Белорусско-китайские отношения в политической сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:17, курсовая работа

Описание

Цель работы: анализ белорусско-китайских отношений в политической сфере.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
определить историческую основу белорусско-китайских отношений;
указать основные принципы внешней политики Республики Беларусь и Китайской Народной Республики, выявить их общность и схожесть;
сформулировать основные вопросы международного характера, регулируемые двусторонними белорусско-китайскими соглашениями;
охарактеризовать основные направления взаимодействия между Китаем и Беларусью в рамках Организации Объединенных Наций.

Содержание

Введение ………………………………………………………………... 3 – 5
1. Основы политического сотрудничества Республики Беларусь и Китайской Народной Республики ……………………………………..
6 – 11
2. Вопросы международного регулирования в белорусско-китайских отношениях ………………………………………………...
12
2.1. Тайваньский вопрос ………………………………………………. 12 – 14
2.2. Проблема терроризма и наркотиков ……………………………... 15 – 17
2.3. Защита прав человека ……………………………………………... 17 – 19
3. Отношения Беларуси и Китая в рамках ООН …………………… 20 – 23
Заключение ……………………………………………………………... 24 – 26
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

       Равенство и взаимная выгода – принципы, направляющие взаимовыгодные экономические и  торговые отношения между странами. Эти принципы означают, что страны должны развивать экономические  отношения на основе равенства, взаимной выгоды и благоприятствования.

       Пятый принцип – мирное сосуществование – это цель, которая может быть достигнута только при соблюдении четырех первых принципов.

       Следует отметить, что, не смотря на социалистический строй в КНР, пять принципов касались не только социалистических стран, но и любых других, готовых этим принципам следовать. Благодаря этому, стало возможным межгосударственного сотрудничество Беларуси и Китая после распада СССР и переориентации РБ. Слова Дэн Сяопина подтверждают это: «Китай не цепляется за разницу социальных систем и идеологий. Независимо от того, придерживаются ли они социализма, нужно со всеми этими странами, исходя из духа пяти принципов мирного сосуществования, наладить отношения, создать дружественные отношения сотрудничества нового типа» [3, с. 85].

       Помимо  «панча шила» внешняя политика Китая  также основывается на других принципах: уважение многообразия мира, противостояние гегемонизму, защита мира во всем мире, политика всесторонней открытости и  равенства.

       Исходя  из «уважения многообразия мира», каждое государство самостоятельно выбирает общественный строй в соответствии со своими особенностями, историческим развитием и наследием. Внутренние дела решаются своим народом, а дела международные – всеми странами через совместное обсуждение.

       Китай считает, что страны не делятся на маленькие и большие, слабые и сильные, бедные и богатые, они все – равноправные члены международного сообщества [1, c. 69]. В этом заключается принцип «противостояния гегемонизму».

       Защита  мира во всем мире трактуется, как решение всех возникающих международных споров путем мирного диалога и консультаций, без какого-либо насильственного вмешательства во внутренние дела государства.

       Политика  всесторонней открытости Китая заключается  в стремлении наладить взаимовыгодные торгово-экономические отношения со всеми странами и регионами.

       Основные  принципы внешней политики Республики Беларусь закреплены в ее основном законе – Конституции, а точнее, в 18 статье: «Республика Беларусь в  своей внешней политике исходит  из принципа равенства государств, неприменение силы и угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепринятых принципов и норм международного права. Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство - нейтральным» [7, с. 52 – 53].

       Также они базируются на соблюдении национальных интересов, свободы, независимости и суверенитета, приоритете всеобщих принципов и норм международного права (статья 8 Конституции РБ), демилитаризации международных отношений, развитии всесторонних отношений с зарубежными странами и международными организациями, добровольности участия государств в международных отношениях, сохранении экономического роста и повышении благосостояния народа.

       Стратегическими направлениями внешней политики Беларуси являются невмешательство во внутренние дела других стран и равноправное экономическое сотрудничество, защита интересов граждан, защита суверенитета и независимости государства [2, с. 246].

       Географическое  положение Беларуси обусловило ее многовекторную внешнюю политику. Беларусь смотрит не только на запад, но и все остальные направления: юг, север, восток.

