Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 12:30, курсовая работа
Туризм - это крупный сектор экономики. Все развитые государства мира уже давно заинтересованы в его развитии. В мировой экономике туризм вышел на лидирующие позиции, конкурируя лишь с добычей нефти. В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма
Введение
Туризм - это крупный сектор экономики. Все развитые государства мира уже давно заинтересованы в его развитии. В мировой экономике туризм вышел на лидирующие позиции, конкурируя лишь с добычей нефти. В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны. Тверская область с населением 1млн. 620 тысяч человек и площадью свыше 84 тысяч квадратных километров – крупнейшая в Центральной России. Она соединяет два наиболее развитых экономических района – Центральный и Северо-Западный – и расположена между Москвой и Санкт-Петербургом. Такое уникальное географическое положение области во многом определяет особенности её экономики. Тверская область имеет большие возможности для развития индустрии туризма. Тверская область – край лесов, рек, озёр. Именно здесь, в Осташковском районе, находится исток великой русской реки Волги. В Тверской области множество старинных сёл и усадеб, культурных и исторических памятников, древних и новых городов, названия которых встречаются в письмах и произведениях русских писателей и художников, в истории России. К услугам жителей и гостей города известный в стране драматический театр, филармония, театр детей и молодежи, театр кукол, цирк. В картинной галерее имеются произведения многих выдающихся художников России XVIII – XX веков и мастеров западно-европейского искусства. В Твери учились и трудились баснописцы И.А.Крылов, А.Е.Измайлов, художник О.А.Кипренский, писатели И.И.Лажечников, М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский, А.Н.Островский. В ней находится более 300 туристических фирм, действуют 18 туристических баз, санаториев, домов отдыха и пансионатов. Географическое положение и климат Тверской области в сочетании с уникальным историко-культурным наследием представляют собой интерес не только для отечественного, но и для зарубежного туриста. Проходящие через Тверскую землю автомобильная и железная дороги, соединяющие Москву и Санкт-Петербург, делают область легко доступной для жителей близлежащих регионов и столицы. Обилие рек и озер, значительные рыбные ресурсы – хорошая база для организации туризма с лицензионным и любительским рыболовством, богатство и разнообразие фауны области позволяет развиваться отдельным видам охотничьего туризма. Важно отметить также, что большое будущее принадлежит экологическому туризму. Особым мотивом для посещения Тверской земли и разработки туристических маршрутов могут стать памятники истории, архитектуры, археологии и культуры. Уникальная территория Тверского края с монастырем "Нилова Пустынь" (оригинальность архитектурного сооружения и история становления которого не оставит ни одного туриста равнодушным) является важным духовным центром России. Единственное крупное озеро в европейской части России озеро "Селигер", является местом отдыха как жителей области, так и для жителей Москвы и Санкт-Петербурга. В летний период в область приезжает свыше 1 миллиона организованных и самодеятельных туристов. Экологически чистый край, каких уже осталось в нашей стране не так много, прославивший себя живописными лесами, богатыми грибами и ягодами; бескрайними озерами и реками, наводненными рыбой; животным миром, представляющим многообразие птиц и зверей, а также уникальными историческими памятниками, привлекает с каждым годом отдыхающих все больше и больше. Для жителей России, считающих своим кредо: сочетать полезное с приятным (прекрасно отдохнуть и повысить свой интеллектуальный уровень), Тверской край является как раз тем самым уголком нашей Родины, где можно, действительно, все это осуществить.
Цель
данной работы – выявить проблемы
туризма в Тверской области, определить
перспективы развития региона, отметить
рекреационный потенциал
Основными
задачами работы являются определение
положительных и отрицательных сторон,
влияющих на развитие туризма в Тверской
области. Определение особенностей, присущих
Тверской области, которые могут привлечь
внимание инвесторов и туристов, и в дальнейшем
положительно сказаться на развитии туристической
индустрии в регионе.
I.
История развития туризма
в Тверской области
1.
Предпосылки к
развитию туризма
в Тверской области.
Экскурсии – важнейшая
составная часть туризма. Они входят в
программы практически всех туров, относящихся
как к природно-ориентированным, так и
использующих культурный потенциал регионе.
Первые сведения об экскурсиях появились
во второй половине XVIII в. Это были школьные
экскурсии, которые предшествовали появлению
туризма.
Стихийно
развивавшаяся экскурсионная
Война, начавшаяся в 1914 г., отразилась на географии школьных экскурсий и путешествий. Резко сократилось количество дальних экскурсий, но продолжали развиваться экскурсии по территории своих губерний. В школах России к 1916 г. экскурсии, связанные с учебным материалом, были признаны равноправными среди других методов обучения. Серьёзным препятствием при организации экскурсий со школьниками являлось отсутствие экскурсионных навыков у учителей. Понимая, что слабое знание теории экскурсионного дела мешает качественному проведению экскурсий, различные общества и учреждения, занимавшиеся их развитием, начали открывать курсы подготовки руководителей экскурсий. Ботанический, зоологический, гидробиологический, геолого-географический интерес, проявленный учителями к курсам по подготовке руководителей естественно-историческими экскурсиями с детьми, свидетельствовал о прочных позициях, какие завоевало экскурсионное дело к середине 10-х годов XX в. в школах России.
