Международная торговля услугами в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:59, реферат

Описание

Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы, существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Услуга - это трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности отдельного человека или общества в целом.
В основе мирового рынка услуг лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства - национальные сферы услуг.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 36.76 Кб (Скачать документ)

Введение.

Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы, существует и взаимодействует с ними мировой  рынок услуг. Услуга - это трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности  отдельного человека или общества в  целом.

В основе мирового рынка услуг лежит  огромная и быстрорастущая часть  мирового хозяйства - национальные сферы  услуг.

Международная торговля услугами происходила  с древнейших времен. Первыми крупными экспортерами услуг были древние  финикийцы, которые еще 3,5 тыс. лет  назад перевозили товары для торговцев  из других стран. Зачинателями международного туризма были древние греки: Пифагор  и историк Геродот 2,5 тыс. лет назад  путешествовали по другим странам с  познавательной целью.

На развитие сферы услуг большое  влияние оказывает научно-техническая  революция: появляются новые виды услуг, повышается качество обслуживания, снимаются  технические барьеры в передаче некоторых услуг, что открывает  для них мировой рынок.

Ускорение развития сферы услуг  для воздействия на экономический  рост - главная задача как для  развитых, так и для развивающихся  стран. Но это невозможно без тщательного, детального изучения самих услуг  и их влияния на развитие всей страны в целом.

В конце XX в. 35-40% экономически активного населения переместилось из промышленности в сферу услуг, превратившуюся в доминирующую сферу национальной экономики многих государств. В свою очередь, международная торговля и производство в условиях интернационализации и глобализации мирохозяйственных связей все больше дополняются и опосредуются торговлей многообразными услугами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие мировой торговли услугами  и ее значение.

Услуги - это экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая  личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного  рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности  общества в целом, не воплощенные  в материально-вещественной форме.

В услуги на мировом рынке обычно включают транспорт и связь, торговлю, материально-техническое снабжение, бытовые, жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гостиничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, науку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт; культуру и искусство, а также инженерно-консультационные, информационные и вычислительные услуги, операции с недвижимостью, услуги по изучению рынков, организацию маркетинговой деятельности, послепродажный сервис и др. В ряде стран к услугам относят и строительство. Разумеется, разные виды услуг вовлечены в международный обмен с разной степенью интенсивности. В этом смысле, например, сильно различаются, с одной стороны, транспорт и связь, туризм и, с другой стороны, коммунальные и бытовые услуги.1  
 
Международная торговля услугами, в отличие от торговли товарами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между производителями и потребителями. Дело в том, что услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Из-за этого международная торговля услугами требует либо присутствия за рубежом их непосредственных производителей, либо присутствия иностранных потребителей в стране-производителе услуг. В то же время развитие информатики значительно расширило возможности оказания многих видов услуг на расстоянии.  
 
Международная торговля услугами тесно взаимосвязана с торговлей товарами и во все большей степени влияет на нее. Для поставки товаров на внешний рынок требуется все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров и их послепродажным обслуживанием. Особенно велика роль услуг в торговле наукоемкими товарами, для которых необходимы большие объемы послепродажного сервиса, информационных и различных консалтинговых (консультационных) услуг. Объем и качество услуг, привлекаемых для производства и реализации товара, во многом обусловливают его успех на внешнем рынке.  
 
Международная торговля услугами также тесно сопрягается с международным движением капитала и перемещением рабочей силы. Она вообще немыслимы без транспортных, банковских, информационных и других услуг. В свою очередь рост мировых рынков товаров, капиталов, рабочей силы стимулирует развитие мирового рынка услуг.2

Одной из важнейших закономерностей  развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического развития и роста повышения роли услуг  в национальной экономике. Это находит  выражение в увеличении доли трудовых, моральных, финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. По мере развития общества, роста производительных сил, происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости  в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных  технологий. Несмотря на это на протяжении многих лет услуги почти не изучались  теорией международной экономики. Отчасти это было связано со сложностью определения самого понятия услуг, которых существует великое множество.

