Туризм в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 13:04, курсовая работа

Описание

Туристическая деятельность является частью как экономической, так и социальной сферы. Развитие туристической отрасли способно оказать экономическое влияние на страну, в котором она развивается, на окружающую инфраструктуру, а также на потребительский рынок и другие сферы предпринимательской деятельности. Наличие достаточно развитой туристической индустрии позволяет решить проблему занятости населения, так как туризм является одной из самых трудозатратных отраслей, не поддающихся в большинстве случаев механизации и автоматизации.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Исторические и теоретические аспекты туризма
1.1 История развития туризма 6
1.2 Экономическая сущность и содержание туризма 12
1.3 Формы, виды и разновидности туризма 16
Глава 2. Анализ туризма в современной экономике 20
Глава 3. Рынок туристических услуг и методы его совершенствования
3.1 Поведение туристического рынка в условиях кризиса 22
3.2 Факторы, вызывающие потребность в туризме и влияющие
на его развитие 26
3.3 Рекомендации по улучшению ситуации на туристическом рынке
Беларуси 32
Заключение 35
Список используемых источников 38

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ 2.docx

— 67.22 Кб (Скачать документ)

Определяющим  условием повышения инвестиционной активности в сфере туризма должна стать эффективная инвестиционная политика регионов.

Планируется, что к 2015 году количество въезжающих туристов увеличится до 190 тыс. человек в год. 

 

 

Глава 3. Рынок  туристических услуг и методы его совершенствования

 

3.1 Поведение  туристического рынка в условиях  кризиса

 

Въездной туризм стал своеобразной точкой опоры для многих стран в кризисный период. Одним из наиболее важных факторов развития въездного туризма для Республики Беларусь является отмена визового режима, что особенно актуально в преддверии чемпионата мира по хоккею 2014 г., который пройдет в Минске. Как свидетельствует анализ, повышение стоимости визы 2010 г. напрямую повлияло на 10-процентное сокращение прибытий из дальнего зарубежья в 2011 г. [4]. Сегодня Министерство спорта и туризма инициирует вопрос о том, чтобы стоимость виз уменьшить, а для ряда приграничных зон ввести безвизовый режим [5].

По данным главного статистического  управления, По состоянию на конец 2012 года в Республике Беларусь осуществляли туристическую деятельность 958 организаций, услугами которых воспользовалось более 670 тыс. организованных туристов и 602 тыс. экскурсантов.

В 2012 году численность туристов, организованно  выезжавших из Республики Беларусь за рубеж, составила 492,8 тыс. человек и  увеличилась по сравнению с 2011 годом  в 1,5 раза.

В страны СНГ организованно выехало 157 тыс. человек, в страны вне СНГ  – 292,7 тыс. человек, что больше уровня 2011 года соответственно в 1,5 раза и в 1,6 раза соответственно.

В 2012 году наиболее посещаемыми зарубежными  странами традиционно оставались Россия, Украина, Болгария, Греция, Египет, Испания, Италия, Литва, Польша, Турция, Чешская  Республика. На долю этих стран приходилось почти 90% от общего числа организованно выезжавших за рубеж белорусских туристов.

Численность туристов, организованно  выезжавших из республики, по-прежнему преобладает над численностью посетивших республику. В 2012 году на каждого прибывшего иностранного туриста приходилось  четверо белорусских граждан, выезжавших за рубеж (в 2005 году – шестеро).

Численность организованных туристов, прибывших в республику в 2012 году, составила 118,7 тыс. человек, что на 2,3% больше, чем в 2011 году. Из стран СНГ  прибыло 96 тыс. человек (на 11,5% больше уровня 2011 года). Лидирующие позиции среди  стран Содружества по организованным туристам сохранились за Россией  – 94,2 тыс. человек (увеличение на 12,3% по сравнению с 2011 годом) и Украиной – 1,4 тыс. человек (по сравнению с 2011 годом – снижение на 14,9%).

Среди стран вне СНГ лидерами по числу посещений республики являлись: Германия, Италия, Латвия, Литва, Польша, Соединенное Королевство, Турция. На долю этих стран в 2012 году проходилось 62,7% от общего числа туристов из стран  вне СНГ (в 2011 году – 59,2 %).

Средняя продолжительность пребывания иностранных туристов в Республике Беларусь составила 4 дня, что на один день меньше, чем в 2011 году.

Для размещения туристов в республике услуги гостиниц и аналогичных средств  размещения предоставляли 315 гостиниц, 28 гостиничных комплексов, 9 туристско-гостиничных  комплексов, 2 мотеля и 117 средств размещения иных видов. Их единовременная вместимость  на конец 2012 года составила 28,5 тыс. мест.

