Международная экономическая интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:23, курсовая работа

Описание

Актуальность темы заключается, в том, что развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства и экономическая интеграция помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы, улучшить территориальное разделение труда, от обыкновенного экономического сотрудничества, базирующегося, главным образом на торговле, экономическая интеграция отличается дальнейшим углублением всесторонних связей, сращиванием производственных процессов отдельных стран.
Поэтому целью своей работы, я считаю, исследование и анализ форм экономической интеграции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы международной экономической интеграции…………………..3
1.1 Сущность, причины и цели международной экономической интеграции.3
1.2 Формы международной экономической интеграции………………………6
1.3 Основные интеграционные группировки в современном мире, их место в международной экономике………9
Глава 2. Международная экономическая интеграция на примере НАФТА…14
2.1 Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)……..14
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………..25

Работа состоит из  1 файл

международное таможенное сотрудничество.docx

— 45.39 Кб (Скачать документ)

ЕЭП - Европейское экономическое  пространство. Эта организация представляет собой совокупность ряда государств, на территории которых действуют  общие правила хозяйствования, а  также согласованные принципы проведения единой политики в области внешнеэкономических  связей, валютно-финансовой и инвестиционной сферах. Такого рода пространство может  возникнуть в любом регионе мира. В настоящее время оно уже  функционирует на территории стран  Западной Европы под названием Единое экономическое пространство. Соглашение о его образовании было подписано  в 1992г., которое предусматривало  создание единой межгосударственной территориальной  структуры, действующей на основе общих  правил и равных условий конкуренции. Соглашение вступило в силу в 1994г. и  его положения применяются на практике пятнадцатью членами ЕС и тремя членами ЕАСТ, кроме  Швейцарии. Данное соглашение предусматривает  свободное движение капиталов, товаров, услуг и людей согласование политики в области экономики, научных  исследований, потребления, окружающей среды, образования.

ОЭС - Организация экономического сотрудничества. Многостороннее межгосударственное экономическое объединение создано  в 1995г. с целью развития взаимной торговли стран-членов и улучшения  условий для длительного экономического роста в регионе. Членами ОЭС  являются 10государств: Азербайджан, Афганистан, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан. Между этими субъектами международного права осуществляется сотрудничество в сфере промышленности, энергетики, сельского хозяйства, транспорта и коммуникаций, окружающей среды и здравоохранения, образования, науки и культуры.

НАФТА - Североамериканская зона свободной торговли. Интеграционный блок создан в результате Соглашения между тремя государствами Западного  полушария - США, Канадой и Мексикой, вступившего в силу 1 января 1994г. Территория трех государств-членов занимает обширное пространство с населением 370 млн. человек и мощным экономическим потенциалом.Соглашение о создании НАФТА предусматривает свободный доступ к рынкам стран-членов, миграции капиталов и их гарантии, межстрановое оказание услуг, соблюдение прав интеллектуальной собственности, применение государственных закупок. Согласно Соглашению трех государств на протяжении последующих 15 лет почти все торговые и инвестиционные барьеры между ними должны быть сняты, а таможенные пошлины и торговые барьеры отменены.

МЕРКОСУР - общий рынок  стран Южного конуса. Интеграционный союз государств создан на основе Асунсьонского договора, подписанного в 1991г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем, Уругваем в целях создания Зоны свободной торговли и Таможенного союза. Договор предусматривает отмену всех пошлин и нетарифных ограничений во взаимной торговле четырех стран, свободное движение капиталов и рабочей силы, введение единого внешнего тарифа, координацию политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, валютно-финансовых отношений.

 

АТЭС - Азиатско-Тихоокенское экономическое сотрудничество. Образовано в 1989 г. по предложению Австралии в целях поддержания экономического развития стран-участниц, усиления положительного воздействия растущей экономической взаимозависимости стран АТР, в том числе в области услуг, капитала и технологий. Статус этой организации предусматривает укрепление открытой многосторонней торговой системы, увеличение степени либерализации торговли инвестиций в АТР, усиление и стимулирование частного сектора. Деятельность АТЭС заключается в обмене информацией и проведении консультаций о политике и развитии экономики, осуществлении корректировок и сокращении разрыва в экономическом развитии, о разработке стратегий, предусматривающих уменьшение препятствий на пути движения товаров, услуг, инвестиций. В настоящее время членами АТЭС является 21 государство.

АСЕАН - Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Создана в 1967г. и на протяжении 30 лет успешно действует в регионе Восточной Азии. В эту группировку входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Бруней, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Филиппины, Таиланд.