       Как видно из принципов, Республика Беларусь и КНР очень близки в направленности своей внешней политики, что подчеркивает Президент РБ А.Г.Лукашенко: «Я могу констатировать тот факт, что между нашими странами не существует абсолютно никаких расхождений по поводу курса внешней политики, многополярности, противодействия гонке вооружений, единого Китая, а также перспектив сотрудничества» [1, с. 135]. У Беларуси и Китая совпадают подходы к решению международных проблем, которые выражаются в таких общих принципах как: уважение суверенитета и сохранение целостности государства, невмешательство во внутренние дела другого государства, неприменение силы и угрозы силой, сохранение мира во всем мире, принцип равноправия, многовекторность и дружественность внешней политики.

       Таким образом, можно сказать, что истоками белорусско-китайских отношений  в политической сфере стали китайско-советские отношение. То, что Беларусь, будучи в составе СССР, не имела с Китаем никаких столкновений интересов, шла по схожему пути развития (социалистическому), сыграло не последнюю роль в установлении белорусско-китайских отношений после развала СССР и приобретения Республикой Беларусь независимости. Еще больше укрепило эти отношения одинаковая точка зрения на международные вопросы, а также схожесть во внешней политике, что просматривается в установленных принципах внешней политики этих государств.

 

     2. ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В БЕЛОРУССКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

 

    2.1. Тайваньский вопрос

 

       Принцип одного Китая сформировался в  ходе борьбы за независимость и территориальную  целостность и не раз повторялся в заявлениях китайского правительства.

       Тайваньский вопрос – одна из ключевых проблем Китая. Тайвань издавна принадлежал Китаю, однако, после поражения гоминдановского правительства в гражданской войне и его бегства на о. Тайвань, образовались «один Китай» и «один Тайвань». С этого момента правительство официального Пекина пытается объединить страну. Это объединение носит демократический характер и будет проводиться на основе принципа «одно государство – два строя» [1, с. 94].  Китайское правительство готово гарантировать все законные права населения, проживающего на Тайване, а также приложит все усилия для охраны и обеспечения интересов тайваньского народа как внутри государства, так и за его пределами [12, с. 27].

       Установление  взаимоотношений между Беларусью  и КНР не обошло и тайваньский  вопрос. Уже с самого начала он фигурирует в подписанных белорусско-китайских соглашениях. Наличие пункта по тайваньскому вопросу в первом белорусско-китайском соглашении, устанавливающем дипломатические отношения, свидетельствует о важности данного вопроса для обеих сторон. Статья 3-ья соглашения гласит: «Тайвань – неотъемлемая часть территории КНР… Республика Беларусь поддерживает эту позицию КНР» [1, с. 161]. Таким образом, утверждая этот пункт, Беларусь поддерживает принцип «уважения суверенитета и территориальной целостности», неотъемлемый в китайской политике.  Так появилась еще одна нить, связующая два государства.

       О важности для белорусско-китайских  отношений тайваньского вопроса  говорит то, что в последующих  документах всегда фигурирует пункт  о Тайване, в котором Беларусь снова и снова подтверждает свою позицию.

       О серьезности намерений, готовности взять на себя обязательства говорит  пункт 8-ой совместной китайско-белорусского заявления 1993 года: «Республика Беларусь признает, что Правительство китайской Народной Республики является единственным законным правительством, которое представляет весь Китай, а Тайвань – неотъемлемая часть территории Китая. Она подтверждает, что не будет устанавливать с Тайванем официальных отношений» [1, с. 165].

       Этот  же пункт был продублирован в Совместной Декларации о дальнейшем развитии и углублении сотрудничества между Китайской Народной Республикой и Республикой Беларусь 1995 года.

       Неизменность  своей позиции по данному вопросу, Беларусь подчеркивает в последующих  соглашениях 2001 года: «Республика Беларусь подтверждает свою неизменную принципиальную позицию по тайваньскому вопросу, которая заключается в том, что в мире существует только один Китай, что Правительство КНР является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, а Тайвань – неотъемлемая часть территории Китая» [1, с. 180].

       Таким образом, значимость тайваньского вопроса неоспорима. Понимая эту значимость и остроту вопроса для Китая, Беларусь, взяв на себя обязательства, от них никогда не отказывалась, тем самым, показывая важность стабильного развития взаимоотношений и согласие с проводимой Китаем политикой в данном вопросе. Согласие по тайваньскому вопросу стало хорошим подспорьем для дальнейшего развития и укрепления белорусско-китайских отношений.

