Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 23:47, реферат
Шотландец Алан Арчибальд Кэмпбел Свинтон (Alan Archibald Campbell Swinton) печатает в журнале Nature статью, в которой описывает электронное устройство для регистрации изображения на электронно-лучевой трубке. В дальнейшем эта технология легла в основу телевидения. Электронно-лучевая трубка (ЭЛТ), кинескоп — электровакуумный прибор, преобразующий электрические сигналы в световые. В строгом смысле, электронно-лучевыми трубками называют ряд электронно-лучевых приборов, одним из которых является кинескоп
1908 Шотландец Алан Арчибальд Кэмпбел Свинтон (Alan Archibald Campbell Swinton) печатает в журнале Nature статью, в которой описывает электронное устройство для регистрации изображения на электронно-лучевой трубке. В дальнейшем эта технология легла в основу телевидения. Электронно-лучевая трубка (ЭЛТ), кинескоп — электровакуумный прибор, преобразующий электрические сигналы в световые. В строгом смысле, электронно-лучевыми трубками называют ряд электронно-лучевых приборов, одним из которых является кинескоп.
Принципиальное устройство:
электронная пушка, предназначена для формирования электронного луча, в цветных кинескопах и многолучевых осциллографических трубках объединяются в электронно-оптический прожектор; экран, покрытый люминофором — веществом, светящимся при попадании на него пучка электронов; отклоняющая система, управляет лучом таким образом, что он формирует требуемое изображение.
1969 Исследователи из Bell Laboratories - Уиллард Бойл (Willard Boyle) и Джордж Смит (George Smith) сформулировали идею прибора с зарядовой связью (ПЗС) для регистрации изображений. Данный тип приборов в настоящее время имеет очень широкий круг применений в самых различных оптоэлектронных устройствах для регистрации изображения. В быту это цифровые фотоаппараты, видеокамеры, сканер для компьютера, телефакс, устройства для чтения штрих-кодов на товарах. ПЗС приемники широко используются в научных исследованиях, замненяя глаз наблюдателя и фотопластинки. В астрономии это средство регистрации изображений в телескопах, в оптике - пучков света, спектров излучения и т. д. ПЗС-приемник отличается от обычного полупроводникового фотодиода, имеющего светочувствительную площадку и два злектрических контакта для съема электрического следующим:
- во-первых, таких светочувствительных площадок (часто их называют пикселами - элементами, принимающими свет и преобразующими его в электрические заряды) в ПЗС-приемнике очень много, от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч и даже нескольких миллионов. Размеры отдельных пикселов одинаковы и могут быть от единиц до десятков микрон. Пикселы могут быть выстроены в один ряд - тогда приемник называется ПЗС-линейкой, или ровными рядами заполнять участок поверхности - тогда приемник называют ПЗС-матрицей. Раcположение светоприемных элементов (прямоугольники синего цвета) в ПЗС-линейке и ПЗС-матрице.
- во-вторых, в ПЗС-приёмнике, внешне похожем на обычную микросхему, нет огромного числа электрических контактов для вывода электрических сигналов, которые, казалось бы, должны идти от каждого светоприемного элемента. Зато к ПЗС-приемнику подключается электронная схема, которая позволяет извлекать с каждого светочувствительного элемента электрический сигнал, пропорциональный его засветке.
1970 Ученые из Bell Labs создали прототип электронной видеокамеры на основе ПЗС. Первый ПЗС содержал всего семь МОП-элементов.
1972 Компания Texas Instruments запатентовала
устройство под названием «Полностью
электронное устройство для записи и последующего
воспроизведения неподвижных изображений».
В качестве чувствительного элемента
в нем использовалась ПЗС-матрица, изображения
хранились на магнитной ленте, а воспроизведение
происходило через телевизор. Данный патент
практически полностью описывал структуру
цифровой камеры, несмотря на то, что сама
камера фактически была аналоговой.