Туризм
и экскурсии стали
2. Экскурсионная деятельность в Тверской области
В первой половине ХIХ века исследование Тверской губернии, как и всех районов России, приняло широкий размах, начинается формирование отдельных отраслей географических знаний, наряду с общегеографическими работами, появляются специальные исследования по климату, геологии, ботанике и т.д.
Академик Н.Я. Озерецковский в 1814 году исследовал верховья Волги и озеро Селигер. Свое путешествие он описал в книге «Путешествие на озеро Селигер».
В сороковых годах ХIХ века появилась первая ботаническая работа лесничего Вильдермета – «Сведения о лесах Тверской губернии». В этот период специальных ботанических работ в нашей области не велось, флорой занимались попутно некоторые исследователи (Фальк, Н.Я. Озерецковский). В своей работе Вильдермет перечисляет главнейшие лесные породы, сопровождая их ботанической и экологической характеристикой4.
В 1917 году, был создан Тверской учительский институт основные кадры экскурсионистов были сосредоточены в нем. М.Ф.Савина, Н.Д.Никольский, А.Н.Вершинский, А.Я.Закс, В.А.Герд наряду с практической организацией экскурсионной деятельности, занимались обсуждением таких вопросов, как сущность экскурсионного метода, специфика естественнонаучных и гуманитарных экскурсий, техника ведения экскурсий и др. В состав естественно-географического отделения входила специальность "География". Проводимые на отделении исследования были связаны с изучением родного края. Часто занятия со студентами-географами проводились в форме учебных экскурсий и полевых практик в районе Верхней Волги. Интересные исследования на Верхней Волге провел историк, краевед, профессор Тверского педагогического института Анатолий Николаевич Вершинский (1888-1944), который в 1922-1923 годах заведовал словесно-историческим отделением института, а с 1932 года там же возглавлял кафедру истории народов СССР. Анатолий Николаевич Вершинский - автор 72 работ по истории Тверского края. Значительное место в работе А.Н. Вершинского занимали экскурсии и экспедиции. Именно им он уделял особое внимание уже с первых дней своей работе в вузе. В 1920 году было образовано Общество изучения Тверского края, проводившее большую краеведческую работу. А.Н. Вершинским в Тверском пединституте был организован кабинет краеведения, создание которого в значительной мере способствовало изучению Верхней Волги. Под редакцией М.Г. Кадека, А.Н.Вершинского, К.И. Никольсккого практически ежегодно издавался журнал "Материалы Общества изучения Тверского края"5.
Исследования в рамках общества проводили известные ученые. Летом 1923 года А.Н.Вершинский выехал со студентами в Берново с этнографическими целями и с задачей познакомить ребят с усадьбой Вульфов. Подлинной школой краеведения явилась большая экспедиция летом 1925 года в Брусовскую и Заручьевскую волости, в верховья р. Мологи6. В 1928г. Общество изучения Тверского края издало под редакцией А.Н.Вершинского сборник "Дальние экскурсии по Тверской губернии". В этом сборнике перу Анатолия Николаевича принадлежат детальные описания нескольких маршрутов по реке Волге, начиная от истока Волги и до Калязина.
Крупнейшей фигурой в тверском экскурсоведении является Владимир Александрович Герд. Свою педагогическую деятельность Владимир Александрович начал с осени 1924 года. Сначала он работал в Кубанском (Краснодарском) Педагогическом Институте, затем с 1924-1926 г. в Тверском Педагогическом Институте. Почти за 2 года (точнее 20 месяцев) своей службы в Твери, Владимир Александрович успел удивительно много сделать в области педагогического влияния на организацию учебно-вспомогательных учреждений Института, на постановку методики естествознания, на организацию экскурсионного дела.
Значительный вклад в подготовку экскурсионных кадров внес один из основоположников Тверского учительского института – Арт Яковлевич Закс (1878–1938). вся его жизнь была связана с внешкольным образованием, в частности – с экскурсионным делом. Не будучи теоретиком движения, А.Я. Закс в значительной степени способствовал популяризации и практическому использованию идей экскурсионистов. Он был основателем и руководителем двух учреждений, сыгравших выдающуюся роль в музейном и экскурсионном деле 1920–1930-х гг.: Института методов внешкольной работы и Центральной опытно-показательной экскурсионной базы Наркомпроса. Оба учреждения были созданы в 1923 г. – время расцвета экскурсионного движения. Труды Закса способствовали организации школьно-экскурсионной работы в РСФСР. Арт Яковлевич Закс предложил разнообразные формы переподготовки учителей, в т. ч. 7-12-дневные "экскурсионные конференции", в ходе которых организовывались встречи с ведущими педагогами и методистами, читались лекции, проводились показательные экскурсии и обмен опытом.
Тверские
экскурсионисты начала XX в.: П.П.Чернышев,
М.Ф.Савина, А.Я.Закс, В.А.Герд, А.Н.Вершинский,
Н.Д.Никольский внесли большой вклад не
только в практику экскурсионной деятельности,
но значительно расширили и обогатили
теорию и методику экскурсионного дела
в России.