Виды инновационных стратегий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 20:32, курсовая работа

Описание

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований.

Содержание

Содержание:
Введение…………………………………………………..…………….………....3
1. Значение выбора стратегии…………………………..………………....……...5
2. Классификация инноваций …………………………….……………………..8
3. Методы выбора инновационной стратегии ………………………………….11
4. Эффективность инновационной деятельности………………………………17
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………..…….21

Работа состоит из  1 файл

курсачек-1.docx

— 51.76 Кб (Скачать документ)

 

Содержание:

Введение…………………………………………………..…………….………....3

1. Значение выбора стратегии…………………………..………………....……...5

2. Классификация инноваций …………………………….……………………..8

3. Методы выбора инновационной стратегии ………………………………….11

4. Эффективность инновационной  деятельности………………………………17

Заключение………………………………………………………………………19

Список литературы………………………………………………………..…….21

Введение

внутрикорпоративный

В мировой  экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение  потенциального научно-технического прогресса  в реальный, воплощающийся в новых  продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований.

Стабильность  предприятия в рыночной среде  вызывает необходимость разработки инновационной стратегии и ее реализации. Это позволяет предприятию успешно конкурировать на рынке с улучшенной или вновь созданной продукцией. Успешное функционирование предприятия определенное время на рынке позволяет ему заниматься поиском или разработкой новых продуктов или технологий, создавая определенную базу для адаптации инновации к данным производственным условиям, организации его производства и дальнейшего продвижения на рынок.

Разработка  инновационной политики предприятия  предполагает определение целей  и стратегий его развития на ближайшую  и дальнюю перспективы, исходя из оценки потенциальных возможностей предприятия и обеспеченности его  соответствующими ресурсами.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной  деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе  к социальным услугам. Инновация  может быть рассмотрена как в  динамическом, так и в статическом  аспекте. В последнем случае инновация  представляется как конечный результат  научно-производственного цикла (НПЦ).

При разработке инновационной политики предприятия  необходимо учитывать такие понятия, как жизненный цикл предприятия, продукции, технологического уклада, в который входит и жизненный цикл энергоносителей; жизненный цикл отрасли производства, в которой функционирует само предприятие, в конце концов, и жизненный цикл самого товара. Различные периоды этих циклов создают динамику развития общества. Изменения показателей, характеризующих экономическое и социальное развитие государства, их снижение или увеличение, при графическом рассмотрении, образуют волнообразное движение, имеющее в экономике название экономических волн.

1. Значение выбора стратегии

 

Все большее число фирм признает необходимость стратегического  планирования и активно внедряет его. Это обусловлено растущей конкуренцией. Приходится жить не только сегодняшним  днем, но предвидеть и планировать  возможные изменения, чтобы выжить и выиграть в конкурентной борьбе. С выбором стратегии связана  разработка планов проведения исследований и разработок и других форм инновационной  деятельности.

Стратегическое планирование преследует две основные цели:

1. Эффективное распределение  и использование ресурсов. Это  так называемая "внутренняя стратегия". Планируется использование ограниченных  ресурсов, таких, как капитал,  технологии, люди. Кроме того, осуществляется  приобретение предприятий в новых  отраслях, выход из нежелательных  отраслей, подбор эффективного "портфеля" предприятий.

2. Адаптация к внешней  среде. Ставится задача обеспечить  эффективное приспособление к  изменению внешних факторов (экономические  изменения, политические факторы,  демографическая ситуация и др.).

Стратегическое планирование основывается на проведении многочисленных исследований, сборе и анализе  данных. Это позволяет не потерять контроль над рынком. При этом следует  учитывать, что в современном  мире обстановка стремительно изменяется. Следовательно, стратегия должна быть разработана так, чтобы при необходимости  ее можно было ликвидировать.

Разработка стратегии  начинается с формулировки общей  цели организации. Она должна быть понятна  любому человеку. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы с внешней  средой, рынком, потребителем.

Общая цель организации должна учитывать:

  • основное направление деятельности фирмы;
  • рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли; отношения к потребителю; ведение деловых связей);
  • культура организации, ее традиции, рабочий климат.

При выборе цели нужно учитывать  два аспекта: кто является клиентами  фирмы, и какие потребности она  может удовлетворить.

После постановки общей цели осуществляется второй этап стратегического  планирования - конкретизация целей. Например, могут быть определены следующие  основные цели:

1. Прибыльность - добиться  в текущем году уровня чистой  прибыли 5 млн.д.е.

2. Рынки (объем продаж, доля рынка, внедрение в новые  линии). Например, довести долю рынка  до 20% или довести объем продаж  до 40 тысяч штук.

3. Производительность. Например, средняя часовая выработка на  одного рабочего 8 ед. Продукции.

4. Продукция (общий объем  выпуска, выпуск новых товаров  или снятия некоторых моделей  с производства и др.).