Торговля услугами также широко развита, как и международная  торговля товарами (в вещественном понимании этого слова). Международная  торговля услугами имеет свою специфику:

  • неосязаемость
  • невидимость
  • неразрывность производства и потребления
  • неоднородность и изменчивость качества
  • неспособность услуг к хранению

Именно в силу неосязаемости  и невидимости большинства услуг  торговлю ими иногда называют невидимым  экспортом или импортом. Однако и  в этом случае существует много исключений. Обычно услуги не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает  ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной  документации.

В отличие от товаров услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи  с этим требуется присутствие  за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. В отличие  от операций с товарами они не подлежат таможенному контролю. Услуги могут  быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворять  личные потребности, могут быть неквалифицированными или требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей. Не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги. Сфера услуг, как  правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.3

Все многообразие услуг в современной  развитой экономике можно сгруппировать  в несколько крупных, функционально  более или менее однородных подразделений  общей весьма разнородной структуры:

1. Транспорт:

  • пассажирский (международная перевозка пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг)
  • грузовой (международная перевозка грузов)

2. Поездки:

  • деловые (товары и услуги, приобретаемые нерезидентами, путешествующими по делу: командировки)
  • личные (например, туризм)

3. Связь (услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами)

4. Строительство

5. Страхование

6. Финансовые услуги

7. Компьютерные и информационные услуги (например, консультации в области компьютерных программ, обслуживание компьютеров и т.д.)

8. Роялти и лицензионные платежи

9. Другие бизнес - услуги:

  • посреднические услуги
  • лизинг
  • прочие деловые, профессиональные и технические услуги (правовые, управленческие, бухгалтерские, рекламные и иные услуги, услуги по проектированию, картографии и т.д.)

10. Личные, культурные, рекреационные услуги:

  • аудиовизуальные (производство фильмов, программ, дисков и т.д.)
  • прочие (показ выставок, проведение мероприятий)

11. Правительственные услуги (поставка товаров в посольство, консульство, услуги, оказываемые международными организациями по сохранению мира)

В рамках сферы услуг объединяется широкий круг видов хозяйственной  деятельности, направленной на удовлетворение личных потребностей населения и  нужд производства, а также потребления  общества в целом. К концу 90-х годов  сфера услуг в ведущих зарубежных странах выросла в крупнейший сектор хозяйства: суммарная доля транспорта, связи, оптовой и розничной торговли, кредитно-финансовых учреждений, страхового бизнеса, бытовых, деловых и социально-культурных услуг достигла 62 - 74 % в ВВП, 63 - 75 % - общей численности занятых и превысила 50% общего объема капиталовложений (без жилищного строительства).

Все большее значение приобретает  производство услуг на зарубежных филиалах ТНК, учитывая, что свыше 40% размещенных  в мире прямых зарубежных инвестиций вложено в сферу услуг. Среди  отраслей, куда наиболее активно направляются инвестиции, выделяются финансовая сфера  и торговля.4

Одна из главных закономерностей  общественного развития - опережающий  рост сферы услуг в сравнении  с материальным производством и  расширение ее хозяйственных позиций. В услугах формируются такие  ключевые факторы экономического роста, как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии, а также глобализация хозяйственной деятельности и т.п. Соответственно важнейшее значение имеют глубокие научно-технические, качественные и структурные изменения в самих отраслях услуг, которые повышают их вклад в развитие общества и создают необходимые предпосылки для его дальнейшего прогресса.

20% всей мировой торговли приходится  на торговлю услугами. Участие  ведущих стран в мировом экспорте  услуг в 2002 г. было следующее  (в %): США - 18,1, Великобритания - 7,7, Франция - 6,1, Германия - 5,9, Италия - 5,4, Япония - 4,7, Нидерланды и Испания  - по 3,7, Бельгия и Люксембург - по 2,7, Гонконг - 2,6, Австралия - 2,4, Канада - 2,2, Швейцария - 2,0, Республика Корея  и Китай - по 1,8, Турция - 1,7, Сингапур - 1,4, Швеция - 1,4, Тайвань - 1,3.5

