Контрольная работа по "Основы внешнеэкономической деятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 12:20, контрольная работа

Описание

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности обладает своей спецификой по сравнению с регулированием других сфер национальной экономики. Эта специфика обусловлена необходимостью каждого государства считаться с международными нормами и принципами мировой торговли. Любое государство при регулировании внешнеэкономической деятельности с целью своего развития, повышения эффективности экономики, реализации своих национальных интересов не должно ущемлять интересы других стран и обязано действовать в рамках тех правил, которые выработаны международными организациями (ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Всемирной таможенной организацией и др.).

Содержание

Введение...................................................................................................................4
1. Основные виды регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности............................................................................................................8
2. Особенности и задачи нетарифного и тарифного регулирования в РФ.......13
3. Экспортный контроль.......................................................................................26
4. Система валютного контроля...........................................................................32
5. Система органов государственной власти, осуществляющих управление внешнеэкономической деятельностью в России и их основные функции......43
6. Задача 1...............................................................................................................46
7. Задача 2...............................................................................................................48
Заключение.............................................................................................................49
Список использованной литературы..................................................

Работа состоит из  1 файл

Контроша основы внешнеэкономической деятельности.docx

— 79.37 Кб (Скачать документ)

Текущие валютные операции включают: операции по купле-продаже  валютных ценностей, товаров и услуг, реализации прав на интеллектуальную собственность, расчеты по которым  осуществляются на условиях без отсрочки платежа и не предполагающие предоставление или привлечение заемных средств; переводы средств за границу и из-за границы, процентов, дивидендов и иных доходов от банковских вкладов, кредитов, инвестиций и прочих финансовых операций; переводы средств неторгового характера, охватывая переводы зарплаты, пенсий, алиментов, наследств и другие аналогичные операции; получение и предоставление коммерческих и финансовых кредитов на срок не более 180 дней16.

К валютным операциям, имеющим  отношение к движению капитала, относятся: инвестиции, в том числе приобретение и продажа ценных бумаг; предоставление и получение коммерческих и финансовых кредитов на срок более 180 дней; привлечение  и размещение средств на счета  и во вклады; все иные валютные операции не являющиеся текущими валютными операциями17.

Купля-продажа иностранной  валюты может осуществляться на внутреннем валютном рынке страны. Операции на валютном рынке России проводятся резидентами  через уполномоченные банки по рыночному  курсу рубля к иностранным  валютам в форме межбанковских  сделок, сделок на валютных биржах и  аукционах. Полномочия органов власти и функции банковской системы  следующие.

Общее руководство валютной политикой осуществляют Президент  и Правительство Российской Федерации, которые принимают законодательные  акты в области валютной политики, обеспечивают их соблюдение, распределяют полномочия и функции по управлению валютной сферой внутри страны. Конкретные направления валютной политики определяет Валютно-экономическая комиссия, которая  принимает нормативно-законодательные  акты в области регулирования  валютными операциями и управления валютными ресурсами.

Главным исполнительным органом  валютного регулирования является Центральный банк России, а конкретным исполнителями - уполномоченные коммерческие банки, предприятия организации и граждане. Банк управляет валютными операциями. Выдает коммерческим банкам лицензии на осуществление операций в валюте на территории Российской Федерации и за границей, т.е. предоставляет этим банкам статус уполномоченного банка. Центральный банк России вводит ограничения для коммерческих банков на объемы привлечения кредитов из-за границы; устанавливает им максимальные размеры валютного, процентного и курсового рисков; управляет валютными резервами, находящимися на его балансе; определяет сферу и порядок обращения иностранной валюты на территории страны; проводит все виды валютных операций; регулирует валютный рынок; регулирует курс рубля к иностранным валютам; осуществляет контроль за деятельностью коммерческих банков, вводит единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций; готовит и публикует статистику валютно-финансовых операций Российской Федерации по принятым международным стандартам. При недобросовестном выполнении уполномоченным банком своих функций Центральный банк России может лишить их лицензии на выполнение операций с валютными ценностями и банковское обслуживание расчетов в валюте.

