Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:17, доклад
Интерес Китайской Народной Республики (КНР) к отраслям топливно-энергетического комплекса (ТЭК) стран Центральной Азии (ЦА) обозначился еще в середине 90-х годов прошлого века. Начиная с этого времени, значение региона в китайской энергетической, равно как и в целом в экономической политике, поступательно растет. При этом, если в середине-конце 90-х годов проектная активность КНР и китайских компаний в энергетическом сегменте экономик стран ЦА фокусировалась только лишь на Казахстане и его нефтегазовой отрасли, то с началом XXI века интерес Пекина стал постепенно распространяться и на другие государства региона, диверсифицируясь и по отраслям ТЭК. Основное внимание Китая в настоящее время приковано к нефтегазовым отраслям Казахстана и Туркменистана, а также атомной отрасли Казахстана (со второй половины первого десятилетия нынешнего века). Китайское же присутствие в отраслях ТЭК остальных стран ЦА связано не столько с энергетическими потребностями КНР, сколько с задачей продвижения иных (экономических и политических) интересов в данных государствах и в регионе в целом.
Интерес Китайской
Народной Республики (КНР) к отраслям
топливно-энергетического
Черты энергетической политики Китая
Функции китайского ТЭК жестко подчинены целям обеспечения высокой динамики развития всех сегментов национальной экономики, поддержания социально-экономической стабильности и усиления военно-политической мощи страны.
Китай так же стремится обладать эффективными механизмами защиты своих энергетических интересов и возможностями влиять на конъюнктуру глобального и регионального энергетических рынков. При этом, одной из основных задач внешней политики Китая является долгосрочное закрепление в богатых энергоносителями странах и регионах, в том числе и в Центральной Азии для обеспечения гарантий стабильного снабжения национального ТЭК сырьевыми ресурсами извне. Главным образом это касается углеводородов, а в перспективе еще и уранового сырья. Реализация данной задачи подразумевает высокую готовность к сотрудничеству с другими странами, особенно соседними поскольку это сотрудничество будет гарантировать реализацию всего комплекса стратегических интересов Китая (не только в сфере экономики, но и в сферах безопасности и политики).
Другими словами,
стратегия Китая, подкрепленная
передовым международным
Краткий экскурс по энергетической политике Китая
После распада Советского Союза экономическая политика Китая в Центральной Азии поступательно эволюционирует в сторону повышения значимости региона в системе внутренних и внешних приоритетов Пекина, где на переднем плане находится именно энергетическое значение данного сегмента постсоветского пространства.
В первой половине
90-х годов экономический
Однако, уже к
середине-концу 90-х годов экономический
интерес Китая к Центральной
Азии обозначился более четко, что
во многом было обусловлено началом
реализации в КНР государственной
программы по форсированному развитию
своих внутриконтинентальных
В начале XXI века значимость Центральной Азии во внешнеэкономических приоритетах Китая кардинально возросла, что было вызвано причинами как экономического, в том числе энергетического, так и геополитического характера: после событий 11 сентября 2001 года регион утратил статус периферийного, оказавшись в центре мировой политики. Пекин значительно усилил свою экономическую политику в Центральной Азии. Прежде всего это нашло отражение в интенсификации Китаем проектно-инвестиционной деятельности, которая, однако, была и остается направленной в основном на эксплуатацию богатой минерально-сырьевой и, в первую очередь энергетической базы региона. Одновременно еще более заметно выросло присутствие китайских производителей на рынках центральноазиатских государств и существенно увеличились объемы кредитования экономик стран Центральной Азии. По сути, тем самым руководство КНР определило экономику в качестве стержневого элемента своей стратегии в ЦА. В свою очередь, государства Центральной Азии стали рассматривать Китай уже не только в качестве важного торгового партнера, но и как стратегического инвестора/кредитора своих экономик.
