Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:59, реферат
Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы, существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Услуга - это трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности отдельного человека или общества в целом.
В основе мирового рынка услуг лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства - национальные сферы услуг.
3. Виды международных услуг и
динамика показателей
В настоящее время насчитывается более 600 видов услуг, которые охватывают сферы деятельности, в том числе:
Рассмотрим более внимательно предоставление услуг в названных сферах экономической деятельности.
Развитие производства в таких подразделениях экономики как промышленность, сельское хозяйство, строительство практически невозможно без так называемых производственных услуг. Оказание подобного рода услуг необходимо на различных этапах производства.
Широко распространенным видом производственных услуг являются инженерно-технические услуги, получившие обобщенное название инжиниринг. Инжиниринг в целом представляет собой комплекс инженерно-технических услуг по подготовке и обеспечению на коммерческой основе процесса производства, обслуживания строительства, эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и других объектов.
К числу производственных услуг относятся международные услуги типа арендных отношений. Международная аренда - это сдача в наем машин и оборудования иностранному контрагенту. Международные арендные отношения - взаимовыгодное дело.9
На практике в экономической литературе различают следующие виды арендных отношений:
Следует отметить, что лизинг - это
сложная внешнеэкономическая
Важной сферой применения международных услуг является внешняя торговля. Прежде всего, она сама по себе является услугой, функция которой состоит в перемещении произведенных товаров от поставщика к потребителю. Кроме того, в рамках внешней торговли применяются много разных услуг, обеспечивающих ускоренную реализацию и использование разного рода предметов, в том числе машин и оборудования. Широко практикуемым видом услуг в сфере торговли являются услуги по купле-продаже результатов творческой деятельности. В эту группу входит продажа патентов, лицензий на пользование патентами, международные сделки по торговле объектами авторского права, торговыми марками, результатами творческой деятельности и др.
В последнее время в
Расширяющиеся масштабы мирового производства
товаров, внешней торговли, трансграничные
перемещения капиталов и
Важной составляющей частью международных
услуг является связь. Динамичным инструментом
международной связи является глобальная
сеть Интернет. Ее функционирование привело
к образованию
Ведущую роль в формировании международной сферы услуг играет финансовая деятельность разных субъектов МЭО. В результате их функционирования складывается мировой рынок финансовых услуг, который включает банковские, страховые сделки, а также операции с ценными бумагами. Объем этого рынка оценивается в 5 трлн долл.
Одним из распространенных видов международных услуг является туризм. В международной практике существуют самые разнообразные виды туристических услуг:
Доля доходов от иностранного туризма в общей сумме поступлений от экспорта товаров и услуг в Испании составляет 35%, Греции - 36, на Кипре - 52%. В Индии, Египте, Перу, Парагвае, Коста-Рике приходится 10-15% доходов суммарного экспорта товаров и услуг. В других развивающихся странах этот показатель значительно выше: в Колумбии он составляет 20%, Ямайке - 30, Панаме - 55, на Гаити-72%.
В странах ОЭСР доля услуг в ВВП за последние два десятилетия возросла с 56 до 68%. В странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки доля этого сектора также поднялась до 55% ВВП.12
4. Особенности развития мирового
рынка услуг в современных
условиях и основные
Быстрый рост сферы услуг во второй половине XX в. происходит прежде всего потому, что во многих странах мира достигнуты высокая степень зрелости экономики и высокий уровень жизни населения. И как показывает практика развитых стран, по мере усложнения производства и насыщения рынка товарами спрос растет прежде всего на услуги. Немаловажной причиной является и ускорившийся в условиях НТР процесс разделения труда, ведущий к образованию новых видов деятельности, и прежде всего в сфере услуг.
Выделение из материального производства все новых видов услуг и рост производства традиционных услуг способствует увеличению специализирующихся в этой отрасли компаний и организаций.
Сейчас и в перспективе
Общий объем мировой торговли услугами за последние 20 лет увеличился почти в пять раз. Так, если в 1980 г. он составлял 367 млрд. долл., то, к концу XX в., он приблизился к 1,8 трлн. долл.
В мировой торговле услугами, естественно, лидируют развитые страны. При этом они же и потребляют большую часть услуг. Например, на долю США приходится около 19% экспорта и около 13% мирового импорта услуг. В целом же около 75% стоимостного объема услуг экспортируется развитыми странами, 24% - развивающимися и переходными и 1% - международными организациями.
Россия в последнее
Сравнительно низкая доля услуг в международной торговле по сравнению с их огромным значением на внутренних рынках объясняется следующими причинами:
Для роста мирового рынка услуг необходимо:
Заключение.
Статистические данные о динамике международной торговли услугами свидетельствуют о сравнительно быстром ее развитии, опережающем темпе роста "видимой" торговли. Налицо тенденция к увеличению доли услуг в международном обмене и во внешнеторговом обороте отдельных стран.
Заметный динамизм характерен и для прямых заграничных инвестиций в сферу услуг. В последние два десятилетия отмечается их опережающий рост по сравнению с инвестициями не только в добывающую, но и в обрабатывающую промышленность.
Тем не менее, международная торговля услугами все еще играет второстепенную роль в сравнении с торговлей товарами.
Список литературы.
1. Авдокушин Е.Ф. Международные
экономические отношения:
2. Мировая экономика: Учебник
/ Под ред. В.П. Колесова, М.Н.
Осьмовой. - М.: Флинта: Московский психолого-
3. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 510 с.
4. Мировая экономика: учебник для студентов вузов / Под ред. Ю.А. Щербанина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 415 с.
5. Симонов Ю.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 504 с.
6.
Семенов К.А. Мировая
1 Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Юристъ, 1996. - 368 с.
2 Мировая экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 510 с.
3 Мировая экономика: Учебник / Под ред. В.П. Колесова, М.Н. Осьмовой. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 480 с.
4 Мировая экономика: Учебник / Под ред. В.П. Колесова, М.Н. Осьмовой. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 480 с.
5 Мировая экономика: Учебник / Под ред. В.П. Колесова, М.Н. Осьмовой. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 480 с.
6 Мировая экономика: Учебник / Под ред. В.П. Колесова, М.Н. Осьмовой. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 480 с.
7 Мировая экономика: Учебник / Под ред. В.П. Колесова, М.Н. Осьмовой. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 480 с.
8 Мировая экономика: учебник для студентов вузов / Под ред. Ю.А. Щербанина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 415 с.
9 Симонов Ю.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 504 с.
10 Симонов Ю.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 504 с.
11 Симонов Ю.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 504 с.
12 Симонов Ю.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 504 с.
13 Семенов К.А. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 544 с.
14 Семенов К.А. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 544 с.
Информация о работе Международная торговля услугами в мировой экономике