Экономическая интеграция в рамках Европейского союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 23:43, курсовая работа

Описание

Цель работы - изучить европейскую экономическую интеграцию: рассмотреть процесс образования ЕЭС, проблемы создания и функционирования; проанализировать экономические отношения ЕС с Россией, США; дать научно обоснованный ответ на самый актуальный вопрос: сможет ли Россия войти в состав ЕС.

Содержание

Введение ..…………………………………...……………………………….…… 3

1.Теоретические основы экономической интеграции ЕС

1.1 Понятие европейской экономической интеграции……………..……..….. 6

1.2 «Четыре свободы» на внутреннем рынке ЕС …………………………….. 10

2. Проблемы и перспективы внешнеэкономических отношений ЕС

2.1 Внешнеэкономические отношения ЕС и США …………………..……... 15

2.2 Торгово-экономические отношения ЕС и России ………….……………. 20 Заключение……………………………….………………………………………... 25

Список использованных источников …………………………….………….…. 27

Приложение А Показатели развития экономики..…………………………….… 29

Приложение Б Доля США и Евро на мировом рынке …………………………. 30

Приложение В Среднее значение таможенных пошлин ………..………….…... 31

Работа состоит из  1 файл

курсовая МЭО.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

           1.2 «Четыре свободы» на внутреннем рынке ЕС

     Создание  Европейского экономического союза оказывает влияние на развитие экономики в странах – участницах. Прежде всего снятие барьеров между странами создает благоприятные условия и стимулы для концентрации и централизации капитала, так как обеспечивает крупным предприятиям более широкий рынок, тем самым толкая отдельные фирмы к объединению в национальные и международные компании. Научно-техническая революция, обуславливающая увеличение оптимальных размеров предприятий, в свою очередь, воздействует на этот процесс, приводя к тому, что за период существования «Общего рынка» возник целый ряд крупных объединений.

     Интеграция  создала условия для быстрого проникновения иностранных капиталов  в охваченные ею страны. Эта сторона  интеграции тесно связана со стремлением отдельных стран прибегнуть к привлечению иностранных капиталов с целью расширения и модернизации старых предприятий и создания новых, оснащенных современной техникой, способных выдержать острую конкурентную борьбу на объединенном рынке (15, с. 19).

      Свободное движение товаров. Если рассматривать свободное, беспрепятственное движение продуктов и факторов производства как идеал, как конечную цель интеграции, то средством её достижения является, очевидно, полное устранение всех барьеров и препятствий, мешающих свободе движения товаров, услуг, капиталов и физических лиц.

      В течение 60-х годов государства-члены  ЕС отменили:

  • Импортные пошлины и сборы, имеющие эквивалентный эффект (административные сборы, плата за хранение и проведение контрольных проверок и т. д.), как это и было предусмотрено Римским договором.
  • Количественные ограничения (потолок, устанавливаемый импорт в страну определённого вида товаров в течение определённого периода) и меры, имеющие эквивалентный эффект.
  • Значительное число нетарифных ограничений. Эта часть либерализации взаимной торговли была осуществлена не в порядке выполнения основополагающих договоров, а в результате инициатив Еврокомиссии и решений суда ЕС. Именно так были, в частности, ликвидированы государственные монополии на продажу табачных изделий, соли, спичек, газетной бумаги и т. д.

      «Проект 92» устранил таможенные барьеры. Теперь единственным препятствием на пути движения товаров осталось необходимость заполнения таможенных документов. Но с 1 января 1993 года отменена и эта процедура. После этого не осталось никаких препятствий, которые заставили бы делать остановки на границах между государствами (15, с. 22).

      Особые  сложности в торговых отношениях между странами ЕС вызывали различия в таких областях регулирования, как:

  • Уровень и структура косвенного налогообложения;
  • Технические стандарты, установленные для защиты трудящихся, потребителей и общества в целом;
  • Международно-правовые обязательства вновь присоединившихся государств;
  • Административные правила.

      Но  на пути к полной свободе движения товаров, одного таможенного союза было уже мало – необходимо было устранить и нетарифные барьеры. Более того, чем меньше оставалось таких барьеров, тем более очевидной становилось необходимость далеко идущей «позитивной интеграции».

      Непосредственное отношение к первой из четырёх свобод имеют: общая торговая политика, общая сельскохозяйственная политика, политика в области конкуренции, транспортная политика, валютная политика.

      Свобода движения услуг.

