Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 02:36, курсовая работа
В этой связи значительный интерес представляет изучение как теорий, раскрывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене, факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке, так и объективных закономерностей развития мировой торговли. Особую значимость эти проблемы имеют для России и других стран, вставших на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле.
Введение………………………………………………………………………. 2
1 Понятие и теория внешней торговли…………………………………... 4
1.1 Понятие внешней торговли……………………………………………. 4
1.2 Теория, сущность и виды международной торговли……………… 4
1.2.1 Классическая теория международной торговли………………… 6
1.2.2 Теория Хекшера – Олина: теория факторов производства…… 8
1.2.3 Неотехнологические теории………………………………………… 9
1.2.4 Теория "цикла жизни продукта" ……………………………………. 10
2 Регулирование международной торговли…………………………….. 12
2.1 Торговые барьеры и их виды………………………………………….. 12
2.2 Протекционизм и его виды…………………………………………….. 12
2.3 Международное регулирование………………………………………. 18
3 Формы расчета…………………………………………………………….. 20
3.1 Банки на международной экономической арене…………………... 20
3.2 Основные функции клирингового банка…………………………….. 21
3.3 Основные функции торгового банка ………………………………… 22
Заключение………………………………………………………………….... 24
Список литературы………………………………………………………….. 26
1.2.1 Классическая теория международной торговли.
В период перехода ведущих стран к крупному машинному производству Адам Смит (Adam Smith) заново поставил вопрос о рациональной международной торговле. Он предположил, что для государства может быть выгодной не только продажа, но и покупка товаров на внешнем рынке, а также попытался определить, какие именно товары выгодно экспортировать, а какие – импортировать. В литературе его подход получил название принципа (или модели) абсолютного преимущества (absolute advantage). А. Смит исходил из некоторых общих принципов разумно хозяйствующего субъекта, которые кажутся ему очевидными, и переносил их на внешнюю торговлю.
«Основное правила каждого благоразумного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться изготовлять дома такие предметы, изготовление которых обойдется дороже, чем при покупке их на стороне. Портной не пробует сам шить себе сапоги, а покупает их у сапожника. Сапожник не пробует сам шить себе одежду, а прибегает к услугам портного. Фермер не пробует ни того, ни другого, а пользуется услугами обоих этих ремесленников. Все они находят более выгодным для себя затрачивать весь свой труд в той области, в которой они обладают некоторым преимуществом перед своими соседями, и все необходимое им покупать в обмен на часть продукта или, что то же самое, на цену этого продукта.
То, что представляется разумным в образе действий любой частной семьи, врядли может не оказаться неразумным для всего королевства. Если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом.»
Идея
А. Смита может быть выражена в
простой модели, представленной в
таблице 1.
Таблица 1
Принцип
абсолютного преимущества
|
страна 1 | страна 2 |
товар А | 10 труд. Ед. | 20 труд. Ед. |
товар Б | 20 труд. Ед. | 10 труд. Ед. |
Предположим, что 2 страны обмениваются двумя товарами в пропорции 1:1, тогда 1 ед. товара А обменивается на 1 ед. товара Б. Страна 1 могла бы получить 1 ед. товара Б, затратив только 10 ед. труда, тогда как потребовалось бы израсходовать 20 ед. труда, чтобы произвести его самостоятельно. Аналогично, страна 2 должна потратить только 10 ед. труда для получения 1 ед. товара А, тогда как потребовалось бы 20 ед. труда, чтобы произвести его самостоятельно.
Со
временем на смену модели А. Смита
пришла модель Давида иккардо (David Ricardo),
который сформулировал более общий принцип
взаимовыгодной торговли и международной
специализации, включающий в качестве
частного случая модель А. Смита. Д. иккардо
увидел определенную специфику международных
экономических отношений и создал модель,
в которой показал, что несоблюдение принципа
А. Смита не является препятствием для
взаимовыгодной торговли. Д. иккардо открыл
закон сравнительного преимущества (comparative
advantage): Страна должна специализироваться
на экспорте товаров, в производстве которых
она имеет наибольшее абсолютное преимущество
(если она имеет абсолютное преимущество
по обоим товарам) или наименьшее абсолютное
непреимущество (если она не имеет абсолютного
преимущества ни по одному из товаров).
Он приводит ставший хрестоматийным пример
обмена английского сукна на португальское
вино, что приносит выгоды обеим странам,
даже если абсолютные издержки производства
и сукна и вина в Португалии ниже,
чем в Англии. Исходные условия для этого
примера представлены в таблице 2.
Таблица 2
Принцип
сравнительного преимущества
Англия | Португалия | |
n ед. сукна | 100 рабоч. /год | 90 рабоч./год |
m ед. вина | 120 рабоч. /год | 80 рабоч. /год |
В соответствий с данным примером производство определенного количества (n) сукна в Англии требует труда 100 рабочих в год. На данное количество сукна Англия приобретает некоторое (m) количество португальского вина, собственное производство которого потребовало бы труда 120 рабочих в год. При этих обстоятельствах Англии оказывается выгодным покупать у Португалии вино за счет продажи ей сукна. На производство тех же товаров Португалия затрачивает труд соответственно 90 и 80 человек в год, вследствие чего ей выгодно ввозить сукно в обмен на вино. Неэквивалентный обмен труда 100 английских рабочих на труд 80 португальских рабочих объясняется Д. иккардо трудностью перемещения факторов производства между странами.
