Место Гвинеи-Бисау в системе международных экономических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2011 в 16:22, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является детальный анализ места Гвинеи-Бисау в международных экономических отношениях. Анализ данной страны актуален и вызывает несомненный интерес, поскольку, на ее примере можно проанализировать тенденцию и предоставить анализ в пользование и изучение другим развивающимися странами, имеющими сходные проблемы, а, следовательно, и сходные пути их решения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………....…...3

1.Основные характеристики Гвинеи-Бисау…………………………………………………….….4

1.1. Особенности географического положения и природно-климатические условия…….…..4

1.2. Описание демографической ситуации…………….…………………………………...…....5

1.3. Государственное устройство и политика……………………..…………………….…..…...7

1.4. Экономическое развитие Гвинеи-Бисау………………..…………………………………...9

2. Участие Гвинеи-Бисау в системе международных экономических отношений………….....13

2.1. Внешняя торговля………………………………..…………………………………..……....13

2.2. Участие Гвинеи-Бисау в международном движении капитала…………….……….….....15

2.3. Участие в международной экономической интеграции…………………..…….….....…..17

2.4. Место Гвинеи-Бисау в системе международного разделения труда………………...…...20

Заключение…………………………………………………………………………………….…....23

Библиографический список……………………………………………………………………..…24

Приложение 1. Карта Гвинеи-Бисау………………………………………………………......26

Приложение 2. Основные показатели демографического развития Гвинеи-Бисау…….….27

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Динамика роста уровня ВВП…………………….…………………………..28

Работа состоит из  1 файл

чистовик-курсовик.doc

— 612.50 Кб (Скачать документ)

      Гвинея-Бисау имеет показатель продолжительности жизни, характерный для слаборазвитой страны. Средняя продолжительность жизни у мужчин достигает 46,07 лет, у женщин едва превышает этот показатель - 49,79 года (2009 г.). Показатель рождаемости для Гвинеи-Бисау более чем двукратно превышает уровень смертности (36,4 рождений на 1000 населения против 16,05 смертей на 1000 населения (2008 г.)). Страна входит в десятку «лидеров» по уровню младенческой смертности (99,82 смертей на 1000 рождений)7.

      В 2008 г. уровень рождаемости составил приблизительно 36,4 рождений на 1000 населения, уровень смертности — около 16,05 смертей на 1000 населения (см. табл. П.2.1).

      По  возрастной принадлежности население  можно разделить на три группы: первая группа состоит из населения  в возрасте до 14 лет  и составляет 40,8%; вторая группа включает в себя население в возрасте от 15 до 64 лет и составляет 56,1%; в третью группу входит население старше 65 лет, которая составляет 3,1% (рис. 1.2.1).

 

      

      Рис. 1.2.1. Возрастная принадлежность в Гвинеи-Бисау.

      Источник: Электронная энциклопедия Wikipedia // http://ru.wikipedia.org.

 

      Республика  Гвинея-Бисау находится среди 50-ти худших стран по уровню образования. Люди в возрасте 15 лет и старше могут читать и писать. Уровень неграмотности в среднем составляет 80% (83% среди женщин и 75,2% среди мужчин). Порядка 70% детей не посещает школу. Лишь 8% населения страны владеет португальским языком8.

      По  этническому составу население  Республики можно разделить на несколько  групп. Более двух третей населения  составляют представители народа баланте (30%) и родственных ему - манджак (13%), пепель (7%), манканья (13%) и др. (16%). Другая обширная этническая группа - кочевники-скотоводы фульбе (20%), европейцы и мулаты меньше чем 1% (рис. 1.2.2). Обе группы населения относятся к нигер-конголезской языковой группе. Кроме них в стране живет 4 тыс. выходцев с островов Зеленого Мыса, 3 тыс. португальцев и др.9

 

      

      Рис. 1.2.2. Этнический состав населения Гвинеи-Бисау

      Источник: Электронная энциклопедия Вокруг света // http://www.vokrugsveta.ru.

 

      Лингвистическая ситуация Гвинеи-Бисау очень сложна и несколько сходна с ситуацией  в Папуа Новой Гвинее. Каждая из присутствующих здесь 16 этнических групп  имеет собственный язык, и некоторые  из них принадлежат отдельному семейству языка. К примеру, некоторые исследователи считают, что манджак, пепель и манканья являются диалектами одного и того же языка, в то время как пиль, балант и мандиго очень сильно отличаются друг от друга. Кроме того, с политической точки зрения, выше этих языков стоит португальский и креол.

