Познание философии нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:56, контрольная работа

Описание

Новое время - особая эпоха в развитии европейской философии. В последней трети XVI -- начале XVII в. происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии капиталистических отношений в протестантских странах. С середины XVII в. (1642--1688) буржуазная революция развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране.

Содержание

Введение
1. Философия Ф. Бэкона об истине, природе заблуждений
2. Проблема метода. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени
3. Агностицизм Нового времени
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

история психологии.docx

— 36.78 Кб (Скачать документ)

                                                План

Введение

1. Философия Ф. Бэкона  об истине, природе заблуждений

2. Проблема метода. Эмпиризм  и рационализм в философии  Нового времени

3. Агностицизм Нового  времени

Заключение

Список литературы

                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

 

 

 

 

                                                 Введение

Новое время - особая эпоха  в развитии европейской философии. В последней трети XVI -- начале XVII в. происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии капиталистических отношений в протестантских странах. С середины XVII в. (1642--1688) буржуазная революция развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране.

Развитие нового -- буржуазного -- общества порождает изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного сознания оказывается наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII в. переживает период своего становления: не случайно XVII век обычно называют эпохой научной революции.

Развитие науки Нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением  влияния церкви, вызвало к жизни  новую ориентацию философии. Если в  Средние века она выступала в  союзе с богословием, а в эпоху  Возрождения -- с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку.

Поэтому для понимания  проблем, которые стояли перед философией XVII в., надо учитывать, во-первых, специфику  нового типа науки -- экспериментально-математического естествознания, основы которого закладываются в этот период. И, во-вторых, поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания -- гносеологии. Соответственно, в данной работе рассматриваются проблемы познания в философии Нового времени.

1. Философия Ф.  Бэкона об истине, природе заблуждений

бэкон истина эмпиризм рационализм агностицизм

Бэкон Френсис (1561--1626) при жизни был известен своим соотечественникам больше как высокопоставленный государственный чиновник, чем как ученый и философ. В 23 года он избирается в английский парламент. А с 1603 по 1618 год сделал блестящую карьеру, дослужившись до высшего государственного поста -- лорд-канцлера Англии. Правда, на этом поприще Бэкон и сильно пострадал. В 1621 году по обвинению во взяточничестве он был заключен в королевскую тюрьму. Вскоре бывшего лорд-канцлера освободили, но ему было запрещено занимать впредь какие-либо государственные должности.

Карьеру философа Бэкон начал  в том же 1584 году, когда стал заниматься государственной деятельностью. В  этом году он написал свое первое философское  сочинение «Величайшее порождение времени», которое, правда, не сохранилось. Под «величайшим порождением  времени» начинающий философ и одновременно член парламента имел в виду науку. Восхваление науки он продолжил в трудах с характерными названиями: «Похвала познанию» (1592), «О прогрессе учености» (1605). А в 1620 году появился труд, который считается главным философским сочинением Бэкона, -- «Новый Органон». В нем было предисловие, в котором автор излагал план грандиозного сочинения под названием «Великое восстановление наук».

Если сравнивать названия первых работ и последних, то легко  видно, что от похвалы и превозношения  наук Бэкон, похоже, переходит к какой-то отрицательной оценке их. Действительно, если науки заслуживают только похвалы, зачем надо их восстанавливать? Под  «восстановлением наук» Бэкон понимал  всестороннюю реформу существующего  в его время знания. Необходимость  радикальной реформы наук философ  обосновывает двумя главными аргументами.

Во-первых, тщательный анализ истории знания, образованности, просвещения  убедительно показывает, считает  Бэкон, что наука занимает не рядовое, а особое место даже среди самых  важных дел людей. Так, например, великие  государственные деятели древности  созданием государств и учреждением  более совершенных законов, хотя по праву и очень прославились, но принесли пользу только своим соплеменникам. А великие изобретатели, скажем, лука, колеса, плуга, гончарного круга  и т. п. принесли пользу всем людям  и на все времена. А ведь изобретения  невозможны без знания. Поэтому Бэкон  и говорит, что плоды науки, подобно  дарам солнца, приносят пользу всему  человеческому роду и вечны во времени и бесконечны в пространстве. Установив, таким образом, место  науки в составе человеческих дел, Бэкон разработал идеал науки -- представление о назначении науки в жизни человеческого рода согласно ее сущности. Наука должна приносить пользу всем людям без исключения, увеличивать силу и могущество человека, избавить человека от нищеты, лишений и болезней.

Во-вторых, Бэкон устанавливает  также, что на протяжении всей истории  человечества знания и науки выполняли  эту свою великую миссию только иногда и лишь случайно. В основном же науки  большей частью были и остаются плодовитыми в спорах и бесплодными в делах. Такое их состояние Бэкон называет «детством науки». Грандиозная реформа, которую задумал Бэкон, и была рассчитана на преодоление этого «детства науки» и на то, чтобы поставить науку на то место, которое она должна занимать согласно своему идеалу. Естественно, чтобы преодолеть бесплодность науки, надо установить причины этого плачевного состояния. Бэкон приходит к выводу, что таких причин, по крайней мере, три.

Главная состоит в том, что до сих пор ученые мало уделяли внимания изучению познавательных способностей человека. Поэтому они не знали достоверно, как осуществляется процесс познания и никак не контролировали его. Из-за этого познание осуществлялось стихийно, поспешно, непоследовательно, что и было основной причиной детского характера науки. Не зная и не замечая, что ум человека много привносит от себя в познание вещей, ученые вместо познания вещей такими, каковы они сами по себе, измышляли всевозможные фантазии о них. Отсюда вытекает вторая причина. Не зная, как действуют познавательные способности человека, ученые не смогли снабдить их надлежащими орудиями познания. Именно потому, что познающий человек не был вооружен искусными и эффективными орудиями познания, оно и осуществлялось стихийно, бесконтрольно и открывало истину только случайно. Наконец, третья причина была в том, что ученые изучали не то, что следовало изучать в первую очередь. Все источники жизни человек берет из природы. Поэтому и познание должно начинаться с изучения природы, формулирует требование Бэкон. Если известны причины плачевного состояния наук, то ясен и путь выхода из такого положения. Проще всего, как это очевидно, устраняется третья причина. Ученым надо лишь понять, что наука -- достойнейший и важнейший вид занятий и что создать истинную и плодоносную науку можно только поставив во главу угла изучение природы. Для устранения первой и второй причин Бэкон разрабатывает очень оригинальное учение о познавательных способностях человека и орудиях познания. Процесс познания, объясняет Бэкон, осуществляется в два этапа. Начинается он со свидетельства наших чувств (органов ощущений). До и без «осведомления чувств» познание природы невозможно. Второй этап -- разум, -- выносит суждения о данных чувств, устанавливая причины (формы) явлений (натур). При этом надо учитывать, то чувства обладают двумя недостатками. Прежде всего они многое не замечают в явлениях природы. Например, из-за слишком больших или малых размеров, скорости и т. п. Устраняется этот недостаток довольно легко. Достаточно применить линейку, весы, микроскоп и другие измерители. Но у чувств есть второй, значительно более серьезный недостаток. Дело в том, что они в принципе обманывают человека. Как выражается сам Бэкон, дают предмет не по аналогии мира, а по аналогии человека. Бэкон имеет в виду, что все так называемые чувственные качества (цвета, вкусы, запахи, звуки, тактильные ощущения) не существуют в самих предметах. Например, звук возникает от колебаний предмета, которые передаются воздухом на ушную перепонку. Но сам звук существует не в предмете и даже не в ухе, а в душе человека. Так же точно цвет, теплота и прочие качества. Это явление Бэкон называет «великим обманом чувств». Избавить чувства от этого недостатка невозможно.

Для этого надо использовать специально придуманные и хорошо организованные опыты. Смысл подобных «опытов» состоит в том, что в  ходе их проведения один предмет природы  сталкивается с другим предметом  природы. А ученый фиксирует результат. В простом наблюдении осуществляется диалог человека и природы. А в  специально придуманных опытах начинает звучать «монолог» самой природы. Успех или неуспех такого «опыта»  есть практическое дело. Поэтому «опыты»  как инструмент познания, считает  Бэкон, не только устраняют «обман чувств», но и точно соответствуют главному назначению науки -- приносить пользу для практики, подчинять природу интересам человека.

Понятие специально придуманных  и хорошо организованных опытов как  инструмента познания природы и  источника истинного знания очень  важно для понимания учения Бэкона. Оно составляет суть бэконовского эмпиризма. Бэкон не доверяет чувствам как источнику знания. Они всегда обманывают, констатирует он. В то же время без них познать природу невозможно. Это противоречие (или гносеологический парадокс) и снимает понятие «специальных опытов», современное название которых -- эксперимент.

