Информация в системе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:04, реферат

Описание

Цель работы: исследовать роль информации в системе управления.
Для достижения поставленной цели в исследовании ставятся и решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие информации.
2. Изучить этапы обмена информацией.
3. Привести классификацию видов информации.
4. Рассмотреть совершенствование системы защиты информации.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Роль информации в современном управлении 5
1.1. Понятие информации 5
1.2 Этапы обмена информацией 10
Глава 2 Виды и защита информации в управлении 15
2.1. Виды управленческой информации 15
2.2. Защита информации 24
Заключение 30
Список литературы 32

Работа состоит из  1 файл

информация в системе управления.doc

— 195.00 Кб (Скачать документ)

     Сегодня ситуация в деловой сфере, прежде всего на рынке, меняется столь стремительно, что общих наблюдений и простого накопления сведений может быть недостаточно для каких-либо определенных выводов. В связи с этим возникает необходимость в целенаправленном и систематическом сборе и покупке информации. Такая деятельность, получившая название промышленной разведки позволяет предугадать будущую политику конкурентов и соответствующим образом подготовиться к ней.

     Вообще процесс промышленной разведки включает в себя определение потребностей в конфиденциальных сведениях, их сбор, анализ и обработку полученных данных, выделение необходимой информации, ее обобщение и передачу заинтересованным лицам. Нужно иметь в виду, что, вопреки устоявшемуся мнению, большая часть такого рода работы связана со сбором и изучением открытых материалов, и лишь в отдельных случаях применяются приемы, связанные с нарушением законов.

     1.2 Этапы обмена информацией

 

     На предприятии всю работу с информацией можно представить в виде следующей схемы: 
 

      Внутренняя информация

     

     

     

      Команда управления

     Рис. 1.1. Этапы обмена информацией 
 

     Т.е. управляющая система получает от управляемой системы внутреннюю информацию о состоянии заданных ею технико-экономических параметров в процессе производственной и финансово-хозяйственной деятельности.

     На основе данной полученной и внешней информации управляющая система вырабатывает команды управления и передает их в управляемую систему для исполнения.

     В целом передачу информации от одного человека к другому принято называть коммуникацией.

     Обмен информацией между руководителем, органом управления и исполнителями – все это коммуникация. Исследования показывают, что на коммуникации менеджер, например, затрачивает до 85% своего рабочего времени.

     Передача информации идет по трем направлениям5:

     сверху вниз (постановка задач, инструктирование);

     снизу вверх (сообщения о результатах проверки, донесения об исполнении заданий, о личном мнении сотрудников и т.д.);

     по горизонтали (обмен мнениями, координация действий).

     В ходе управления обмен информацией совершается постоянно и образует, таким образом, коммуникационный процесс. В этом процессе выделяются четыре основных элемента:

     отправитель – лицо (руководитель, исполнитель), передающее информацию;

     сообщение, т.е. собственно информация;

     канал, т.е. средство передачи информации;

     получатель – лицо (исполнитель, руководитель), которому предназначена информация.

     В коммуникационном процессе отправитель и получатель информации постоянно меняются местами.

     Движение информации от отправителя к получателю состоит из нескольких этапов.

     На первом этапе происходит ее отбор. Он бывает случайным или целенаправленным, выборочным или сплошным, предписанным или инициативным.

     На втором этапе отобранная информация кодируется, т.е. облекается в ту форму, в которой будет доступна и понятна получателю, например письменную, табличную, графическую, звуковую, символическую и т.п. Подбирается   и  подходящий   способ  ее   трансляции:   устный, письменный, с помощью различного рода искусственных сигналов или условных знаков6.

     На третьем этапе происходит передача информации. Если последняя важна, считается, что не стоит ограничиваться одним каналом, а нужно по возможности дублировать этот процесс по нескольким, не злоупотребляя, однако, составлением по каждому поводу документов, иначе поток бумаг может захлестнуть.

     На четвертом этапе получатель воспринимает, расшифровывает и осмысливает информацию.

     Отправитель же ждет, чтобы тот каким-то образом подтвердил факт получения сообщения, степень понимания или непонимания его смысла, иными словами, установил обратную связь.

     В идеале это должно происходить без промедления (по возможности обусловливаться заранее), облекаться в форму, соответствующую ситуации, учитывать возможности восприятия.

     Сигналами обратной связи при устной передаче информации бывают уточнение,   обобщение,   выражение чувства.   Поскольку они могут быть достаточно  слабыми,  за  реакцией  иногда   требуется специально наблюдать.

     Таким образом, коммуникационный процесс во многом зависит от наличия четко функционирующей обратной связи, качеством которой определяется, как сообщение было услышано и понято. Для руководителя (менеджера) обмен информацией можно считать эффективным, если получатель понял идею и произвел действия, которых руководитель ждал от него.

     Информационный обмен облегчают:

     краткость, ясность, недвусмысленность сведений;

     постоянный контроль над их содержанием, процессами передачи и приема;

     координация процессов обработки информации и др.

     Кроме того существует эффективный способ регулирования количества информации, направляемой к руководителю (менеджеру) – это работа по методу отклонений, суть которого заключается в следующем: если производственные процессы, хозяйственные операции, трудовая деятельность коллектива проходят в соответствии с установленным режимом, графиком или другими нормативными документами, то в этом случае не требуется каких-либо управленческих воздействий, и информация к руководителю не поступает. Поступает она лишь тогда, когда произошли те или иные отклонения от нормального ритма, и используется для принятия необходимого решения.

     Метод отклонений снижает объем поступающей информации в десятки раз.

     Работа по методу отклонений7:

     позволяет экономить время руководителя (менеджера) и создает ему возможность заниматься более важными проблемами;

     сокращает бумажный поток к руководителю и направляет значительную  часть  его  по  соответствующим    каналам   к   подчиненным;

     сокращает количество решений, которые ежедневно приходится принимать руководителю и тем самым уменьшает нагрузку на его нервную систему;

     повышает обоснованность решений и предотвращает повторение прошлых ошибок;

     обеспечивает более эффективное использование квалифицированных кадров;

     улучшает  связи   между   отдельными  подразделениями  предприятия.

     В то же время работа по методу отклонений может развить у руководителя и формализованный подход к делу. При отсутствии значительных  отклонений   от нормы она может породить у него обманчивое чувство безопасности, а это в условиях конкуренции может привести к очень серьезных последствиям, и, наконец, этот метод почти не позволяет учесть опасные колебания в таком факторе, как, например, поведение персонала.

 

      Глава 2 Виды и защита информации в управлении

     2.1. Виды управленческой информации

 

      В современных условиях информационные системы играют все большую роль в достижении стратегических целей организации. Это приводит к новым требованиям к информационным системам и их функциям. Такие системы более не просто инструмент, обеспечивающий обработку информации для отделов и конечных пользователей внутри организации. Они должны порождать изделия и услуги, основанные на информации, которые обеспечат организации конкурентное преимущество на рынке.

      Информационные  системы и используемые в их рамках информационные технологии являются в организации результатом тех или иных решений менеджеров. Однако, в свою очередь, системы и технологии диктуют свои специфические условия ведения бизнеса, изменяют организации8.

      Функционирование  предприятий и организаций различного типа в условиях рыночной экономики поставило новые задачи по совершенствованию управленческой деятельности на основе комплексной автоматизации управления всеми производственными и технологическими процессами, а также трудовыми ресурсами.

      Рыночная  экономика приводит к возрастанию объема и усложнению задач, решаемых в области организации производства, процессов планирования и анализа, финансовой работы, связей с поставщиками и потребителями продукции, оперативное управление которыми невозможно без организации современной автоматизированной информационной системы.

      Информационная  система управления - совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.

      Информационная  система управления должна решать текущие  задачи стратегического и тактического планирования, бухгалтерского учета и оперативного управления организацией. Многие учетные задачи (бухгалтерского и материального учета, налогового планирования, контроля и т. д.) решаются без дополнительных затрат путем вторичной обработки данных оперативного управления. Учет является необходимым дополнительным средством контроля. Используя оперативную информацию, полученную в ходе функционирования автоматизированной информационной системы, руководитель может спланировать и сбалансировать ресурсы организации (материальные, финансовые и кадровые), просчитать и оценить результаты управленческих решений, наладить оперативное управление себестоимостью продукции (товаров, услуг), ходом выполнения плана, использованием ресурсов и т. д.

      Менеджер  должен уметь извлекать максимальную выгоду из потенциальных преимуществ информационных технологий. Он обязан обладать достаточными знаниями для того, чтобы осуществлять общее руководство процессом применения и развития информационных технологий в организации и понимать, когда требуются дополнительные затраты на ресурсы в этой области. При этом задачи управления информационными системами и ресурсами похожи для всех организаций9.

     Информацию, которая поступает к руководителю (менеджеру) или в орган управления и исходит от них, можно классифицировать по нескольким признакам.

     По источникам поступления информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя информация – это законодательные акты и директивные указания вышестоящих органов, данные о научно-техническом прогрессе, о конкурентах, о спросе на продукцию, о ценах и т.д. Содержанием внутренней информации являются данные о ходе выполнения заданий подразделениями предприятия, о сбыте продукции, об экономике и финансовом состоянии предприятия, трудовой дисциплине в коллективе и др.

     По содержанию информация делится на:

     1. Научно-техническую информацию, содержащую в себе данные о научных исследованиях, изобретениях, технических разработках как внутри предприятия, так и за его пределами.

     2. Экономическую информацию, содержащую данные технико-экономического планирования и прогнозирования, учета и экономического анализа деятельности предприятия.

     3. Оперативно-производственную информацию, которая содержит данные оперативно-производственного планирования, оперативного учета и оперативного контроля работы предприятий и их подразделений.

     4. Административную или деловую информацию различного содержания. Важнейшей составной частью этой информации является информация по кадрам.

     5. Маркетинговую (рыночную) информацию, содержанием которой является реклама, цены, спрос, конкуренция и т.д.

     6. Правовая, общественно – политическая, природоохранная и др.

     По времени использования информация может быть разделена на условно-постоянную и переменную.

     Условно-постоянной считается такая информация, содержание которой меняется сравнительно редко, она используется многократно. Такой информацией являются нормы, цены, тарифные ставки, должностные оклады, плановые показатели. Условно-постоянная информация составляет около 60–70% всей информации, необходимой для управления. Она требует соответствующей фиксации и хранения. Сегодня хорошим «хранителем» такой информации является компьютер.

Информация о работе Информация в системе управления