      В современной ситуации, португальский  считается официальным языком, а  креол - национальным языком. Другие языки  называют этническими, но, официально, использования этих языков рекомендуется  избегать в пользу португальского или в пользу креола. Это следует из того, что при такой сложной лингвистической ситуации, креол - единственный язык, который фактически объединяет страну, хотя государственным языком является португальский. Весь образовательный процесс проводится на португальском, несмотря на то, что он не родной язык ни для кого. Однако, это - язык письма, и на нем написана история страны. В то же время, нет ничего написанного на этнических языках и почти нет ничего существенного, написанного на креоле. Все 2% гвинейцев говорящих по-португальски, знают его как второй язык. Один обозреватель сказал, что гвинейцы говорят на языке, на котором не пишут (креол или этнический язык) и пишут на языке, на котором не говорят (португальский)10.

      Ситуация  в вероисповедании гвинейцев также сложна. 50% населения исповедуют ислам, 40% — коренные верования, остальные 10% придерживаются христианских верований. Однако, несмотря на разнообразие верований, религиозные конфликты возникают редко11.

      Таким образом, несмотря на неблагоприятную  обстановку на протяжении нескольких лет население Гвинеи-Бисау не уменьшалось, более того, уровень рождаемости рос более быстрыми темпами, чем уровень смертности, что положительно сказывалось на динамике численности населения. Гвинея-Бисау относится к странам второго типа воспроизводства населения (демографический взрыв), как и все страны Африки. Этнический состав страны пестрый, что может свидетельствовать о насыщенности страны различного рода культурами. Основная часть верующих исповедуют ислам (50%). Гвинея-Бисау находится среди 50-ти худших стран по уровню образования, в удаленных от столицы и других крупных городов районах население практически не получает образования, и уровень грамотности остается низким.

       1.3. Государственное  устройство и политика

 

      Полное  наименование - Республика Гвинея-Бисау. Государственный строй - республика. В составе страны - 3 провинции (Северная, Восточная и Южная). Столица - Бисау. Независимость Гвинея-Бисау получила 24 сентября 1973 г. от Португалии (прежнее название - Португальская Гвинея). Национальный праздник - 24 сентября - День провозглашения независимости12.

      Исполнительная  власть принадлежит председателю Государственного Совета, вице-президенту Госсовета  и Совету Министров. Конституция  предусматривает, что президентские  выборы будут проведены в течение двух месяцев. Глава правительства: премьер-министр Карлос Гомиш (с 25 декабря 2008 года). Президент избирается всенародным голосованием на пятилетний срок, премьер-министр назначается Президентом после консультаций с партийными лидерами в парламенте.

      Законодательную власть осуществляют Национальное народное собрание (однопалатный парламент) и  Государственный Совет. Ведущее  место в политической жизни страны занимает Африканская партия независимости  Гвинеи и Кабо-Верде (ПАИГК). В рамках процесса демократизации в стране появился также ряд новых партий13. В стране существуют следующие партии: Африканская партия за независимость Гвинеи-Бисау и Кабо-Верде (PAIGC) (Франшишку); Фронт за освобождение и независимость Гвинеи (FLING) (Франсуа Менди); Движение сопротивления Гвинеи-Бисау - Ба Фата (RGB-MB) (Эльдер Вас Лопеш); Гвинейский гражданский форум (FCG) (Антоньета Роза Гомеш); Международная лига экологической защиты (LIPE) (Альхайе БубакарДьяло, президент); Национальный союз за демократию и прогресс (UNDP) (Абубакер Баль-де, генеральный секретарь); Партия за демократическую конвергенцию (PCD) (Виктор Мандинга); Партия общественного обновления (PRS) (Коумба ЯЛЛА); Союз за перемены (UM) (Жорже МАНН, президент, Энн Саад, генеральный секретарь); Объединенная общественно-демократическая партия (PUSD) (Виктор Сауди Мариа)14.

      Судебная  власть представлена Верховным судом  или Верховным трибуналом (состоит  из девяти судей, назначаемых Президентом); региональными судами (по одному в  каждом из девяти регионов), 24 Секторальными судами.

      Со  времени провозглашения независимости  в 1973 г. Гвинея-Бисау долгое время оставалась однопартийным государством. Правящая партия – Африканская партия Независимости Гвинеи и Кабо-Верде (ПАИГК) доминировала во всех сферах, и только в 1991 г. были приняты поправки к Конституции, вводившие многопартийную систему.

      Конституция 1984 г. утверждала однопартийное правление и государственный контроль над экономикой. Конституционные поправки 1991 г. резко изменили ситуацию. ПАИГК лишилась привилегированного положения в обществе, армия была деполитизирована. Был взят курс на создание рыночной экономики. Вводились прямые многопартийные выборы на пятилетний срок Президента и депутатов однопалатного Национального народного собрания. Поправки к Конституции стали приниматься большинством голосов депутатов собрания. В каждом из девяти районов страны функционировали собрания, которые избираются всеобщим голосованием.