      Услуга, в отличие от товара, не может  складироваться и храниться – услуга потребляется в момент производства. Услуга, в отличие от товара, с трудом поддаётся пограничному таможенному контролю, и такое стандартное средство регулирования, как тариф является неприемлемым.

      Торговля  услугами в региональном масштабе ЕС затруднялось целым рядом барьеров и препятствий:

  1. Прямыми запретами на предоставление отдельных видов услуг иностранцами.
  2. Дискриминационным налогообложением.
  3. Резервированием определённой части национального рынка за национальным производителем.
  4. Субсидиями, предоставляемыми национальным компаниям.
  5. Валютными ограничениями на перевод за границу дохода от услуги.
  6. Техническими требованиями, предъявляемыми к оборудованию, используемому при предоставлению услуг.
  7. Проблемами таможенной очистки товаров, ввозимых из-за границы и используемых для предоставления услуг.

      Прорывом  в сфере торговли услугами стал «Проект-92». В результате удалось создать  более или мене однородный рынок  товаров и услуг. Тем не менее, осталось ещё много нерешённых проблем. Еврокомиссия в настоящий момент продолжает работу по её либерализации (15, с. 27).

      Лицо, предоставляющее услуги имеет право  ездить к заказчику, пересекая при  этом самостоятельно границу для  того, чтобы предоставить свои услуги в другой стране Сообщества. Это типичный случай применения данной свободы.

        Судом Справедливости также установлено,  что лицо, желающее получить какие-либо услуги также может пользоваться данной свободой. Под эту категорию попадают как лица, желающие воспользоваться медицинскими услугами в другой стране, или туристы, так и люди, выезжающие в другую страну получать образование  или вести свой бизнес.

        Данная свобода также применима  к тем случаям, если заказчик  и лицо, предоставляющее услуги, находятся каждый в своей стране, и только предоставляемая услуга пересекает границу. Типичным примером могут служить телевидение и радиовещание.

      Свобода движения капитала.

      К середине 80-х годов правительства западноевропейских стран пришли к выводу о необходимости отмены контроля над движением капитала и либерализации рынков. Этому способствовали ряд обстоятельств: устойчивое улучшение платёжных балансов государств-членов ЕС, быстрая интернационализация производства, ошеломляющий рост денежных рынков, высокое достижение информационных и банковских технологий сделали менее острой необходимость над движением капитала.

      В 1988г. Совет принял директиву о  создании свободного рынка капиталов  в рамках всего Сообщества к 1992г. Директива предусматривала полную либерализацию движения капитала между государствами-членами. Движение капитала между странами ЕС должно было стать предметом постепенной либерализации. Были запрещены все ограничения на движение капитала между государствами-членами и третьими странами. Запрещены все ограничения на платежи между государствами-членами и третьими странами. Свободное движение капитала дает возможность физическим и юридическим лицам беспрепятственно открывать счета в любой из стран Евросоюза, а также переводить неограниченные средства из одной страны в другую.  Это также означает неограниченные инвестиционные и финансовые возможности по всей Европе. Также можно сказать, что свободное движение капитала неизбежно ведет к более тесной экономической и финансовой интеграции (15, с. 28).

      Свободное движение физических лиц.

      Граждане  государств-членов ЕС получили право искать и устраиваться на работу по найму в любом другом государстве-члене ЕС и пользоваться теми же правами в области оплаты труда, условий работы и профсоюзных прав, что и граждане принимающего государства.

      Лица  свободных профессий получили право свободно обосновываться в любом другом государстве-члене ЕС. Документы об образовании и профессиональной квалификации, полученные в одной стране ЕС, должны были автоматически признаваться в любой другой стране ЕС.

      Социальная  интеграция заключается в праве работника пользоваться всеми социальными благами, возможными в данной стране. Другими словами, работники из других стран Сообщества должны иметь те же права и привилегии, что и местные жители, как в плане условий жизни, так и в плане социальной защиты. Правилами Сообщества гарантируется социальная защита как для работников, так и для их семей (15, с. 30).

      Тем не менее, несмотря на принятые ЕС меры по полной либерализации движения физических лиц между государствами-членами не дали ощутимых результатов: экономические стимулы миграции оказались недостаточно сильными, а культурные и языковые барьер слишком значительными. Трудно ожидать, что рядовой гражданин ЕС стремился уехать на работу в другую страну ЕС, преодолевая все связанные с этим неудобства, когда уровень заработной платы и возможности получения работы везде приблизительно одинаковы.

