Международная экономическая интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:23, курсовая работа

Описание

Актуальность темы заключается, в том, что развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства и экономическая интеграция помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы, улучшить территориальное разделение труда, от обыкновенного экономического сотрудничества, базирующегося, главным образом на торговле, экономическая интеграция отличается дальнейшим углублением всесторонних связей, сращиванием производственных процессов отдельных стран.
Поэтому целью своей работы, я считаю, исследование и анализ форм экономической интеграции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы международной экономической интеграции…………………..3
1.1 Сущность, причины и цели международной экономической интеграции.3
1.2 Формы международной экономической интеграции………………………6
1.3 Основные интеграционные группировки в современном мире, их место в международной экономике………9
Глава 2. Международная экономическая интеграция на примере НАФТА…14
2.1 Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)……..14
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………..25

Работа состоит из  1 файл

международное таможенное сотрудничество.docx

— 45.39 Кб (Скачать документ)

Необходимо учитывать  также необходимость устранения нетарифных ограничений, затрудняющих свободное движение товаров между  странами. Согласно НАФТА "если иное не предусмотрено соглашением, ни одна страна не может применять ограничения на импорт любых товаров из другой страны или на экспорт любого товара в другую страну, за исключением случаев, предусмотренных статьей XI ГАТТ". Достижением НАФТА является устранение дискриминации в отношении мексиканских товаров при их импорте на рынок США и Канады. В свою очередь, отмена импортных лицензий в Мексике способствует увеличению объемов и повышению эффективности американского и канадского экспорта.

В рамках НАФТА установлены  общие правила определения страны происхождения товара, согласно которым  товар будет считаться произведенным  в данном регионе, если он подвергся  существенной переработке различными методами в одной из трех стран (в  зависимости от метода доля североамериканского  компонента в стоимости товара должна составлять не менее 50-60 %). Особые правила  определения страны происхождения  товара предусмотрено применять  к продукции особых отраслей промышленности: производство компьютеров, автомобилей и украшений.Одной из особенностей ЗСТ является то, что, несмотря на основную цель ее создания - полную либерализацию торговли между странами, она допускает некоторые исключения. В ходе переговоров стороны настаивали на исключении из НАФТА ряда отраслей: культуры - со стороны Канады, морских перевозок - со стороны США, нефтяной промышленности - со стороны Мексики. Для Мексики нефтяная отрасль является стратегической. Государство имеет исключительное право на инвестиции в данную отрасль и имеет значительное присутствие в ней в лице государственной компании REMEX. США стремились добиться разрешения на вложение капиталов по крайней мере в отельные сектора мексиканской нефтяной промышленности. Руководителям мексиканского государства все-таки удалось настоять на сохранении основной части ограничений на капиталовложения в нефтяную промышленность.

В качестве так называемых соглашений в рамках НАФТА рассматривались  вопросы торговли услугами, движения инвестиций, права интеллектуальной собственности. Движение инвестиций. На протяжении многих лет дискуссии  по вопросам инвестирования являлись источником разногласий между США, Канадой и Мексикой. Что касается США и Мексики, споры в связи  с национализацией промышленности и экспроприацией иностранных инвестиций оставили своеобразное наследие в виде недоверия. Однако в результате урегулирования проблемы задолженности и существования  потребности в новых фондах ограничения  на иностранные инвестиции в Мексике стали рассматриваться как препятствия для необходимого для экономики иностранного капитала.

Согласно НАФТА для  инвесторов североамериканского региона  в каждой из трех стран устанавливается  недискриминационный режим в  том, что касается создания предприятий, приобретения компаний, расширения и  управления.

Одним из достижений НАФТА  является снятие целого ряда ограничений  и требований для иностранных  инвесторов (которые имели место  в Мексике): обязательный экспорт  определенного количества товаров  и услуг, обязательное использование  отечественных товаров и услуг, обязательная передача технологий. Согласно НАФТА инвесторы из США, Канады и  Мексики получают следующие права  с целью более свободного ведения  дел: право на репатриацию прибылей и капитала, право на получение  справедливой компенсации в случае экспроприации, право на урегулирование споров между инвесторами и правительствами  в арбитраже. Однако Мексика сохранит запрет на иностранные инвестиции в  таких секторах, как энергетическая отрасль, железные дороги и др.