 
 

     2.2. Проблема терроризма и наркотиков

 

       Терроризм и наркотики – одни из самых  глобальных и животрепещущих вопросов мирового сообщества. Эти два аспекта современного общества так или иначе затронули каждую страну. Поэтому неудивительно, что Беларусь и Китай нашли общий язык в данной проблеме.

       Обе страны резко осуждают терроризм  в любых его проявлениях. Правительства Республики Беларусь и Китайской Народной Республики считают, что терроризм «не имеет конкретной национальной и религиозной принадлежности» [1, с. 88], поэтому борьба с терроризмом не должна носит национальную или религиозную окраску. Она не должна ассоциироваться с борьбой против какой-либо религии или нации. Основой для успешной борьбы с терроризмом является взаимопомощь, обмен информацией, а также борьба на всех уровнях: национальном, региональном, глобальном [1, с. 88].

       Рост  международной преступности, терроризма и наркоторговли требуют совместных усилий. Правовой основой белорусско-китайского сотрудничества по этому вопросу терроризма стал договор о правовой помощи по гражданским и уголовным делам 1993 года и договор между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой о выдаче 1998 года. Договор о выдаче гласит: «Республика Беларусь и Китайская Народная Республика, … на основе уважения суверенитета, равноправия и взаимной выгоды, в целях укрепления сотрудничества между двумя государствами в области борьбы с преступностью путем заключения настоящего Договора о выдаче обязуются…», далее идет перечень двусторонних обязательств [23].

       Также проблема терроризма нашла отражение  в Совместной декларации Китайской Народной Республики и Республики Беларусь 2005 года: «Стороны единодушно осуждают терроризм, сепаратизм и экстремизм, являющиеся серьезной угрозой для безопасности суверенных государств, для мира и стабильности во всем мире. Стороны отмечают, что применение двойных стандартов не допустимо в вопросах борьбы против терроризма. Международное сообщество должно едиными усилиями вести решительную и бескомпромиссную борьбу с терроризмом во всех его формах и проявлениях. Стороны возобновляют свою готовность усилить сотрудничество в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, а также другими преступлениями в рамках Устава ООН и соответствующих международных антитеррористических договоров» [24].

       Уделяя  столь пристальное внимание проблеме терроризма, Беларусь и Китай показывают свое негативное отношение к этому явлению и противопоставляют ему свои пропагандируемые принципы мирного существования.

       Беларусь  и Китай считают, что истоки терроризма следует искать в нищете, бедности, порожденных неравномерным и несправедливым политическим и экономическим развитием. Поэтому Беларусь и Китай особо уделяют внимание созданию нового равноправного, рационального по политическому и экономическому развитию, мира.

       Еще одной проблемой являются наркотики. Китайское правительство считает  наркотики всечеловеческим злом [6, с. 3] и призывает мировое сообщество сплотиться для борьбы с этим бедствием.

       Проблема  наркотиков не обошла стороной ни одно государство, в том числе и Беларусь. Именно наличие единой проблемы и стремление ей решить, а также схожие методы решения связывают Китай и Беларусь. Эти страны выступают за международное сотрудничество в борьбе с наркотиками, за ведение борьбы на правовой основе (в рамках ООН «Конвенция 1971 года о психотропных веществах», «Единая Конвенция о наркотических средствах 1961 года», «Конвенция ООН о запрете нелегальной транспортировки наркотических и психотропных веществ» и др.), за активную пропаганду против наркотиков не только на национальном, но и на глобальном уровне.

       Таким образом, на фоне данных проблем видно  сближение Беларуси и Китая. Наличие  одинаковых проблем и угроз способствует консолидации, налаживанию взаимоотношений  и взаимоподдержки. То, что по данным вопросам между Китаем и Беларусью существует правовая база,  и то, что Беларусь и Китай присоединяются к международным договорам в этой сфере, свидетельствует о заинтересованности обеих сторон в сотрудничестве по решению проблем терроризма и наркотиков. Активная деятельность РБ и КНР в этой сфере соответствует проводимой ими политики взаимопомощи, взаимного развития, мира во всем мире, политики отказа от военных мер урегулирования конфликтов.

Информация о работе Белорусско-китайские отношения в политической сфере