Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:26, контрольная работа
Форма правления - это способ организации институтов высшей власти, принципы взаимодействия между ними и роль населения в их формировании. Форма правления характеризуется несколькими основными свойствами: способ формирования органов высшей власти; строение органов власти; принципы взаимодействия между исполнительной и законодательной ветвями власти; взаимодействие между властью и гражданами и тем, насколько структура власти обеспечивает свободу населения.
Введение. Понятие формы правления...……………………………………………. 3
1. Форма правления в США и Франции……………………………………………. 5
2. Взаимоотношения президента с парламентом в США и Франции……………..7
2.1. Участие парламента в выборах президента………………………………... 7
2.2. Право роспуска парламента президентом …………………………………. 7
2.3. Право созыва парламента…………………………………………………… 8
2.4. Право законодательной инициативы………………………………………. 9
2.5. Право формирования правительства и ответственность последнего перед парламентом……………………………………………………………………... 10
Заключение. Взаимоотношения президента и парламента в Российской
Федерации………………………………………………………………………….. 12
Список литературы…………………………………………………………………. 15
Содержание
Введение. Понятие формы правления...……………………………………………. 3
1. Форма правления в США и Франции……………………………………………. 5
2. Взаимоотношения президента с
парламентом в США и Франции………
2.1. Участие парламента в выборах президента………………………………... 7
2.2. Право роспуска парламента президентом …………………………………. 7
2.3. Право созыва парламента…………………………………………………… 8
2.4. Право законодательной инициативы………………………………………. 9
2.5. Право формирования правительства и
ответственность последнего перед парламентом…………………………………………………
Заключение. Взаимоотношения президента и парламента в Российской
Федерации………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Форма правления - это способ организации институтов высшей власти, принципы взаимодействия между ними и роль населения в их формировании. Форма правления характеризуется несколькими основными свойствами: способ формирования органов высшей власти; строение органов власти; принципы взаимодействия между исполнительной и законодательной ветвями власти; взаимодействие между властью и гражданами и тем, насколько структура власти обеспечивает свободу населения.
Эти характеристики определяются конституцией, ее организационной функцией. Конституция закрепляет структуру государственного механизма, распределение компетенции между государственными органами по вертикали и по горизонтали, а также устанавливает отношения между органами государственной власти.
Характер формы правления, существующей в государстве, зависит от организации верховной государственной власти, точнее, - от определения правового положения одного высшего органа государственной власти - главы государства.
Форма правления существенна, так как она налагает определенный отпечаток на структуру государственного аппарата и существующие между его отдельными звеньями взаимоотношения.
При рассмотрении способов организации органов государственной власти, различных форм их взаимодействия друг с другом в США и Франции в литературе отмечается, что форма правления США это президентская республика, форма правления Франции – смешанная президентско-парламентская республика. К такому выводу можно прийти, рассматривая основные принципы организации и взаимодействия высших органов государственной власти – Парламента, Президента, Правительства.
Взаимоотношения парламента как законодательной ветви власти и Президента как представителя исполнительной ветви власти в республиках такого типа имеет как различия, так и сходные черты. Основные положения, регламентирующие порядок организации и деятельности данных органов власти
содержатся в конституциях государств, соответственно в Конституции США 1787 года и Конституции Франции 1958 года.
Поэтому, цель исследования – провести сравнительный анализ взаимоотношения президента с парламентом в США и Франции.
При этом необходимо решить следующие задачи:
1. выявить различия основных параметров форм правления США и Франции;
2. рассмотреть сходство и различия в полномочиях президентов США и Франции по отношению к парламенту, а именно:
В заключение работы необходимо рассказать о взаимоотношениях президента и Федеральным Собранием в РФ.
1. Форма правления в США и Франции
По формам правления государства подразделяются на монархии и республики.
Форма правления в США и Франции – республика. Признаки республики:
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках именно президент выполняет эту роль, в парламентских - парламент, в смешанных – совместно президент и парламент.
В конституции США, а именно в статье IV утверждается следующее: “Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления…”1. Республиканская форма правления в США реализовалась в виде президентской республики: президент республики - глава государства и правительства; правительство не несет ответственности перед Конгрессом; президент не обладает правом роспуска палат Конгресса.
За основу построения системы государственной власти был взят принцип разделения властей, так называемая система «сдержек и противовесов». В конституции было проведено организационное разделение между тремя ветвями власти - конгрессом, президентом и верховным судом, каждому из которых была предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках. Установленные отношения между названными органами имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей этой системы действовать в направлении, противном направлениям других органов.
“Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой”2. Так установила конституция Франции 1958 г. Основной закон установил республиканскую форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава государства избирается без участия парламента, правительство назначается им же) и парламентарной республики (правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента).
Главная черта конституции 1958 г. - концентрация политической власти в руках исполнительных органов. Сосредоточение власти в руках главы государства и правительства - одно из проявлений конституционно закрепленной авторитарной тенденции во французском политическом режиме.
Президент находится на вершине иерархии органов государственной власти. Статья 5 Конституции закрепляет за ним обязанность обеспечивать “своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства”3. В этой же статье провозглашается, что президент является “гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров”4. Президент обладает широкими прерогативами в области законодательства. Он наделен правом законодательной инициативы. В отношении парламента президент обладает полномочием роспуска нижней палаты парламента.
