Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:30, реферат
Конституция Грузии от 24 августа 1995 г. имеет в принципе традиционную классическую внутреннюю структуру и состоит из преамбулы, основной части и переходных положений. В процессе разработки отдельных проектов Конституции изучались различные приемы и виды структуризации, предлагалось деление текста на части, разделы, параграфы и т.д. В окончательном виде Конституция содержит краткую преамбулу, девять глав (109 статей). Все главы имеют свои заголовки, статьи и составляющие их пункты пронумерованы арабскими цифрами, а подпункты озаглавлены в алфавитном порядке.
3
Введение
Гру́зия (груз. საქართველო, Сакартве́ло) — государство в центральной и западной части Закавказья на юго-восточном побережье Чёрного моря, до 1991 — Грузинская Советская Социалистическая Республика в составе СССР.
Граничит c Арменией и Турцией на юге, с Азербайджаном на юго-востоке и с Россией на севере.
Согласно конституции Грузии, в её состав входят Абхазия и Южная Осетия, которые де-факто являются частично признанными государствами, независимость которых признали Россия и Никарагуа.
Грузи́нская Демократи́ческая Респу́блика, Демократи́ческая Респу́блика Гру́зия (груз. საქართველოს დემოკრატიული რესპუბლიკა) (1918—1921) — самостоятельное грузинское государство, буржуазная республика, провозглашённая 26 мая (8 июня) 1918 в результате распада Закавказской Федерации.
Включала территории Кутаисской и Тифлисской губерний, Батумской области, Сухумского и Закатальского округов бывшей Российской империи.
Ведущую роль в политической жизни Грузинской Республики играла партия меньшевиков.
В результате Советско-грузинской войны весной 1921 Грузинская Демократическая Республика была ликвидирована, в Грузии была установлена советская власть, после чего она вошла в состав СССР как одна из союзных республик — Грузинская ССР. Современная Грузия расположена на границе между Европой и Азией, в центральной части Кавказа.
Нынешняя территория Грузии составляет 69,7 тыс. кв.км, население - 5,4 млн. человек (по данным 1996 г.), из которых около 60% - грузины, а
4
остальное население составляют абхазы, азербайджанцы, армяне, греки, евреи, осетины, русские и др.
5
Конституционное развитие Грузии
Государственность и политико-правовая
культура Грузии формировались в
течение нескольких тысячелетий. Грузины
- один из немногих народов древней
цивилизации, кто смог сохранить
и развить собственную
Разработчики Конституции 1921 г. учли
как опыт конституционного развития
различных стран мира, так и
политические, исторические, демографические,
культурные и другие особенности, свойственные
грузинской действительности. Примечательна
форма правления, закрепленная в
ней (республика без главы государства
- его функции распределены между
однопалатным парламентом и премьер-
Трудно сказать, как бы работала эта в некотором смысле романтическая Конституция. Спустя четыре дня после ее принятия, т.е. 25 февраля 1921 г., 11-я Красная Армия вошла в Грузию, страна стала "советской" и "социалистической", а действие (так реально и не заработавшей) первой грузинской Конституции по решению убывающего в эмиграцию законного правительства Грузии было приостановлено.
В Грузинской ССР было принято четыре конституции - 2 марта 1922 г., 4 апреля 1927 г., 13 февраля 1937 г. и 15 апреля 1978 г.
Особая активность конституционного правотворчества наблюдается в конце 80-х - начале 90-х гг., чему в значительной степени способствовали процессы "перестройки", подъем национально-освободительного движения в Грузии, распад СССР, объявление независимости Грузии. В 1990-1991 гг. были
6
внесены существенные изменения в Конституцию ГССР 1978 г., в январе 1992 г. принят Закон "О государственной власти".
В феврале-марте 1993 г. Парламент Республики
Грузия принял постановление о создании
Государственной
1 июля 1995 г. Государственная
Конституция Грузии
от 24 августа 1995 г. имеет в принципе
традиционную классическую
7
федеративное государство) государственно-
8
полицентрическую (т.е., по их мнению, самую демократичную) систему принятия решений, Парламент отказался от идеи немедленного фиксирования своей позиции. Раскол общественного мнения, малоэффективность федерализации на переговорах с сепаратистскими силами - вот основные причины того, почему Парламент отказался включить в текст Конституции главы о государственно-территориальном устройстве и местном самоуправлении и предпочел занять в этом вопросе "позицию умолчания".
В качестве стратегической цели конституционного
развития страны в преамбуле Основного
закона провозглашаются такие
9
Упоминание в качестве основы взаимоотношений принципа вертикального "разграничения полномочий" (п. 3 ст. 2), перечисление вопросов исключительного ведения высших государственных органов Грузии (п. 1 ст. 3), отсылочная норма о вопросах совместного ведения (п. 2 ст. 3), будущий двухпалатный Парламент, верхняя палата которого в основном будет состоять "из членов, избранных в Абхазии, Аджарской Автономной Республике и других территориальных единицах Грузии" (п. 3 ст. 4), сложная процедура приостановления деятельности представительных органов самоуправления и территориальных единиц (этот вопрос решает Президент Грузии с согласия Парламента Грузии - подп. "и" п. 1 ст. 73) - все это, по нашему мнению, следует рассматривать как федеративные основы будущего государственного устройства.
Депутаты, принимавшие новую Конституцию, не могли не учитывать того, что в 1995 г. все еще считалось, что Конституция 1921 г. восстановлена. Кроме того, они не могли игнорировать положения своего собственного постановления, где Государственной конституционной комиссии поручалось разработать и представить в Парламент новую редакцию Конституции Грузии 1921 г. Поэтому они подтвердили в преамбуле свою приверженность многовековым традициям грузинской национальной государственности и основным принципам Конституции 1921 г. Новый Основной закон слово в слово заимствует из Конституции 1921 г. положение о том, например, что "формой политического устройства грузинского государства является демократическая республика" (п. 2 ст. 1). Созвучны принципам Конституции 1921 г. принципы неотчуждаемости территории, народовластия, народного суверенитета, верховенства Конституции, разделения властей и т.д., закрепленные в первой главе новой Конституции. Заслуживают внимания те статьи первой главы, в которых регулируются взаимоотношения внутригосударственного и международного права, провозглашаются государственные языки, столица и символы государства, признаются
10
исключительная роль грузинской православной
церкви и вместе с тем полная свобода
религиозных убеждений и
Органическим атрибутом
Как отмечают исследователи законодательства современной Грузии, дух и буква Конституции 1995 г. в целом соответствуют международным
11
стандартам и принципиальным требованиям Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Исходным в отношениях государства
и личности является положение о
том, что общепризнанные права и
свободы человека являются непреходящими
и высшими человеческими
Основная цель всей Конституции, и в особенности ее второй главы (Гражданство Грузии. Основные права и свободы человека) - исключить тиранию государства и обеспечить нормальную жизнедеятельность человека вообще и гражданина Грузии в частности. Основной закон содержит две статьи (ст. 12, 13), посвященные вопросам гражданства Грузии, в которых закрепляются основания приобретения гражданства Грузии (по рождению и путем натурализации), запрещаются двойное гражданство, лишение гражданства Грузии, выдворение из Грузии гражданина Грузии, а также выдача гражданина Грузии другому государству (последнее - кроме случаев, предусмотренных международными договорами).
Разработчики Конституции, обсуждая структуру главы, последовательность расположения прав и свобод, сочли содержание прав и свобод наиболее приемлемым классификационным признаком. В некоторых случаях отступали от этого правила по причине необходимости закрепления гарантий прав и обязанностей, а также возможностей их ограничения.
Традиционно первыми в Конституции излагаются личные (гражданские) права. По мысли создателей Конституции, они призваны гарантировать свободу личности и защиту от посягательств государственных структур или физических лиц.
С некоторой долей условности к личным (гражданским) правам в Конституции Грузии можно отнести: право на жизнь, право на свободное развитие личности, право на свободу, неприкосновенность личности, чести и достоинства человека, охрана личной жизни, неприкосновенность жилища и
12
других владений человека, его рабочего места, личных записей, переписки, переговоров по телефону или с использованием других технических средств, а также полученных с помощью технических средств уведомлений, свобода совести и вероисповедания, свобода передвижения и свобода выбора места жительства.
Конституционные положения, охраняющие жизнь, свободу и достоинство личности, получили свое дальнейшее законодательное развитие. По Конституции, смертная казнь предусматривалась как временная мера наказания и в 1997 г. была отменена Парламентом; принят Уголовно-процессуальный кодекс, подробно регламентирующий пределы и способы ограничения свободы человека, право принятия решения об аресте или ином ограничении свободы передано суду; на передний план выдвигается процессуальная фигура защитника; отменена прописка граждан по месту жительства и т.д.