CCD-ма́трица (сокр. от англ. CCD, «Charge-Coupled
Device») или ПЗС-ма́трица — специализированная
аналоговая интегральная микросхема,
состоящая из светочувствительных фотодиодов,
выполненная на основе кремния[3], и на
базе ПЗС — приборов с зарядовой связью.
Название ПЗС — прибор с зарядовой связью — отражает способ считывания электрического потенциала методом сдвига заряда от фотодетектора к фотодетектору.
ПЗС-матрица состоит из поликремния, отделённого от силиконовой подложки, в которой при подаче напряжения через поликремневые затворы изменяются электрические потенциалы вблизи электродов. Положительное напряжение на электродах создаёт потенциальную яму, куда устремляются электроны из валентной зоны, сгенерированные фотонами. В этой потенциальной яме заряд хранится до момента считывания. Чем интенсивнее световой поток в течение экспозиции, тем больше скапливается электронов в потенциальной яме и тем выше итоговый заряд данного пикселя.
Считывание итогового
заряда ПЗС состоит в том, чтобы
заставить поликремневые
Пример субпикселя ПЗС — матрицы
с карманом n-типа
Архитектура пикселей у производителей
разная.
Схема субпикселей ПЗС-матрицы с карманом
n-типа
Обозначения на схеме субпикселя ПЗС —
матрицы с карманом n-типа
1 — Фотоны света, прошедшие через объектив
фотоаппарата.
2 — Микролинза субпикселя (фотодиода).
3 — R — красный светофильтр субпикселя,
фрагмент фильтра Байера.
4 — Прозрачный электрод — полисиликоновый
(поликристаллический кремний) или сплав
индия и оксида олова.
5 — Изолятор кварцевый (оксид кремния).
6 — Кремниевый канал n-типа. Зона генерации
носителей (зона внутреннего фотоэффекта).
7 — Зона потенциальной ямы (карман n-типа),
где собираются электроны из зоны генерации
носителей
8 — Кремниевая подложка p-типа.
Микролинза субпикселя (фотодиода)
Рисунок Микролинз
Буферные регистры сдвига «съедают» значительную
часть площади матрицы, в результате каждому
пикселю достаётся лишь 30% светочувствительной
области от его общей поверхности, в то время как у пикселя
полнокадровой матрицы эта область составляет
70%. Именно поэтому в большинстве современных
ПЗС_матриц поверх каждого пиксела располагается
микролинза. Такое простейшее оптическое
устройство покрывает большую часть площади
ПЗС-элемента и собирает всю падающую
на эту часть долю фотонов в концентрированный
световой поток, который, в свою очередь,
направлен на довольно компактную светочувствительную
область пиксела. Поскольку с помощью
микролинз удаётся гораздо эффективнее
регистрировать падающий на сенсор световой
поток, со временем этими устройствами
стали снабжать не только системы с буферизацией
столбцов, но и полнокадровые матрицы.
Впрочем, микролинзы тоже нельзя назвать
«решением без недостатков».
Являясь оптическим устройством, микролинзы в той или иной мере искажают регистрируемое изображение чаще всего это выражается в потере чёткости у мельчайших деталей кадра— их края становятся слегка размытыми. С другой стороны, такое нерезкое изображение отнюдь не всегда нежелательно — в ряде случаев изображение, формируемое объективом, содержит линии, размер и частота размещения которых близки к габаритам ПЗС-элемента и межпиксельному расстоянию матрицы. В этом случае в кадре зачастую наблюдается ступенчатость (aliasing)— назначение пикселу определённого цвета, вне зависимости от того, закрыт ли он деталью изображения целиком или только его часть. В итоге линии объекта на снимке получаются рваными, с зубчатыми краями. Для решения этой проблемы в камерах с матрицами без микролинз используется дорогостоящий фильтр защиты от наложения спектров (anti -aliasing filter), а сенсор с микролинзами в таком фильтре не нуждается. Впрочем, в любом случае за это приходится расплачиваться некоторым снижением разрешающей способности сенсора.
