Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 16:45, реферат
Международные отношения - род общественных отношений в сфере межнационального и межгосударственного общения. Международные отношения характеризуются также совокупностью связей и взаимосвязей между народами, государствами и системой государств. Так, в международной энциклопедии социальных наук международные отношения рассматриваются как "человеческая деятельность, в процессе которой индивиды из более чем одного государства, индивидуально или в группах, взаимодействуют".
Внутренняя логика противостояния требовала от сторон участия в конфликтах и вмешательства в развитие событий в любой части мира. Усилия США и СССР направлялись, прежде всего, на доминирование в военной сфере. С самого начала противостояния развернулся процесс милитаризации двух сверхдержав.
США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками — НАТО и Варшавский договор. Хотя Соединённые Штаты и СССР никогда не вступали в прямое военное противостояние, их соперничество за влияние часто приводило к вспышкам локальных вооружённых конфликтов по всему миру.
Холодная война сопровождалась гонкой обычных и ядерных вооружений, то и дело угрожавшей привести к третьей мировой войне. Наиболее известным из таких случаев, когда мир оказывался на грани катастрофы, стал Карибский кризис 1962 года. В связи с этим в 1970-е годы обеими сторонами были предприняты усилия по «разрядке» международной напряжённости и ограничению вооружений.
Нарастающее технологическое
отставание СССР, наряду со стагнацией
советской экономики и непомерн
В Восточной Европе коммунистические правительства, лишившись советской поддержки, были смещены ещё раньше, в 1989—1990 годах. Варшавский договор официально прекратил свое действие 1 июля 1991 года, что можно считать окончанием холодной войны.
Доктрина сдерживания
В феврале 1946 г. Кеннан послал в Госдепартамент США так называемую длинную телеграмму, суть которой позднее была изложена им в статье «Истоки советского поведения» («Sources of Soviet Conduct») в журнале «Foreign Affairs»3. В ней был сделан вывод о бессмысленности той политики в отношении Москвы, которая стала проводиться во время президентства Ф.Д. Рузвельта. По мнению Кеннана, советская власть невосприимчива к логике разума и остается фанатично приверженной мнению, что «с США не может быть достигнут постоянный модус вивенди»4. Он был уверен, что эта власть чрезмерно «чувствительна к логике силы». А потому в отношениях с ней Кеннан предлагал следовать политике «сдерживания» (containment) экспансионистских тенденций СССР, противопоставляя ему «несгибаемую силу» Соединенных Штатов в любой точке земного шара.
Таким образом, на вопрос о перспективах советско-американских отношений «длинная телеграмма» давала соблазнительно простой ответ – во всех имеющихся разногласиях виновата только советская сторона. За короткий период времени с телеграммой ознакомилось несколько тысяч человек, ответственных за принятие внешнеполитических решений: она была разослана членам Госдепартамента, высшим офицерам вооруженных сил, а также в дипломатические миссии США в других странах5. В результате телеграмма Кеннана стала тем документом, который определил выработку внешнеполитического курса Соединенных Штатов в отношении Советского Союза, лег в основу «доктрины Трумэна» и, в конечном итоге, привел к созданию в 1949 г. Североатлантического альянса.
Позднее Кеннан писал в своих воспоминаниях: основной смысл политики сдерживания заключался в том, чтобы не идти на «односторонние уступки» Кремлю и противодействовать попыткам сталинского руководства расширить сферу своего влияния. Но, пропагандируя свои взгляды, Кеннан не счел необходимым пояснить, что угрозы, исходившие от Москвы, были не столько военными, сколько политическими. На первое место в стратегии Соединенных Штатов вышла задача противодействовать военными средствами политической угрозе со стороны СССР, которая, однако, была интерпретирована не верно. Вот почему на протяжении последующей жизни Кеннан отказывался признавать себя фактическим автором «доктрины Трумэна». Последнюю в ее официальной интерпретации он называл примером «универсальной и претенциозно-патриотической самоидеализации», утратившей актуальность после смерти Сталина и возникновения советско-китайского конфликта.
Доктрина Трумэна
Новую внешнеполитическую доктрину США изложил президент Гарри Трумэн в выступлении 12 марта 1947 г. в американском конгрессе. Она получила название доктрины Трумэна. Начинался длительный период холодной войны. Противники доктрины Трумэна опасались, что её осуществление может привести к вооружённому столкновению с СССР.
12 марта 1947 г.
Трумэн произнес речь на
22 мая 1947 г. "доктрина Трумэна" вступила в силу. Конгресс, санкционируя вмешательство США во внутренние дела стран Ближнего Востока, одобрил поддержку Вашингтоном реакционных сил и режимов во всем мире, курс, поистине чреватый далеко идущими последствиям. Своей доктриной Трумэн добился того, что конгресс возложил на США односторонние обязательства, не обеспечив себя ни союзниками, ни поддержкой ООН. В соответствии с этой доктриной правительство Трумэна, в частности, решило оказать военную помощь Франции в ее колониальной войне в Индокитае, что в конечном итоге привело к скандальной и позорной для Америки войне во Вьетнаме. В Греции и Турции Вашингтон преследовал военно-стратегические цели, и в их числе - укрепление позиций нефтяных монополий США на Ближнем Востоке. Но в общем большом плане "холодной войны" "доктрина Трумэна" представляла лишь предварительную, подготовительную операцию. Основным полем действий в этой войне Вашингтон в то время считал Западную Европу.
План Маршалла
После всестороннего обсуждения Маршалл изложил публично основные моменты этого плана в своей речи 5 июня 1947 г. в Гарвардском университете. 12 июля в Париже собрались представители 16 стран Западной Европы. На совещание приглашались также представители государств Восточной Европы, однако по настоянию советского правительства, усмотревшего в этом угрозу своим интересам, руководители восточноевропейских стран отказались от этого приглашения. При этом сам Советский Союз под действие плана не подпадал по чисто формальной причине — в связи с заявленным отсутствием у СССР бюджетного дефицита.
Так зародился "план Маршалла". Этот план преследовал далеко идущие экономические, политические и военно-стратегические цели. Западная Европа служит не только прямо, но и косвенно важнейшим рынком для американского капитализма. Принимая во внимание обострившуюся борьбу двух систем в результате развернутой Соединенными Штатами политики "холодной войны", в Вашингтоне считали, что стабилизация и усиление позиций капитализма в Западной Европе выгодны для США экономически и необходимы политически. Между тем в первые послевоенные годы частный капитал США неохотно шел за границу. Со временем окончания ленд-лиза в 1945 г. до весны 1949 г. правительство США предоставило иностранным государствам в виде займов и субсидий около 20 млрд. долл., а экспорт частного капитала из США составил за это время лишь около 1,5 млрд. долл. А главное, в Вашингтоне в это время готовились планы объединения капиталистической Европы против СССР.
В осуществлении плана участвовали 17 европейских стран (включая Западную Германию). План Маршалла содействовал укреплению положения США в Западной Европе.
Участники обсудили размеры конкретной помощи, необходимой для каждой из них. В ответ на готовность принять её в США был создан Правительственный комитет по изучению состояния экономики страны и её возможностей оказать такую помощь.
Финансовая помощь Западной Германии по Плану Маршалла осуществлялась одновременно с взиманием с Западной Германии контрибуции (репарации) за причинённый Германией материальный ущерб странам победительницам во Второй Мировой войне.
План Маршалла начал осуществляться с 4 апреля 1948 г., когда конгресс США принял «закон об экономическом сотрудничестве», предусматривавший 4-летнюю программу экономической помощи Европе. Общая сумма ассигнований по плану Маршалла (с 4 апр. 1948 по дек. 1951) составила около 12,4 млрд долл., причём основная доля пришлась на Англию (2,8 млрд.), Францию (2,5 млрд.), Италию (1,3 млрд.), Западную Германию (1,3 млрд.), Голландию (1 млрд.). При этом американцы, в качестве предварительного условия предоставления помощи, потребовали выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор. К 1948 году ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов не было.
В 1951 заменен
законом «о взаимном
Создание НАТО
Ряд событий в 1947-49 гг. обострили международную обстановку. К ним относятся угрозы суверенитету Норвегии, Греции, Турции, переворот в 1948 г. в Чехословакии и блокада Западного Берлина. Подписав в марте 1948 г. Брюссельский договор, пять западноевропейских стран – Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды и Франция – создали общую систему обороны. Затем последовали переговоры с США и Канадой о создании единого Североатлантического союза. Эти переговоры завершились подписанием 4 апреле 1949 г. Вашингтонского Договора, вводящего в действие систему общей обороны двенадцати стран: Бельгии, Великобритании, Дании, Исландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, США и Франции. Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность; обеспечивает сдерживание любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё. Тем не менее, периодически блок НАТО, вопреки его объявленному назначению, использовался в качестве инструмента агрессии, не имея для военного вмешательства мандата ООН (Югославия, 1999 г.).
В начале пятидесятых
годов ход международных
В 1952 г. к Североатлантическому договору присоединились Греция и Турция. Федеративная Республика Германия вступила в союз в 1955 г., а в 1982 г. членом НАТО стала также Испания. В 1999 г. в НАТО вступили Чешская Республика, Венгрия и Польша. 2004 г. – Болгария, Латвия, Литва, Эстония, Румыния, Словения, Словакия. В 1967 г. в результате внутреннего кризиса по поводу создания Ядерного Директората НАТО Франция вышла из военной организации Альянса, оставаясь при этом полноправным членом НАТО. Таким образом, на сегодня Альянс насчитывает 26 членов.
Главная цель НАТО – гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке в соответствии с принципами Устава ООН. Для достижения этой цели НАТО использует свое политическое влияние и военный потенциал в соответствии с характером вызовов безопасности, с которыми сталкиваются его государства-члены.
Действующая Стратегическая концепция, опубликованная в 1999 г., определяет первостепенные задачи НАТО следующим образом:
– выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;
– служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;
– осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии против любого из государств- членов НАТО;
– способствовать
эффективному предотвращению конфликтов
и активно участвовать в кризис
– содействовать развитию всестороннего партнерства, сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона.
Берлинский кризис 1948. Раскол Германии.
В период 1948-1949 гг. Советский Союз блокировал железнодорожный и автомобильный доступ западных союзников в районы Берлина, находящиеся под их контролем. Целью данной акции являлось стремление СССР контролировать весь Берлин.
Советские историкиобосновывали блокаду тем, что в июне 1948 г. западные союзники провели в одностороннем порядке денежную реформу в своей зоне оккупации, отменив деньги старого образца. Они утверждают[источник?] что из-за этого денежная масса старых рейхсмарок хлынула в Восточную Германию, что вынудило советские оккупационные власти закрыть границы, полностью блокировав тем самым и Западный Берлин, находившийся внутри зоны советской оккупации. Одновременно Сталин использовал ситуацию этой блокады либо в целях захвата всей столицы Германии, либо имея цель добиться значительных уступок со стороны США.
В период между 31 марта и 10 апреля 1948 года СССР потребовал чтобы все поезда идущие в Берлин из западных зон подвергались досмотру. Впоследствии, 12 июня из-за ремонтных работ было прекращено дорожное сообщение с Западным Берлином, затем 21 июня прекратилось речное сообщение, и 24 июня — по «техническим причинам» — железнодорожное сообщение.