Форма правления США и Франции. Сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:26, контрольная работа

Описание

Форма правления - это способ организации институтов высшей власти, принципы взаимодействия между ними и роль населения в их формировании. Форма правления характеризуется несколькими основными свойствами: способ формирования органов высшей власти; строение органов власти; принципы взаимодействия между исполнительной и законодательной ветвями власти; взаимодействие между властью и гражданами и тем, насколько структура власти обеспечивает свободу населения.

Содержание

Введение. Понятие формы правления...……………………………………………. 3
1. Форма правления в США и Франции……………………………………………. 5
2. Взаимоотношения президента с парламентом в США и Франции……………..7
2.1. Участие парламента в выборах президента………………………………... 7
2.2. Право роспуска парламента президентом …………………………………. 7
2.3. Право созыва парламента…………………………………………………… 8
2.4. Право законодательной инициативы………………………………………. 9
2.5. Право формирования правительства и ответственность последнего перед парламентом……………………………………………………………………... 10
Заключение. Взаимоотношения президента и парламента в Российской
Федерации………………………………………………………………………….. 12
Список литературы…………………………………………………………………. 15

Работа состоит из  1 файл

контрольная по КПЗС.doc

— 90.00 Кб (Скачать документ)

       В   отличие  от  США  президент  Франции не  обладает  правом законодательной   инициативы.  Этим   правом  здесь  наделены  парламент   и

правительство. Во Франции главой исполнительной власти является премьер - министр, а не Президент, и правительство несёт ответственность перед парламентом. Согласно статье 39 «законодательная инициатива принадлежит Премьер-министру и членам Парламента»10. Однако ситуация меняется, если Президент обладает поддержкой парламентского большинства. В этом случае премьер - министр фактически несёт ответственность перед Президентом и, следовательно, именно Президент становится лидером законодательного процесса. Французский  Президент,  пользуясь открытым одобрением Национального собрания, может взять  на себя  инициативу по принятию  закона

 

и или  обратиться к  правительству  с  просьбой  внести  некоторые  поправки в законопроект, или даже снять его с рассмотрения .

            Основная функция парламента - законодательная. Парламент Франции принимает обыкновенные, органические (по вопросам, указанным в конституции) и конституционные (изменяющие конституцию) законы. Компетенция парламента, является ограниченной, он может решать только те вопросы, которые прямо указаны в Конституции. Для Конгресса США такого ограничения нет.

2.5. Право формирования правительства и ответственность последнего перед парламентом. В США Президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти. Кабинет министров - администрация Президента назначается Президентом и несёт ответственность только перед ним. Сенат не утверждает кабинет и не имеет право требовать отставки членов администрации. Иначе говоря, Президент США самостоятелен в выборе правительства.

      Во Франции Президент также имеет право самостоятельно назначить главу правительства (ст.8). Но в отличие от США, правительство ответственно не перед Президентом, а перед парламентом (ст. 20), поэтому Президент назначает

главой правительства  того, кого поддерживает большинство  парламента. В противном случае парламент  может выразить недоверие правительству, и оно обязано уйти в отставку согласно статье 50 Конституции Франции. Следует отметить, что Президент Франции, в отличие от Президента США, не имеет права отправить правительство в отставку. Это прерогатива парламента.. Однако если Президента поддерживает большинство парламента, то он фактически становится главой правительства. Следовательно, степень влияния Президента Франции зависит от поддержки его парламентом.

      Таким  образом, в США и во Франции  президенты самостоятельны в  выборе правительства, отличие только в ответственности правительства: в США оно ответственно перед Президентом, а во Франции – перед парламентом.

 

 

Заключение.

Взаимоотношения президента и парламента в Российской Федерации

      Анализ института взаимоотношений президента и парламента России и его сравнение с институтом взаимоотношений президента и парламента в США и Франции позволяет выявить особенности российской модели президентства, которая проявляется в явном доминировании президентской власти. Анализ полномочий показывает, что Президент России не входит в систему разделения властей, а стоит над всеми ветвями власти. Полномочия Главы государства постоянны и не зависят от соотношения сил в парламенте, что неприемлемо в классической полупрезидентской республике. Президент фактически неподконтролен парламенту. Президентская власть в России имеет комплексный характер. Она захватывает и соединяет какие-то элементы полномочий других органов, наделена контрольными функциями.

      Юридическое основание всесилия президентской власти в РФ кроется в ст. 80 Конституции, которая определяет статус Президента. Согласно данной статье Президент является главой государства, гарантом Конституции, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.11

      В отношениях с Федеральным Собранием Президент наделен правом законодательной инициативы (ст. 84, 104), причем указы Президента не подлежат утверждению парламентом. Следует также отметить, что Конституция не содержит исчерпывающих критериев разграничения полномочий законодательной деятельности Президента и парламента. Это приводит к тому, что Президент путем опережающего издания указов может подменить закон. Выше сказанное дает право сделать вывод, что на практике Президент наряду с Государственной Думой, имеет право на законотворческую деятельность. Кроме того, Президент имеет право наложить вето на закон, принятый Думой. Причем

 

процедура отклонения президентского вето сложна и запутана, что при нынешнем составе Думы, практически делает невозможным преодоление президентского вето.12

      Президент имеет право распустить парламент, но только в случае троекратного отклонения Думой кандидатуры председателя правительства, предложенного Президентом (ст. 111), и выражении Думой повторно в течении трёх месяцев недоверия правительству (ст.117)13.