Согласно
модели Д. иккардо Португалия имеет абсолютные
преимущества перед Англией в производстве
обоих товаров, однако Португалия имеет
сравнительное преимущество в производстве
вина, т.к. ей требуется для производства
вина 67% (80/120*100) издержек Англии, а для производства
сукна – 90% (90/100*100). Следовательно для
Португалии более выгодно производить
и экспортировать вино, а для Англии –
сукно.
1.2.2 Теория Хекшера – Олина: теория факторов производства.
Теория Д. Риккардо вытекала из фактически существовавших в то время различий в издержках производства определенных товаров в разных странах, зависящих в подавляющей степени от различий в природных условиях. В конце ХIХв. – начале ХХв. Произошли структурные сдвиги в международной торговле. В 1928 году на промышленные изделия приходилось около 40% мирового экспорта, в то время, как на сырье и полуфабрикаты – 35%, а на продовольствие – 25%. Это свидетельствует о том, что роль естественных природных различий как фактора международного разделения труда существенно снизилась. То же можно сказать и о различиях в производительности труда, поскольку торговля между странами с примерно одинаковым уровнем развития (США и европейские страны) была достаточно активна.
В это время шведские экономисты Эли Хекшер (Eli Heckscher) и Бертиль Олин (Bertil Ohlin) выдвинули теорию, в соответствии с которой попытались объяснить причины международной торговли продукцией обрабатывающей промышленности.
Основные положения новой теории были сформулированы Э. Хекшером в короткой газетной статье, опубликованной в 1919 г. На шведском языке. В 20-е и 30-е годы эти положения были обобщены и развиты его учеником, Б. Олином.
В
соответствии с их теорией страны
экспортируют те товары, в производстве
которых более всего
1.2.3. Неотехнологические теории.
Теория
Хекшера-Олина объясняла
В
число высокотехнологичных
Развитие
наукоемких отраслей и стремительный
рост международного обмена их продукцией
привели к формированию теорий неотехнологического
направления. Это направление представляет
собой совокупность отдельных моделей,
частично дополняющих друг друга, но иногда
и противоречащих одна другой.
1.2.4 Теория "цикла жизни продукта" (product life cycle theory).
Является наиболее популярной теорией неотехнологического направления. Она привлекла почти всех экономистов, поскольку точнее отражает реальное состояние международного разделения труда в современный период. В соответствии с данной теорией каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, расширения, зрелости и старения. Каждая стадия отличается особым характером спроса и технологий.
На первой стадии цикла, когда новый продукт только начал производиться первоначально для внутреннего рынка, спрос на него будет невелик. Он предъявляется лицам с высокими доходами, для которых цена не имеет большого значения при принятии решения о приобретении товара. Чем больше лиц с высокими доходами, тем более вероятно появление на рынке новых товаров, производство которых требует больших издержек, т.к. их технология еще не обкаталась. Такая технология предполагает использование большого числа высококвалифицированных работников. Экспорт нового товара на первой стадии будет незначительным.
На второй стадии - стадии роста, спрос на внутреннем рынке быстро расширяется, продукт становится общепризнанным. Начинается серийный выпуск больших партий нового товара. На этой стадии появляется спрос на новый товар за рубежом. Первоначально он полностью удовлетворяется за счет экспорта, а затем начинается зарубежное производство нового товара благодаря передаче технологии.
На
третьей стадии (зрелости) спрос
на внутреннем рынке насыщен. Производственная
технология полностью стандартизируется,
что позволяет использовать менее
квалифицированную рабочую
На последней стадии цикла продукт стареет, его производство начинает сокращаться. Дальнейшее снижение цен уже не приводит к повышению спроса, как это было на стадии зрелости.
Такова общая схема прохождения новым продуктом "цикла жизни". Теоретики данной модели не ограничиваются подобными общими описаниями. Они считают, что можно указать конкретные страны, условия которых максимально соответствуют производству либо новейших товаров, либо товаров, находящихся на других стадиях зрелости.
Теории
неотехнологического
2 Регулирование международной торговли.
Почему
пошлины и квоты применяются
в мировой практике, если известно,
что они препятствуют свободной
торговле и таким образом снижают экономическую
эффективность? В то время как страны в
целом выигрывают от свободной международной
торговли, отдельные отрасли и группы
поставщиков ресурсов могут оказаться
в числе пострадавших. Легко понять, почему
группы предпринимателей, занятых таким
производством, пытаются сохранить либо
улучшить свои экономические позиции,
убеждая правительство ввести тарифы
или квоты для защиты их от вредного влияния
свободной торговли. Вообще то речь идет
об высокоэффективных отраслях, о чем
свидетельствует их сравнительные преимущества
и их способность продавать товары на
мировых рынках. Короче говоря, пошлины
прямо способствуют экспансии относительно
неэффективных отраслей, которые не обладают
сравнительными преимуществами, и косвенным
образом вызывают свертывание относительно
эффективных отраслей, имеющих сравнительные
преимущества. Это означает, что пошлины
служат причиной передислокации ресурсов
в неверном направлении. Это не удивительно.
Известно, что специализация и не скованная
ничем мировая торговля, базирующаяся
на сравнительных преимуществах, ведут
к эффективному использованию мировых
ресурсов и расширению реального объема
мирового производства. Цель и последствие
защитных пошлин — сокращение мировой
торговли. Отсюда помимо своих специфических
последствий для потребителей, а также
иностранных и местных производителей
пошлины сокращают объемы реального мирового
производства.