Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 14:36, реферат
Промышленная специализация США в мировом разделении труда
Международный обмен товарами и услугами
Место США в международной миграции рабочей силы
Инвестиционная политика США
Транснациональные корпорации США
США и международная интеграция
Мировой финансовый кризис
Место и роль США в международных экономических отношениях в будущем
Несомненно, также
одной из причин того, почему мощная экономика
США потерпела такой значительный удар,
являются и определенные ошибки предыдущего
руководства, в частности, трата огромных
средств на военные расходы, не дающие
никакой отдачи.
Первопричины же нынешней ситуации следует искать в еще более раннее время. Вышеупомянутый крах «доткомов» способствовал вползанию в рецессию, наступившую в 2001 г. Чтобы выправить ситуацию, находившийся тогда на посту главы ФРС Алан Гринспен снизил ставку за период с 2001 по 2003 с 6.0 до 1 %, при этом правительство увеличило государственные расходы (при снижении налогов), что обусловило стремительный рост дефицита бюджета (до этого в течении нескольких лет сводимого с профицитом) почти в 2.6 раза. Также вырос внешний долг. Дешевые деньги способствовали активному росту как на фондовом рынке, где рост индексов с 2003 г. по 2007 г. составил свыше 60 %, так и на рынке недвижимости, пережившем настоящий спекулятивный «бум», росшего в 2002-2005 г.г. темпами несколько десятков процентов в год. Значительная часть операций по покупке домов превысили реальный спрос и были совершены в надежде на прибыль с учетом роста цен. Банки стали предлагать населению изощренные банковские продукты, переносившие первоначальные платежи в будущее, в ряде банковских продуктах первоначальный взнос при покупке дома был обнулен. Заемщики стали брать кредиты с плавающей ставкой, которая на тот момент казалась невысокой. Рост экономики США в 2005-2006 г.г. составил около 3.2 %. Но экономика «перегрелась» и Гринспен стал постепенно повышать ставку с 1% на середину 2004 г. до 5,25% к лету 2006 г., но проблема в том, что существует значительный лаг между снижением ставки и наблюдаемым эффектом.
Ежемесячные процентные расходы заемщиков за 2003-2006 г. увеличились примерно на 35 %, в среднем c 840 до 1132 долл. В 2007 году за счет роста невозвратов рынок недвижимости пошел вниз, банки стали терять деньги. Переоценив риски банки стали закрывать лимиты друг на друга, ипотечные облигации упали в цене, новые выпуски не нашли покупателей. Таким образом рынке возник дефицит ликвидности, вызванный потерями заемщиков и банков и переоценкой рисков участниками рынка.
Существенным
фактором возникновения кредитного
кризиса в США, по мнению ряда экспертов,
стало широкое использование с начала
1990-х годов высокорискованных производных
финансовых инструментов (derivatives). Их стоимость меняется
вслед за изменением процентной ставки,
цены товара или ценной бумаги, обменного
курса, индекса цен или ставок, кредитного
рейтинга или кредитного индекса, другой
переменной (иногда называемой «базисной»),
а расчёты по деривативам осуществляются
в будущем. Такая
нестабильность и привела к переоценке
существующих активов, чья стоимость практически
ничем не поддерживалась.
В условиях глобализированной экономики, в которой США заняли одно из лидирующих мест, а национальная валюта этой страны стала основой мировой валютной системы, начавшийся в США кризис не мог не повлиять на экономики многих других стран, так или иначе связанных с американской экономикой. В начале декабря 2008 года Статистическое управление Евросоюза сообщило, что ВВП еврозоны в третьем квартале 2008 года снизился на 0,2%, как и в предыдущем квартале: европейская экономика вошла в период рецессии впервые за 15 лет.
VIII. Место и роль США в международных экономических отношениях в будущем
Можно со всей определенностью сказать, что в ближайшее время действия американского правительства будут направлены на преодоление последствий мирового финансового кризиса, среди которых – значительные убытки крупнейших компаний и банков, потеря большого числа рабочих мест и так далее. В связи с этим следует ожидать некоторого уменьшения роли США в международных экономических взаимоотношениях, поскольку их силы будут в основном направлены на внутреннее урегулирование. По словам американского экономиста, преподавателя Чикагского университета Себастьяна Гэя, «в данный момент необходимо вернуть силу экономике, наладить производство, заинтересовать компании, чтобы они создавались и оставались в США, производили товары, знали, что правительство на их стороне и поддерживает конкуренцию и капитализм, старается помочь им преодолеть кризис, а не обязывает их платить еще большие налоги. Лично я не считаю, что сейчас подходящее время для повышения налогов.»