На протяжении двух последних десятилетий  сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся  секторов мировой экономики. В мировой  экономике наблюдается постоянный рост доли сферы услуг в совокупном ВВП, которая составляет в настоящее  время более 70% от его общего объема и значительно превышает долю сферы производства товаров. Такое  соотношение является характерным  как для экономически развитых, так  и для развивающихся стран, где  значение данного показателя составляет соответственно 73 и 65%. Примерно аналогичные  тенденции были характерны в этот период и для других структурных  показателей многих стран, которые  и определили в результате структурные  изменения в мировой экономике. Например, в наиболее развитых странах  мира доля занятых в сфере услуг  в настоящее время составляет более 70% от общей численности занятых  в экономике, а доля производственных фондов основных отраслей данной сферы превышает 60-ти процентный уровень. Одновременно, как показывает анализ, в этот период в мировой торговле наблюдается постоянное увеличение объемов экспортно-импортных операций в сфере услуг.

В наиболее общем виде оценить участие  страны в мировой торговле услугами можно с помощью показателя ее доли в мировой торговле, которая, как правило, имеет максимальное значение у ведущих промышленно  развитых стран.

Зависимость экономики страны от торговли услугами показывает удельный вес торговли услугами в ВВП страны.

Роль услуг в экономике стран  оценивается также с помощью  индекса, рассчитанного как отношение  доли экспорта товаров к доли экспорта услуг в ВВП стран. Чем меньше индекс, тем большее значение имеют  услуги.

Определение доли экспорта услуг в  торговле услугами наглядно укажет на страны нетто-экспортеры и импортеры  услуг. Так, отрицательное сальдо баланса  услуг Германии - крупнейшей участницы  мировой торговли услугами - является для нее на протяжении многих лет  существенной проблемой.

Внешнеторговая квота (отношение  торговли услугами к доле сферы услуг  в ВВП), а также показатель торговли услугами страны в расчете на душу населения показывают степень открытости экономики во внешнеэкономических  связях страны в сфере услуг.6

Достаточно информативным является коэффициент относительной экспортной специализации стран на торговле услугами, рассчитанный как отношение  экспорта услуг страны в ее общем  экспорте к доле экспорта услуг страны в мировом экспорте услуг. Он позволяет установить степень специализации стран на экспорте услуг. Так, наименьшее значение этого показателя свидетельствует о высокой степени развитости экономики, в которой сфера услуг и торговля ими растут наряду с ростом производства и товарной торговли.

Однако сфере услуг, международной  торговле услугами оказывалось недостаточное  внимание учеными, особенно в последние  годы. В связи с растущими масштабами мирового обмена услугами возникает  необходимость создания международных  механизмов регулирования. Наиболее важным направлением является работа по выполнению условий Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС).

В настоящее время Всемирная  торговая организация ведет список отраслей услуг, по которым страны выражают согласие с либеральным режимом  доступа на национальный рынок для  зарубежных партнеров. Из 12 отраслей, согласно классификации ВТО, к наиболее «открытым» в мире относится туризм. Кроме  того, многие страны считают, что положительный  эффект может принести либерализация  рынка деловых и финансовых услуг. В либерализации рынков услуг  заинтересованы развитые страны, стремящиеся  к дальнейшему расширению экспорта.7

 

2. Понятие международных услуг.

Несмотря на то, что услугами давно  торгуют на международном уровне, тем не менее торговля ими существенно  отличается от традиционной торговли товарами. Во-первых, материальный товар  можно произвести в одном месте, а потребить в отдаленной точке земного шара.

Международная торговля услугами требует  заметного присутствия их производителей за рубежом или же присутствия  их потребителей в той стране, где  производятся услуги. Во-вторых, обычный  товар можно хранить в течение  длительного времени, а услуга вообще не подлежит хранению. В-третьих, международная  торговля услугами тесно связана  с торговлей товарами и существенно  воздействует на нее. Без оказания услуг  невозможно обеспечить бесперебойное  движение капиталов и трансграничное перемещение физических лиц. В-четвертых, не все виды услуг годятся для  вовлечения в международный товарооборот. В-пятых, сфера услуг обычно больше подвергается регулированию со стороны  государства, чем это наблюдается  в отношении традиционной торговли. А все дело в том, что здесь  задействованы такие сферы, как  финансовые операции, здравоохранение, обслуживание военной техники, передача на хранение отходов атомных электростанций, т.е. отрасли прямо затрагивающие  вопросы национальной безопасности.8

Информация о работе Международная торговля услугами в мировой экономике