Уполномоченные банки  осуществляют валютные операции в соответствии с лицензией и контроль за соблюдением  клиентами валютного законодательства и представлением ими отчетности о проводимых операциях 

Валютное регулирование  включает порядок владения пользования, пользования и распоряжения валютными  ценностями. Валютные ценности на территории Российской Федерации могут находиться в собственности как резидентов, так и нерезидентов. Право собственности  на валютные ценности на территории Российской Федерации гарантируется и защищается государством наряду с другими объектами  собственности. Валютные средства резидентов должны иметь легальное происхождение. Источниками их являются: валютная выручка от внешнеэкономической  деятельности; взносы в уставный капитал; валютные кредиты от уполномоченных банков и финансовых учреждений и других иностранных юридических лиц; валюта приобретенная на внутреннем валютном рынке за рубли через уполномоченные банки; благотворительные фонды. Валютные средства предприятий и организаций хранятся на валютных счетах и во вкладах в уполномоченных банках и используются ими самостоятельно. Предприятия и организации в праве объединять свои валютные средства на добровольной основе для решения общих задач. Российские и иностранные граждане могут иметь в собственности валютные ценности, ввезенные, переведенные или пересланные в Российскую Федерацию из-за границы, полученные или приобретенные на территории Российской Федерации в законном порядке, хранить на счетах или вкладах в уполномоченных банках и использовать для целей, не запрещенных законом.

Порядок осуществления валютных операций юридическими лицами-резидентами  следующий. Юридические лица-резиденты  могут самостоятельно использовать принадлежащие им валютные ресурсы  на цели, не противоречащие действующему законодательству. Резиденты осуществляют текущие валютные операции без ограничений, а операции, связанные с движением  капитала, - в порядке, установленном  Центральным банком России. Расчеты  за товары между резидентами за проданные  товары не разрешаются, за исключением  случаев, разрешенных Центральным  банком России. Расчеты между резидентами  и нерезидентами могут производится как в валюте, так и рублях. Валютная выручка юридических лиц-резидентов от внешнеэкономической деятельности подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках Российской Федерации.

Юридические лица могут хранить  средства в иностранной валюте на счетах и во вкладах в иностранных  банках. Условия такого хранения устанавливаются  Центральным банком России. Юридические  лица-резиденты, имеющие валютные счета  за границей, обязаны представлять уполномоченным банкам информацию об операциям по этим счетам.

Порядок осуществления валютных операций гражданами-резидентами следующий: ввоз, перевод, пересылка из-за границы  в Россию иностранной валюты и  иных валютных ценностей гражданами-резидентами  с соблюдением таможенных правил не ограничиваются; средства граждан-резидентов в иностранной валюте подлежат свободному зачислению на валютные счета в уполномоченных банках; средства в иностранной валюте, включая находящиеся на счетах граждан-резидентов в уполномоченных банках, могут быть проданы ими за рубли уполномоченному  банку, переведены, а также перевезены или переведены из России с соблюдением  таможенных правил при выезде владельца  счета за границу; допускается на период пребывания граждан-резидентов за границей открытие ими валютных счетов и вкладов в иностранной  валюте за границей.

Сделки с валютными  ценностями между гражданами-резидентами, а также гражданами-резидентами  и гражданами-нерезидентами на территории Российской Федерации запрещены, за исключением случаев: купли-продажи  валютных средств гражданами-резидентами  на внутреннем валютном рынке России через уполномоченные банки; передачи в дар валютных ценностей государству, фондам, организациям на благотворительные  цели; дарения валюты супругу и  близким родственникам; завещания  валютных ценностей и получения  их по праву наследования; приобретения, продажи и обмена в целях коллекционирования единичных иностранных денежных знаков и монет, в том числе  из драгоценных металлов, в порядке, установленном действующим законодательством. Вывоз гражданами-резидентами иностранной  валюты и других валютных ценностей  допускается при соблюдении требований таможенного законодательства. Порядок  осуществления валютных операций на территории Российской Федерации нерезидентами (юридическими лицами и гражданами) состоит в следующем. Нерезиденты  могут беспрепятственно ввозить, переводить и пересылать из-за границы в Россию, а также вывозить, переводить и  пересылать за границу валютные ценности, если указанные валютные ценности были ранее ввезены, переведены и пересланы в Россию из-за границы или приобретены на территории России на законном основании. Средства нерезидентов в иностранной валюте, переведенные или ввезенные в Россию с соблюдением таможенных правил или приобретенные нерезидентами в установленном порядке на ее территории, подлежат свободному зачислению на счета и во вклады в уполномоченных банках и могут без ограничения переводиться через уполномоченные банки за границу. Нерезиденты осуществляют валютные операции, в том числе по куплю-продажу валютных ценностей, только через уполномоченные банки. Средства нерезидентов в рублях, полученные в результате продажи иностранной валюты уполномоченному банку, могут быть проданы обратно за иностранную валюту, а выручка от продажи беспрепятственно переведена или вывезена за границу.