СТЭС - Совет тихоокеанского экономического сотрудничества. Сформирован в 1980 г. по инициативе Австралии и Японии как партнерское объединение представителей бизнеса, государственных органов и исследовательских центров. Членами СТЭС являются 22 государства АТР. СТЭС занимается практическим решением вопросов на уровне правительства и деловых кругов в целях активизации торговли, инвестиций и экономического развития в регионе.

САЭЕ - Совет арабского  экономического единства. Создан в соответствии с Соглашением, подписанным в 1964 г. двенадцатью государствами (Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Кувейт, Ливия, Мавритания, ОАЭ, Палестина, Сирия, Сомали, Судан).

ОПЕК - Организация стран - экспортеров нефти. Образована в 1960 г. на конференции в Багдаде. Устав организации был принят в 1965 г. в Каракасе. В настоящее время членами ОПЕК являются 12 стран: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия.

ОАЕ - Организация африканского единства. Создана в 1964 г. в результате подписания Устава на Конференции глав государств и правительств стран в стран в Аддис-Абебе после многочисленных ранее предпринимавшихся попыток. Членами данной организации являются 53 страны.

САДК - Южноафриканское сообщество развития. Образовано в результате подписания Декларации глав государств и правительств и Договора об образовании  САДК в 1992 г. В состав САДК входят 12 государств: Ангола, Замбия, Легато, Намибия и  др. Договоры, политика и соглашения, принимаемые под эгидой САДК, являются юридически обязательными для всех ее членов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Международная  экономическая интеграция на примере  НАФТА

2.1 Североамериканское  соглашение о свободной торговле (НАФТА)

С 1 января 1994 г. на территории США, Канады и Мексики вступило в  действие соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА). Как  показывает исторический опыт, торгово-экономические  отношения "между тремя странами были и остаются основным фактором развития североамериканского хозяйственного комплекса.

Первой официальной акцией, направленной на активизацию интеграционных процессов в Северной Америке, стала реализация "плана Эббота", целью которого было стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. Этот план был принят в 1947 г. Позже в 1959 г. США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники. Началом следующего этапа развития двусторонних отношений между США и Канадой послужило заключение в 1965 г. соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое, в свою очередь, стимулировало интеграцию и многих других отраслей.

Линия на организацию торгово-политического  объединения США с Канадой  и Мексикой активно начала проводиться  Вашингтоном с конца 70-х гг. Первоначально  речь шла лишь об оформлении энергетического  союза трех стран. Американский Конгресс принял директиву в адрес президента США в законе 1979 г. о торговых соглашениях  изучить перспективы создания Североамериканской зоны свободной торговли. В 80-е годы президенты Р. Рейган и Дж. Буш не раз заявляли о своей поддержке  долгосрочной цели обеспечения свободной  торговли в Северной Америке.В сентябре 1988 г. после нелегких трехлетних переговоров было подписано американско-канадское соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому в течение 10 лет между США и Канадой должна была сформироваться зона свободной торговли.

Изменение политической и  экономической ситуации в мире в  конце 80-х годов, активизация интеграционных процессов в Европе и Азиатско-тихоокеанском  регионе, растущая конкуренция со стороны  Японии, социально-политические реформы  в странах Латинской Америки  снова подняли вопрос об экономической  взаимозависимости США, Канады и  Мексики, о необходимости "возврата" американского бизнеса в Западное полушарие и в конечном итоге  о создании Североамериканской зоны свободной торговли, которая, по словам бывшего президента США Б. Клинтона, "станет основой для продвижения к объединению всей Латинской Америки - с населением 700 млн человек - в торговую единицу, которая принесет процветание всем народам, проживающим на американском континенте". Необходимо отметить, что при подготовке договора Мексика,

Канада и США рассматривали  значение, потенциал НАФТА с различных позиций.Для США североамериканское соглашение призвано обеспечить приращение не только экономической, но и геополитической мощи Соединенных Штатов. Оно - составная часть стратегической политики США, направленной на достижение широкомасштабных целей: свободное движение американских товаров и услуг, свободный доступ для американских инвестиций, защита прав интеллектуальной собственности, рост конкурентоспособности, использование новых региональных сравнительных преимуществ за счет объединения высоких технологий и инвестиций США с дешевой рабочей силой Мексики и дешевыми изобильными природными ресурсами обеих стран-соседей. Бывший помощник по экономическим вопросам государственного секретаря США

 

Для Мексики НАФТА была необходима для успешного выполнения экономических реформ, модернизации экономики. В прошлом Мексика  была страной, зависимой от экспорта нефти, сегодня она является чистым экспортером промышленных товаров, что обеспечивает устойчивый экономический  рост. В ходе переговоров Мексика  добивалась обеспечения надежного  доступа на крупнейший в мире рынок (с перспективой вытеснения оттуда "азиатских тигров"), увеличения потока инвестиций, включая возврат  мексиканских капиталовложений, а также снижения уровня защиты рынка США. Участие Канады в переговорах предоставляло для Мексики возможность открытия нового экспортного рынка и источника ПЗИ. Кроме того, создание ЗСТ может обеспечить более надежный инвестиционный климат в Мексике, а значит, привлечет капиталы и из третьих стран.

