Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 23:43, курсовая работа
Цель работы - изучить европейскую экономическую интеграцию: рассмотреть процесс образования ЕЭС, проблемы создания и функционирования; проанализировать экономические отношения ЕС с Россией, США; дать научно обоснованный ответ на самый актуальный вопрос: сможет ли Россия войти в состав ЕС.
Введение ..…………………………………...……………………………….…… 3
1.Теоретические основы экономической интеграции ЕС
1.1 Понятие европейской экономической интеграции……………..……..….. 6
1.2 «Четыре свободы» на внутреннем рынке ЕС …………………………….. 10
2. Проблемы и перспективы внешнеэкономических отношений ЕС
2.1 Внешнеэкономические отношения ЕС и США …………………..……... 15
2.2 Торгово-экономические отношения ЕС и России ………….……………. 20 Заключение……………………………….………………………………………... 25
Список использованных источников …………………………….………….…. 27
Приложение А Показатели развития экономики..…………………………….… 29
Приложение Б Доля США и Евро на мировом рынке …………………………. 30
Приложение В Среднее значение таможенных пошлин ………..………….…... 31
1.2 «Четыре свободы» на внутреннем рынке ЕС
Создание Европейского экономического союза оказывает влияние на развитие экономики в странах – участницах. Прежде всего снятие барьеров между странами создает благоприятные условия и стимулы для концентрации и централизации капитала, так как обеспечивает крупным предприятиям более широкий рынок, тем самым толкая отдельные фирмы к объединению в национальные и международные компании. Научно-техническая революция, обуславливающая увеличение оптимальных размеров предприятий, в свою очередь, воздействует на этот процесс, приводя к тому, что за период существования «Общего рынка» возник целый ряд крупных объединений.
Интеграция
создала условия для быстрого
проникновения иностранных
Свободное движение товаров. Если рассматривать свободное, беспрепятственное движение продуктов и факторов производства как идеал, как конечную цель интеграции, то средством её достижения является, очевидно, полное устранение всех барьеров и препятствий, мешающих свободе движения товаров, услуг, капиталов и физических лиц.
В течение 60-х годов государства-члены ЕС отменили:
«Проект 92» устранил таможенные барьеры. Теперь единственным препятствием на пути движения товаров осталось необходимость заполнения таможенных документов. Но с 1 января 1993 года отменена и эта процедура. После этого не осталось никаких препятствий, которые заставили бы делать остановки на границах между государствами (15, с. 22).
Особые сложности в торговых отношениях между странами ЕС вызывали различия в таких областях регулирования, как:
Но на пути к полной свободе движения товаров, одного таможенного союза было уже мало – необходимо было устранить и нетарифные барьеры. Более того, чем меньше оставалось таких барьеров, тем более очевидной становилось необходимость далеко идущей «позитивной интеграции».
Непосредственное отношение к первой из четырёх свобод имеют: общая торговая политика, общая сельскохозяйственная политика, политика в области конкуренции, транспортная политика, валютная политика.
Свобода движения услуг.
Услуга, в отличие от товара, не может складироваться и храниться – услуга потребляется в момент производства. Услуга, в отличие от товара, с трудом поддаётся пограничному таможенному контролю, и такое стандартное средство регулирования, как тариф является неприемлемым.
Торговля услугами в региональном масштабе ЕС затруднялось целым рядом барьеров и препятствий:
Прорывом в сфере торговли услугами стал «Проект-92». В результате удалось создать более или мене однородный рынок товаров и услуг. Тем не менее, осталось ещё много нерешённых проблем. Еврокомиссия в настоящий момент продолжает работу по её либерализации (15, с. 27).
Лицо, предоставляющее услуги имеет право ездить к заказчику, пересекая при этом самостоятельно границу для того, чтобы предоставить свои услуги в другой стране Сообщества. Это типичный случай применения данной свободы.
Судом Справедливости также
Данная свобода также
Свобода движения капитала.
К середине 80-х годов правительства западноевропейских стран пришли к выводу о необходимости отмены контроля над движением капитала и либерализации рынков. Этому способствовали ряд обстоятельств: устойчивое улучшение платёжных балансов государств-членов ЕС, быстрая интернационализация производства, ошеломляющий рост денежных рынков, высокое достижение информационных и банковских технологий сделали менее острой необходимость над движением капитала.
