Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 12:48, реферат
Информатизация как одна из наиболее ярких черт системы общественных отношений развитых стран все более привлекает внимание ученых. Существует довольно обширная литература по философским, социальным и экономическим проблемам постиндустриального этапа развития человечества. При всем разнообразии конкретных черт рассматриваемого феномена, выделяемых исследователями, все они едины в том мнении, что человечество вступило в новый этап развития цивилизации, в котором информация, знания играют определяющую роль во всех сферах деятельности людей.
ВВЕДЕНИЕ 2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННОГО БИЗНЕСА 4
Информация как экономический ресурс. 9
Информационный продукт и его особенности. 10
Виды информационных товаров и услуг. 11
Соотношение затрат и результатов производства информации. 12
Особенности структуры и регулирования информационного рынка. 13
Спрос, предложение и ценообразование на рынке информации. 15
ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА В РОССИИ. 19
Инструментальные информационные технологии. 19
Прикладные информационные технологии рыночной экономики. 20
Рынок бухгалтерских программ. 21
Элементы компьютерной системы 21
Особенности компьютерной обработки данных 22
Проблемы развития российский рынка программного обеспечения. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 30
Кафедра
экономики и мирохозяйственных
связей
Выполнил: студент гр. 152
Беляков
Д.К.
Руководитель:
Симонов
С.Г.
Информатизация как одна из наиболее ярких черт системы общественных отношений развитых стран все более привлекает внимание ученых. Существует довольно обширная литература по философским, социальным и экономическим проблемам постиндустриального этапа развития человечества. При всем разнообразии конкретных черт рассматриваемого феномена, выделяемых исследователями, все они едины в том мнении, что человечество вступило в новый этап развития цивилизации, в котором информация, знания играют определяющую роль во всех сферах деятельности людей. В отечественной литературе проблемы информационного общества представлены в основном работами философов, рассматривающих влияние информатизации на социальные процессы, государство, культуру, психологию человека. В последнее время стали появляться работы, посвященные конкретным экономическим и технологическим проблемам индустрии информатики, где поставлены вопросы измерения и оценки информации, экономической эффективности информационной деятельности, формирования рынка информационных услуг.
Информация оказывает существенное влияние на все отрасли производства и инфраструктуры; в действии рыночного механизма информационного общества также появляются новые черты, отличающие его от рынка индустриальной эпохи.
Итак признаки нового, постиндустриального этапа достаточно четко прослеживаются в развитых странах. Однако в учебниках по экономической теории эти новые тенденции, на мой взгляд, пока еще не получили достойного отражения. Во многих из них традиционно выделяются лишь такие виды ресурсов, как земля, труд, капитал, предпринимательские способности, хотя постиндустриальная цивилизация ставит в один ряд с ними информацию. Сегодня знаменитое выражение Фрэнсиса Бэкона “знание - сила”, как никогда прежде, приобретает конкретный смысл. Информация становится в современном обществе важнейшим фактором экономического роста, что также лишь вскользь отмечается в учебниках. В связи с этим представляется целесообразным исследование проблемы по экономики информационного общества.
Потребление информации, производство информационных продуктов и услуг показали необходимость создания новой сферы бизнеса - информационного бизнеса. Этот бизнес в западных странах зародился в 60-х годах, формировался как самостоятельная отрасль в 70-е годы, а в 80-е годы превратился в крупнейший многоотраслевой комплекс со своей инфраструктурой. Громадные масштабы этого нового “монстра” современной западной экономики подтверждают следующие цифры. Мировое потребление информационных технологий в 1990 г. Достигло 2 триллионов долл. (удвоение оборотов произошло всего за 4 года с 1986 г.). Информационное производство в США и Японии по уровню занятости превзошло сферу материального производства. Причем в США в этой сфере к началу 80-х годов было занято уже около 60% всех работающих.9
Опыт
многих развивающихся стран
Ведущей тенденцией развития сегодня информационного бизнеса является его глобализация. Чисто теоретически любой человек является возможным потребителем информации. Поэтому возможности рынка являются беспредельными, хотя и существует довольно жесткая конкуренция между основными производителями. К традиционно сильным производителям, таким как США, Япония, Франция, Великобритания и Германия в последние годы добавились фирмы Австралии, Южной Кореи, Тайваня, Сингапура и др. В то же время происходит консолидация всех сил и ресурсов в информационном бизнесе.
Западноевропейские страны выработали международный механизм сотрудничества, направленный на создание благоприятной среды, способствующей быстрому внедрению и распространению технологических решений (на базе объединения научного потенциала всей Европы), с целью быстрого и эффективного реагирования на изменение ситуации на мировом рынке информационных технологий с позиции “единой Европы”. Причиной таких действий является то, что, как показывает практика, проведение параллельных разрозненных исследований не приводит к желаемому экономическому эффекту, а лишь создает ненужное дублирование. В Западной Европе принята и сегодня существенно известная программа “Эврика”, которая объединила 19 стран, включая 12 государств - членов ЕЭС и Комиссию европейских сообществ. Это является ярким примером интеграции большого количества конкурирующих между собой стран (и соответственно фирм) в области информационного бизнеса.9
Интеграция основных производителей информационных технологий привела к конвергенции в самой структуре информационной отрасли производства. Одним из результатов конвергенции является быстро развивающаяся тенденция среди действующих в области информационного бизнеса компаний к объединению с другими компаниями либо посредством прямого приобретения, либо на основе более низких форм кооперативной собственности.
