Арабо-израильский конфликт: Истоки и способы урегулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 12:02, курсовая работа

Описание

Государство Израиль появилось на политической карте мира в мае 1948 г., однако подготовительная работа по созданию еврейской государственности велась задолго до этого. На протяжении долгих столетий для евреев, рассеянных по разным странам мира, было свойственно стремление к возврату в «землю обетованную», где когда-то было их государство. Это движение носило религиозно-политический характер. Тогда же в Палестине появились первые сионистские политические партии, которые послужили основой для формирования будущей многопартийной системы Израиля.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..………………….…..3
Глава 1. Причины возникновения Арабо-израильского конфликта.
1.1. Истоки Палестинского вопроса, хронология событий……………………………..……...…....5
1.2. Значение для современной международной политики…..……………………..……….……..8
Глава 2. Способы урегулирования.
2.1. Влияние международного сообщества на урегулирование Палестинского вопроса.......10
2.2. Мирные переговоры Израиля и Палестинской автономии………………...…..…………….19
Заключение….…………………………………………………………………………………………….22
Источники…………………………………………..…………………………….………………………..23

Работа состоит из  1 файл

Палестина разваливает ООН.docx

— 71.01 Кб (Скачать документ)

    Организация Объединенных Наций принимала активное участие в мирном процессе как  в роли гаранта международной  законности, так и в части мобилизации  и предоставления международной  помощи. В частности, в ноябре 1998 г. при посредничестве США было подписано новое соглашение («мир в обмен на землю»), по которому Израиль обязался вывезти войска еще с 13% территории Западного берега реки Иордан (таким образом палестинская администрация стала управлять там примерно 40% территории).

    Тем не менее нежелание Нетаниягу  искать более реальные компромиссы  с палестинцами, а также распространявшиеся в стране слухи о коррупции  в высших эшелонах власти поколебали доверие к премьер-министру. Политическая команда Нетаниягу назначила  досрочные выборы парламента и премьер-министра, как бы пытаясь опередить дальнейшее падение его популярности победой  на этих выборах. Но политический маневр не помог. Партия Ликуд и вместе с  ней Нетаниягу проиграли выборы, а победившая партия Авода сформировала правительство во главе со своим  новым лидером Э. Бараком.

    Отставной генерал Э.Барак сумел победить своего противника во многом потому, что  в отличие от него готов был  продолжать диалог и идти на компромиссы  с палестинцами. Такая позиция  более соответствовала реалиям  и времени. Переговорный процесс  был продолжен, хотя в 1999 г. и 2000 т. неоднократно прерывался. Очередной компромисс между  Э.Бараком и Я.Арафатом по статусу  Иерусалима обозначился на встречах в Кэмп-Дэвиде (с участием Б.Клинтона) летом 2000 г. Окончательного решения  проблемы достичь пока не удается.

    В 2000 и 2001 годах, израильтяне и палестинцы вели переговоры по соглашению об окончательном  статусе, которое осталось нереализованным.

    В 2000 году противоречивый визит в священный  двор Харам-аш-Шариф в Иерусалиме бывшего в то время лидером  «Ликуда» Ариэля Шарона привел к вспышке  второй «интифады». Следстствием этих действий стал рост числа жертв, повторная  оккупация территорий под палестинским самоуправлением, вооруженные вторжения, внесудебные казни подозреваемых  палестинских бойцов, совершаемые самоубийцами взрывы, ракетные и минометные обстрелы, а также разрушение зданий. На Западном берегу Израиль начал строительство разделительной стены, проходящей по оккупированной палестинской территории, что в 2004 году было признано Международным Судом незаконным. В 2002 году Совет Безопасности принял резолюцию 1397, подтверждающую видение региона как места, где два государства, Израиль и Палестина, живут бок о бок в пределах безопасных и признанных границ. В 2003 году ближневосточная «четверка» (США, ЕС, Россия, и ООН), одобрили детальную «дорожную карту», направленную на реализацию идеи о двух государствах, закрепленную в резолюции 1515 Совета Безопасности. В 2005 году Израиль, в рамках своего «Плана размежевания», вывел своих поселенцев и войска из сектора Газа, сохранив при этом эффективный контроль над его границами, побережьем, и воздушным пространством.

    В марте 2005 в Лондоне, одновременно с международной встречей «в поддержку создания институтов государственного управления в Палестине», снова прошла встреча руководителей «четверки». В своем заявлении «четверка» одобрила объявленный вывод израильских войск из сектора Газа и регионов Западного берега, но подчеркнула, что такие действия должны быть «полными и завершенными», и их необходимо предпринимать в соответствии с «дорожной картой». Она предупредила, что «существование государства, состоящего из разрозненных территорий, невозможно». После встречи в Лондоне состоялся визит Генерального секретаря в данный регион с целью дальнейших переговоров с израильским и палестинским лидерами. Израиль вывел свои войска из городов Иерихон и Тулькарм на Западном берегу.

