Избирательная система Росийской Федерации: понятие и классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:33, курсовая работа

Описание

Одной из важнейших функций парламента является контроль над деятельностью правительства. Эта функция является необходимой для реализации принципа сдержек и противовесов в демократических государствах. Круг полномочий исполнительной власти сегодня столь же широк, сколь велики возможности злоупотребления ими. Чтобы избежать этого, необходимо контролировать деятельность органов исполнительной власти. Для этого создан институт парламентского контроля, целью которого является достижение более эффективной деятельности правительства, пресечение нарушения органами исполнительной власти прав и свобод граждан, анализ практики осуществления этими органами действующего законодательства.

Содержание

Введение……………………………………………………………….......…..3
1. Избирательная система РФ……………………..…………….……………5
1.1. Понятие избирательной системы и избирательного права……………5
1.2 .Принципы избирательной системы РФ………………….…...……..…8
2. Классификация избирательных систем в РФ…………………….……..16
2.1. Мажоритарная (система большинства)…………………..…….……...16
2.2. Пропорциональная…………………………………………….….........18
2.3. Полупропорциональная, смешанная…………………………..………20
2.4. Система единственного передаваемого голоса……………………….21
Заключение………………………………………………………………...…23
Библиографический список………………………………………………....25

Работа состоит из  1 файл

Понятие и формы парламентского контроля в РФ.docx

— 51.62 Кб (Скачать документ)

Россия по форме правления  является полупрезидентской или полупарламентской (смешанной) республикой с доминирующим положением Президента в структуре государственной власти, поэтому действующий государственный режим можно весьма условно назвать дуалистическим, характеризующимся практическим равновесием законодательной и исполнительной ветвей власти.1 Президент в России является главой государства, избирается гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Конституция РФ от 12.12.1993 - «Российская газета», N 237, 25.12.1993. Согласно ст. 32 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Федеральный конституционный закон РФ «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «Собрание законодательства РФ», 22.12.1997, N 51, ст. 5712. Президент руководит не Правительством в целом, а силовыми министерствами, как Верховный Главнокомандующий. Президент с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства. По предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. По мнению некоторых авторов, по своему правовому положению Президент РФ может рассматриваться наряду с Председателем Правительства как глава исполнительной власти. Но не стоит забывать о том, что взаимоотношения Президента и Правительства могут быть различными (примерами могут послужить периоды премьерства С.В. Кириенко в и Е.М. Примакова). Парламентское право России: учебник/ М.: Эксмо, 2006 - 152 с. Так же как и в французской Конституции, в российской не предусмотрена обязательность формирования Правительства из представителей партии, которые обладают в нижней палате парламента большинством. Ч.3 ст. 13 Конституции РФ закрепляет положение о том, что в Российской Федерации существует многопартийная система Конституция РФ от 12.12.1993 - «Российская газета», N 237, 25.12.1993.. Однако вследствие отсутствия у партий четкой идеологической и социальной базы, партийные фракции в Государственной Думе довольно слабы для осуществления эффективного парламентского контроля.

Действующее российское законодательство предусматривает разнообразные  формы парламентского контроля.

2.1. Вопросы Правительству

Положение о данной форме  парламентского контроля закрепляются в п. «ж» ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации  и статусе депутата Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации  и статусе депутата Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 08.05. 1994 № 3-ФЗ «Собрание  законодательства РФ», 12.07.1999, N 28, ст. 3466. и ч. 1, 2 ст. 38 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Федеральный конституционный закон РФ «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «Собрание законодательства РФ», 22.12.1997, N 51, ст. 5712.. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы вправе задавать членам Правительства вопросы на заседании соответствующей палаты, а члены Правительства обязаны на них отвечать. Вопросы направляются не менее чем за 5 дней до проведения заседания. Депутат, предварительно задавший письменный вопрос, после ответа приглашенного должностного лица вправе задать еще один уточняющий устный вопрос и в конце рассмотрения данного пункта повестки дня выступить в течение не более 5 минут по существу письменного вопроса. После получения ответа на уточняющий устный вопрос депутаты имеют возможность в пределах отведенного на обсуждаемый вопрос времени задать приглашенному должностному лицу интересующие их вопросы. Прения по ответам на устные вопросы не проводятся. Е.В. Коврякова предполагает целесообразным ввести как во Франции практику публикации письменных вопросов в официальном издании Государственной Думы, с тем чтобы депутаты могли использовать это право, когда палата не заседает. Коврякова Е.В. - Парламентский контроль: зарубежный опыт и российская практика. М.: ОАО «Издательский дом «Гододец»» - 2005 - 164 с. Министры должны уведомить члена парламента о том, что государственные интересы не дают им возможности ответить на этот вопрос либо потребовать продления срока для сбора необходимой информации.1