      Анализ взаимоотношений Президента с правительством показывает, что именно Президент является главой исполнительной власти, а Глава правительства является исполнителем воли Президента, хотя по Конституции исполнительную власть осуществляет правительство Российской Федерации (ст. 11) и исполнительная власть самостоятельна (ст. 10). Зависимость правительства от Президента основана на положении Конституции, согласно которым, только Президент предлагает на утверждение Государственной Думе кандидатуру будущего премьера (ст. 83). Ясно, что Президент предложит лояльного себе кандидата. В случае троекратного отказа в утверждении Президент распускает Думу, и назначает новые выборы, а Председателя Правительства назначает самостоятельно (ст. 111). Дума может выразить недоверие Правительству. В случае, если Дума в течении 3-х месяцев повторно выразит недоверие правительству, Президент либо отправляет правительство в отставку, либо распускает Думу. Этим закрепляется возможность «свержения» правительства со стороны парламента и означает ответственность правительства перед Думой. Соответственно правительство не может не учитывать в своей работе позицию большинства в парламенте.

      В России система баланса между различными ветвями власти нарушена в пользу президентской власти. Президент имеет право распустить Думу, по своему усмотрению назначать и отправлять правительство в отставку, издавать

указы, имеет право вето. Единственным противовесом президентским полномочиям может стать импичмент (ст. 93)14, но процедура его принятия сложна и затруднительна, что делает принудительную отставку Президента нереальной.

      Проведенный анализ полномочий Президента России позволяет сделать вывод, что в России сложилась смешанная форма правления с доминирующим положением президента. Президент не может и не должен единолично концентрировать в своих руках функции «гаранта Конституции». Это расплывчатое положение опасно, поскольку может получать безбрежные интерпретации. Право самостоятельно определять основные направления внутренней и внешней политики ставит Президента в исключительное положение по отношению ко всем другим органам власти. Это право может быть использовано в ущерб взаимодействию ветвей власти, а именно в ущерб парламенту, его законодательной функции и политической роли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Источники

  1. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. – 32 с.
  2. Конституция Соединенных Штатов Америки // Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия: учеб. пособие /сост. сб. В. В. Маклаков. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Вольтерс Клувер, 2010. – 656 с.
  3. Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 года // Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия: учеб. пособие /сост. сб. В. В. Маклаков. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Вольтерс Клувер, 2010. – 656 с.

 

Литература

  1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.- 4-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА, 2003.
  2. Ковачев Д.А. Проблемы конституционного права. - М., 2003.
  3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран /отв.ред. Б.А. Страшун Т. 3. Особенная часть: страны Европы. М.: Бек, 1997. – 618 с.
  4. Конституционное (государственное)право зарубежных стран /отв.ред. Б.А. Страшун Т. 3. Особенная часть. М.: Норма, 2001. – 560 с.
  5. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Белые альвы, 1999. - 400 с.
  6. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Отв. ред. А.Я. Сухарев.- М., 2001.
  7. Чиркин В.Е. Сравнительное конституционное право / Ред. колл.: Ковлер А.И. и др. - М., 1996.
  8. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юристъ, 1999. – 568 с.

 

1 Конституция Соединенных Штатов Америки // Конституции зарубежных государств: учеб. пособие /сост. сб. В. В. Маклаков. – М.: Вольтерс Клувер, 2010. – с. 348

2 Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 года // Конституции зарубежных государств: учеб. пособие /сост. сб. В. В. Маклаков. – М.: Вольтерс Клувер, 2010. – с. 348

3 Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 года // Конституции зарубежных государств: учеб. пособие /сост. сб. В. В. Маклаков. – М.: Вольтерс Клувер, 2010. – с. 82

4 Там же

5 Конституция Соединенных Штатов Америки // Конституции зарубежных государств: учеб. пособие /сост. сб. В. В. Маклаков. – М.: Вольтерс Клувер, 2010. – с. 348

6 Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 года // Конституции зарубежных государств: учеб. пособие /сост. сб. В. В. Маклаков. – М.: Вольтерс Клувер, 2010. –  с. 87

7 Конституция Соединенных Штатов Америки // Конституции зарубежных государств: учеб. пособие /сост. сб. В. В. Маклаков. – М.: Вольтерс Клувер, 2010. – с. 346.

8 Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 года // Конституции зарубежных государств: учеб. пособие /сост. сб. В. В. Маклаков. – М.: Вольтерс Клувер, 2010. –  с. 93

9 Конституция Соединенных Штатов Америки // Конституции зарубежных государств: учеб. пособие /сост. сб. В. В. Маклаков. – М.: Вольтерс Клувер, 2010. – с. 336.

10 Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 года // Конституции зарубежных государств: учеб. пособие /сост. сб. В. В. Маклаков. – М.: Вольтерс Клувер, 2010. –  с. 96

11 Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. – с. 18

12 Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. – с. 19, 23.

13 Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. – с. 25-26.

14 Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. – с.21


Информация о работе Форма правления США и Франции. Сравнительный анализ