Еще
одной особенностью развития сегодня
информационного бизнеса
Информатизация экономики - превращение информации в экономический ресурс первостепенного значения. Происходит это на базе компьютеризации и телекоммуникаций, обеспечивающих принципиально новые возможности экономического развития, многократного роста производительности труда, решения социальных и экономических проблем, становления нового типа экономических отношений.
Информационные ресурсы, взаимодействуя с техническими средствами обработки и передачи информации, породили новую отрасль экономики - индустрию информатики и оказывают революционизирующее воздействие на традиционные отрасли производства - промышленность, транспорт, связь, торговлю, финансово-кредитную систему.
Вступление в постиндустриальную, информационную цивилизацию прежде всего подтверждается макроэкономическими показателями промышленно развитых стран - увеличилась доля информационного сектора в валовом национальном продукте, повысилась доля работников, занятых обработкой и передачей информации в общей численности занятых. Так, в 1958 г., когда впервые был поставлен вопрос о количественной оценке вклада информационного производства в национальное богатство и выделены тридцать отраслей, производящих знания, объем информационного сектора в экономике США был оценен в 28,6%. Согласно современным оценкам этот показатель составляет уже 50%.10
Отрасль информационных услуг (информационный бизнес) занимает заметное место в структуре экономики промышленно развитых стран. К числу предприятий, специализирующихся на обработке информации, относятся различные исследовательские центры, институты научно-технической информации, консультативные фирмы, агентства, вычислительные центры и т.д. Производство на предприятиях информационного комплекса имеет ряд особенностей. В частности, предметами труда в этой отрасли выступает первичная информация, средствами труда - всевозможные способы ее преобразования, хранения, передачи, а целью производства является удовлетворение заказчика. В связи с этим возникают проблемы оценки труда, готового продукта и эффективности информационной деятельности (в настоящее время еще не вполне решенные).
Первоначально информационно-вычислительные услуги предоставляли на коммерческой основе предприятия, располагавшие большими вычислительными мощностями для собственных нужд - авиационные, электротехнические фирмы. В дальнейшем, с распространением персональных компьютеров, этот сегмент информационного бизнеса потерял былое значение. Другой важный вид этого бизнеса - развитие специализированных коммерческих банков данных, услугами которых могут пользоваться различные отрасли, а также предприниматели. В начале 90-х годов в США насчитывалось 3457 баз данных, общий объем оказанных на их основе услуг оценивался в 7,5 млрд. долл. Производство средств программного обеспечения - третий сегмент отрасли информационного бизнеса, значение которого растет постоянно. В 80-е годы в США наблюдался 23% ежегодный прирост в этом секторе. Если 10-15 лет назад из 10 долл., вложенных в переработку информации, лишь один затрачивался на программное обеспечение и услуги, то в настоящее время эти затраты составляют половину всех расходов на обработку информации, а в 90-е годы, по прогнозам, этот показатель достигнет 80%.10
В информационном обществе повышается значение информации как товара. Это является следствием общего роста информационных потребностей и выражением развития отрасли информационных услуг. Свидетельство тому - увеличение вклада информационного сектора в создание национального богатства.
Как известно, собственность на информацию является основой монопольной власти, поскольку владение патентами и лицензиями служит барьером для проникновения в отрасль. Существует и другой важный аспект, связанный с передачей информации, - условия продажи технологий. В них могут включаться ограничения, заранее устраняющие проявление каких-либо конкурентных преимуществ, например, касающиеся рынков сбыта готовой продукции. В таком случае нарушается механизм конкуренции. В то же время информатизация экономики придает данному механизму новые качества. Так, высокая насыщенность рынка товарами и услугами заставляет фирмы постоянно следить за техническими достижениями в своей отрасли, отыскивать на рынке ниши для новых товаров и услуг. Гибкость информационного производства и маркетинг на основе электронных технологий позволяют производителю быстро реагировать на изменение рыночной ситуации. В таких условиях конкуренция становится динамичной, сменяя статичную конкуренцию индустриальной эпохи, когда фирмы, внедрив новые технологии, могли в течении некоторого времени пожинать плоды нововведений, получая монопольную сверхприбыль.
Информация
сегодня рассматривается в
Информация имеет реальною ценность благодаря своей структуре. “Структурированная информация - то есть информация для прямого применения - нуждается в специальной структуре, которая стоит денег”. С помощью информационных продуктов потребитель имеет возможность удовлетворять потребность в новых сведениях и знаниях, а также различные эстетические потребности. Информационные товары и услуги предоставляют определенную информацию и средства, которые позволяют воссоздавать необходимые знания.
Существование ряда свойств информации, аналогичных свойствам традиционных ресурсов, дало основание использовать многие экономические характеристики (цена, стоимость, издержки, прибыль и т. д.) при анализе информационного производства. В качестве экономического ресурса информация предназначена для обмена, имеется в ограниченном количестве, при этом на нее предъявляется платежеспособный спрос.