      Национальные  экономики все еще обладают немалой  спецификой, что порождает неравенство  хозяйственных условий при формальной свободе перемещения товаров, услуг, капиталов и людей. По словам специального уполномоченного Еврокомиссии по делам внутреннего рынка Чарли Маккриви (Charlie McCreevy), многие из государств не успевают скорректировать свое законодательство в соответствии с общими правилами, несмотря на то, что это идет лишь на пользу национальной экономике.

     По  его мнению, единый европейский рынок не сможет нормально функционировать, если страны, задействованные в нем, не внесут коррективы в свои собственные законы. Этот вопрос является постоянным источником напряженности в отношениях стран ЕС и штаб-квартиры организации в Брюсселе (8, с. 12).  

          2. Проблемы и перспективы внешнеэкономических отношений ЕС

     2.1 Внешнеэкономические связи ЕС и США

     Двусторонний  диалог ЕС и США ознаменовался подписанием 23 ноября 1990 года эпохального документа – Трансатлантической Декларации об отношениях ЕС – США. Декларация, с одной стороны явилась подведением итогов многолетнего сотрудничества в самых различных областях. Кроме традиционных областей ЕС и США выразили желание активно сотрудничать в рамках ГАТТ и ОЭСР; укреплять связи в области науки, образования и культуры.

     По  мнению многих экспертов, ЕС становится равным партнером США, превосходя их по отдельным позициям. Их экономики  сопоставимы по масштабам и значимости. Например, совокупная численность населения 25 стран ЕС составляет 454млн., США – 294млн.; ВВП ЕС достиг 26% от мирового объема, США – 12% (4, с. 15).

     Нынешний  период внешнеэкономических связей ЕС – США в силу ряда особенностей современной европейской интеграции, а также ряда общемировых геополитических, политических, экономических, социальных и других факторов, характеризуется рядом тенденций и специфических черт.

     1. Европейский Союз все в большей степени становится самостоятельной экономической силой с преодолением каждой новой ступени экономической и политической интеграции. Современный этап внешнеэкономических связей ЕС – США характеризуется изменением геополитической обстановки в мире, что во многом привело к качественно новым отношениям партнеров, повышением их конфликтности.

     2. Нынешний этап сотрудничества  привел к значительному увеличению  объемов сотрудничества ЕС –  США, поскольку на этом этапе  партнеры могут эффективно работать  в тех областях, которые ранее  входили в юрисдикцию стран  – членов ЕС, а в результате углубления и расширения европейской интеграции эти вопросы решаются на наднациональном уровне (компетенция Евросоюза). Среди них – вопросы макроэкономического сотрудничества, НИОКОР, защита окружающей среды, конкуренция (5, с. 25).

     Современный период во внешнеэкономических связях ЕС – США отмечен и новыми формами сотрудничества. Создание Единого валютного рынка, Экономического и валютного союза и введение евро привели к необходимости более тесного сотрудничества ЕС и США с участием правительственных органов. Изменения в Европе привели к усилению конкуренции между ЕС и США, а так же появлению, с одной стороны, преимуществ и некоторых препятствий для американских корпораций на рынке ЕС и усилению конкурентных преимуществ европейских компаний, с другой стороны.

     Наибольшая  степень открытости западноевропейской экономики выражается в вовлечении экспортной и импортной квот стран-членов ЕС, которые составляют 30%, тогда как у США 9-11%. Открытость такого рода ставит в западноевропейскую экономику в сильную зависимость от изменения ее конкурентоспособности в рамках мирового хозяйства от временных факторов (5, с. 25).

     Тесная  экономическая взаимозависимость  ЕС и США обостряет проблему взаимосвязи  экономического цикла и взаимоотношений  ЕС – США. При совпадении в США и ЕС (что не исключается) спад и уменьшение темпов роста могут привести партнеров к жесточайшей конкуренции. Даже сейчас, когда экономическая ситуация сравнительно благополучна, Брюссель и Вашингтон имеют достаточно серьезные разногласия с целым рядом вопросов, в том числе по поводу торговли бананами, установления стандартов безопасности в области биотехнологии и по поводу импорта мяса, а США даже угрожает применением санкций. Не исключается, что в дальнейшем возможны девальвация доллара и евро по отношению к друг другу как мера для укрепления позиций в конкурентной борьбе. Могут создаваться торговые барьеры и вестись валютные войны.

Информация о работе Экономическая интеграция в рамках Европейского союза