Контроль за правомерностью валютных операций производится Центральным  банком России и Федеральной службой  валютного и экспортного контроля. Уполномоченные банки осуществляют также валютный контроль в пределах своей компетенции. Контроль за полнотой и своевременностью перечисления валютной выручки в Россию и обоснованностью  платежей за границу по внешнеэкономическим  операциям обязаны совершать  также органы Федеральной Налоговой  службы России. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного  законодательства при осуществлении  операций с валютными ценностями.

Основными направлениями  контроля является проверка: соответствия проводимых операций действующему валютному  законодательству и наличия необходимых  для них разрешений; выполнения резидентами  обязательств по продаже валюты государству; особенности платежей в иностранной  валюте; полноты и объективности  учета, отчетности и документации по валютным операциям.

В случае нарушения предприятиями, банковскими и иными финансовыми  учреждениями валютного законодательства и нормативных актов Центрального банка Федеральная служба валютного  и экспортного контроля может применять следующие санкции: наложение штрафа в размерах, установленных валютно-экономической комиссией; лишение банковских и иных финансовых учреждений лицензий на проведение операций в иностранной валюте; лишение предприятий полученных ими лицензий на экспорт и импорт товаров (работ, услуг); привлечение должностных лиц и граждан, совершивших нарушение или не принявших надлежащих мер для соблюдения норм валютного регулирования, к уголовной и административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

В мире существуют 3 основных режима валютного курса:

  • фиксированный,
  • плавающий и
  • ограниченно плавающий.

В режиме фиксированного обменного  курса, доминировавшем в прошлом  столетии, учреждения, проводящие денежную политику, фиксируют относительную  цену отечественной и иностранной  валюты. Для поддержки паритетного  курса центральный банк берет  обязательство покупать или продавать  иностранную валюту по данному курсу. Примером валюты с фиксированным  курсом может служить аргентинское песо.

В режиме плавающего курса  учреждения, проводящие денежную политику, не принимают обязательств по его  поддержанию на заданном уровне. Колебания  спроса и предложения денег отражаются в изменениях валютного курса. Если центральный банк совсем не покупает и не продает иностранную валюту, то такой режим называется "чистым" плаванием. Если же центральный банк осуществляет валютные операции, то такой  режим называется ограниченно плавающим.

Только в 26 из 155 стран, входящих в МВФ, валютные курсы являются свободно плавающими (хотя центральные банки  продолжают на валютных рынках и регулировать движение валютных курсов).

По мнению известного западного  экономиста П. Кругмана, "неконтролируемый рынок не может использовать всю имеющуюся информацию и, таким образом, устанавливает валютный курс на экономически неверном уровне; так как это может неблагоприятно сказаться на потреблении и инвестициях и ухудшить экономическую активность, рынок должен быть защищен от самого себя". Таким образом становится ясно, что отсутствие валютного регулирования обязательно отрицательно сказывается на внешнеэкономической деятельности как определенных стран, так и вообще.

Официальное регулирование  валютного курса основано на том  мнении, что официальные власти лучше, чем рынок, справляются с нахождением  долгосрочного равновесного значения валютного курса.

Вообще, валютная политика должна быть направлена на решение следующих  задач:

  • сглаживание резких краткосрочных колебаний;
  • остановка волны чрезмерной спекуляции, вызванной изменением экономической ситуации;
  • прекращение тренда на валютном рынке;
  • установление целевого значения валютного курса;
  • сопротивление валютным колебаниям, в случае когда они превышают определенное допустимое изменение;
  • стимулирование начала определенного ценового тренда, оправданного экономической ситуацией.

Валютный курс представляет собой цену, относящуюся к двум странам, поэтому валютная политика одной стороны может иметь  серьезные последствия для других стран. В целях недопущения манипулирования  своей валютой МВФ выработал  ряд рекомендаций, которым его  члены должны следовать при разработке своей валютной политики:

· он должен избегать манипулирования своей валютой с целью неэффективного выравнивания платежных балансов или получения преимуществ в международной конкурентной борьбе;

· он может осуществлять интервенцию на валютном рынке только при необходимости сглаживания краткосрочных колебаний рыночного курса своей валюты;

· при проведении своих интервенций члены МВФ должны принимать во внимание интересы других членов, включая тех, валюты которых также оказываются задействованы в ходе интервенции.

Существуют различные  инструменты регулирования валютного  рынка и первым из них является монетарный. Но, подчинение монетарной политики только целям регулирования  валютного курса может привести к невозможности достижения других целей, таких как регулирование  инфляции и безработицы.

Информация о работе Контрольная работа по "Основы внешнеэкономической деятельности"