Средняя загрузка этих средств размещения в 2012 году составила 43% и по сравнению  с 2011 годом увеличилась на 2 процентных пункта.

Из общего числа гостиниц и гостиничных  комплексов, имеющих международную  категорию классификации по звездам, 13 находятся в г. Минске (ПРИЛОЖЕНИЕ А).

В 2012 году в гостиницах и аналогичных  средствах размещения проживало 1 824,4 тыс. человек, что на 5% больше, чем в 2011 году. Из числа проживающих граждане республики составили 1 096,7 тыс. человек (на 4,2% меньше, чем в 2011 году), граждане из других государств – 727,7 тыс. человек (на 22,6% больше), в том числе из стран СНГ – 563,1 тыс. человек (на 27,9% больше).

Численность туристов, воспользовавшихся  услугами агроэкотуризма за 2012 год, составила 222,6 тыс. человек, что 1,5 раза больше, чем  в 2011 году. Граждане Республики Беларусь в общем числе агроэкотуристов  составили 82,7%.  (ПРИЛОЖЕНИЕ Б)

В связи со сложной финансовой ситуацией в стране, существенно сократившей статью расходов среднестатистической белорусской семьи на отдых, уменьшение выездного потока туристов произошло практически во всех сегментах равномерно — одинаково пострадал элитный, средний, а также малобюджетный отдых. Тем не менее, такая тенденция свойственна на данный момент не только туризму Беларуси. Поскольку эксперты прогнозируют и дальнейшее сокращение выездного туристского потока из республики по всем направлениям, новое значение приобретает внутренний туризм. Начиная с 2009 г., когда разгорелся международный финансово-экономический кризис, на фоне уменьшения числа выездных туров спрос туристов перераспределялся в пользу внутреннего туризма. Туристические предприятия, которые из года в год, целенаправленно работали в сфере внутреннего туризма, в 2011 г. оказались в более выигрышной ситуации в сравнении с теми агентствами, которые занимались выездным туризмом.

 В соответствии с прогнозными показателями развития туризма в Республике Беларусь в 2011 - 2015 годах планируется, что к 2015 году по сравнению с 2010 годом увеличатся:

· туристические прибытия (служебные, туристические и частные поездки) более чем в 1,6 раза;

· количество организованных туристов, посетивших Республику Беларусь, более  чем в 1,6 раза;

· экспорт туристических услуг (по методологии Белстата) в 3,5 раза;

· выручка от оказания туристических  услуг субъектами туристической  деятельности в 2 раза.

 

3.2 Факторы,  вызывающие потребность в туризме  и влияющие на его развитие.

 

Являясь сложной социально-экономической  системой, туризм подвержен влиянию  со стороны многочисленных факторов, роль которых в каждый момент может  быть различной как по силе, так  и по продолжительности воздействия  на развитие туризма. Поэтому их учет объективно необходим для организации  эффективной туристской деятельности.

Факторы, воздействующие на туризм, подразделяются на два вида: 
внешние(экзогенные); 
внутренние(эндогенные).

1. Внешние факторы воздействуют на туризм посредством происходящих в жизни общества изменений и имеют неодинаковую значимость для различных элементов системы туризма. 
К числу важнейших внешних факторов, влияющих на развитие туризма, относятся: 
-.природно-географические; 
-.культурно-исторические; 
-.экономические; 
-.социальные; 
-.демографические; 
-.политико-правовые; 
-.технологические; 
8.экологические.

- Природно-географические (море, горы, леса, флора, фауна, климат и т.д.) и культурно-исторические (памятники архитектуры, истории и культуры) факторы как основа туристских ресурсов являются определяющими при выборе туристами того или иного региона для посещения. 
Богатство природных и культурно-исторических ресурсов, возможность и удобство их использования оказывают существенное влияние на масштабы, темпы и направления развития туризма. 
Необходимо учитывать, что природные явления могут приводить как к всплескам, так и спадам туристской активности. Например, последнее полное солнечное затмение XX в. (лето 1999 г.) в Европе особенно хорошо наблюдалось на территории Румынии. Умело проведенная рекламная кампания этого события привела к тому, что в 1999 г. количество туристских прибытий в эту страну возросло по сравнению с 1998 г. примерно на 200 тысяч.

- К числу экономических факторов относятся также инфляция, процентные ставки, колебания реальных обменных курсов валют. Так, изменения обменных курсов существенно влияют на объем туристских потоков между странами с сильными и слабыми валютами. Замечено, что рост относительной себестоимости поездки за рубеж на 5 % приводит к уменьшению спроса на выездной туризм на 6—10 %. 
Развитие туризма очень чувствительно к тому, в какой фазе экономического цикла — подъема или спада — находится не только национальная, но и мировая экономика. Так, во время экономического кризиса 80-х гг. XX в. число международных туристских прибытий значительно сократилось.

