Международная торговля, её состояние, методы и направления развития в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание

Цель данной работы является определение сущности, исследование направлений и форм международной торговли, исследовании динамики и структуры международной торговли, тенденций развития в России.
Такая цель курсовой работы предполагает выполнение следующих основных задач:
определение сущности мировой торговли;
исследование современного состояния мировой торговли и тенденций её развития;
определение особенностей структуры мировой торговли на современном этапе;
рассмотрение современной политики в отношении международной торговли.

Содержание

Введение…………………………..…………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы, роль и значение международной торгов ли......................................................................................................................5
1.1. Основные понятия и определения, сущность и предмет
международной торговли………………………….…………………..5
1.2. Формы и методы международной торговли…...………………..7
1.3. Место России в международной торговле……..………………11
Глава 2. Основные показатели структуры и динамики международной торговли……………………………………………………………………...14
2.1. Россия, как участник внешнеэкономических отношений….....14
2.2. Структуры международного рынка услуг в России…………..15
2.3. Виды международных услуг и динамика показателей международной торговли этими услугами ..………………………21
Глава 3. Перспективы развития международной торговли в России…….24
3.1. Состояние и перспективы развития внешней торговли России……………………………………………………………………...24
3.2. Значение внешней торговли для современной экономики России……………………………………………………………………...30
3.3. Конкурентные преимущества России: плюсы и минусы……..33
Заключение…………………………………………………………………...35
Список используемых источников….……………..………………………36
Приложение 1. Изменение экспорта и импорта в России……………….40
Приложение 2. Структура международной торговли услугами
в России……………………………………………………………………...41
Приложение 3. Международная торговля России услугами по основным странам- партнерам в январе-июне 2010 года…………………….……..43

Работа состоит из  1 файл

международная торговля,её состояние,методы и направления в России2ээ.doc

— 306.50 Кб (Скачать документ)


ФИЛИАЛ НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине « Международные экономические отношения»

Тема: «Международная торговля, её состояние, методы и направления развития в России»

 

 

 

                                                                    Студентки группы МЭ – 32

                                                                        Экономического факультета

          Минсадыковой Алины Анисовны

                                                                                 _____________________________

 

                                                                                Научный руководитель

                                                                                Преподаватель Чурсина Т.И.

                                                                               ____________________________

 

 

 

 

 

Тольятти, 2010 г.

Оглавление

 

Введение…………………………..…………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы, роль и значение международной торгов             ли......................................................................................................................5

           1.1. Основные понятия и определения, сущность и предмет

международной торговли………………………….…………………..5

           1.2. Формы и методы международной торговли…...………………..7

           1.3. Место России в международной торговле……..………………11

Глава 2. Основные показатели структуры и динамики международной торговли……………………………………………………………………...14

2.1. Россия, как участник внешнеэкономических отношений….....14

           2.2. Структуры международного рынка услуг в России…………..15

 2.3. Виды международных услуг и динамика показателей                          международной  торговли  этими услугами ..………………………21    

Глава 3. Перспективы развития международной торговли в России…….24

3.1. Состояние и перспективы развития внешней торговли России……………………………………………………………………...24

3.2. Значение внешней торговли для современной экономики России……………………………………………………………………...30

           3.3. Конкурентные преимущества России: плюсы и минусы……..33

Заключение…………………………………………………………………...35

Список используемых источников….……………..………………………36

Приложение 1. Изменение экспорта и импорта в России……………….40

Приложение 2. Структура международной торговли услугами

 в России……………………………………………………………………...41

Приложение 3. Международная торговля России услугами по основным странам- партнерам в январе-июне 2010 года…………………….……..43

 

Введение

 

 

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что международная торговля является наиболее развитой и распространённой формой международных экономических отношений. Она занимает основное место среди современных внешнеполитических интересов и проблем стран мира. Поэтому изучение её сущности, динамики развития и современной структуры является важным элементом для определения внешней политики государства его программ развития.