Ум как второй и завершающий  этап познания тоже имеет два недостатка. Он, во-первых, быстро отрывается от данных чувств, от опыта. А во-вторых, из-за этого и из-за плененности «идолами» привносит многое от себя в познание природы. Чтобы ум занимался только осмыслением данных чувств и «опытов», Бэкон рекомендует использовать новую индукцию. Суть ее в том, что она представляет собой набор процедур, обеспечивающих строгую фиксацию данных наблюдений и опытов (экспериментов), располагая их так, чтобы стало очевидным, какие явления -- причины, а какие -- следствия.

Если подвести итог учению Бэкона о науке, познавательных способностях, то очевидно следующее. Бэкон теоретически обосновал идеал исторически  нового типа знания -- экспериментально-индуктивного естествознания, задача которого дать знание, приносящее пользу людям, подчиняющее природу человеку. Исследуя проблему, как возможна такая наука, Бэкон разработал оригинальную теорию познания, в которой впервые в истории западноевропейской философии использовал понятие объекта («вещь сама по себе») и субъекта («ум сам по себе»). Наконец, Бэкон буквально изобрел совершенно новое понятие опыта, в силу чего стал основоположником не только новоевропейского эмпиризма, но и всей новой философии. Он был и остается одним из самых авторитетных и знаменитых философов XVII века.

2. Проблема метода. Эмпиризм и рационализм в философии нового времени

В Средние века, да и в  античности, наука, по мнению Бэкона, пользовалась главным образом дедуктивным  методом, образцом которого является силлогистика Аристотеля. С помощью дедуктивного метода мысль движется от очевидных  положений (аксиом) к частным выводам. Такой метод, считает Бэкон, не является результативным, он мало подходит для  познания природы. Всякое познание и  всякое изобретение должны опираться  на опыт, т. е. двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. А такой метод носит название индуктивного. Индукция (что в переводе значит «наведение») была описана Аристотелем, но последний не придавал ей такого универсального значения, как Бэкон.

Простейшим случаем индуктивного метода является так называемая полная индукция, когда перечисляются все  предметы данного класса и обнаруживается присущее им свойство. Так, может быть сделан индуктивный вывод о том, что в этом саду вся сирень белая. Однако в науке роль полной индукции не очень велика. Гораздо чаще приходится прибегать к неполной индукции, когда  на основе наблюдения конечного числа  фактов делается общий вывод относительно всего класса данных явлений. Классический пример такого вывода -- суждение «все лебеди белы»; такое суждение кажется достоверным только до тех пор, пока нам не попадается черный лебедь. Стало быть, в основе неполной индукции лежит заключение по аналогии; а оно всегда носит лишь вероятный характер, но не обладает строгой необходимостью. Пытаясь сделать метод неполной индукции по возможности более строгим и тем самым создать «истинную индукцию», Бэкон считает необходимым искать не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его.

Таким образом, естествознание должно пользоваться двумя средствами: перечислением и исключением, причем главное значение имеют именно исключения. Должны быть собраны по возможности все случаи, где присутствует данное явление, а затем все, где оно отсутствует. Если удастся найти какой-либо признак, который всегда сопровождает данное явление и который отсутствует, когда этого явления нет, то такой признак можно считать «формой», или «природой», данного явления. С помощью своего метода Бэкон, например, нашел, что «формой» теплоты является движение мельчайших частиц тела.

Творчество Бэкона оказало  сильное влияние на ту общую духовную атмосферу, в которой формировалась  наука и философия XVII в., особенно в Англии. Не случайно его призыв обратиться к опыту стал лозунгом для основателей Лондонского естественнонаучного общества, куда вошли творцы новой науки -- Р. Бойль, Р. Гук, И. Ньютон и др.

Однако нельзя не отметить, что английский философ сделал чрезмерный акцент на эмпирических методах исследования, недооценив при этом роль рационального  начала в познании, и прежде всего -- математики. Поэтому развитие естествознания в XVII в. пошло не совсем по тому пути, который ему предначертал Бэкон. Индуктивный метод, как бы тщательно он ни был отработан, все же, в конечном счете, не может дать всеобщего и необходимого знания, к какому стремится наука. И хотя призыв Бэкона обратиться к опыту был услышан и поддержан -- прежде всего его соотечественниками, однако экспериментально-математическое естествознание нуждалось в разработке особого типа эксперимента, который мог бы служить основой для применения математики к познанию природы.

Информация о работе Познание философии нового времени