Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2011 в 16:22, курсовая работа
Целью данной работы является детальный анализ места Гвинеи-Бисау в международных экономических отношениях. Анализ данной страны актуален и вызывает несомненный интерес, поскольку, на ее примере можно проанализировать тенденцию и предоставить анализ в пользование и изучение другим развивающимися странами, имеющими сходные проблемы, а, следовательно, и сходные пути их решения.
Введение………………………………………………………………………………………....…...3
1.Основные характеристики Гвинеи-Бисау…………………………………………………….….4
1.1. Особенности географического положения и природно-климатические условия…….…..4
1.2. Описание демографической ситуации…………….…………………………………...…....5
1.3. Государственное устройство и политика……………………..…………………….…..…...7
1.4. Экономическое развитие Гвинеи-Бисау………………..…………………………………...9
2. Участие Гвинеи-Бисау в системе международных экономических отношений………….....13
2.1. Внешняя торговля………………………………..…………………………………..……....13
2.2. Участие Гвинеи-Бисау в международном движении капитала…………….……….….....15
2.3. Участие в международной экономической интеграции…………………..…….….....…..17
2.4. Место Гвинеи-Бисау в системе международного разделения труда………………...…...20
Заключение…………………………………………………………………………………….…....23
Библиографический список……………………………………………………………………..…24
Приложение 1. Карта Гвинеи-Бисау………………………………………………………......26
Приложение 2. Основные показатели демографического развития Гвинеи-Бисау…….….27
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Динамика роста уровня ВВП…………………….…………………………..28
Освоение и эксплуатация лесных ресурсов Гвинеи-Бисау сопряжены с влиянием двух важнейших факторов: спросом на тропическую древесину на мировом рынке и потребностями местного населения в древесном топливе33. Дело в том, что высокие цены на другие альтернативные источники топлива (нефть, газ и т.д.) и неразвитость топливной инфраструктуры в стране, склонность населения даже в городах к использованию дров или древесного угля приводят к массовым заготовкам древесины для бытовых нужд, которые превышают вырубку лесов для производства деловой древесины в несколько раз.
Основными покупателями лесной продукции Гвинеи-Бисау являются Китай, Филиппины, а также страны ЕС.
В общем, основными партнерами Гвинеи-Бисау по экспорту являются: Индия - 76,1%, Италия - 1,4%, Южная Корея - 2,0%, Бельгия - 2,0%34.
Как уже отмечалось выше, импорт товаров Гвинеи-Бисау в последние годы имеет тенденцию к понижению. Это связано в основном со снижением деловой активности в стране и уменьшением внешней экономической помощи.
В течение 1993-1997 гг., импорт в среднем составлял более 80 млн. долл. в год, но понизился до 71 млн. долл. в год в течение 2002-2003 гг. Продукты питания (30%) и средства производства (33%), - основные компоненты общего импорта товаров35.
Дефицит услуг, главным образом отражающих страхование, фрахт и другие издержки импорта, остался приблизительно на том же уровне номинально, а также в процентах к импорту, как и в 1997 г. Условия торговли ухудшились немного в 2003 г. (на 1,5%) благодаря увеличению импортных цен (главным образом нефтепродукты) и только частичной компенсации увеличением экспортных цен36.
Страна экспортирует преимущественно продовольствие и сырье: орехи кешью, продукты переработки масличной пальмы, арахис, копру, шкуры животных и древесину. Стоимость импорта (главным образом промышленных товаров и продовольствия) значительно превышает поступления от экспорта. Главным внешнеторговым партнером была и остается Португалия. Другие партнеры – Сенегал, Кот-д'Ивуар, Испания, Индия, Нидерланды, Китай, Германия и Нигерия. Принятое в 1997 г. решение о введении в денежное обращение франка (КФА) стимулировало развитие торговли с другими африканскими странами37.
Анализируя
вышесказанное, стоит отметить, что
Гвинея-Бисау стремится к
В Республике Гвинея-Бисау, прямые иностранные инвестиции (ПИИ) определяются как любой вклад финансов, ввезенных в страну из внешнего источника с помощью физических или юридических лиц, в целях их собственной коммерческой деятельности или для участия в доле капитала компании, которая уже создана, или вновь создаваемаемой компании38.