Изучением этой темы занимались и занимаются практически постоянно. Это является необходимым условием как работы отдельных организаций, связанных с внешней торговлей, так и деятельности каждого государства при осуществлении его внешней политики и разработке средне- и долгосрочных программ развития. Поэтому мониторинг состояния международной торговли, а так же процессы прогнозирования и планирования не прекращаются, что выражается в широком интересе к этой теме. По вопросам международной торговли имеются статьи во всей без исключения литературе по международным экономическим отношениям.

Применение анализа  как метода исследования изменений  в международной торговле на современном этапе предполагает рассмотрение двух аспектов: во-первых, темпы её роста в целом (экспорта и импорта) и относительно роста производства; во-вторых, сдвиги в структуре: товарной (соотношение основных групп товаров и услуг) и географической (доли регионов, группы стран и отдельных стран). Сама тематика работы предполагает изучение не только количественных характеристик изменений в международной торговле, но и качественной стороны этих изменений. В качестве результата проведенного анализа, применяя метод синтеза, будут сделаны выводы о динамике и структуре международной торговли. В соответствии с методом группировки, будут сформированы группы основных показателей международной торговли, её форм, а так же охарактеризована её структура.

Таким образом, целью  данной работы является определение  роли России в мировой торговле. В соответствии с поставленной целью  в работе решались следующие задачи: определение динамики и товарной структуры внешней торговли, обозначит позиции России на мировом рынке сырьевых товаров и на рынке услуг; определение проблем и перспектив участия России в мировой торговле.

Цель данной работы является определение сущности, исследование направлений и форм международной торговли, исследовании динамики и структуры международной торговли, тенденций развития в России.

Такая цель курсовой работы предполагает выполнение следующих  основных задач:

        • определение сущности мировой торговли;
    • исследование современного состояния мировой торговли и тенденций её развития;
    • определение особенностей структуры мировой торговли на современном этапе;
    • рассмотрение современной политики в отношении международной торговли.

Объект исследования является международная торговля.

Предмет исследования: факторы, динамика развития и структура современной международной торговли.

Основная часть курсовой работы состоит из трех глав. Первая глава посвящена теоретическим аспектам состоит из трех параграфов, поэтапно раскрывающих определение и сущность данных понятий. Во второй главе анализируется показатели структуры и динамики, как в общем, так и в России. В третьей главе освещаются перспективы развития международной торговли в России.

Информационной базой  работы послужили учебная литература, аналитические обзоры, данные статистики РФ, экономические статьи периодической литературы, ресурсы сети Интернет.

Курсовая работа изложена на 44 страницах машинописного текста, имеет введение, три главы, заключение, список используемых источников и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы, роль и значение международной торговли

 

1.1. Основные понятия и определения, сущность и предмет

международной торговли

 

В настоящее время международная торговля  является наиболее развитой формой международных экономических отношений, одним из важных факторов глобализации  мирового хозяйства.

Основу международной  торговли составляет международное  разделение труда, которое проявляется  в специализации отдельных стран, национальных отраслей в экономике, в производстве товаров и услуг для внешнего рынка.

Международная торговля непосредственно связана с мировым  рынком, представляющим собой систему  устойчивых товарно-денежных отношений  между странами и их субъектами хозяйствования, связанных участием в международном разделении труда. Мировой рынок как экономическая категория отличается от национального рынка территориальным пространством, субъектами рыночных отношений  и условиями поставки товаров. Согласно принятым ООН, ВТО, ОЭСР определениям, международная торговля – это оплаченный товарооборот между странами, который представляет собой трансграничный обмен товарами и услугами, совокупность внешней торговли всех стран мира. Предметом международной выступают материальные вещи, готовая продукция, машины и оборудование, сырьевые товары и т.д., услуги, интеллектуальная собственность, авторские и патентные права.

Таким образом, международная  торговля включает торговлю товарами, услугами, интеллектуальной собственностью.

 

С ней связаны информационное, инвестиционное, научно-техническое сотрудничество, международная специализация и кооперация производства.

