Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:59, реферат
Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы, существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Услуга - это трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности отдельного человека или общества в целом.
В основе мирового рынка услуг лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства - национальные сферы услуг.
Введение.
Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы, существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Услуга - это трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности отдельного человека или общества в целом.
В основе мирового рынка услуг лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства - национальные сферы услуг.
Международная торговля услугами происходила с древнейших времен. Первыми крупными экспортерами услуг были древние финикийцы, которые еще 3,5 тыс. лет назад перевозили товары для торговцев из других стран. Зачинателями международного туризма были древние греки: Пифагор и историк Геродот 2,5 тыс. лет назад путешествовали по другим странам с познавательной целью.
На развитие сферы услуг большое
влияние оказывает научно-
Ускорение развития сферы услуг для воздействия на экономический рост - главная задача как для развитых, так и для развивающихся стран. Но это невозможно без тщательного, детального изучения самих услуг и их влияния на развитие всей страны в целом.
В конце XX в. 35-40% экономически активного населения переместилось из промышленности в сферу услуг, превратившуюся в доминирующую сферу национальной экономики многих государств. В свою очередь, международная торговля и производство в условиях интернационализации и глобализации мирохозяйственных связей все больше дополняются и опосредуются торговлей многообразными услугами.
1. Понятие мировой торговли
Услуги - это экономическая
В услуги на мировом рынке обычно
включают транспорт и связь, торговлю,
материально-техническое
Международная торговля услугами,
в отличие от торговли товарами, где велика
роль торгового посредничества, основана
на прямых контактах между производителями
и потребителями. Дело в том, что услуги,
в отличие от товаров, производятся и потребляются
в основном одновременно и не подлежат
хранению. Из-за этого международная торговля
услугами требует либо присутствия за
рубежом их непосредственных производителей,
либо присутствия иностранных потребителей
в стране-производителе услуг. В то же
время развитие информатики значительно
расширило возможности оказания многих
видов услуг на расстоянии.
Международная торговля услугами
тесно взаимосвязана с торговлей товарами
и во все большей степени влияет на нее.
Для поставки товаров на внешний рынок
требуется все больше услуг, начиная с
анализа рынков и кончая транспортировкой
товаров и их послепродажным обслуживанием.
Особенно велика роль услуг в торговле
наукоемкими товарами, для которых необходимы
большие объемы послепродажного сервиса,
информационных и различных консалтинговых
(консультационных) услуг. Объем и качество
услуг, привлекаемых для производства
и реализации товара, во многом обусловливают
его успех на внешнем рынке.
Международная торговля услугами
также тесно сопрягается с международным
движением капитала и перемещением рабочей
силы. Она вообще немыслимы без транспортных,
банковских, информационных и других услуг.
В свою очередь рост мировых рынков товаров,
капиталов, рабочей силы стимулирует развитие
мирового рынка услуг.2
Одной из важнейших закономерностей
развития экономики во всем мире является
взаимосвязь экономического развития
и роста повышения роли услуг
в национальной экономике. Это находит
выражение в увеличении доли трудовых,
моральных, финансовых ресурсов, используемых
в сфере услуг. По мере развития общества,
роста производительных сил, происходит
определенное развитие сферы услуг.
Наблюдается увеличение занятости
в этой сфере, рост технической оснащенности
труда, внедрение все более
Торговля услугами также широко развита, как и международная торговля товарами (в вещественном понимании этого слова). Международная торговля услугами имеет свою специфику:
Именно в силу неосязаемости
и невидимости большинства
В отличие от товаров услуги производятся
и потребляются в основном одновременно
и не подлежат хранению. В связи
с этим требуется присутствие
за рубежом непосредственных производителей
услуг или иностранных
Все многообразие услуг в современной развитой экономике можно сгруппировать в несколько крупных, функционально более или менее однородных подразделений общей весьма разнородной структуры:
1. Транспорт:
2. Поездки:
3. Связь (услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами)
4. Строительство
5. Страхование
6. Финансовые услуги
7. Компьютерные и информационные услуги (например, консультации в области компьютерных программ, обслуживание компьютеров и т.д.)
