Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:05, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена соседством России и Японии, состоянием современных политических, экономических и культурных отношений между странами, интересом к ним со стороны общественности. В печатных и электронных изданиях часто возобновляются дискуссии по поводу заключения мирного договора между Россией и Японией, неизменно сводящаяся к определению принадлежности части островов Курильской гряды (Итуруп, Кунашир, Шикотан, острова Хабомаи) одному из двух государств.
Глубоко засевший в общественном сознании стереотип состоит в том, что за острова Россия может получить большие кредиты и инвестиции от Японии и исправить катастрофическое социально- экономическое положение на Дальнем
Востоке. Подобно диалогу героев Ильфа и Петрова спор идет по принципу
"утром деньги
- вечером острова" или наоборот:
"утром острова - вечером деньги".
Представляется, однако, что на деле
взаимозависимость этих двух
моментов имеет совершенно
Я думаю, что
сейчас мы находимся на бескомпромиссно-
Предлагались идеи о создании совместного управления с целью развития
Южных Курил. Соглашения
об этом должны быть зафиксированы на
уровне международного договора, который,
в свою очередь, необходимо рассматривать
как часть реализации программы по заключению
мирного договора.
И еще одно немаловажное замечание: с российской стороны к управлению
Курилами наряду с федеральными должны быть привлечены и представители
Сахалинской области, а с японской стороны - представители префектуры
Хоккайдо, ближайшей
к этим островам территории Японии.
Выходов теоретически может быть три
Первый: официально поместить проблему под сукно и заключить договор, как бы он ни назывался, в обход ее, а то и вообще обойтись без договора. Ничего необычного здесь нет - у Японии есть территориальные проблемы со всеми соседями (а их всего три - Россия, Корея и Китай) и с двумя последними вопрос о спорных островах тоже есть и лежит именно под сукном. Но с Россией этот вариант неприемлем для Токио из-за настроений избирателя - он может привести к падению премьера, правящей партии или к еще большим потрясениям, которые Москве тоже не нужны.
Второй: решить проблему в варианте, приемлемом для Японии. Тогда потрясения произойдут в России, и это опять же не нужно Токио. (В обеих столицах уже давно поняли, сколько выгод несет сотрудничество двух соседних государств - вообще Москва и Токио переживают некий нескончаемый "медовый месяц" во множестве сфер, от военной до театральной, то есть у России и Японии есть что терять в случае скандала.)
Третий: наметить
новый срок расплаты - год, два, пять
- в надежде, что за это время
что-нибудь да произойдет, хотя бы то, что
"территориальная проблема" сдвинется
в глазах общественного мнения еще дальше
на задний план. В конце концов, разве это
не происходит в последнее время, разве
не очевиден спад нездорового возбуждения
по поводу судьбы Курил и в России, и в
Японии, разве не отодвигаются они на второй,
третий и так далее план отношений? Это
плохой вариант, но если лучшего - четвертого
- не просматривается, что ж...3
На данный момент достигнуты конкретные шаги в частности, Россия и
Япония подписали
программу совместного
Курильских островов. Программа была подписана в понедельник в Токио в2000 году в ходе официального визита в Японию президента России Владимира
Путина.
Об этом сообщил
на пресс-конференции вице-
Документ подписали
высокопоставленные представители
внешнеполитических ведомств двух стран.
Заместитель руководителя
президентской администрации Сергей Приходько
сообщил журналистам, что эта программа
имеет "рамочный характер". По его
словам, в дальнейшем стороны будут заключать
соглашения и подписывать контракты по
конкретным проектам сотрудничества на
Южных Курилах.
Заключение
После появления на мировой арене нового государства - Российской
Федерации - можно
было предположить, что его облик
в глазах японцев не будет таким
негативным, как его предшественника
- Советского Союза. Однако это предположение
оказалось ошибочным. Вместо коммунистического
СССР, пришла демократическая Россия,
но имидж ее в Японии значительно уступает
имиджу СССР в конце 80- начале 90 годов.
Нерешенная территориальная проблема, постоянное откладывание визита президента России Б. Ельцина в Японию - все это негативно сказывалось на восприятии японцами России. Наверняка Япония ожидала, что с развалом СССР будет решена и уйдет в прошлое территориальная проблема. Но этого не случилось. С появлением на мировой арене России, у Японии не только остались нерешенные вопросы, но и появились новые. Необходимо развивать отношения двух стран, для этого надо убедить российское и японское население в том, что это отвечает их национальным интересам.4
Пути решения территориальной проблемы ищут все, кто интересуется вопросами российско-японских отношений. Предлагаются различные варианты, в том числе и совместное пользование островами. На мой взгляд, Японии нужны
Курильские острова
чисто из экономической выгоды. Ведь
это богатейший рыбный район всего
Дальнего Востока. Континентальный шельф
этих островов обладает колоссальными
морскими ресурсами. Пока этот район является
территорией России, браконьерская деятельность
со стороны Японии не прекращается. Сейчас
уже российские браконьеры вылавливают
морские богатства Курильских островов
для Японии.
Япония просит о передаче только четырех островов, гряды Хабомаи, имеющие русское название - острова Малой Курильской гряды Мне кажется, что
Южный Сахалин и Курильские острова надо все же закрепить за Россией, на основании Ялтинских решений.
Хотя справедливости
ради отметим, что территориальная
проблема не может быть решена выгодно
для обеих сторон.
Список
использованной литературы
1. Абазов Р. Политика России в АТР - смена парадигм//Мировая Экономика и Международные отношения. – 1997. - №2. – С. 23-35.
2. Белоконь Ю. “Открытость экономики и экономический прогресс, опыт Японии и азиатских НИС”// Мировая Экономика и Международные отношения . – 1997. - №1. – С. 118-125.
3. Галузин М. “Наши дела с Японией”// Международная жизнь. – 2000. - №3. – С. 89-101.
4. Иванов А. “Большая Азиатская четверка”// Международная Жизнь. –1998. - №9. – С. 52-60.
5. Ильин В. ««Северные территории» на юге российских островов»// Рос. Газета. – 30 января 2002. - №18. – С. 3.
6. Кожевников В.В. Российско-японские отношения в XVIII—XIX веках / Науч. ред. Е.В. Верисоцкая. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1997. — 111 с.
7. Кожевников В.В. Российско-японские отношения на современном этапе: Проблемы и поиски решений / Отв. ред. В.Л. Ларин; Рецензенты: Б.М. Афонин,
8. Того Такэхиро. “Япония и Россия в XXI веке”// Мировая экономика и
Международные отношения. – 1997. - № 5. – С. 16-26.
9. Чугров С. “Мир после Холодной войны в концепциях японских политологов”//Мировая Экономика и Международные отношения. – 1999. - №9. – С. 98-108.
10. Larin V. L. Northeast Asian Studies in Vladivostok: Present Situation and Major Trends // Asian Research Trends. – 1996. - № 6. – P.71-96. — Англ. яз.
11. Российскому президенту и японскому премьеру придется к вечеру во вторник решить что делать дальше с территориальной проблемой” [Электронный документ]
http://www.asiainfo.narod.ru/
12. Алексей Арбатов “Курильское лезвие Российско-японских отношений” [Электронный документ]
htth://www.Yabloko.Ru./pub/
Приложение
Приложение
1