1973 Компания Fairchild (одна из легенд
полупроводниковой индустрии) начала
промышленный выпуск ПЗС-матриц. Они были
чёрно-белыми и имели разрешение всего
100х100 пикселей. В 1974 при помощи такой ПЗС-матрицы
и телескопа была получена первая астрономическая
электронная фотография. В том же году Гил Амелио (Gil Amelio), также работавший в Bell
Labs, разработал техпроцесс производства
ПЗС-матриц на стандартном полупроводниковом
оборудовании. После этого их распространение
пошло намного быстрее.
Участок поверхности Марса размером 100x100
км(фотография получена с борта AMС «Марс-5»).
1975 Инженер Стив Сассон (Steve J. Sasson) работавший в компании Kodak сделал первую работающую камеру на ПЗС-матрице производства Fairchild. Камера весила почти три килограмма и позволяла записывать снимки размером 100x100 пикселей на магнитную кассету (один кадр записывался 23 секунды).
1976 Fairchild выпускает первую коммерческую электронную камеру MV-101, которая была использована на конвейере Procter&Gamble для контроля качества продукции. Это уже была первая, полностью цифровая камера, передававшая изображение в миникомпьютер DEC PDP-8/E по специальному параллельному интерфейсу.
1980 Sony представила на рынок первую
цветную видеокамеру на основе ПЗС-матрицы
(до этого все камеры были чёрно-белыми).
1981 Sony выпускает камеру Mavica (сокращение
от Magnetic Video Camera), с которой и принято отсчитывать
историю современной цифровой фотографии.
Mavica была полноценной зеркальной камерой
со сменными объективами и имела разрешение
570×490 пикселей (0,28 Мп) Она записывала отдельные
кадры в формате NTSC и поэтому официально
она называлась «статической видеокамерой»
(Still video camera). Технически, Mavica была продолжением
линейки телевизионных камер Sony на основе
ПЗС-матриц. Во многом, появление Mavica было
переворотом, аналогичным изобретению
химического фотопроцесса в начале 19-го
века. На смену громоздким телекамерам
с электронно-лучевыми трубками пришло
компактное устройство на основе твердотельного
ПЗС-сенсора. Полученные на ПЗС-матрице
изображения сохранялись на специальном
гибком магнитном диске в аналоговом видеоформате
NTSC. Диск был похож на современную дискету,
но имел размер 2 дюйма. На него можно было
записать до 50 кадров, а также звуковые
комментарии. Диск был перезаписываемый
и назывался Video Floppy и Mavipak.
Примерно в
то же время в канадском университете
Калгари была разработана первая
полностью цифровая камера под названием
All-Sky camera (камера с полем зрения, охватывающим
полусферу). Она предназначалась
для научной фотосъемки, была сделана на основе
ПЗС-матрицы Fairchild и выдавала данные в
цифровом формате.
1984-1986 По примеру Sony, компании Canon, Nikon, Asahi
также начали выпуск электронных видео-
и фотокамер. Камеры были аналоговыми,
стоили очень дорого и имели разрешение
0,3–0,5 мегапикселей. Картинки в формате
видеосигнала писались на магнитные носители
(как правило, дискеты). В этом же году Kodak
ввёл в обиход термин «мегапиксель», создав
промышленный образец CCD-сенсора с разрешением
1,4 Мп.
