Контрольная работа по "Основы внешнеэкономической деятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 12:20, контрольная работа

Описание

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности обладает своей спецификой по сравнению с регулированием других сфер национальной экономики. Эта специфика обусловлена необходимостью каждого государства считаться с международными нормами и принципами мировой торговли. Любое государство при регулировании внешнеэкономической деятельности с целью своего развития, повышения эффективности экономики, реализации своих национальных интересов не должно ущемлять интересы других стран и обязано действовать в рамках тех правил, которые выработаны международными организациями (ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Всемирной таможенной организацией и др.).

Содержание

Введение...................................................................................................................4
1. Основные виды регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности............................................................................................................8
2. Особенности и задачи нетарифного и тарифного регулирования в РФ.......13
3. Экспортный контроль.......................................................................................26
4. Система валютного контроля...........................................................................32
5. Система органов государственной власти, осуществляющих управление внешнеэкономической деятельностью в России и их основные функции......43
6. Задача 1...............................................................................................................46
7. Задача 2...............................................................................................................48
Заключение.............................................................................................................49
Список использованной литературы..................................................

Работа состоит из  1 файл

Контроша основы внешнеэкономической деятельности.docx

— 79.37 Кб (Скачать документ)

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный  университет сервиса и экономики

___________________________________________

Выборгский  филиал

  Кафедра «Экономики»

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине: Основы внешнеэкономической деятельности

 

 

              

 

 

 

 

 

                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи контрольной работы

Основная  учебная цель контрольной работы – закрепление изученного теоретического материала по курсу мировой экономики  и внешнеэкономической деятельности.

С точки зрения формирования профессиональных качеств  специалиста по связям с общественностью, контрольная работа необходима для:

  • выработки взглядов на отдельные проблемы и вопросы изучаемой дисциплины;
  • овладения терминологией;
  • развития способности четко и сжато в письменной форме излагать суть рассматриваемой проблемы.

 

 

Содержание

 

Введение...................................................................................................................4

1. Основные виды регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности............................................................................................................8

2. Особенности и задачи нетарифного и тарифного регулирования в РФ.......13

3. Экспортный контроль.......................................................................................26

4. Система валютного контроля...........................................................................32

5. Система органов государственной власти, осуществляющих управление внешнеэкономической деятельностью в России и их основные функции......43

6. Задача 1...............................................................................................................46

7. Задача 2...............................................................................................................48

Заключение.............................................................................................................49

Список использованной литературы...................................................................53

 

Введение

 

Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности обладает своей спецификой по сравнению с регулированием других сфер национальной экономики. Эта специфика обусловлена необходимостью каждого государства считаться с международными нормами и принципами мировой торговли. Любое государство при регулировании внешнеэкономической деятельности с целью своего развития, повышения эффективности экономики, реализации своих национальных интересов не должно ущемлять интересы других стран и обязано действовать в рамках тех правил, которые выработаны международными организациями (ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Всемирной таможенной организацией и др.).

Таким образом, границы государственного регулирования  ВЭД определяются, с одной стороны, потребностью расширения национального  экспорта и развития форм международной  кооперации, а с другой - правилами  международных организаций.

Важным  фактором, влияющим как на содержание и формы вхождения России в  мировые хозяйственные связи, так  и на развитие единого рыночного  пространства внутри страны, становится расширение непосредственного участия  регионов РФ во внешнеэкономической  деятельности.

Мировая практика рыночной экономики выработала достаточно эффективные принципиальные подходы и механизмы государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности, хотя в этой сфере  до сих пор сталкиваются две противоречивые тенденции: протекционизма (защита собственного производства от иностранной конкуренции) и либерализма (предоставление возможно большей свободы доступа зарубежных товаров и услуг на внутренний рынок). Государства стремятся к  поиску компромисса между протекционистскими мерами и либерализацией внешнеэкономической  деятельности резидентов и нерезидентов. За последние годы тенденция к  либерализации внешней торговли несколько ослабла; число новых  и более высоких устанавливаемых государствами барьеров в торговле между странами превысило количество отмененных и сниженных ограничений.

В условиях перехода к открытой экономике внешнеторговая деятельность в России осуществляется на принципиально новых, отличных от эпохи государственного монополизма, принципах. Ликвидирована государственная  монополия внешней торговли как  одной из основ социалистической экономики бывшего СССР. Одновременно были ликвидированы и такие ее функции, как централизованное планирование внешнеэкономических связей, их осуществление  небольшой группой (около 50) государственных  монопольных экспортно-импортных  объединений. На смену им пришли общепринятые в мировой практике национальные инструменты регулирования внешней  торговли: лицензирование, контингентирование, таможенная политика. Под контролем  государства остались 1/4 экспорта и 1/3 импорта для централизованных нужд. Но преобладающим во внешнеторговых операциях стал частный сектор.

Все это  является мощным стимулом для развития внешнеэкономических связей. Многие республики, края и области в рамках своих полномочий активно занимаются установлением контактов с зарубежными  партнерами, нарабатывают свою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру, повышают экспортный потенциал1.

Однако  спад промышленного производства, ухудшение  конъюнктуры мирового рынка, отсутствие последовательной государственной  экспортной политики, непостоянность валютного курса рубля отрицательно влияют на структуру и динамику экспорта в стране.