Инфляция в Гвинее-Бисау замечательна не своими абсолютными показателями (она колеблется между 50% и 100% в год - для развивающихся стран это далеко не рекорд), а тем, как органично она вписалась в жизнь страны. Повседневные траты - еда и кров - в пересчете на твердую валюту в Бисау всегда обходились примерно одинаково. Сбережения в этой бедной стране со средним годовым доходом менее $200 на душу населения имеют немногие. Так что и люди, и правительство, казалось, вполне смирились с привычной инфляцией. Тем не менее власти Бисау сделали неожиданно резкое движение и ввели в своей стране твердую валюту.
На 1 августа 2005 г. американский доллар по официальному курсу стоил чуть больше 35 000 песо Гвинеи-Бисау39. В этот день правительство республики распрощалось с ненадежной национальной валютой и ввело новую, которая тоже называется "песо Гвинеи-Бисау", но приравнено к франку Африканского финансового сообщества (КФА). Франк КФА (коллективная валюта, которой пользуются два десятка африканских стран, в том числе и многие соседи Гвинеи-Бисау) жестко привязан к французскому франку в соотношении 100:1. Таким образом, и песо Гвинеи-Бисау отныне приравнено к устойчивой валюте, хотя и не напрямую.
Ввоз и вывоз этой валюты за пределы страны запрещен. Кроме этого, никаких валютных строгостей на границе нет. Иностранные деньги можно ввозить в любых количествах, а поскольку оформление таможенных деклараций на них не требуется, то и вывоз СКВ происходит совершенно свободно. Обязательного обмена некоторой суммы в СКВ на местные дензнаки, как это практикуется в странах-соседях по континенту, в Гвинее-Бисау не требуется.
Банки страны обменивают наличные деньги и дорожные чеки. Найти учреждение, обслуживающее кредитные карты, очень трудно. Зато нет недостатка в частных “менялах”. Теоретически их деятельность незаконна, но полицейские не вмешиваются в эти дела, если только сделки не совершаются у них на глазах. При соблюдении минимальных предосторожностей пользоваться услугами "черного рынка" в Гвинее-Бисау так же безопасно, как и банковскими. Это даже позволяет сэкономить время: частные “менялы” работают быстрее, без очередей40.
Международный валютный фонд также предоставляет данные о прямых иностранных инвестициях в стране, в своем платежном балансе, в статистике. Инвестиционный кодекс в Гвинеи-Бисау, обеспечивает стимулы для инвестиций и гарантии против национализации и экспроприации41.
Обмен счетами осуществляется с разрешения Центрального банка западноафриканских государств - ЦБЗАГ. Платежи и переводы, как правило, свободны от ограничений. Правительство должно разрешить проблемы по вывозу капитала. Капитальные трансферты для членов Западноафриканского экономического и Валютного союзов являются неограниченными. Правительство должно учитывать личное движение капитала между резидентами и нерезидентами, такое, как персональные кредиты, подарки или наследство, передача имущества. В целом, можно сказать, что страна обладает умеренными барьерами по сравнению с мировыми стандартами.
В стране достаточно потенциала для развития индустрии туризма. Этот сектор имеет некоторые возможности, которые включают глубоководную рыбалку и подводное плавание, операции по исследованию архипелага. В стране, кроме того, есть исторический и архитектурный интерес. Этот сектор пока еще не разработан. Для повышения его информационно-пропагандистской деятельности в мире и расширения торговых возможностей, Гвинея-Бисау является членом Экономического сообщества западноафриканских государств и Межгосударственного Сахалинского Комитета42.