2.2. Парламентский запрос и запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы

Данная форма парламентского контроля регулируется нормами, содержащимися  в ст. 13, 14 Федерального закона «О статусе  члена Совета Федерации и статусе  депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Федеральный  закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 08.05. 1994 № 3-ФЗ «Собрание законодательства РФ», 12.07.1999, N 28, ст. 3466. Парламентский запрос принимается большинством голосов от общего числа членов или депутатов соответствующей палаты (в Германии общий запрос Правительству может быть направлен по желанию фракции или 5 % депутатов Бундестага) Парламентское право России: учебник/ М.: Эксмо, 2006 - 155 с., а запрос члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы направляется должностному лицу членом соответствующей палаты.

Должностное лицо, которому доставлен запрос, должно дать на него ответ в устной (на заседании соответствующей  палаты) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня  получения запроса или в иной установленный палатой срок. Письменный ответ оглашается председательствующим на заседании, копии письменного ответа направляются всем членам палаты парламента, от имени которой был отправлен запрос. 1Запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы направляется ими самостоятельно и не требует оглашения на заседании палаты. Должностное лицо, которому направлен такой запрос, должно дать на него ответ не позднее чем через 30 дней со дня его получения или иной установленный инициатором срок. Диапазон проблем, затрагивающихся в запросах, разнообразен: оказание помощи и предоставление лекарственных средств детям, страдающим тяжелыми заболеваниями Постановление СФ ФС РФ от 15.11.2006 N 362-СФ «О парламентском запросе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову по вопросу оказания медицинской помощи и предоставления лекарственных средств детям, страдающим тяжелыми заболеваниями» - «Собрание законодательства РФ», 20.11.2006, N 47, ст. 4829, государственное регулирование оборота осетровых рыб Постановление СФ ФС РФ от 25.09.2006 N 292-СФ «О парламентском запросе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову по вопросу государственного регулирования оборота осетровых видов рыб и продукции из них, включая икру» - «Собрание законодательства РФ», 02.10.2006, N 40, ст. 4134, пенсионное обеспечение российских соотечественников в Туркменистане Постановление ГД ФС РФ от 15.02.2006 N 2806-IV ГД «О парламентском запросе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову «О пенсионном обеспечении российских соотечественников в Туркменистане» - «Собрание законодательства РФ», 27.02.2006, N 9, ст. 962 и т.д.

Депутаты довольно часто  обращаются к данной форме парламентского контроля, однако сроки рассмотрения их запросов зачастую нарушаются. Нередко  формален сам подход к рассмотрению запросов, иногда ответы на запросы  неполны и некорректны или  написаны лицами, чьи действия или  бездействие предполагалось сделать  объектом анализа в ходе рассмотрения запроса.

2.3. Отчеты Правительства по исполнению бюджета

Положение об отчетах Правительства  по исполнению бюджета закрепляется ч. 10 ст. 36 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Федеральный конституционный  закон РФ «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «Собрание  законодательства РФ», 22.12.1997, N 51, ст. 5712.. Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в  Государственную Думу и Счетную  палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона; одновременно с отчетом об исполнении бюджета за отчетный финансовый год в Госдуму вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов, а также целый ряд документов в соответствии со ст. 275, 276 Бюджетного кодекса РФ Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ - «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, N 31, ст. 3823.

Счетная палата дает заключение по отчету Правительства об исполнении федерального бюджета, в которое  включаются заключения по каждому разделу  и подразделу функциональной классификации  расходов бюджетов Российской Федерации. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после заключения Счетной палаты РФ (ст. 279 БК РФ), при этом заслушиваются доклады руководителя Федерального казначейства, министра финансов, Генерального прокурора РФ, а также могут быть заслушаны председатели Конституционного, Высшего Арбитражного, Верховного Судов РФ, которые могут выступить с анализом дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями в бюджетной сфере в течение года. Госдумой может быть принято решение либо об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета, либо о его отклонении.

2.4. Деятельность комитетов и комиссий палат Федерального Собрания

 Согласно части 3 ст. 101 Конституции РФ Конституция  РФ от 12.12.1993 - «Российская газета», N 237, 25.12.1993 Совет Федерации и Государственная  Дума образуют комитеты и комиссии, а также проводят парламентские  слушания по вопросам своего  ведения. В соответствии со ст. 19 Регламента Государственной Думы Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» - «Собрание законодательства РФ», 16.02.1998, N 7, ст. 801 к числу контрольных полномочий комитетов по вопросам, отнесенным к их ведению относятся: подготовка запросов в Конституционный Суд России в соответствии с решением палаты, организация проводимых Госдумой парламентских слушаний, представление заключений и предложений по соответствующим разделам проекта федерального бюджета. Они образуются на срок, не превышающий срок полномочий нижней палаты.