- Среди социальных факторов развития туризма в первую очередь необходимо отметить увеличение продолжительности свободного времени населения (сокращение рабочего времени, увеличение продолжительности ежегодных отпусков), что в сочетании с повышением уровня жизни населения означает приток новых потенциальных туристов. 
Увеличение продолжительности свободного времени объективно связано с современной научно-технической революцией, в условиях которой возрастает значение умственного труда, усиливаются производственная и бытовая напряженность. Все это приводит к физическому и психологическому переутомлению людей, что требует принятия дополнительных мер по восстановлению работоспособности. Достижению этой цели во многом способствует туризм. 
С увеличением продолжительности свободного времени населения в туризме обозначились две тенденции — дробление отпускного периода и рост непродолжительных путешествий. Туристские поездки становятся менее продолжительными, но более частыми.

К числу  социальных факторов развития туризма  относится также повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения. Исследования свидетельствуют, что существует прямая зависимость  между уровнем образования людей  и склонностью к путешествиям. Это объясняется тем, что лица с более высоким уровнем культуры и образования способны рациональнее распределять свое свободное время, использовать его для познания с  помощью туризма окружающей среды, ознакомления с историей, жизнью, бытом, фольклором и искусством других стран  и народов.

- Постоянное влияние на развитие туризма оказывают демографические факторы, касающиеся численности населения, размещения его по отдельным странам и регионам, половозрастной структуры (с выделением трудоспособного населения, учащихся и пенсионеров), семейного положения и состава семей. Так, рост населения в мире в целом и его отдельных регионах прямо пропорционально влияет на увеличение числа туристов. Статистические данные свидетельствуют, что туристские потоки из стран, имеющих повышенную плотность населения, интенсивнее, чем из стран с меньшей плотностью населения. Кроме того, достаточно четко прослеживается тенденция изменения туристской подвижности в зависимости от возраста, пола и семейного положения. Так, наибольшую склонность к активным формам туризма проявляют лица в возрасте 18—30 лет. Однако общая туристская подвижность людей достигает пика в 30—50 лет. Исследования показывают, что неженатые (незамужние) люди более мобильны, чем семейные, а женщины проявляют к туризму больший интерес, чем мужчины.

- К группе демографических факторов относится также урбанизация (увеличение доли городского населения), степень которой прямо пропорциональна интенсивности туристских поездок. Самый высокий уровень урбанизации в странах Северной Америки (77 %) и Европы (71 %), которые и являются основными «поставщиками» туристов.

- Значительное влияние на развитие туризма оказывают политико-правовые факторы: политическая обстановка в мире и отдельных странах; политика открытия границ; смягчение административного контроля в сфере туризма; унификация налоговой и денежной политики.

Туристская  активность существенно зависит  от политической обстановки. Стабильное политическое положение способствует развитию туризма и, наоборот, напряженная  обстановка обусловливает низкие темпы  его роста и даже свертывание. Некоторые вооруженные конфликты (например, ближневосточные 1967 г. и 1973 г.) совпадают с экономическими кризисами. Накрадываясь друг на друга, они взаимно усиливают свое негативное воздействие на туризм.

- Технологические факторы, связанные с прогрессом в технике и технологиях, в значительной степени воздействуют на развитие туризма, открывают возможности для производства новых видов услуг, их сбыта и совершенствования обслуживания клиентов. 
Развитие науки и техники способствует совершенствованию средств массового производства туристских услуг (гостиничного хозяйства, транспорта, бюро путешествий). Так, коренная техническая реконструкция транспорта позволила создать комфортабельные условия для перевозки большого количества путешественников. Удобные, быстрые, сравнительно доступные транспортные средства (прежде всего авиация) для перевозки туристов на большие расстояния в значительной степени способствовали развитию туризма.

Дальнейшее  развитие транспорта и его воздействие  на туризм будет, по мнению специалистов, идти по двум основным направлениям:  
1. количественное развитие (увеличение числа различных видов транспорта); качественное развитие (повышение скорости движения, безопасности перевозок и комфорта пассажиров).

2. Особо следует  отметить внедрение в индустрию  туризма компьютерной техники,  без чего организация массовых  туристских путешествий в настоящее  время невозможна. Информационные технологии позволяют интегрировать производство туристских продуктов и их распределение. Интернет в туризме не только выполняет функцию передачи и обмена информацией, но и формирует новую систему сбыта, которая напрямую связывает конечных потребителей с поставщиками туристских услуг и уже сегодня составляет реальную конкуренцию традиционным каналам реализации туристских продуктов.

Информация о работе Туризм в Республике Беларусь