Заинтересованность Канады в заключении НАФТА связана с  возможностью не только сохранения преимуществ CUSFTA, но и модификации некоторых  ее положений, а также обеспечения  надежного доступа своих товаров  на мексиканский рынок, а в будущем  на быстрорастущие рынки латиноамериканских стран.

На новом "витке цивилизационной  эволюции", на этапе заключения НАФТА  США, Канада и Мексика признали необходимость  укрепления взаимной дружбы и сотрудничества; содействия гармоничному развитию мировой  торговли; создания расширенного и  надежного рынка для своих  товаров, услуг и капиталов; устранения препятствий в торговле; установления четких и взаимовыгодных правил ведения  торговли с тем, чтобы обеспечить стабильное развитие экономики, способствовать инновационным процессам, повысить уровень жизни населения.Таким образом, НАФТА - первое соглашение, подписанное между развивающейся страной и двумя высокоразвитыми странами. По своему экономическому потенциалу США занимают первое место в мире, на них приходится около 85 % ВВП и промышленного производства трех стран НАФТА. Канада занимает 6-7 место в мире, в то время как Мексика не входит и во вторую десятку развитых стран мира. В то же время асимметричность взаимозависимости, обусловленная слабым интеграционным взаимодействием Канады и Мексики и доминирующим положением США, сделали НАФТА непохожей на другие интеграционные группировки.

2.2 Предпосылки  и особенности североамериканской  интеграции

К целям НАФТА относятся:

- "снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению товаров и услуг между странами;

- установление справедливых условий конкуренции в рамках ЗСТ;

- значительное увеличение возможностей для инвестирования в странах - членах соглашения;

- обеспечение необходимой и эффективной системы защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран;

- эффективное выполнение и применение данного соглашения для урегулирования споров;

- установление рамок для будущего регионального многостороннего сотрудничества с целью расширения и усиления преимуществ данного соглашения".

НАФТА предусматривает программу  по устранению тарифных барьеров, которая  включает в себя четыре этапа. На первом этапе часть тарифных ограничений  будет устранена немедленно с  подписанием Соглашения; на втором - в течение 5 лет; на третьем - в течение 10 лет и на последнем долгосрочном этапе - в течение 15 лет.

На первом этапе США  должны немедленно устранить 84 % тарифов  на мексиканский экспорт, за исключением "нефтяного экспорта" и на 79 % канадского экспорта. В свою очередь, Мексика должна я ликвидировать 43 % тарифных ограничений на американские товары и 41 % - на канадские товары, из которых 80 % представляют основной капитал (машины и оборудование, электронные  детали, транспортные средства) и химические товары.

На втором этапе США  и Канада ликвидируют тарифы почти  по 1200 видам товаров (включая продукцию  автомобильной и текстильной  промышленности), которые в 1991 г. составляли 80% мексиканского "нефтяного экспорта". Мексика, в свою очередь, должна устранить  тарифные ограничения почти по 2500 видам товаров, доля которых в  экспорте США И Канады составляет соответственно 18 и 19 %.

На третьем этапе США  и Канада планировали снятие тарифных| ограничений на 12 и 7 % мексиканского "нефтяного экспорта", одновременно Мексика должна снять тарифы на 48 % американского и канадского экспорта.

В течение долгосрочного  периода каждая из трех стран устранит | оставшийся 1 % тарифных ограничений  на импорт особых "чувствительных" товаров (зерно, порошковое молоко, фасоль для Мексики; молочные продукты и  птицу - для Канады; фрукты и овощи - для США).

С точки зрения мексиканского  правительства, устранение тарифных ограничений  во взаимной торговле по данной схеме  будет способствовать созданию устойчивого  предпринимательского климата для  мексиканских производителей и принятию рациональных инвестиционных решений. Кроме того, у Мексики появится возможность модернизации экономики  и ее адаптации к новым условиям хозяйствования.

Информация о работе Международная экономическая интеграция