    В апреле «четверка» назначила бывшего  президента Всемирного банка Джеймса  Вольфенсона своим «специальным послом по вопросам выхода из конфликта  в секторе Газа», при этом частью его миссии было содействие передаче палестинским властям народнохозяйственных объектов, включая такие объекты  инфраструктуры, как сельскохозяйственные теплицы в эвакуированных населенных пунктах сектора Газа. В мае  Израиль освободил 400 палестинских заключенных. В июне, после встречи  премьер-министра Шарона и президента Аббаса, состоявшейся в Иерусалиме, в Лондоне прошла еще одна встреча  «четверки», которая призвала обе  стороны «избежать и предотвратить  эскалацию насилия».

    В ответ на победу ХАМАС на выборах  Израиль прекратил перевод палестинцам  доходов от сбора налогов, а основные внешние источники средств, включая  США и Евросоюз, прекратили оказание финансовой и экономической помощи Палестинской администрации. Условием возобновления оказания помощи они  ставили принятие правительством, возглавляемым  ХАМАС, принципов отказа от насилия, признание Израиля и принятие предыдущих соглашений и обязательств, включая «дорожную карту», которая  предусматривает мирное существование  двух соседствующих государств. В  июне в условиях нарастающего гуманитарного  кризиса в секторе Газа, без  согласования с палестинским правительством, «четверка» одобрила предложение Европейского союза о «Временном международном  механизме», направленное на содействие «оказанию прямой помощи палестинскому  народу, основанной на конкретных потребностях». Согласно данному механизму, созданному в целях выплаты зарплат палестинским работникам, занятым в секторе  здравоохранения, и осуществления  бесперебойных поставок топлива  и энергоресурсов и предоставления базовых пособий наименее обеспеченным слоям населения, в 2006 году ЕС для  данных целей израсходовал около 865 млн. долл. США.

    В июле был созван Совет Безопасности, однако вследствие того, что один постоянный член проголосовал против, не удалось  принять проект резолюции, призывающей  к освобождению захваченного израильского солдата и прекращению «несоразмерного  применения силы» со стороны Израиля.

    Израиль продолжал обстрел территории сектора  Газа, в течение шести дней нанося удары по городу Бейт-Ханун на севере, в результате чего погибло 50 мирных жителей, включая гибель семьи из 16 человек в ходе атаки в ноябре – случай, за который премьер-министр Израиля принес свои извинения, сославшись на «технические неполадки». 9 и 10 ноября собрался Совет Безопасности, однако на нем не удалось принять проект резолюции, осуждающей военные действия Израиля в секторе Газа. 15 ноября Совет по правам человека созвал специальную сессию и принял решение о проведении общей миссии по выяснению обстоятельств в Бейт-Хануне. На Генеральной Ассамблее 30 ноября было высказано твердое осуждение «уничтожения большого числа мирных палестинских граждан, среди которых женщины и дети», а также прозвучал запрос, обращенный к Генеральному секретарю, о проведении аналогичной миссии по выяснению обстоятельств. К концу ноября, когда в силу вступило соглашение о перемирии, были убиты 450 палестинцев и более 1500 получили ранения в ходе военных действий в течение предшествовавших этому пяти месяцев, включая внутренние вооруженные столкновения; за тот же период палестинцами были убиты 3 израильских солдата и 2 мирных жителя.

    Начало 2007 года было отмечено новыми попытками  примирения. В феврале по приглашению  короля Саудовской Аравии Абдаллы лидеры ХАМАС и ФАТХ встретились в  Мекке, в результате чего была принята  схема разделения власти в Палестинской администрации, а в марте было сформировано правительство национального  единства Палестины, в состав которого входили министры как со стороны  ХАМАС, так и со стороны ФАТХ, а  также присутствовали независимые  члены. В своей программе новое  правительство заявило, что оно  «чтит решения международного правопорядка и соглашения, подписанные Организацией освобождения Палестины», однако, по мнению западных доноров, данной формулировке все еще недоставало полного  признания Израиля и принятия обязательств по недопущению насилия  и по принятию мирного процесса. Ограничительные меры доноров в  отношении финансирования Палестинской администрации оставались в силе, и представители основных западных доноров заявили, что они продолжат  воздерживаться от контактов с представителями  ХАМАС в составе правительства  Палестины.

    В марте в ходе саммита Лиги арабских государств, который состоялся в  Эр-Рияде, было решено вновь утвердить  план Саудовской Аравии, принятый на встрече  арабских государств на высшем уровне в Бейруте в 2002 году, согласно которому предлагалось признать Израиль в  обмен на вывод израильских войск  с оккупированной палестинской территории и нормализацию отношений. В этом же месяце состоялся первый официальный  визит Генерального секретаря Пан  Ги Муна в данный регион, в ходе которого он встретился в Иерусалиме с руководящими лицами Израиля и с палестинскими  лидерами на Западном берегу.