В
1988г. Совет принял директиву о
создании свободного рынка капиталов
в рамках всего Сообщества к 1992г.
Директива предусматривала
Свободное движение физических лиц.
Граждане государств-членов ЕС получили право искать и устраиваться на работу по найму в любом другом государстве-члене ЕС и пользоваться теми же правами в области оплаты труда, условий работы и профсоюзных прав, что и граждане принимающего государства.
Лица свободных профессий получили право свободно обосновываться в любом другом государстве-члене ЕС. Документы об образовании и профессиональной квалификации, полученные в одной стране ЕС, должны были автоматически признаваться в любой другой стране ЕС.
Социальная интеграция заключается в праве работника пользоваться всеми социальными благами, возможными в данной стране. Другими словами, работники из других стран Сообщества должны иметь те же права и привилегии, что и местные жители, как в плане условий жизни, так и в плане социальной защиты. Правилами Сообщества гарантируется социальная защита как для работников, так и для их семей (15, с. 30).
Тем не менее, несмотря на принятые ЕС меры по полной либерализации движения физических лиц между государствами-членами не дали ощутимых результатов: экономические стимулы миграции оказались недостаточно сильными, а культурные и языковые барьер слишком значительными. Трудно ожидать, что рядовой гражданин ЕС стремился уехать на работу в другую страну ЕС, преодолевая все связанные с этим неудобства, когда уровень заработной платы и возможности получения работы везде приблизительно одинаковы.
Национальные
экономики все еще обладают немалой
спецификой, что порождает неравенство
хозяйственных условий при
По
его мнению, единый европейский рынок
не сможет нормально функционировать,
если страны, задействованные в нем, не
внесут коррективы в свои собственные
законы. Этот вопрос является постоянным
источником напряженности в отношениях
стран ЕС и штаб-квартиры организации
в Брюсселе (8, с. 12).
2. Проблемы и перспективы внешнеэкономических отношений ЕС
2.1 Внешнеэкономические связи ЕС и США
Двусторонний диалог ЕС и США ознаменовался подписанием 23 ноября 1990 года эпохального документа – Трансатлантической Декларации об отношениях ЕС – США. Декларация, с одной стороны явилась подведением итогов многолетнего сотрудничества в самых различных областях. Кроме традиционных областей ЕС и США выразили желание активно сотрудничать в рамках ГАТТ и ОЭСР; укреплять связи в области науки, образования и культуры.
По мнению многих экспертов, ЕС становится равным партнером США, превосходя их по отдельным позициям. Их экономики сопоставимы по масштабам и значимости. Например, совокупная численность населения 25 стран ЕС составляет 454млн., США – 294млн.; ВВП ЕС достиг 26% от мирового объема, США – 12% (4, с. 15).
Нынешний
период внешнеэкономических связей
ЕС – США в силу ряда особенностей
современной европейской
1. Европейский Союз все в большей степени становится самостоятельной экономической силой с преодолением каждой новой ступени экономической и политической интеграции. Современный этап внешнеэкономических связей ЕС – США характеризуется изменением геополитической обстановки в мире, что во многом привело к качественно новым отношениям партнеров, повышением их конфликтности.
2.
Нынешний этап сотрудничества
привел к значительному
Современный период во внешнеэкономических связях ЕС – США отмечен и новыми формами сотрудничества. Создание Единого валютного рынка, Экономического и валютного союза и введение евро привели к необходимости более тесного сотрудничества ЕС и США с участием правительственных органов. Изменения в Европе привели к усилению конкуренции между ЕС и США, а так же появлению, с одной стороны, преимуществ и некоторых препятствий для американских корпораций на рынке ЕС и усилению конкурентных преимуществ европейских компаний, с другой стороны.
Наибольшая степень открытости западноевропейской экономики выражается в вовлечении экспортной и импортной квот стран-членов ЕС, которые составляют 30%, тогда как у США 9-11%. Открытость такого рода ставит в западноевропейскую экономику в сильную зависимость от изменения ее конкурентоспособности в рамках мирового хозяйства от временных факторов (5, с. 25).
Тесная
экономическая
Информация о работе Экономическая интеграция в рамках Европейского союза