До сих пор в подавляющем большинстве цифровиков используется сенсор на основе CCD (Charged Coupled Device), он же ПЗС (прибор с зарядовой связью) — той же технологии, что использовалась в самых первых телевизионных чёрно-белых камерах. Собственно, первые бытовые цифровики представляли из себя по конструкции видеокамеру, изображение в которой ставилось «на паузу» и в аналоговом виде записывалось на дискету или мини-диск, а затем воспроизводилось на экране телевизора. Первый такой прибор производства фирмы Sony появился в 1981 году и назывался Sony Mavica (Magnetic Video Camera, видеокамера с магнитной записью). Mavica была полноценной зеркалкой со сменными объективами и имела разрешение 570×490 пикселей (0,28 Мп), запись велась на специальные 2-дюймовые дискеты (привычные для нас, хотя и уходящие потихоньку в историю 3,5-дюймовые дискеты были выведены на рынок все той же Sony несколько позже). Особого распространения Mavica не получила до 1986 года, когда аналогичные продукты были выпущены фирмами Canon и Nikon. Впрочем, цифровые изображения как класс появились много раньше: первые чисто цифровые снимки были получены при картографировании американскими астронавтами лунной поверхности и переданы на Землю ещё в середине 60-х. Также цифровыми были изображения, передаваемые с американских спутников-шпионов в 70-е годы прошлого столетия.
1988 Компания Fuji, которой и принадлежит право первенства в производстве полноценной цифровой видео-фотокамеры, совместно с Toshiba выпустила камеру Fuji DS-1P, основанную на ПЗС-матрице с разрешением в 0,4 Мп. DS-1P также стала первой камерой, записывавшей изображение в формате NTSC не на магнитный диск, а на сменную карту памяти статического ОЗУ (Static RAM) со встроенной для поддержания целостности данных батарейкой. Модель DS-1P умела сохранять изображение в файле, что было революционным достижением для того времени. Она имела 16 Мб внутренней памяти, на которую и записывались файлы. Эта память даже не была энергонезависимой. Для элементарного хранения изображений ей требовалось расходовать заряд батарей. Таким образом, DS-1P проигрывала простейшим плёночным камерам не только по качеству съёмки, но и по удобству использования. Некое устройство, способное стать «цифровой плёнкой», было востребовано уже тогда, но флэш-карт ещё не было.
Цифровая камера Fuji DS-1P
В том же году
Apple совместно с Kodak выпускает первую
программу для обработки
1990 Появилась уже полностью цифровая, коммерческая камера – Dycam Model 1, более известная под как Logitech FotoMan FM-1. Камера была чёрно-белая (256 градаций серого), имела разрешение 376x240 пикселов и 1 мегабайт встроенной оперативной памяти для хранения 32 снимков, встроенную вспышку и возможность подключить камеру к компьютеру.
1991 Kodak, совместно с Nikon, выпускает профессиональный зеркальный цифровой фотоаппарат Kodak DSC100 на основе камеры Nikon F3. Запись происходила на жесткий диск, находящийся в отдельном блоке, весившем около 5 кг.
1994 Apple совершает настоящий маркетинговый прорыв, выпустив Apple QuickTake 100. Фотокамера была выпущена в корпусе, напоминавшем бинокль (популярная в те годы форма для видео-фотокамер) и позволяла хранить во внутренней Flash-памяти восемь снимков размером 640×480 (0,3 Мп) или тридцать два снимка с половинным разрешением 320×200. Подключалась камера к компьютеру с помощью последовательного порта, питалась от трёх батареек формата AA и стоила меньше восьмисот долларов.
Apple оставила след в
истории фотографии, причем эта
компания была одним из
1994 На рынке появились первые Flash-карты
форматов Compact Flash и SmartMedia, объёмом от 2
до 24 Мбайт.
Они представляют собой быстрые, легкие,
съемные устройства памяти большой емкости,
которые используют технологию флэш-памяти
долговременного хранения данных даже
в отсутствие источника питания. По размеру
карточка CompactFlash сопоставима с коробком
от иностранных спичек: ее размеры составляют
43 мм х 36 мм х 3,3 мм.
Карты CompactFlash могут использоваться в самых
разнообразных устройствах, включая цифровые
камеры и карманные компьютеры. Фактически,
CompactFlash поддерживается большинством платформ
и операционных систем, имеющих поддержку
стандарта PCMCIA ATA.