    На  встречах в марте и затем в  мае 2007 в Берлине руководители «четверки» приветствовали Арабскую мирную инициативу, а также новые попытки по возобновлению диалога между Израилем и Палестиной. Тем не менее, в ходе возобновившихся случаев применения силы между группировками в период с середины марта до середины мая 2007 года 68 палестинцев погибло и 200 получили ранения. 24 мая заместитель Генерального секретаря ООН по политическим вопросам сообщил Совету Безопасности о том, что новые акты насилия угрожали как существованию правительства национального единства Палестины, так и перспективам какого-либо плодотворного израильско-палестинского диалога.

    В июне ХАМАС силой захватил государственную  власть де-факто в секторе Газа. В ответ на это президент Аббас  распустил правительство национального  единства Палестины и объявил  о введении чрезвычайного положения, создав чрезвычайный кабинет и назначив премьер-министром Салама Файяда. После  формирования нового палестинского  правительства Соединенные Штаты  и Европейский союз приняли решение  возобновить оказание прямой помощи Палестинской администрации. Израиль  также выступил в поддержку президента Аббаса, возобновив отчисление доходов  от сбора налогов и таможенных платежей и начав освобождение палестинских заключенных.

    В июне в целях ускорения мирного  процесса в свете новых тенденций  «четверка» назначила своим Представителем бывшего премьер-министра Великобритании Тони Блэра и выразила поддержку  в отношении международной встречи, предложенной президентом США, цель которой заключалась в поддержке  достижения путем переговоров решения  израильско-палестинского  конфликта, основанного на сосуществовании двух государств.

    Конференция в Аннаполисе и возобновление  мирных переговоров 27 ноября. Соединенные  Штаты провели конференцию в  Аннаполисе, штат Мериленд, целью которой  была попытка возобновления мирного  процесса. В конференции приняли  участие премьер-министр Израиля  Эхуд Ольмерт и президент Палестинской администрации Махмуд Аббас, а также представители ключевых участников международных отношений и представители соседних стран, таких как Саудовская Аравия, Иордания, Египет, Ливан и Сирия.

    В ходе конференции израильский и  палестинский лидеры достигли совместной договоренности, согласившись «немедленно  начать дружественные двусторонние переговоры с целью заключения мирного  соглашения, решив все открытые вопросы, включая все без исключения ключевые проблемы в соответствии с прежними соглашениями», при этом соглашение должно быть достигнуто не позднее  конца 2008 года. С этой целью был  создан Руководящий комитет, первое заседание которого прошло 12 декабря  в Иерусалиме.

    Согласно  совместной договоренности, обе стороны  обязались немедленно начать выполнение соответствующих обязательств по «дорожной  карте», принятой «четверкой» и заключающейся  в продвижении к постоянному  урегулированию в соответствии с  принципом сосуществования двух государств на основе оценки выполнения сторонами своих обязательств. Стороны  также договорились о создании американо-палестино-израильского механизма, возглавляемого США, с целью  последовательного выполнения «дорожной  карты». Премьер-министр Ольмерт  и президент Аббас также договорились о проведении встреч каждые две недели с целью продолжения переговоров.

    Генеральный секретарь Пан Ги Мун приветствовал  Совместную договоренность и заверил  в полной поддержке со стороны  Организации Объединенных Наций  усилий в данном направлении. Он заявил: «За 60 лет Организация Объединенных Наций создала серьезную основу для мирного разрешения конфликта. Речь прежде всего идет о плане  раздела подмандатной территории, а  также о резолюциях 242, 338, 1397 и 1515 Совета Безопасности. Сегодня у ООН  почти нет приоритетов, которые  были бы важнее, чем разрешение данного  конфликта. Наши дела завтра будут важнее наших заявлений сегодня».

    Отношения между США и Израилем являются уникальными. Руководство США с  каждым новым президентом не изменяло своей приверженности еврейскому государству, всегда уделяло ему особое внимание и многократно оказывало и  продолжает оказывать ему поддержку. На самом деле, благосостояние Израиля, а зачастую даже его существование  зависит от особых отношений с  Вашингтоном.

    На  протяжении десятилетий США и  Израиль поддерживали крепкие двусторонние отношения в силу ряда причин. Традиционно  США оказывали мощную поддержку  Израилю, потому что страны являются союзниками, имеют общие стратегические интересы на Ближнем Востоке (обеспокоенность  иранской угрозой, Сирией и исламистским экстремизмом), а также одинаково  привержены демократическим ценностям. Страны имеют долгую историю развития отношений, начиная с 1948 года, когда  США признали право на существование  созданного в этом году Государства  Израиль. Американская помощь помогла  Израилю превратить свои вооруженные  силы в одну из самых технологически продвинутую армий в мире. Поскольку  Израиль сильно ограничен в территориальных, материальных и людских ресурсах, ему пришлось сделать ставку на качественное военное превосходство, и американская помощь во многом помогла постоянно  поддерживать это превосходство.

Информация о работе Арабо-израильский конфликт: Истоки и способы урегулирования