Комитеты и комиссии образуются, как правило, по принципу пропорционального  представительства депутатских  объединений. Состав утверждается Думой  большинством голосов от общего числа  депутатов. Он не может быть менее 12 и более 35 депутатов палаты.

Е.В. Коврякова отмечает недостаточную проработанность деятельности комитетов и комиссий. Ст. 29 Регламента устанавливает лишь право запрашивать документы и материалы у руководителей государственных органов и иных организаций. Но обязанность последних предоставлять эти документы и материалы ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» не предусматривает. Часть 2 ст. 17 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» определяет лишь правило о безотлагательном ответе должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций и предоставлении ими запрашиваемых документов и сведений на обращение члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы.

Федеральный закон «О парламентском  расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» Федеральный  закон от 27.12.2005 N 196-ФЗ «О парламентском  расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» - «Российская  газета», N 294, 29.12.2005 регулирует расследование  палатами Федерального Собрания фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия для государства, а  именно: факты грубого или массового  нарушения гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина; обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера и с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Также закон устанавливает основания, формы, процедуру парламентского расследования, права и обязанности должностных лиц, привлекаемых к участию в данном расследовании.1

Основаниями для возбуждения  парламентского расследования являются события, которые стали известны членам Совета Федерации или депутатам  Государственной Думой, а также  предложение Уполномоченного по правам человека о создании парламентской  комиссии по расследованию фактов нарушения  прав и свобод человека и гражданина. Но процедура возбуждения парламентского расследования весьма затруднена, что делает практически невозможным создание парламентской комиссии.

При осуществлении своей  деятельности комиссия вправе:

· Запрашивать и получать в установленном порядке от Правительства, иных федеральных государственных  органов, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, копии документов, относящихся к предмету парламентского расследования, а также информацию, необходимую для проведения парламентского расследования. Должностные лица обязаны  предоставить указанную информацию в течение 15 дней.

· Приглашать для дачи объяснений по расследуемым комиссией фактам и обстоятельствам должностных лиц, а также граждан, обладающих специальными знаниями либо информацией, которая может способствовать парламентскому расследованию.

· Опрашивать приглашенных лиц, только если они не являются подозреваемыми или обвиняемыми.

· Предложить должностным  лицам и гражданам предоставить объяснения и изложить ответы на поставленные комиссией вопросы в письменной форме, а также направить в  комиссию информацию, которая, по их мнению, может способствовать парламентскому расследованию.

Выводы комиссии по окончании  расследования оформляются в  итоговом докладе, в котором могут  содержаться предложения о принятии нормативных правовых актов, направленных на устранение причин и последствий  событий, послуживших основанием для  проведения парламентского расследования, предложения о совершенствовании  деятельности органов государственной  власти и местного самоуправления и  т.д.

Особенностью становления  института парламентского контроля в России можно считать опережающее  законодательное регулирование  статуса и полномочий аналогичных  органов, создаваемых в субъектах  РФ. Так, Закон Калининградской области «О депутатских расследованиях в Калининградской области» в ред. Закона от 19 июня 2003 г. N 277 прямо устанавливает, что депутатские расследования являются одной из форм контроля Калининградской областной Думы за соблюдением законодательства Калининградской области. В качестве целей депутатских расследований Закон устанавливает: - укрепление демократического порядка организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления в Калининградской области; - информирование общества об обстоятельствах и причинах негативных событий, имеющих общественную значимость, а также выработке рекомендаций по ликвидации последствий таких событий, их недопущению.

Стоит также отметить, что  важным вопросом при введении в практику государственной и общественной жизни института парламентского расследования является разграничение  таких расследований от предварительного расследования, проводимого компетентными  органами в соответствии с нормами  Уголовно-процессуального кодекса  РФ, и от судебного следствия. Садовникова Г.Д. «Парламентские расследования и развитие института парламентского контроля в Российской Федерации - «Государственная власть и местное самоуправление», 2006, N 2 Депутатское расследование не подменяет собой предварительное следствие, проводимое правоохранительными органами, рассмотрение дел в судах, а также не имеет преюдициальности, то есть не является обязанностью для судов принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные при проведении депутатского расследования.

Информация о работе Избирательная система Росийской Федерации: понятие и классификация