работа
Туристическая деятельность является частью как экономической, так и социальной сферы. Развитие туристической отрасли способно оказать экономическое влияние на страну, в котором она развивается, на окружающую инфраструктуру, а также на потребительский рынок и другие сферы предпринимательской деятельности. Наличие достаточно развитой туристической индустрии позволяет решить проблему занятости населения, так как туризм является одной из самых трудозатратных отраслей, не поддающихся в большинстве случаев механизации и автоматизации.
Введение 4
Глава 1. Исторические и теоретические аспекты туризма
1.1 История развития туризма 6
1.2 Экономическая сущность и содержание туризма 12
1.3 Формы, виды и разновидности туризма 16
Глава 2. Анализ туризма в современной экономике 20
Глава 3. Рынок туристических услуг и методы его совершенствования
3.1 Поведение туристического рынка в условиях кризиса 22
3.2 Факторы, вызывающие потребность в туризме и влияющие
на его развитие 26
3.3 Рекомендации по улучшению ситуации на туристическом рынке
Беларуси 32
Заключение 35
Список используемых источников 38
Введение
Тема работы – тенденции развития рынка туристических услуг в Республике Беларусь. Являясь одной из крупнейших динамично развивающихся отраслей мировой экономики, туризм в настоящее время пытается занять подобающее ему место в экономике нашего государства. Поэтому очевидна актуальность темы: есть ли ресурсный потенциал у Республики Беларусь как туристического объекта? Какова инфраструктура белорусского туризма? Каковы его основные статистические показатели? Есть ли у туризма в Республике Беларусь будущее? Какими путями, по каким направлениям он будет развиваться в нашем государстве? – ответы на эти вопросы являлись основной задачей при написании данной работы.
Развитие туризма в любой стране, регионе зависит от целого комплекса факторов, условий и ресурсов. Несмотря на то, что Беларусь не располагает морями и горами, она имеет ряд преимуществ в сравнении с другими странами. Среди них:
- близость к Западной Европе, Скандинавии – туристическому рынку с очень высоким финансовым потенциалом;
- соседство со странами Балтии, Россией, Польшей, что является серьезным ресурсом, способствующим развитию трансграничного туризма;
- древняя и богатая история, самобытная культура;
- роскошный
природный потенциал, самый
Рост интереса к Беларуси со стороны иностранных туристов, выгодное географическое и транспортное положение страны, живописная природа, большое количество памятников архитектуры и других объектов экскурсионного показа, гостеприимство и доброжелательность белорусского народа, высокий уровень безопасности страны открывают широкие возможности для развития туристической отрасли.
Туристическая деятельность является
частью как экономической, так и
социальной сферы. Развитие туристической
отрасли способно оказать экономическое
влияние на страну, в котором она развивается,
на окружающую инфраструктуру, а также
на потребительский рынок и другие сферы
предпринимательской деятельности. Наличие
достаточно развитой туристической индустрии
позволяет решить проблему занятости
населения, так как туризм является одной
из самых трудозатратных отраслей, не
поддающихся в большинстве случаев механизации
и автоматизации.
Глава 1. Исторические
и теоретические аспекты
Как известно из древних исторических источников древние предки белорусов путешествовали в другие страны (путешествие в Византию, путешествие полоцкой княжны Ефросиньи Полоцкой в Иерусалим и др.).
Также путешествия совершали граждане ВКЛ. В ВКЛ прибывали иностранные гости. Права иностранных граждан, как обычных путешественников, так и купцов, защищал Судебник Казимира, а также Статуты ВКЛ.
На территорию Беларуси приезжали с целью торговли, а также паломничества. С этими же целями «белорусы» посещали заграничные земли.
Туризм как коллективное явление начал зарождаться в Беларуси только в конце 19 века. Связано это было с распространением среди населения такого средства передвижения как велосипед.
Первый велосипед в Беларуси появился в 70-е годы 19 века в Витебске.
В 1894 году в городе велосипедистов было уже 70 (являлись членами Российского общества велосипедистов - туристов). В этом же году проводились первые соревнования в Беларуси по велосипедному спорту.
Белорусские
велосипедисты совершали
Все желающие могли взять велосипед напрокат, что способствовало росту популярности велотуризма среди населения.
С целью привлечения молодежи занятием спортом и участию в походах (прежде всего в военных целях) военное ведомство в стране стало создавать отряды мальчиков, которые получили название «потешных» (1910г.).
В Беларуси отряды «потешных» появлялись во многих городах. Инициаторами создания отрядов, а также их руководителями были молодые офицеры. Наиболее известными потешными отрядами были отряды в Полоцком, Поставском уездах, а также Кобринский, Суворовский потешный отряд.
В начале 20 века органы народного образования в России уделяли много времени внешкольному образованию, в том числе и развитию туризма среди школьников. Данное решение распространилось и на территории Беларуси. Но развитие экскурсий и туризма в условиях царской России не стало массовым, а в 1914 году началась Первая Мировая война.
Начиная с 1917 – 1918 г. советские власти начали проводить работу со школьниками, направленную на заботу об их здоровье и физическом воспитании. Под ними подразумевались также походы и экскурсии.
1923 г.
– создан Высший совет по
физической культуре, который курировал
работу по оздоровлению
Факультеты по подготовке специальных кадров появлялись в техникумах и вузах.
1928 г. – в Минске открылся техникум физической культуры, в котором готовили и квалифицированных специалистов по туризму.
1931 г.