Включение в НАФТА раздела, посвященного торговле услугами, имеет  огромное значение для стран-участниц, особенно для Мексики, так как начиная с 80-х годов услуги составляют более половины ВВП страны, а уровень занятости в данной сфере составляет соответственно 60 %. НАФТА охватывает все виды услуг, включая финансовые, исключением являются услуги авиационных и морских перевозок, бухгалтерского учета, архитектуры, наземных транспортных перевозок, консалтинга, инжиниринга, публикаций, коммерческого образования, рекламы, радиовещания, строительства, туризма, здравоохранения, юридических услуг. НАФТА не ослабляет требования по лицензированию и сертификации, но в соответствии с принципом недискриминации лицензирование таких видов услуг, как юридические услуги, медицинские и бухгалтерский учет, должно соответствовать объективным критериям и создавать условия для конкуренции, однако не по национальному признаку. Правда, мексиканские и канадские специалисты не могут работать в США, если они не прошли те же процедуры лицензирования и сертификации, что и американские специалисты. Например, мексиканский архитектор может приехать в

США согласно положению о  временном пребывании специалистов, но он не сможет осуществлять трудовую деятельность, пока не пройдет сертификацию в США. В целях успешного выполнения соглашения была создана институциональная структура НАФТА, которая включает в себя комиссию по свободной торговле, секретариат, а также комитеты: по торговле товарами, торговле сельскохозяйственной продукцией, по санитарному и фитосанитарному контролю, по стандартам, малому бизнесу, финансовым услугам; торговле и конкуренции, рабочие группы: по правилам определения страны происхождения товара, по субсидированию сельского хозяйства; двусторонние рабочие группы Мексика - США, Канада - Мексика и т.д.Центральным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли, которая "следит за выполнением соглашения и оказывает содействие разрешению споров, возникающих при его интерпретации". Она также контролирует деятельность 30 комитетов и рабочих групп. Заседания Комиссии проводятся ежегодно. Министры стран - участниц договорились о том, что содействие работе комиссии будет оказывать координирующий секретариат НАФТА (КСН). По мере расширения объемов торговли увеличивается количество споров и разногласий. НАФТА предусматривает меры по снижению вероятности возникновения торговых споров между странами. Установленный в рамках НАФТА порядок разрешения споров состоит из трех этапов:

- проводятся переговоры между сторонами с целью удовлетворительного разрешения споров;

- если в течение первого раунда переговоров не удается прийти к соглашению, то дело переходит на рассмотрение Комиссии;

- если Комиссия не сможет разрешить спор, то он переходит на рассмотрение специальной группы специалистов, которая состоит из пяти членов и гарантирует справедливое урегулирование споров.Следует подчеркнуть, что в отличие от Европейского союза в НАФТА отсутствуют какие-либо наднациональные структуры и четкие формы регулирования интеграционного взаимодействия. В рамках НАФТА Канада, США и Мексика сохраняют свое внешнеторговое законодательство, и создание таможенного союза не предусмотрено, хотя, как мы видим, содержание договора существенно превосходит цели формирования зоны свободной тор

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Заключение

На основе проведенного анализа  можно сделать следующие выводы:

Международная экономическая  интеграция - это процесс срастания  экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями.

Классические формы международной  экономической интеграции: зоны свободной  торговли, когда отменяются ограничения  между странами - участницами интеграционного  объединения и прежде всего, снижаются  или отменяются вообще таможенные пошлины; таможенный союз, когда наряду с  отменой внешнеторговых ограничений  устанавливается единый таможенный тариф и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих  стран; общий рынок, знаменующийся подписанием договора, охватывающего "четыре свободы" пересечения государственных границ - для товаров, услуг, капитала и людей; экономический союз, когда договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики; высшая ступень региональной интеграции - политический союз, который предполагает превращение единого рыночного пространства в целостное экономическое и политическое образование

НАФТА - первое соглашение, подписанное  между развивающейся страной  и двумя высокоразвитыми странами.

Следует подчеркнуть, что  в НАФТА отсутствуют какие-либо наднациональные структуры и  четкие формы регулирования интеграционного  взаимодействия. В рамках НАФТА Канада, США и Мексика сохраняют свое внешнеторговое законодательство, и  создание таможенного союза не предусмотрено, хотя, содержание договора существенно  превосходит цели формирования зоны свободной торговли товарами. Возможно, именно НАФТА и МЕРКОСУН положат начало всеамериканской зоне свободной торговле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Список использованных источников

1.Интеграция в Западном полушарии / Отв. ред. А.Н. Глинкин. - М.: ИЛА РАН. 2010. - 80 с.

2.Международные экономические отношения/ Е.Ф. Авдокушин. - М.: Юристъ, 2011. - 368 с.

3.Международные экономические отношения: Учебник для Вузов / К.А. Семенов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 454с.

4.Международные экономические отношения: Учебник для Вузов / Е.Ф. Жуков, Т.И. Капаева. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008. - 398с.

5.Международная интеграция / В.Л. Хейфец, А.А. Овденко. - Спб.: ГУАП, 2009. - 68с.

6.Международные экономические отношения - ИНТЕГРАЦИЯ (учебное пособие) Ю.А. Щербанин, К.Л. Рожков, В.Е. Рыбалкин. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 257с.

7.Международная экономика / А.Н. Киреев - М.: Международная экономика, 2007. - 34с.

8.Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2011. - 734с.

9.Модели современных интеграционных процессов/ Н.Е. Овчаренко. - М.: Проспект, 2010. - 451 с.

10.www.tamozhnya.ru

11.www.library.ru

 

 


Информация о работе Международная экономическая интеграция