Внешнеэкономическая деятельность России по существу не привела  к расширению и совершенствованию  торгово-экономических отношений  с Западом. Либерализация внешней  торговли расширила круг ее непосредственных участников, но, не усовершенствовав структуру  экспорта или импорта, существенно  ухудшила и то, и другое, на что  наложилось падение уровня производства, прекращение инвестиционной деятельности, развал прежних кооперационных связей, существовавших в рамках бывшего СССР и СЭВ. Выход на мировой рынок многочисленных неподготовленных и неориентированных на интересы страны производителей и посредников, ослабление контроля за стратегическим экспортом сопровождался хаотическим развитием экспортно-импортных операций преимущественно спекулятивного характера, подорвавшим репутацию страны как солидного делового партнера, расхищением национальных ресурсов, наводнением внутреннего рынка зачастую некачественными товарами, утечкой за рубеж многомиллиардных и валютных средств, кране необходимых для расширения рынка и решения внутренних проблем. На деле, роль государства при некотором изменении его функций в переходной экономике возрастает. Если в прежней системе всесильное тоталитарное государство во внешнеэкономической сфере прежде всего осуществляет функцию сохранения сложившейся и разъедаемой усиливающимся кризисом плановой экономики, то в переходном процессе оно призвано активно способствовать формированию новой будущей системы путем регулирования внешнеэкономической деятельности - одной из важнейших составляющих экономики. Ведь один из наиболее потенциальных путей "спасения и процветания" национальной экономики - это интеграция национальной экономики в мировое хозяйство и внешняя торговля.

Тем не менее, не смотря на возникающие трудности, товарооборот России с внешними странами растет. Что говорит о некотором  улучшении экономической ситуации в стране, а так же о развитии и укреплении внешнеэкономических  связей России.

Важной  составной частью стратегического  курса на современном этапе социально-экономических  реформ страны является коренная перестройка  внешнеэкономической деятельности. На основе глубокого и всестороннего  анализа внутренних проблем страны и тенденций в современном  мире раскрывается принципиально новая  роль внешнеэкономических связей на переломном этапе переходного периода к рыночной экономике, необходимость проведения в жизнь более активной, целенаправленной внешнеэкономической политики. Такой подход основан на одной из наиболее существенных объективных общемировых тенденций современности - углублении международного разделения труда, росте хозяйственного общения между странами.

Международный опыт государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности используется в настоящее время  в России. Новое в государственном  регулировании внешнеэкономической  деятельности состоит в самом  подходе к роли государства. Этот новый подход принципиально меняет содержание роли государства, принципов, на которых оно основывается, содержание функций регулирования ВЭД и  их соотношение; появляются новые задачи и методы их решения. Главной задачей  государственного регулирования ВЭД  является формирование ее законодательной  базы, создание благоприятных экономических  и организационных условий для  развития всех видов и форм ВЭД  и повышения ее эффективности. Одновременно усиливается функция контроля со стороны государства за исполнением  субъектами ВЭД действующего законодательства, обеспечения национальной безопасности.

Основанная цель данной контрольной  работы – закрепление изученного теоретического материала по курсу  основы внешнеэкономической деятельности.

К задачам данной контрольной работы относятся:

- рассмотреть особенности реформ  управления и регулирования внешнеэкономической  деятельности в России;

- решить две задачи, в одной  из которых рассчитать таможенную  стоимость, а в другой –  исчислить размер вывозной таможенной  пошлины.

 

1. Основные виды регулирования  и контроля внешнеэкономической деятельности

 

Методы  государственного регулирования ВЭД  по своему характеру делятся на тарифные - те, что основаны на использовании  таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты государственного регулирования ВЭД чаще применяются  при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт2.

Административные  методы. Под административным методом  регулирования понимают систему  организационно-правовых и специальных  мер: количественные ограничения, распределение  квот и лицензий, экспортный контроль в отношении определенных видов  товаров, установление государственной  монополии на экспорт и(или) импорт отдельных видов товаров. С целью  регулирования ВЭД органы государственного управления издают акты правового регулирования  взаимоотношений контрагентов, акционерные  законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих  на внешнем рынке.

Международные торговые договоры. Они определяют общие пути развития экономических  отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и  т. д. В договорах могут быть зафиксированы  долгосрочные соглашения -5 -10 лет и  более - о торговле и других формах взаимодействия. А также практикуется заключение ежегодных протоколов о  взаимных поставках товаров. Соглашения и протоколы, дополняя друг друга, способствуют развитию устойчивого взаимовыгодного сотрудничества.

Наилучшие условия для развития ВЭД обеспечиваются в тех случаях, когда страны предоставляют  друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации. При этом режиме хозяйствующие  субъекты договорившихся сторон используются таможенными, налоговыми и другими  привилегиями в стране партнера.

Таможенные  формальности. В их основе лежит  таможенный кодекс, утверждаемый законодательным  органом. Таможенный кодекс создается  в соответствии с таможенной политикой  государства3. Он определяет общие задачи и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения и использования тарифов, условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенных правил, порядок рассмотрения жалоб. Таможенные формальности являются одним из самых эффективных методов регулирования ВЭД4.

Контингентирование  и лицензирование. Контингентирование экспорта и импорта - это количественные или стоимостные ограничения  экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран.

Лицензирование - это система письменных разрешений выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Лицензирование применяется на определенные периоды  времени по отдельным товарам, включенным в перечень продукции общегосударственного назначения. Генеральные лицензии сроком до одного года получают специализированные внешнеэкономические организации  в соответствии с государственными экспортно-импортными заданиями. Разовые  лицензии выдаются по каждой отдельной сделке на срок, необходимый для ее реализации, но не более, чем на один год5.

Информация о работе Контрольная работа по "Основы внешнеэкономической деятельности"