      На  выборах в Национальное народное собрание, проведенных в июле 1994 г., Паигк одержала внушительную победу, получив 62 из 100 депутатских мест. Остальные места получили представители четырех оппозиционных партий. На президентских выборах, проведенных в августе того же года, был переизбран Жуан Бернарду Виейра, правивший страной с 1980.г. Военный мятеж и гражданская война в 1998 г. в конце концов привели к свержению Виейра в мае 1999 г. В феврале 2000 г. переходное правительство передало полномочия лидеру оппозиции Кумба Яла, после того как он был избран Президентом на выборах. В сентябре 2003 г., после трех лет пребывания в должности, Яла был свергнут военными в результате бескровного переворота, и бизнесмен Энрики Роюа был приведен к присяге в качестве временного Президента. В 2005 г. бывший Президент Виейра был вновь избран. Президент взял на себя обязательство добиваться экономического развития и национального примирения. Он был убит в марте 2009 г., новые выборы состоялись в апреле 2009 г.15.

      Гвинея-Бисау  — унитарная республика, состоящая  из восьми континентальных округов  и одного островного, расположенного на архипелаге Бижагош. Столица страны выделена в самостоятельный округ Бисау, являющийся наименьшим по площади, но самым большим по населению.

 

      

      Рис. 1.3.1. Территориальное деление страны Гвинея-Бисау.

      Источник: Электронная энциклопедия Кругосвет // http://www.krugosvet.ru.

 

      Делая вывод, следует отметить, что Гвинея-Бисау  – унитарное государство, в 1991 г. в Гвинеи-Бисау введена многопартийная система, правящая партия - Африканская партия независимости Гвинеи и Кабо-Верде (ПАИГК). Власть в стране разделена на три ветви: законодательная (Национальное народное собрание и Государственный Совет), исполнительная (председатель Государственного Совета, вице-президент Госсовета и Совет Министров) и судебная (Верховный суд или Верховный трибунал, 24 Секторальных суда). Президент избирается всенародным голосованием на пятилетний срок, не более двух сроков подряд, премьер-министр назначается Президентом после консультаций с партийными лидерами в парламенте.

       1.4. Экономическое развитие  Гвинеи-Бисау

 

      Некогда западные экономисты предлагали Гвинею-Бисау  как потенциальную модель развития для стран третьего мира. В середине 1980-х гг. в стране была упразднена командно-административная экономика, а в 1986 г. отменена государственная монополия на торговлю. Страна взяла курс на экономические реформы, одобренные МВФ, включавшие ценовую либерализацию и реформу рынка торговли. Благодаря этому, к 1997 г. инфляция в стране резко пошла на спад16.

      В наследство от колониального прошлого страна получила крайне отсталую экономику, базирующуюся в основном на сельскохозяйственном производстве мелких крестьян. В этой области экономики, не имевшей крупных  плантационных хозяйств, было занято более 90% населения. Обрабатывающая промышленность, энергетика и транспортная инфраструктура были развиты слабо, а горнодобывающей промышленности не существовало вообще. Большой ущерб экономике нанесла длительная колониальная война, в ходе которой разрушалась инфраструктура, уничтожались материальные ценности и сокращалось производство. Доходы на душу населения в 1973 г., когда была провозглашена политическая независимость на части территории страны, составляли лишь около 100 долл./чел.17

      Восстановление  экономики началось в условиях, когда большая часть квалифицированных рабочих, в основном португальцев, покинула страну, создав дополнительные трудности для молодой республики, не имевшей своих национальных кадров. В то же время на родину из соседних государств вернулось большое число беженцев, устройство которых требовало дополнительных материальных и финансовых ресурсов. Борьба народа Гвинеи-Бисау за возрождение страны привела к определенным сдвигам в сфере производства и увеличению выпуска продукции в отдельных секторах экономики. Однако в целом на протяжении всего периода национальной реконструкции, начавшейся в 1974 г. и до конца 80-х годов экономическое положение республики оставалось крайне тяжелым, а нерешенная продовольственная проблема вынуждала страну тратить большие валютные средства на закупки продуктов питания за рубежом18.

      Экономическая политика в Гвинее-Бисау за годы независимости до сегодняшнего дня  претерпела довольно существенные изменения. В ее развитии можно выделить три  основных этапа: первый этап охватывает 1974-1980 гг., второй— 1981-1996 гг., третий начался с 1997 г. Четкой границей между первым и вторым являются события 14 ноября 1980 г., когда Президентом страны вместо Л. Кабрала стал Ж. Б. Виейра. Хотя в целом курс страны на радикальные общественные преобразования не изменился, однако в экономической политике нового руководства стало довольно ясно просматриваться внимание к использованию различных государственно-капиталистических форм в интересах развития национальной экономики.

      Первый  этап экономической политики в республике характеризовался широкой национализацией и курсом на создание государственного сектора во многих отраслях экономики. На втором этапе экономической стратегии страны был определен курс на постепенную денационализацию государственного сектора, расширение смешанного сектора экономики и поощрение частного предпринимательства. На третьем этапе для приостановления экономического кризиса руководство страны приняло следующие основные меры:

Информация о работе Место Гвинеи-Бисау в системе международных экономических отношений