8. Роялти и лицензионные платежи
9. Другие бизнес - услуги:
10. Личные, культурные, рекреационные услуги:
11. Правительственные услуги (поставка товаров в посольство, консульство, услуги, оказываемые международными организациями по сохранению мира)
В рамках сферы услуг объединяется
широкий круг видов хозяйственной
деятельности, направленной на удовлетворение
личных потребностей населения и
нужд производства, а также потребления
общества в целом. К концу 90-х годов
сфера услуг в ведущих
Все большее значение приобретает производство услуг на зарубежных филиалах ТНК, учитывая, что свыше 40% размещенных в мире прямых зарубежных инвестиций вложено в сферу услуг. Среди отраслей, куда наиболее активно направляются инвестиции, выделяются финансовая сфера и торговля.4
Одна из главных закономерностей общественного развития - опережающий рост сферы услуг в сравнении с материальным производством и расширение ее хозяйственных позиций. В услугах формируются такие ключевые факторы экономического роста, как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии, а также глобализация хозяйственной деятельности и т.п. Соответственно важнейшее значение имеют глубокие научно-технические, качественные и структурные изменения в самих отраслях услуг, которые повышают их вклад в развитие общества и создают необходимые предпосылки для его дальнейшего прогресса.
20% всей мировой торговли
На протяжении двух последних десятилетий
сфера услуг является одним из
наиболее динамично развивающихся
секторов мировой экономики. В мировой
экономике наблюдается
В наиболее общем виде оценить участие страны в мировой торговле услугами можно с помощью показателя ее доли в мировой торговле, которая, как правило, имеет максимальное значение у ведущих промышленно развитых стран.
Зависимость экономики страны от торговли услугами показывает удельный вес торговли услугами в ВВП страны.
Роль услуг в экономике стран оценивается также с помощью индекса, рассчитанного как отношение доли экспорта товаров к доли экспорта услуг в ВВП стран. Чем меньше индекс, тем большее значение имеют услуги.
Определение доли экспорта услуг в торговле услугами наглядно укажет на страны нетто-экспортеры и импортеры услуг. Так, отрицательное сальдо баланса услуг Германии - крупнейшей участницы мировой торговли услугами - является для нее на протяжении многих лет существенной проблемой.
Внешнеторговая квота (отношение торговли услугами к доле сферы услуг в ВВП), а также показатель торговли услугами страны в расчете на душу населения показывают степень открытости экономики во внешнеэкономических связях страны в сфере услуг.6
Достаточно информативным
Однако сфере услуг, международной торговле услугами оказывалось недостаточное внимание учеными, особенно в последние годы. В связи с растущими масштабами мирового обмена услугами возникает необходимость создания международных механизмов регулирования. Наиболее важным направлением является работа по выполнению условий Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС).
В настоящее время Всемирная торговая организация ведет список отраслей услуг, по которым страны выражают согласие с либеральным режимом доступа на национальный рынок для зарубежных партнеров. Из 12 отраслей, согласно классификации ВТО, к наиболее «открытым» в мире относится туризм. Кроме того, многие страны считают, что положительный эффект может принести либерализация рынка деловых и финансовых услуг. В либерализации рынков услуг заинтересованы развитые страны, стремящиеся к дальнейшему расширению экспорта.7
2. Понятие международных услуг.
Несмотря на то, что услугами давно торгуют на международном уровне, тем не менее торговля ими существенно отличается от традиционной торговли товарами. Во-первых, материальный товар можно произвести в одном месте, а потребить в отдаленной точке земного шара.
Международная торговля услугами требует
заметного присутствия их производителей
за рубежом или же присутствия
их потребителей в той стране, где
производятся услуги. Во-вторых, обычный
товар можно хранить в течение
длительного времени, а услуга вообще
не подлежит хранению. В-третьих, международная
торговля услугами тесно связана
с торговлей товарами и существенно
воздействует на нее. Без оказания услуг
невозможно обеспечить бесперебойное
движение капиталов и трансграничное
перемещение физических лиц. В-четвертых,
не все виды услуг годятся для
вовлечения в международный товарооборот.
В-пятых, сфера услуг обычно больше
подвергается регулированию со стороны
государства, чем это наблюдается
в отношении традиционной торговли.
А все дело в том, что здесь
задействованы такие сферы, как
финансовые операции, здравоохранение,
обслуживание военной техники, передача
на хранение отходов атомных
Информация о работе Международная торговля услугами в мировой экономике