Таким образом, США – демократическое, федеративное, правовое, светское государство с республиканской формой правления и разделением властей. Франция – это республика со смешанными формами правления.
2. Взаимоотношения президента с парламентом в США и Франции.
Основным вопросом при рассмотрении взаимодействия тех или иных органы власти является вопрос о том, какие предоставлены возможности для одного властного органа по контролю за деятельностью другого органа (в данном случае президента и парламента). Иными словами, как в государстве действует система взаимного контроля за деятельностью ветвей власти.
2.1. Участие
парламента в выборах
Срок полномочий Президента во Франции – пять лет ((ст. 6)до 2002 г. он составлял 7 лет). Срок полномочий же Президента США – четыре года (ст. 2 разд. 1 Конституции США).
Полномочия Президента США постоянны и не зависит от соотношения сил в парламенте. Президент США, в отличие от Президента Франции, является руководителем исполнительной власти вне зависимости от соотношения сил в парламенте.
По сравнению с президентской властью американского образца, модель полупрезидентского правления во Франции не допускает обладания всей полнотой исполнительной власти. При этой модели Президент не только не является главой правительства, но само правительство формируется в зависимости от соотношения партийных фракций в парламенте. Однако в случае поддержки парламентом, Президент фактически сам становится главой исполнительной власти назначая премьер - министром удобного для себя кандидата.
2.2. Право роспуска парламента президентом. Чтобы управлять страной, Президент США должен сотрудничать с Конгрессом, которому в случае разногласий принадлежит последнее слово. Невозможность влияния Конгресса на формирование и деятельность правительства уравновешивается отсутствием у Президента США права роспуска парламента. Президент может только в экстренных случаях созвать одну или обе палаты, а в случае разногласий между палатами по поводу отсрочки сессии перенести ее на такое время, какое посчитает необходимым (статья II, раздел 3).
Важнейшей политической прерогативой президента Французской Республики в отношении парламента является роспуск избранной всеобщим голосованием палаты - Национального собрания, право, которым не располагает президент США. Согласно ст. 12 Конституции, предоставившей президенту это право, он обязан лишь проконсультироваться с премьер-министром, председателем Национального собрания и председателем Сената: «Президент Республики может после консультаций с премьер-министром и председателями палат объявить о роспуске Национального собрания».6 Однако мнение, высказанное этими лицами в ходе консультации, ни к чему не обязывает президента. Консультация запрашивается президентом устно или письменно. Отказ запрошенного лица дать консультацию также не играет никакой роли — юридически важно лишь, чтобы президент запросил об этом. Таким образом, перед главой государства, решившим распустить Национальное собрание, никакого юридического условия не поставлено. Однако ст. 12 сделала одну, и весьма важную, оговорку: если Национальное собрание было распущено, то Собрание, избранное взамен его, нельзя распустить в течение одного года. Другими словами, роспуск Национального собрания невозможен чаще, чем один раз в год, причем срок отсчета «одного года» начинается с момента первого заседания Собрания ". Другие статьи Конституции 1958 г. установили еще два
ограничения во времени: роспуск не может иметь места во время вакансии поста президента (т. е. осуществлен лицом, его замещающим) и во время применения чрезвычайных полномочий на основе ст. 16.
2.3. Право созыва парламента. Конгресс США функционирует в сессионном порядке. Только в чрезвычайных случаях Президент может созывать палаты или одну из них и в иное время до наступления этого срока. Если же, наоборот, палаты принимают совпадающую резолюцию об отсрочке сессии и между ними по этому вопросу нет единства, Президент сам переносит ее на то время, какое сочтет необходимым (раздел 3 ст.II Конституции).7
Согласно статье 28 Конституции Франции «Парламент собирается в силу закона на очередную сессию» так же, как и в США. Президенту Франции принадлежит право созыва парламента на сессии – очередные и внеочередные. «За исключением случаев, когда парламент собирается в силу закона, внеочередные сессии открываются и закрываются декретом Президента Республики» (ст. 30).8
Различен
срок полномочий и
2.4. Право законодательной инициативы. В силу того, что Президент США является главой исполнительной власти, ему приходится часто контактировать с Сенатом. В законодательной сфере возможности Президента существенно
ограничены, поскольку все законодательные полномочия принадлежат парламенту. Конституция США в разделе 1 статьи I устанавливает, что «все
полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей»9. Хотя по Конституции законотворчество является прерогативой Сената США, на практике именно Президент является главным инициатором принятия новых законов, т. к. для нормального функционирования исполнительной власти необходимы эффективные и своевременные законы. Участие Президента в законодательном процессе реализуется в основном посредством права вето и ежегодных посланий к Конгрессу направленными на рассмотрение и утверждение парламентом обширной программы законодательных предложений, разработанных в администрации (статья II раздел 3).
Президент Франции «сносится с обеими палатами Парламента посредством посланий, которые зачитываются в палатах и которые не являются предметом обсуждений» (ст. 18)
Информация о работе Форма правления США и Франции. Сравнительный анализ