5. Финансовые ресурсы  (размер и структура капитала; соотношение собственного и заемного  капитала; размер оборотного капитала  и др.).

6. Производственные мощности, здания и сооружения. Например, построить  новые складские помещения площадью 4000 кв. метров.

7. НИОКР и внедрение  новых технологий. Основные показатели, технологические характеристики, стоимость,  сроки внедрения.

8. Организация - изменения  в организационной структуре  и деятельности. Например. Открыть  представительство фирмы в определенном  регионе.

9. Человеческие ресурсы  (их использование, движение, обучение  и т.п.).

10. Социальная ответственность.  Например, выделить определенные  средства на оборудование больницы.

Чтобы цель могла быть достигнута, нужно исходить из следующих принципов:

1. Четкая и конкретная  формулировка цели, выраженная в  конкретных измерителях (денежных, натуральных, трудовых).

2. Каждая цель должна  быть ограничена во времени,  задан срок ее достижения (например, наладить серийный выпуск новой  модели мясорубки к концу 3-го  квартала).

Цели могут быть долгосрочными (до 10 лет), среднесрочными (до 5 лет) и  краткосрочными (до 1 года). Цели уточняются с учетом изменений обстановки и  результатов контроля.

3. Цели должны быть  достижимыми.

4. Цели не должны отрицать  друг друга.

Стратегическое планирование опирается на тщательный анализ внешней  и внутренней среды фирмы:

  • оцениваются изменения, происходящие или могущие произойти в планируемом периоде;
  • выявляются факторы, угрожающие позициям фирмы;
  • исследуются факторы, благоприятные для деятельности фирмы.

Процессы и изменения  во внешней среде оказывают жизненно важное влияние на фирму. Основные проблемы, связанные с внешней средой – экономика, политика, рынок, технология, конкуренция. Особенно важным фактором является конкуренция. Поэтому необходимо выявить основных конкурентов и выяснить их рыночные позиции (доля рынка, объемы продаж, цели и т.д.). Целесообразно провести исследования по следующим направлениям:

1. Оценить текущую стратегию  конкурентов (их поведение на  рынке; приемы продвижения товаров  и т.п.).

2. Исследовать влияние  внешней среды на конкурентов.

3. Попытаться собрать  сведения о научно-технических  разработках соперников и другую  информацию и составить прогноз  будущих действий конкурентов  и наметить пути противодействия.

Тщательное изучение сильных  и слабых сторон конкурентов и  сравнение их результатов с собственными показателями позволит лучше продумать  стратегию конкурентной борьбы.

К серьезным факторам внешней  среды относятся социально-поведенческие  и экологические факторы. Фирма  должна учитывать изменения в  демографической ситуации, образовательном  уровне и др. Анализ внутренней среды  проводится с целью выявления  сильных и слабых сторон в деятельности фирмы. Стратегия является отправным  пунктом теоретических и эмпирических исследований. Организации могут  отличаться тем, насколько их руководители, принимающие ключевые решения, связали  себя со стратегией использования нововведений. Если высшее руководство поддерживает попытки реализовать нововведение, вероятность того, что новшество  будет принято к внедрению  в организации, возрастает. По мере вовлечения в процесс принятия решений  высшего руководства значение стратегических и финансовых целей возрастает.

2. Классификация инноваций

Для успешного управления инновационной  деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т. п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

1. В зависимости  от технологических параметров  инновации подразделяются на:

  • продуктовые инновации, они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.
  • процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

2.     По типу   новизны   для   рынка инновации делятся  на:

  • новые для отрасли в мире;
  • новые для отрасли в стране;
  • новые для данного предприятия (группы предприятий).

3.     По месту в системе (на предприятии,  в фирме) можно выделить:

  • инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования и др.);
  • инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
  • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

4. В зависимости от глубины вносимых  изменений выделяют инновации:

  • радикальные (базовые);
  • улучшающие;
  • модификационные (частные).

5. В Научно-исследовательском  институте системных исследований разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия.

По этому  признаку выделяются инновации:

  • технологические;
  • производственные;
  • экономические;
  • торговые;
  • социальные;
  • в области управления.

6. По  интенсивности инновационного изменения Выделяют 8 порядков, предполагающие качественные, количественные целевые изменения.

1) регенирирование первоначальных свойств (восстановление). Целевое изменение сохраняющее и обновляющее функции производственной системы или ее части;

2) изменение  количества;

3) перегруппировка  или организационное изменение;

4) адаптационное  изменение; 

5) новый  вариант (начало качественных  изменений);

6) новое  поколение (меняется большинство  первоначальных свойств системы,  но базовая структура сохраняется);

7) новый  вид (качественное изменение функциональных  свойств производственной системы, меняется первоначальная концепция, но функциональный принцип сохраняется);

8) новый  род (коренное изменение функциональных  свойств производственной системы, которая меняет основной функциональный принцип).

Информация о работе Виды инновационных стратегий