– по инициативе комсомола
был введен физкультурный
Январь 1931 г. в Беларуси организовано Общество пролетарского туризма и экскурсий Беларуси (ОПТЭ) в которой одной из главной задачей было: вовлечение в туристско – экскурсионное движение широких слоев трудящихся, превращение его в массовое движение.
Были определены основные маршруты всесоюзного значения:
Например, сельскохозяйственный (Орша, Жодино, Минск), индустриальный (Борисов, Речица, Гомель), краеведческий (Витебск, Орша, Борисов, Минск, Бобруйск, Гомель).
5 февраля 1932 г. в Минске состоялся
первый Всебелорусский Съезд
пролетарского туризма и
В годы довоенных пятилеток туристы
принимали активное участие в
пропаганде социалистического
К 30 годам относятся первые белорусские изделия по туризму. Например, 1931 г. в Минске была издана брошюра под названием «Экскурсия на завод».
В 30-ее годы в связи с созданием ОПТЭ в школах Беларуси стали массово организовываться туристические кружки.
1936 г. в Минске была организована
первая туристско –
После нападения Германии на СССР
на территории Беларуси полностью прекратилась
туристско – экскурсионная
В июне 1944 г. было принято постановление о возобновлении работы и оказании помощи Комитетом по физической культуре и спорту. В этом же году возобновил свою работу Институт физической культуры, а также Техникум физкультуры в Минске.
В 1957 г. появилась Белорусское республиканское бюро туристических путешествий, а в 1959 г. оно было переименовано в Белорусское туристско – экскурсионное управление.
На БТЭУ возлагались следующие задачи:
- пропаганда туризма.
- строительство и содержание туристических и экскурсионных баз.
- организация
туристических, альпинистских,
- издание туристической литературы, справочников – путеводителей.
- организация
курсов и семинаров по
До 1958 г. собственной материальные базы для развития туризма в республике еще не было, поэтому работа ограничивалась только организацией экскурсий.
В 1959 г. в деревне Степнева, Молоденческой области была открыта база Нарочь, а также турбаза Браславские озера в Браславе.
В 1961 г. на Заславском водохранилище начала работать турбаза Беларусь.
1961 г. – в Беларуси работало
36 туристических оздоровительных
лагерей, организованных как
1961 г. – в Беларуси начинают
работать первые клубы
20 июля 1962 г. – БТЭУ было реорганизовано в Республиканский Совет по туризму. В этом же году были созданы и областные советы по туризму.
1967 г. – при туристическом
клубе Горизонт постоянно
Июнь 1965 г. Белорусский совет по туризму и экскурсиям совместно с Министерством автомобильного транспорта БССР принял постановление «Об организации перевозок туристов БССР попутным автотранспортом по системе «Автостоп»». С введением автостопа автотранспортом ежегодно могли пользоваться до 10 тысяч туристов.
Развитию туризма
Стимулировало улучшение качества обслуживания туристов, проведение соревнований между турбазами, а также привлечение на отдых родителей с детьми.
С 10 апреля 1965 г. начало функционировать
Минское городское
Особенностью работы бюро являлось то, что оно привлекало в экскурсии не только горожан, но и сельских жителей. Также бюро разработало 12 экскурсий по Минску и 5 тематических по республике. Например, по местам сражений Отечественной войны 1812 г.
В 1969 г. Совет министров СССР принял постановление «О мерах по дальнейшему развитию туризму и экскурсий в стране». Такой же документ появляется и в БССР. В нем предлагался проект развития туризма в перспективе до 2000 г.
В 70-е годы практиковались совместные мероприятия туристических и других общественных организаций. (Например, Белорусское общество охраны памятников истории и культуры).
В БССР разрабатывалась генеральная схема развития туризма, изучались условия и предпосылки развития туризма, собирались исходные данные и предложения, проводились исследования.
В послевоенные годы начал возрождаться и самодеятельный туризм. Большую популярность он приобрел среди студентов ВУЗов.
1995 г. – создание Белорусской
ассоциации туристических
октябрь 1996 г. – создание национального туристического концерна Белинтурист.
1996 г. – образование Белорусской федерации туризма.
1.2 Экономическая сущность и содержание
туризма
Туризм
является одним из крупнейших и наиболее
динамично развивающихся
Многообразие потребностей людей, связанных непосредственно с туризмом, породило и множество его определений: туризм как вид путешествия, совершаемый для отдыха, образовательных, деловых, любительских или специализированных целей и осуществляемый в месте пребывания туриста или за пределами его обычной среды. Данная дефиниция соотносится, скорее всего, с потребителем (туристом) и определяет третью, заключительную стадию процесса производства, распределения (обмена) и потребления туристского продукта. Ей предшествуют его организация и производство. Эти виды деятельности, классифицируемые Общегосударственным классификатором видов экономической деятельности (ОКЭД) как виды экономической деятельности, осуществляет ряд специализированных предприятий, объединенных общей идеей под названием индустрия туризма.
Основываясь на методологических подходах определения категории "Экономическая деятельность", туризм представляет собой вид экономической деятельности, состоящий из основных, второстепенных и вспомогательных специализированных процессов производства туристского продукта, направленного на удовлетворение интересов потребителя.
Данное определение в равной степени относится к международному, национальному и туризму в пределах страны и согласуется с рекомендациями ЮНВТО. В них экономическая деятельность в области туризма определяется в качестве совокупной деятельности, некоторые компоненты которой относятся к различным видам деятельности.