Международная торговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 02:36, курсовая работа

Описание

В этой связи значительный интерес представляет изучение как теорий, раскрывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене, факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке, так и объективных закономерностей развития мировой торговли. Особую значимость эти проблемы имеют для России и других стран, вставших на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 2
1 Понятие и теория внешней торговли…………………………………... 4
1.1 Понятие внешней торговли……………………………………………. 4
1.2 Теория, сущность и виды международной торговли……………… 4
1.2.1 Классическая теория международной торговли………………… 6
1.2.2 Теория Хекшера – Олина: теория факторов производства…… 8
1.2.3 Неотехнологические теории………………………………………… 9
1.2.4 Теория "цикла жизни продукта" ……………………………………. 10
2 Регулирование международной торговли…………………………….. 12
2.1 Торговые барьеры и их виды………………………………………….. 12
2.2 Протекционизм и его виды…………………………………………….. 12
2.3 Международное регулирование………………………………………. 18
3 Формы расчета…………………………………………………………….. 20
3.1 Банки на международной экономической арене…………………... 20
3.2 Основные функции клирингового банка…………………………….. 21
3.3 Основные функции торгового банка ………………………………… 22
Заключение………………………………………………………………….... 24
Список литературы………………………………………………………….. 26

Работа состоит из  1 файл

Международная торговая политика.doc.doc

— 175.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение………………………………………………………………………. 2
1 Понятие  и теория внешней торговли…………………………………... 4
1.1 Понятие  внешней торговли……………………………………………. 4
1.2 Теория, сущность и виды международной  торговли……………… 4
1.2.1 Классическая теория международной торговли………………… 6
1.2.2 Теория  Хекшера – Олина: теория факторов  производства…… 8
1.2.3 Неотехнологические  теории………………………………………… 9
1.2.4 Теория "цикла жизни продукта" ……………………………………. 10
2 Регулирование  международной торговли…………………………….. 12
2.1 Торговые барьеры и их виды………………………………………….. 12
2.2 Протекционизм  и его виды…………………………………………….. 12
2.3 Международное  регулирование………………………………………. 18
3 Формы  расчета…………………………………………………………….. 20
3.1 Банки  на международной экономической  арене…………………... 20
3.2 Основные функции клирингового банка…………………………….. 21
3.3 Основные  функции торгового банка ………………………………… 22
Заключение………………………………………………………………….... 24
Список  литературы………………………………………………………….. 26
 
 
 

 

      Введение. 

     Почему  государства торгуют? Что составляет основу торговли между странами? В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого    страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как  и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.

     Изложенное  выше вполне справедливо в отношении  мировой торговли, и в определенном смысле этот вопрос можно считать  исчерпанным. В основе более углубленного исследования вопроса "Почему страны торгуют?" лежат   два обстоятельства. Во-первых, экономические ресурсы — природные, человеческие, инвестиционные товары — распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно различаются своей обеспеченностью экономическими ресурсами. Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов.

     Характер  и взаимодействие этих двух обстоятельств  можно легко проиллюстрировать. Япония, например, обладает большой  и хорошо образованной рабочей силой; квалифицированный труд стоит дешево, поскольку имеется в изобилии. В связи с этим Япония способна эффективно производить (с низкими издержками) разнообразные товары, для изготовления которых требуется большое количество квалифицированного труда. Фотокамеры, радиоприемники и видеомагнитофоны —  это лишь некоторые примеры подобных трудоемких товаров. Напротив, Австралия обладает обширными земельными пространствами, но недостаточными людскими ресурсами и капиталом, и поэтому можно дешево производить такие "землеемкие" товары, как пшеница, шерсть, мясо. Бразилия имеет плодородные почвы, тропический климат, там выпадает большое количество осадков, в изобилии имеется неквалифицированный людской труд, то есть все необходимое для производства дешевого кофе. Промышленно развитые страны находятся в лучшем стратегическом  положении в плане производства разнообразных капиталоемких товаров, например автомобилей, сельскохозяйственного оборудования, машин и химикатов. Важно подчеркнуть, что экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем. Сдвиги в распределении ресурсов и технологии могут приводить к сдвигам в относительной эффективности производства товаров в различных странах.

     Теории  международной торговли, ведущие  начало от английской классической политэкономии, прошли в своем развитии ряд этапов вместе с развитием мировой экономической мысли. Однако их центральными вопросами были и остаются следующие:

     что лежит в основе международного разделения труда?

     какая международная специализация является наиболее эффективной для отдельных стран и регионов и приносит им наибольшие выгоды?

     какими  факторами предопределяется конкурентоспособность  страны в мировой торговле?

     Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».

     В современных условиях активное участие  страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

     В этой связи значительный интерес  представляет изучение как теорий, раскрывающих принципы оптимального участия  национальных экономик в международном  товарообмене, факторы конкурентоспособности  отдельных стран на мировом рынке, так и объективных закономерностей развития мировой торговли. Особую значимость эти проблемы имеют для России и других стран, вставших на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле.