Упоминавшийся выше
Паскаль Салин, придерживающийся того
же мнения, считает, что для решения финансового
кризиса американских властям необходимо
следующее:
- избежать дестабилизирующей
денежно-кредитной политики (необходимо
предотвратить создания
- создать для
людей возможность накопить
Создать возможность для людей сберегать подразумевает, в свою очередь, налоговую политику - менее враждебную по отношению к сбережениям и накоплениям капитала, по сравнению с той, которая существует в большинстве стран. Это учитывается в готовящемся окружением избранного Президентом США Барака Обамы проекте дополнительного стимулирования национальной экономики, который по своему объему и содержанию будет соответствовать масштабу экономического и финансового кризиса в стране. Однако Обама отказался назвать конкретные цифры и размер поддержки частным предприятиям, которые он предлагает утвердить в Конгрессе с целью свести к минимуму последствия кризиса. "Команда экономических советников вырабатывает свои рекомендации на этот счет и будет согласовывать их с Конгрессом и Федеральной резервной системой", - уточнил президент. - "В любом случае речь идет о "большом пакете стимулов", которые призваны вернуть экономику страны в нормальное состояние.» В пакет вошло предложение ввести налоговые послабления, что, по плану Обамы, позволит сократить налоги для 95 процентов американских рабочих.
Пока что основные
меры по преодолению кризиса проводятся
в соответствии с Актом о чрезвычайной
экономической стабилизации, известном
также как План Полсона или План спасения
финансовой системы США. План был разработан
в ответ на серию банкротств крупных финансовых
структур США, таких как ипотечные агентства
Фанни Мэй, Фредди Мак, банки Леман Бразерс,
Вашингтон Мьючел и пр., и предполагает
предоставление Федеральной резервной
системой США займов банкам в размере
700 млрд долларов США.
Кризис, выявивший
слабые стороны американской экономической
системы, заставил пересмотреть и прогнозы
на относительно далекое будущее. В
докладе Национального совета по разведке
под названием "Глобальные тенденции
2025 года: изменившийся мир" рисуется
довольно драматичная картина. По мнению
его авторов, в число которых входят ведущие
американские политологи, экономисты
и футурологи, доминирующее положение
Соединенных Штатов в мировой экономике
и в военной сфере станет делом прошлого. Предыдущий доклад Национального
совета по разведке, который был опубликован
четыре года назад и описывал, каким может
стать мир к 2020 году, исходил из посылки,
что Соединенные Штаты сохранят свое доминирующее
положение в течение этого периода. В нынешнем
докладе его авторы говорят уже о многополярном
мире, в котором такие страны как Китай,
Россия, Индия, Бразилия и Иран будут играть
все более важную роль на международной
арене.
Можно предположить,
что в мире последует постепенный
отход от однополярной глобальной валютной
системы, основанной на долларе. Хотя едва
ли я могу что-либо предполагать с уверенностью.
Разброс мнений ведущих экономистов касательно
будущего места США в мировой экономике
очень велик. Примером тому могут послужить
нижеизложенные мнения.
Американский финансист
Джордж Сорос в Die Welt от 14 октября 2008 года
предрекал относительное ослабление экономики
и упадок США и возвышение Китая: «<…>
В то время как у нас накапливались долги,
они [китайцы] экономили и копили богатство.
Китайцам через какое-то время будет принадлежать
большая часть мира, поскольку они переведут
свои долларовые резервы и вклады в США
в настоящие активы. Это изменит расстановку
сил. Сдвиг власти в сторону Азии произойдет
в результате совершённых Америкой за
последние 25 лет грехов.»
В интервью российскому
журналу The New Times от 18 ноября 2008 года профессор
международной политической экономики
Университета Джона Хопкинса философ
Фрэнсис Фукуяма сказал: «<…>
это не конец капитализма. Я думаю,
это конец „рейганизма“. У Рейгана
было несколько идей, одна из которых состояла
в том, чтобы сократить налоги, но траты
оставить на прежнем уровне: считалось,
что это приведёт к экономическому росту.
И привело, но это же породило и множество
проблем. Другая идея состояла в дерегуляции,
в том числе и в дерегуляции финансовых
рынков. И именно здесь таились самые крупные
ошибки, эти идеи необходимо в корне пересмотреть.
Именно сейчас у американской политической
системы появилась возможность рассматривать
новые пути и новые идеи. <…> в последние
два месяца, когда разворачивался кризис,
доллар на самом деле укреплялся. Почему?
Потому что в условиях ухудшающейся ситуации
в экономиках многих стран инвесторы тем
не менее полагают, что Соединённые Штаты
лучше всего сохранят их сбережения. Я
думаю, что вероятность того, что США потеряют
позицию мирового экономического лидера,
очень мала.»
Источники информации: