Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:30, реферат
Конституция Грузии от 24 августа 1995 г. имеет в принципе традиционную классическую внутреннюю структуру и состоит из преамбулы, основной части и переходных положений. В процессе разработки отдельных проектов Конституции изучались различные приемы и виды структуризации, предлагалось деление текста на части, разделы, параграфы и т.д. В окончательном виде Конституция содержит краткую преамбулу, девять глав (109 статей). Все главы имеют свои заголовки, статьи и составляющие их пункты пронумерованы арабскими цифрами, а подпункты озаглавлены в алфавитном порядке.
Перечисленные выше права и свободы принадлежат всем лицам, проживающим в Грузии, поэтому в качестве субъекта этих прав и свобод называются "все люди", "человек", "каждый", "каждый человек".
Несколько отличен подход к регламентации политических прав. Они в основном адресуются гражданам Грузии и имеют целью создать условия для участия в политической жизни общества. По Конституции, к ним относятся: свобода слова; право свободно получать и распространять информацию, высказывать и распространять свои мнения в устной, письменной или иной форме; право без предварительного разрешения собираться публично и без оружия как в помещениях, так и под открытым небом; право на объединение в общественные организации и политические партии; право избирать и быть избранным; право занимать любую государственную должность.
Социально-экономические права и свободы регулируют отношения между индивидами, между государством и личностью преимущественно в сфере
13
социально-экономических
14
Заключение
Конституция Грузии, помимо перечисленных содержит и другие права, которые трудно или весьма условно можно отнести к какой-либо из трех названных групп. Известно, что Грузия - это многонациональная страна, поэтому в текст Конституции вошла ст. 38, которая гласит: "Граждане Грузии равноправны в социальной, экономической, культурной и политической жизни независимо от их языка, национальной, этнической и религиозной принадлежности. В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права они вправе свободно, без какой-либо дискриминации и вмешательства развивать собственную культуру, пользоваться родным языком в личной жизни и публично". В соответствии с Основным законом государство заботится о равномерном социально-экономическом развитии всей территории страны. Однако при этом устанавливаются "льготы, обеспечивающие социально-экономический прогресс высокогорных регионов" (ст. 31).
Естественно предполагать, что учредители Конституции не могли зафиксировать в ней все права человека. Они отразили лишь "основные", но при этом отметили, что "Конституция Грузии не отвергает других общепризнанных прав, свобод и гарантий человека и гражданина, которые в ней не упомянуты, но сами по себе вытекают из принципов настоящей Конституции" (ст. 39).
Категория социальной свободы человека, юридическим выражением которой являются его права и свободы, не является абсолютной, ей всегда сопутствует категория социальной ответственности человека и возможность ограничения прав и свобод.
При осуществлении своих прав лицо не должно нарушать права и свободы других, каждый должен выполнять требования законодательства Грузии,
15
заботиться о защите и сохранении культурного наследия, обязан защищать Грузию - это неполный перечень конституционных обязанностей.
Конституция допускает возможность ограничения прав и свобод во время чрезвычайного или военного положения. При этом следует иметь в виду, что:
а) ограничение допускается лишь
по некоторым конституционным
б) процедура формально-
в) ограничения действуют только в период военного или чрезвычайного положения.
Провозглашение прав и свобод еще не означает, что они осуществляются на деле, ведь общеизвестно: чтобы обеспечить перевод социальных возможностей (прав и свобод), содержащихся в Конституции, в конкретные правоотношения, необходима совокупность принципов, факторов, условий, обеспечивающих эффективную их реализацию. Иными словами, необходима система гарантий. Конкретные гарантии прав и свобод содержатся в определенных статьях Основного закона и в текущем законодательстве.
В процессе разработки Конституции остро обсуждался вопрос о структуре Парламента. Сторонники двухпалатного Парламента ссылались на сложную форму грузинского государства и возможности верхней палаты в стабилизации отношений центра и регионов, на позитивные аспекты законодательного процесса в двухпалатном Парламенте, на более высокий уровень социального представительства и др. Не менее убедительными были аргументы тех, кто выступал за однопалатный Парламент. В итоге было
16
принято компромиссное решение. Конституция (ст. 49) фиксирует однопалатный Парламент, однако:
а) после создания на всей территории Грузии надлежащих условий и формирования органов местного самоуправления Парламент Грузии будет состоять из двух палат - Совета Республики и Сената;
б) Совет Республики будет состоять из членов, избранных по пропорциональной системе выборов;
в) Сенат будет состоять из членов, избранных в Абхазии, Аджарии и других территориальных единицах Грузии, а также из назначенных Президентом пяти сенаторов (ст. 4).
Ныне действующий однопалатный Парламент состоит из 150 членов, избранных по пропорциональной системе, и 85 - избранных по мажоритарной системе. Можно высказать предположение, что смешанная избирательная система, использованная в 90-е гг. на всем постсоветском пространстве, наиболее адекватно отразила и реальное соотношение политических сил, и амбициозные притязания политических партий, и профессиональные намерения политиков - мажоритариев. Об этом свидетельствуют дважды - в 1995 и 1999 г. - проведенные парламентские выборы. Оправданным считают и действие высокого избирательного барьера, вследствие чего повысилась эффективность работы законодательного органа, удалось избежать его политической пестроты, отрицательно оцениваемой в переходный период развития общества.
17
Список используемой литературы