Основные векторы энергетической стратегии Китая
Выделяются три основных вектора, по которым можно судить о роли и месте в ней государств ЦА, равно как и других стран и регионов:
- привлечение
иностранных инвестиций и
- обеспечение
гарантированных и
- расширение
собственной энергетической
Все изложенное
свидетельствует о том, что государствам
ЦА не суждено оказаться в эпицентре
внимания КНР в плане комплексного
обеспечения китайской
Основные причины энергетического интереса Китая к региону
Во-первых, ЦА важна для КНР со стратегической точки зрения, принимая во внимание географическую близость региона и его расположение внутри континента. Фактор географии принципиально важен для энергетической безопасности Китая, поскольку, пока не располагая мощными военно-морскими силами, Пекин не может эффективно отстаивать и защищать свои энергетические интересы во многих точках Мирового океана, контролируемых США и их союзниками. Это делает систему энергетической безопасности КНР крайне уязвимой. В противоположность морским маршрутам, сухопутные маршруты энергетических поставок из/через ЦА имеют для КНР на порядок более высокий уровень безопасности. В этой связи, представляется, что Центральная Азия привлекательна для Китая именно в качестве будущего стратегически важного транзитного региона в случае транспортировки углеводородов из Каспия, Ирана и стран Ближнего Востока. Данный транзит вполне может стать достаточно рентабельным и эффективным, так как трубопроводный маршрут через ЦА в несколько раз короче морского и к тому же дешевле. Но главное заключается в том, что сухопутный транзит через Центральную Азию сделает Китай независимым от контролируемых ВМС США морских маршрутов доставки ближневосточных и иранских углеводородов.
Во-вторых, Казахстан и Узбекистан располагают высокими по мировым меркам запасами урановых руд – сырья для производства ядерного топлива, что определяет все более важный и перспективный интерес Китая к региону, особенно учитывая амбициозные планы Пекина по развитию своей атомной энергетики.
В-третьих, теоретически,
в гидроэнергетическом плане интерес
для КНР представляют Кыргызстан и Таджикистан.
Однако, на практике и, по крайней мере,
в краткосрочной перспективе, масштабное
освоение гидроэнергоресурсов этих двух
стран маловероятно, так как блокируется
нерешенностью крайне болезненной для
региона водно-энергетической проблемы.
Намерения Кыргызстана и Таджикистана,
где формируется свыше 90% водных ресурсов
региона, относительно строительства
крупных ГЭС все более остро конфликтуют
с интересами долгосрочного развития
всей ЦА. Как представляется, в условиях
фрагментации экономического и политического
пространства Центральной Азии водно-энергетическая
проблема не будет решена. Поэтому Китай
не спешит участвовать в крупных гидроэнергетических
проектах на территории региона, тем более,
что данные проекты являются затратными
и малоприбыльными в краткосрочной перспективе.
К тому же, в Пекине понимают, что вне зависимости
от того, будет ли Китай участвовать в
строительстве крупных центральноазиатских
ГЭС, именно Синьцзян-уйгурский автономный
район КНР является географически наиболее
близким и, следовательно, коммерчески
наиболее реальным для Кыргызстана и Таджикистана
рынком сбыта электроэнергии. Поэтому
Китаю объективно выгоднее пока занимать
выжидательную позицию, предпочитая предоставить
странам ЦА и их основному партнеру –
РФ право самим «распутывать клубок» региональных
водно-энергетических противоречий.
Казахстан
С момента установления
дипломатических отношений
Рассматривая
Казахстан как основного
В целом, масштабы экономического, в том числе энергетического, присутствия КНР в Казахстане уже представляются значительными. Тем более, что деятельность Китая и китайских компаний по-прежнему затрагивает главным образом сырьевые отрасли казахстанской экономики, хотя Астана и пытается нацеливать китайский интерес на перерабатывающие отрасли, а также в целом на развитие промышленного и инновационного сотрудничества.
Кыргызстан
С момента установления
дипломатических отношений
За рамками
торговой сферы экономическое
Таджикистан
Практически до
середины первого десятилетия XXI века
экономическое присутствие
Информация о работе Энергетическая политика КНР в Центральной Азии