Таким
образом, можно говорить о непосредственном
участии Гвинеи-Бисау в
Для
анализа вовлеченности Гвинеи-
Первостепенное
значение для экономики Республики
Гвинея-Бисау имеют
Африканское экономическое сообщество. Сотрудничество и интеграция в Африке существенно отличаются от подобных процессов в других регионах. С 1950-60-х гг. да и в настоящее время существует идея общеконтинентального подхода к интеграции, при этом на протяжении 1960-80-х гг. африканские теоретики развивали идею опоры на собственные силы, т.е. интеграция должна позволить освободиться от влияния ведущих мировых держав, вывести африканские государства из неэквивалентного обмена. Однако результаты были незначительны, интеграция была затруднена. Доля внутрирегиональной внешней торговли на 1993 г. составляла приблизительно 5%43. Это вызвано характерными чертами экономик африканских стран: монокультурность и однотипность экономических структур. Для преодоления данных трудностей в 1991 г. было подписано соглашение об Африканском экономическом сообществе, которое было ратифицировано в 1994 г. Главная цель создания данного сообщества - создание экономического союза, как высшей цели интеграции. Для достижения главной цели намечено преодолеть несколько стадий интеграции, такие как таможенный союз, общий рынок, единый валютный союз. Предполагается, что переходный период составит 34 года и продлится до 2025 г. Между тем, региональное сотрудничество в настоящее время развивается через субрегиональные группировки, одной из которых является ECOWAS44.
Экономическое сообщество государств Западной Африки. Организация создана в 1975 г., в состав входят 16 государств Западной Африки, в том числе Гвинея-Бисау. Основное направление деятельности данного сообщества – создание общего рынка, экономического и валютного союза, осуществление программ валютного сотрудничества и либерализация региональной торговли. В рамках этой организации создан Фонд сотрудничества, компенсации и развития. Таможенные пошлины были отменены на 80% взаимопоставляемой продукции, но внутрирегиональный оборот между участниками составляет всего 5%, на этом основании можно утверждать, что значение группировки не столь велико как планировалось при ее создании. Большое значение в рамках ECOWAS имели проекты в области электроэнергетики, в горнодобывающей промышленности, дорожном строительстве. Был установлен свободный режим перемещения граждан и их имущества, создан банк с уставным фондом в 100 млн. долл. США.
Западноафриканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА)45. Организация создана в 1994 г., в состав входили 7 стран: Бенин, Буркина-Фасо, Кот д’Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал и Того. Целями и основными направлениями деятельности ЮЭМОА являются: экономическая интеграция путем координации экономического развития и экономической политики стран-членов посредством введения многосторонней системы контроля, а также создание общего рынка на основе введения общих таможенных тарифов, проведения совместной торговой политики, обеспечения свободного движения товаров и услуг, людей и введение свободы места жительства. Страны-члены данной организации используют одну валюту – франк КФА, а также имеют единый центральный банк. В середине 1990-х годов Гвинея Бисау присоединилась к ЮЭМОА. Данный союз позволяет Республике Гвинея Бисау, как и остальным членам, облегчить процедуру осуществления внешнеторговых сделок, снизить издержки связанные с разницей валютных курсов, а также избежать так называемых валютных рисков в процессе международной торговли46.
Страны-члены ЮЭМОА имеют также единый фондовый рынок, главным инструментом регулирования которого является Региональная фондовая биржа Западной Африки47. Данный инструмент является новым для стран Африки и способствует проникновению в данный регион современных рыночных механизмов купли-продажи акций различных компаний региона.
Положение
страны в различных международных
организациях мирового масштаба можно
характеризовать как
Воздействие
Организации Объединенных Наций
на Республику Гвинея-Бисау осуществляется
через своеобразное «представительство»
ООН в Африке – Экономическую
комиссию ООН для Африки (ЭКА). Данная
организация создана
- содействие экономическому и социальному развитию в Африке;
-
проведение исследований по
-
практическое осуществление
-
сотрудничество с
- создание многонациональных центров по планированию и оперативному управлению, действующих в качестве региональных бюро по реализации региональных программ развития. Один из таких центров, отвечающих за действия данной организации в Западной Африке, расположен в Нигере.
На 4 992-м заседании Совета Безопасности 18 июня 2004 г. в связи с рассмотрением Советом пункта, озаглавленного «Положение в Гвинее-Бисау», Председатель Совета Безопасности сделал от имени Совета следующее заявление: «…Совет выражает свое удовлетворение по поводу прогресса, достигнутого национальными властями в деле восстановления конституционного порядка… Совет Безопасности выражает признательность национальным властям и народу Гвинеи-Бисау за их неизменную приверженность и преданность демократии»49.
Информация о работе Место Гвинеи-Бисау в системе международных экономических отношений