Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 20:32, курсовая работа
В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований.
Содержание:
Введение…………………………………………………..…………….………....3
1. Значение выбора стратегии…………………………..………………....……...5
2. Классификация инноваций …………………………….……………………..8
3. Методы выбора инновационной стратегии ………………………………….11
4. Эффективность инновационной деятельности………………………………17
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………..…….21
А.И.Пригожин предложил достаточно полную классификацию инноваций: 1. По месту в производственном цикле:
2. По преемственности:
3. По охвату:
4. По инновационному потенциалу и степени новизны:
3.Методы выбора инновационной стратегии
Основу выработки
Выделяют следующие типы инновационных стратегий:
1. Наступательная - Стратегия базируется на разработке и выпуске на рынок принципиально нового продукта. Основной мотив данной стратегии - добиться признания данной технологии как образца для отрасли и продолжать лидерство путем дальнейших незначительных модификаций и иных нововведений, направленных на более полных охват рынка и снижение издержек. Стратегия требует особо значительных финансовых и иных ресурсов и сопровождается высоким риском.
Данная стратегия требует ряда важных условий:
2. Оборонительная - Стратегия базируется на максимально быстрой абсорбции нововведений и расширении рыночной базы. Выгода стратегии состоит в том, что фирма может концентрироваться на продуктах, уже ставших известными рынку и получивших (минимальное) признание. Данная стратегия требует соблюдения следующих условий:
3. Имитационная - Стратегия базируется на использовании известных технологий и их необходимом развитии в соответствии с требованиями специфического рынка. Как правило, данная стратегия предусматривает лишь опытно-конструкторские работы для освоения закупаемых извне лицензий и ноу-хау. Характерный пример подобной стратегии дает фармацевтическая промышленность в развивающихся странах, производящие лицензированные лекарства или популярные лекарства с истекшими патентами. Так как фирма, проводящая стратегию имитации, не несет издержек по исследованиям (за исключением затрат на приобретение лицензий), то она может добиться значительного снижения издержек и высокой рентабельности.
Основное внимание уделяется быстрому освоению технологии и запуску производства. Соответственно, особое значение имеет подготовка производства
Инновационная стратегия исходит из принципа \"время – деньги\".
Выбор инновационной стратегии с учетом жизненного цикла продукта учитывает следующее:
1. Зарождение. Этот переломный момент характеризуется появлением зародыша новой системы в среде старой или исходной, что превращает ее в материнскую и требует перестройки всей жизнедеятельности.
2. Рождение. Здесь перелом
состоит в том, что реально
появляется новая система,
3. Утверждение. Переломом
является возникновение
4. Стабилизация. Перелом
во вступлении системы в такой
период, когда она исчерпывает
свой потенциал дальнейшего
5. Упрощение. Переломный момент, состоящий в начале «увядания» системы, в появлении первых симптомов того, что она прошла «апогей» своего развития: молодость и зрелость уже позади, а впереди старость.
6. Падение. Во многих
случаях отмечается снижение
большинства значимых
7. Исход. Этот переломный
момент характеризуется
8. Деструктуризация. Перелом
выражается в остановке всех
процессов жизнедеятельности
Существующий методический аппарат выявления мировых и отечественных тенденций развития науки и техники на базе анализа массивов документов в конечном счете можно свети к следующим пяти методам:
1. Метод структурно-
Этот метод предназначен
для выявления внутреннего
2. Метод определения
Его специфика связана с тем, что поток документов ведет себя как система, подчиняясь циклическому развитию; отслеживая эти циклы, можно определить, на каком этапе жизненного цикла находится предметная область в той или иной стране.
3. Метод, базирующийся
на выявлении групп патентных
документов с семейством
4. Метод терминологического и лексического анализа
Терминологический анализ базируется на предположении о том, что при использовании исследователями идей из других областей знаний происходит смена терминологического аппарата. Это связано с крупными структурными сдвигами, которые первоначально не отслеживаются никакими другими методами.
5. Метод показателей
Общая последовательность подготовки
исходной информации для принятия управленческих
решений по формированию научно-технической
политики состоит из нескольких блоков.
Первый - разработка морфологической
классификации предметной области.
Такая классификация
Второй блок - разработка рубрикатора предметной области, например, в терминах Международной классификации изобретений. Рубрикатор представляет собой набор рубрик, по которым из разных источников производится отбор документов по интересующей проблематике. Соответственно третий, четвертый и пятый блоки - информационный поиск исходной информации; анализ полученных результатов; определение рекомендаций по формированию научно-технической политики предприятий (фирм) для лиц, принимающих решения.
Для предприятий, слабо закрепившихся
в быстрорастущих отраслях, ситуация
требует дополнительного
Выбирая варианты стратегии, фирма может воспользоваться матрицей продукция / рынок
Принимая ту или иную стратегию, руководство должно учитывать 4 фактора:
1. Риск. Какой уровень
риска фирма считает
2. Знание прошлых стратегий и результатов их применения позволит фирме более успешно разрабатывать новые.
3. Фактор времени. Нередко хорошие идеи терпели неудачу потому, что были предложены к осуществлению в неподходящий момент.
4. Реакция на владельцев.
Стратегический план
Разработка стратегии может осуществляться тремя путями: сверху вниз, снизу вверх и с помощью консультативной фирмы. В первом случае стратегический план разрабатывается руководством компании и как приказ спускается по все уровням управления.
4. Эффективность инновационной деятельности
Жизненный путь новшества может развиваться по одному из трех путей: накопление в организации, превращение в организации в инновацию, продажа как товара.
Эффективность
деятельности организации выражается
через экономические и
К системе
показателей предъявляются
Одним из основных показателей эффективности и стабильности функционирования организации является ее устойчивость.
Внедрение новшеств может дать четыре вида эффекта: экономический, научно-технический, социальный и экологический.
За счет получения экономического эффекта в форме прибыли инновационная организация осуществляет комплексное развитие и повышение благосостояния сотрудников.
Остальные
виды эффекта несут в себе потенциальный
экономический эффект. Т.е., экономический
эффект разработки, внедрения у себя
(превращения в инновацию) или
продажи новшеств может быть потенциальным
или фактическим (реальным, коммерческим),
а научно-технический, социальный и
экологический эффекты могут
иметь форму только потенциального
экономического эффекта. По сути, если
принимать в расчет только конечные
результаты внедрения или продажи
новшеств, то любой вид инновационной
деятельности можно оценить в
стоимостном выражении. Критериями
конечной оценки здесь являются: время
получения фактического экономического
эффекта и степень