С одной стороны она  способствует экономическому прогрессу  промышленно развитых стран, а с другой стороны может затормозить развитие экономики развивающихся стран. Например, торговая экспансия передовых стран стала препятствием  для развития обрабатывающей промышленности и формирования народно-хозяйственных комплексов в развивающихся странах.  [2]

Современная международная  торговля может быть представлена как многоярусная система, состоящая из трёх этажей. На нижнем этаже находится рынок базовых товаров, который образует продукция сельского хозяйства и добывающих отраслей промышленности. На среднем этаже находятся полуфабрикаты и трудоинтенсивные готовые изделия, к которым относятся продукция черной металлургии, строительные материалы, текстиль, продукция лёгкой промышленности. На этом этаже так же располагаются станки, средства транспорта, продукция основной химии, резинотехнические и пластмассовые изделия, продукция деревообработки.

На верхнем этаже  располагаются товары высоких технологий, товары наукоёмких отраслей промышленности. Это офисное и телекоммуникационное оборудование, электроника, электрооборудование, точные измерительные приборы, медицинское оборудование, фармацевтика, другие высокотехнологические товары.

Субъектами международной  торговли выступают: страны мира, ТНК, региональные интеграционные группировки.

Объектами международной  торговли могут быть продукты труда  человека - товары и услуги.

В зависимости от объекта международной торговли выделяют две её формы:

 

  1. Международная торговля товарами (МТТ) – это форма связи между товаропроизводителями разных стран, возникающая на основе международного разделения труда и выражающая их взаимную экономическую зависимость;
  2. Международная торговля услугами (МТУ) – это специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.

 

1.2. Формы и методы международной торговли

 

Форма торговли рассматривается  как способ существования и выражения содержания коммерческих операций. Основу традиционных форм международной торговли составляют экспортно – импортные сделки купли – продажи товаров. К ним относятся импорт, экспорт, реимпорт, реэкспорт.

Импорт представляет собой форму международной торговли, которая связана с покупкой и ввозом иностранных товаров страну покупателя до последующий их продажи на внутреннем рынке. Её признаками являются наличие контракта между контрагентами и пересечением товаром границы стран – импортера. Под импортом понимается ввоз в страну товаров иностранного происхождения, из свободных зон, свободных складов, а так же ввоз товаров для переработки под таможенным контролем.

Реимпорт представляет собой ввоз в страну ранее вывезенного  в режиме экспорта товара, который не подвергался за рубежом переработке, без уплаты таможенных пошлин и налогов. Основными причинами возврата товаров являются возврат непроданных товаров, возврат дефектных товаров, ликвидация или банкротство партнёра.

При проведении импортных операций, покупатель обычно стоит перед решением следующих задач: установление компромисса по критерию цена – качество, а так же минимизация риска сделки за счет проверки надежности контрагента, защитных статей контрактов, выбора формы платежа, адекватной степени риска, страхования, проверки соответствия  сделки правовому режиму.

Экспорт представляет собой  форму международной торговли, которая  связана с продажей и вывозом  за границу товаров для передачи их иностранному контрагенту. Наличие контракта и пересечение товара через границу являются основными признаками экспорта. По данным ВТО, крупнейшими экспортерами в мире являются ЕС, США, КНР, Япония.

Реэкспорт представляет собой особую форму экспорта. Её предметом является экспорт ранее импортированного товара, который не подвергался значительной переработке. В соответствии с  требованиями покупателя, допускаются с товаром только такие операции как: расфасовка, упаковка, маркировка.

В практике международной  торговли имеют место следующие  виды реэкспорта:

    • Вынужденный реэкспорт применяется в случае, когда ранее импортированный товар не может быть продан импортером на внутреннем рынке с необходимым экономическим эффектом.
    • Спекулятивный реэкспорт используется, когда товар закупается с целью перепродажи. В основном касается биржевых товаров.
    • Технологический реэкспорт характерен для строительных инжиниринговых компаний при осуществлении проектов под «ключ», а так же при поставках комплектного оборудования.
    • Учетный реэкспорт представляет собой операции, осуществляемые без завоза в страну импортера.

 

Информация о работе Международная торговля, её состояние, методы и направления развития в России