     Международная торговля (international trade), является древнейшей формой международных экономических  отношений. По своим масштабам и  значению в общем комплексе мирохозяйственных  связей она продолжает сохранять  важные позиции.

     Углубление  международного разделения труда, специализация и кооперация приводят ко все более высокой степени «открытости» национальных хозяйств, их ориентации на внешние рынки и, следовательно, расширению международной торговли. Это усиливает интерес к международному обмену. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Понятие и теория  внешней торговли. 
 
1.1 Понятие международной торговли.

Международная торговля является формой связи между  товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.

     Структурные сдвиги, происходящие в экономике  стран под влиянием научно-технической  революции, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают  взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям Всемирной торговой организации на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства.

     Под термином «внешняя торговля»  понимается торговля какой-либо страны с  другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

     Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на: торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и  торговлю услугами.

     Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира.

       Однако понятие «международная  торговля» употребляется и в  более узком значении. Он обозначает, например, совокупный товарооборот  промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. П. 

     1.2 Теория, сущность и виды международной торговли.

     Внешняя торговля является важной и исторически самой первой формой международных экономических отношений. Она представляет собой обмен товарами2 между государственно-оформленными национальными хозяйствами.

     В современных условиях в международной  торговле участвуют все субъекты мирового хозяйства. В ее основе лежит международное разделение труда. Развитие международной специализации производства и углубление названного разделения труда (в виде общего, частного и единичного) порождают многообразие форм и направлений международной торговли. Глубокое воздействие на нее оказывает научно-техническая революция, ускорившая качественное преобразование всех элементов производительных сил и сдвиги в географической и товарной структуре мировых товаропотоков.

     Масштабы  участия отдельных национальных хозяйств в международной торговле связаны с уровнем развития в них товарного производства и товарного обращения. Известно, что зачатки товарного производства, товарного обращения и внешней торговли существовали уже при рабовладельческом строе. Однако во всех докапиталистических формациях вследствие преобладания натурального хозяйства в международном обмене участвовала лишь незначительная часть продукции.

     Развитие  товарного производства и рыночной экономики дало мощный толчок к расширению международной торговли как особой сферы товарного обращения - между национальными хозяйствами.

     С развитием рыночной экономики необходимость внешнего рынка возрастает. Формирование крупной машинной индустрии в качестве основы массового производства, углубление разделения труда и специализации, увеличение оптимальных размеров предприятий требуют более активного участия национальных хозяйств в международной торговле по линии как экспорта, так и импорта. Реализация товаров за границей позволяет частично разрешать присущее рыночной экономике противоречия между производством и потреблением. Однако, не будучи полностью разрешенными с помощью экспорта товаров, эти противоречия переносятся в сферу мирохозяйственных связей, что находит выражение в острой конкуренции, характерной для международной торговли.

     Вместе  с тем участие в ней ведет  к интенсификации воспроизводственного процесса в национальных хозяйствах по ряду направлений: усиливается специализация, создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий. Расширение экспорта влечет за собой повышение занятости, что имеет важные социальные последствия.

     Активное  участие в международной торговле создает условия для ускорения прогрессивных структурных сдвигов в национальных хозяйствах. Для многих развивающихся стран (особенно азиатских) рост экспорта стал важной составляющей процесса индустриализации и увеличения темпов экономического роста. Поступления от экспорта - существенный источник накопления капитала на нужды промышленного развития. Расширение экспорта позволяет мобилизовать и более эффективно использовать природные ресурсы и рабочую силу, что, в конечном счете, способствует росту производительности труда и доходов. Вовлечение промышленных предприятий, осуществляющих поставки на внешний рынок, в международную конкуренцию вызывает необходимость постоянного организационно-технического совершенствования их деятельности, повышения технического уровня и качества выпускаемых в стране товаров, что является фактором роста производительности труда и эффективности экономики. В силу этого наиболее высокие темпы экономического развития характерны для тех стран, где быстро расширяется внешняя торговля, особенно экспорт (Германия в 50 - 60-х годах, Япония в 70 - 80-х, новые индустриальные страны Азии в 90-х).

     Одновременно  с этим увеличение внешнеторгового обмена, возрастание роли экспорта и импорта в национальных экономиках способствуют синхронизации экономического цикла в мировом хозяйстве. Взаимосвязь и взаимозависимость страновых хозяйственных комплексов усиливаются настолько, что нарушения в функционировании экономики какого-либо крупного участника мирового рынка неизбежно влекут за собой международные последствия, включая распространение кризисных явлений на другие страны.

     Таким образом, место международной торговли в системе международных экономических отношений определяется тем, что, во-первых, через нее реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей - вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества. Во-вторых, развитие международной торговли товарами, в конечном счете, определяет динамику международного обмена услугами. В-третьих, рост и углубление межрегиональных и межгосударственных взаимосвязей выступают важной предпосылкой международной экономической интеграции. В-четвертых, тем самым международная торговля способствует дальнейшему углублению международного разделения труда и интернационализации хозяйственных связей. 

Информация о работе Международная торговая политика