Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:16, курсовая работа
Вступление стран мира во Всемирную торговую организацию (ВТО) и игра по ее правилам - это вызовы XXI века, которые Россия не может не принять, чтобы не потерять потенциально конкурентоспособные отрасли нашей страны и активизировать международное сотрудничество с другими странами.
Присоединение России к ВТО - сложный и длительный переговорный процесс. Его результатом должно стать полноправное участие России в системе мировой торговли, реализация преимуществ международного разделения труда и кооперации, совершенствование экономического сотрудничества России со странами мира.
Введение 3
Глава 1. Структура и принципы ГАТС 5
Понятие и сущность ГАТС 5
Основные положения и структура соглашения 7
Принципы ГАТС 9
Глава 2. Проблемы вступления России в ВТО 13
2.1. Понятие, цели и принципы ВТО 13
2.2. Процесс вступления России в ВТО 18
2.3. Проблемы вступления России в ВТО 23
2.4. Минусы и плюсы вступления в ВТО 32
Заключение 37
Список использованной литературы
Исключения. Исключений из сферы применения Соглашения не предусмотрено, кроме услуг, поставляемых при осуществлении функций правительственной власти, а также некоторых видов услуг в секторе авиатранспортных услуг). Статья I:1.3 ГАТС предусматривает, что услуги, поставляемые при осуществлении функций правительственной власти не должны поставляться на коммерческой основе, и не должны поставляться на условиях конкуренции с одним или более поставщиками. На этот пункт часто ссылаются как на свидетельство гибкости данного соглашения. Однако сфера действия данного исключения может оказаться довольно узкой, потому что многие виды государственных услуг включают аспекты конкуренции и коммерческих отношений (например, плату).
Соглашение ГАТС включает:
1. Базовое соглашение, в котором
изложены общие обязательства
по торговле услугами, в значительной
степени совпадающие с
2. Дополнения по конкретным
3. Перечень специфических
Общие обязательства подлежат принятию с некоторыми временными оговорками, тогда как специфические - являются предметом переговоров между странами, в том числе присоединяющихся к ВТО стран[1].
Все члены Всемирной торговой организаций являются сторонами, подписавшими базовое соглашение ГАТС. Тем не менее, хотя все подписавшие стороны теоретически приняли обязательство следовать изложенным в ГАТС принципам, касающимся национального режима, доступа на рынок и обеспечения режима наибольшего благоприятствования, каждая из стран-участниц во время Уругвайской раунда взяла на себя различные специфические обязательства в отношении различных секторов сферы услуг.
Специфические обязательства также
устанавливают направление, по которому
страны-члены ВТО будут в
Режим наибольшего
Все страны гарантируют
обеспечение режима наибольшего
благоприятствования во всех секторах
сферы услуг за исключением того
или иного конкретного сектора
данной сферы, указанного странами-участницами
ГАТС. Гарантия обеспечения режима
наибольшего
Список освобождений от режима наибольшего благоприятствования.
Освобождение от выполнения требования
по обеспечению режима наибольшего
благоприятствования
Доступ на рынок и
обеспечение национального
Страны-участницы ГАТС перечисляют
ограничения по вопросам, связанным
с доступом на рынки и обеспечением
национального режима, в соответствующих
«списках обязательств». При указании
страной какого-либо сектора в
своем перечне обязательств в
принятии конкретного обязательства,
включенного в перечень, данная страна
выражает свое согласие на то, чтобы
разрешить иностранным
Принимая обязательство по обеспечению
режима наибольшего
Другие обязательства ГАТС.
Общим обязательством является также гласность (прозрачность или транспарентность) регулирования торговли (статья III): публикация международных соглашений, национальных законов, правил и административных распоряжений, затрагивающих поставку услуг. Статья VIII содержит обязательство обеспечить, чтобы монопольные поставщики и поставщики услуг с исключительными правами на территории страны-члена ВТО не злоупотребляли своим положением на внутреннем рынке, нарушая РНБ и специфические обязательства страны по либерализации торговли услугами.
Наконец, статья XIV содержит перечень прав стран-членов ВТО на т.н. общие исключения (ограничения торговли); для поддержания общественного порядка, защиты общественной морали, безопасности жизни и здоровья людей, животных, растений, предотвращения недобросовестной коммерческой практики и др.
Глава 2. Проблемы вступления России в ВТО
2.1. Понятие, цели и принципы ВТО
Всемирная торговая организация
(ВТО) – это международная
Всемирная торговая организация
обеспечивает общие институциональные
рамки для осуществления
Таким образом, ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами.
Правовую основу ВТО составляют:
- Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994),
- Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС);
- Соглашение о торговых
аспектах прав
Соглашения ВТО
Основной целью ВТО является создание на основе единых правовых норм торговой системы, при которой предприятия стран-членов ВТО могут торговать друг с другом на основе справедливой и свободной конкуренции.
Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:
Важнейшими функциями ВТО являются:
1) контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;
2) проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;
3) разрешение торговых споров;
4) мониторинг национальной торговой политики стран-членов;
5) техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;
6) сотрудничество с международными специализированными организациями.
Главные задачи ВТО - либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых отношений в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств[3].
Основные преимущества для страны от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:
1) создание более благоприятных
условий доступа на мировые
рынки товаров и услуг на
основе предсказуемости и
2) доступ к механизму ВТО по
разрешению споров, обеспечивающему
защиту национальных интересов,
3) возможность реализации своих
текущих и стратегических
Прочие преимущества[2]:
- повышение доходов государства – за счет роста торгового оборота.
- повышение занятости – за счет роста экспорта.
- Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности - благодаря выходу продукции на новые рынки.
3) Внутренние политические выгоды:
- защита от лоббирования – государство берёт на себя определённые четко обозначенные международные обязательства.
- Борьба с коррупцией – отказ от квот, обеспечение прозрачности, гласности.
4) Внешне-политические выгоды:
- Обеспечение равных прав с более развитыми государствами повышает конкурентоспособность страны на мировой арене.
- Система ВТО создает эффективный механизм для разрешения споров.
- Укрепление международной стабильности через систему договоров.
Решения принимаются всеми
государствами-участниками
Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок.
В подчинении Министерской
конференции находится
В ведении Генерального совета
также находятся два
- орган по анализу торговой политики;
- орган по разрешению споров.
Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.
Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.