Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 23:23, курсовая работа
Развитие МТТ тесно связано с выработкой мер её регулирования на уровне национальных государств и международных организаций.
Никищенков
В., Ф-101.
Внешнеторговая
политика государства. Тарифные и нетарифные
ограничения.
Развитие МТТ тесно связано с выработкой
мер её регулирования на уровне национальных
государств и международных организаций.
Индексы мировых цен на некоторые сырьевые
и продовольственные товары в 90-е годы, в %
(1990
г. - 100%)
|
1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 |
Энергетические ресурсы: | 82,9 |
73,2 |
69,2 |
74,7 |
88,9 |
| |||||
|
97,0 | 92,2 | 87,4 | 93,8 | 101,0 |
Минеральное сырье: | 103 |
91,3 |
82,7 |
87,7 |
92,8 |
| |||||
|
76,6 | 69,5 | 90,0 | 110,1 | 91,9 |
Сельскохозяйственные | 111,5 |
103,5 |
110,5 |
130,6 |
152,8 |
продовольственные и | |||||
непродовольственные продукты: | |||||
| |||||
|
71,4 | 78,5 | 166,6 | 167,6 | 134,9 |
Шерсть (Австралия-Новая Зеландия) |
79,3 | 74,3 | 92,9 | 114,3 | 110,4 |
Под внешнеторговой политикой государства понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основными целями внешнеторговой политики являются:
Современная внешнеторговая политика -- это взаимодействие двух тенденций:
1) протекционизма -- политики, направленной на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и зачастую на захват внешних рынков;
2) либерализации
-- связанной со снижением барьеров, препятствующих
развитию внешнеэкономических связей.
Политика протекционизма, так же, как и
политика либерализации, в чистом виде
не проводится. Различные степени протекционизма
встречаются постоянно и зависят от уровня
экономического развития той или иной
страны. Развитие протекционистских тенденций
позволяет выделить несколько форм протекционизма:
Государства, проводя протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей.
К инструментам внешнеторговой политики относятся:
1) тарифные ограничения (таможенные тарифы, таможенные пошлины, тарифные квоты);
2) нетарифные ограничения.
Таможенные тарифы -- это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении государственной границы. Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого в пользу государственного бюджета с товара, провозимого через границу, и могут быть следующими.
I. В зависимости от внешнеторговой операции:
II. По способу взимания:
Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов. Их в мировой практике существует четыре.
1. В 1983 г. Советом
таможенного сотрудничества (СТС)
была разработана Гармонизированная система
описания
и кодирования товаров (ГС). В ГС классификация
осуществляется в соответствии со следующими
признаками:
ГС служит основой для переговоров в рамках ГАТТ и является базой для увязки с системами классификации ООН. Классификация в ГС происходит по шестизначному коду: первые две цифры кода означают товарную группу; четыре цифры -- товарную позицию; шесть цифр -- товарную субпозицию.
2. В 1985 г. была принята Стандартная международная торговая классификация ООН (СМТК). Классификация на уровне групп осуществляется:
Система кодирования: первая цифра -- товарный раздел; две цифры -- товарная группа; три -- товарная подгруппа; четыре -- товарная позиция, пять -- товарная субпозиция.
группировкам (КУЭГ) -- 1986 г., ООН. КУЭГ основан на товарах, включенных в ГС и СМТК. Все товары, перечисленные в этих классификациях, распределены по 7 группам в соответствии с их назначением, а внутри каждой группы -- по степени обработки. Кроме того, некоторые товары объединены в группы по принципу промышленного или личного потребления, а некоторые -- в зависимости от срока пользования.
принятая в 1988 г. ГТН включает в себя 97 товарных групп от животных до антиквариата.
Особенности конкуренции на различных этажах рынка определяют степень тарифной защиты государством своего внутреннего рынка. Наименьшего протекционизма требуют обычно рынки базовых ресурсов. Рынки полуобработанных продуктов защищаются в 2,5 -- 3,6 раза сильнее, чем внутренние рынки сырья и топлива. Наиболее чувствительны к внешней конкуренции производители готовых изделий, поэтому рынки готовых изделий в 4,3--7,8 раза сильнее защищаются государством, причем внутри группы готовых изделий больше всего защищаются рынки транспортных средств, где сбываются не только автомобили, но и авиационная и космическая техника. Именно поэтому таможенные пошлины считаются средством структурирования производства, а также защиты молодых экспортных отраслей.
Например, средний уровень ставок таможенных тарифов в США, ЕС и Японии составляет в % соответственно:
сырьевые товары -- 1,8; 1,6; 1,4;
полуфабрикаты -- 6,1; 6,2; 6,3;
готовые изделия -- 7,0; 7,0; 6,4.
Средний уровень ставок тарифа в РФ составляет 14%. Уровень ставок на подавляющее большинство товаров находится в пределах от 5% до 30% (исключением являются предметы роскоши, оружие, спиртные напитки, ставки на которые превышают 30%; зерно и сахар-сырец, ставки на которые составляют 1%). Вместе с тем величина таможенных ставок зависит от торгового режима, предоставляемого этой стране. В международной практике различают три возможных вида торговых режимов.
1. Режим наибольшего благоприятствования -- это нормальные условия торговли, при которых данная страна предоставляет другой стране такие же условия, как и любой из третьих стран, и таможенная пошлина равна базовой. Это главный принцип, зарегистрированный ГАТТ/ВТО, и страны-члены данной организации должны его автоматически соблюдать.
2. Режим преференциальный (льготный) предоставляется любым странам, но в основном развивающимся, и означает, что базовая таможенная пошлина должна быть для них уменьшена до 50%, а в России -- до 75%. Данный режим введен ГАТТ в 60-е п.
3. Беспошлинный режим -- это режим свободной торговли, который может предоставляться любой стране, но, согласно ООН, обязателен для 47 наименее развитых государств (где ВНП на душу населения не более 100 долл. в год и удельный вес промышленности не более 10%). Помимо тарифных инструментов внешнеторговой политики государства, после второй мировой войны получают развитие нетарифные барьеры. В конце 40-х начале 50-х годов многие страны использовали их в целях сохранения строгого контроля за платежами по международным сделкам в процессе восстановления послевоенной экономики. Начавшиеся в этот период процессы либерализации МТ, затронувшие тарифы, привели к увеличению нетарифных барьеров, которых в настоящее время насчитывается более 50 видов. Многие из них имеют целью общее ограничение импорта; другие направлены на дискриминацию определенных стран посредством поощрения импорта из прочих государств; третьи ограничивают или субсидируют экспорт.
Наиболее часто нетарифные ограничения применяют в отношении: транспортных средств -- около 15% всех нетарифных ограничений, химических изделий -- около 10%, машин и оборудования -- 7%.
Все нетарифные меры регулирования можно разделить на три группы.
Внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства (более 1/2 всех мер):
а) лицензирование (когда для ввоза/вывоза определенных товаров требуется получить установленный документ). Лицензии могут быть разовые (выдаваемые под осуществление конкретной одной экспортно-импортной сделки и содержащие подробную информацию о ней) и генеральные (выдаваемые на срок до года для осуществления нескольких сделок; предприятие вносится в государственный реестр);
б) квотирование -- это установление количественных ограничений на ввоз/вывоз товара в стоимостном или натуральном его виде.
До 1990 г. квотирование и лицензирование были очень популярной мерой защиты российского внутреннего рынка: им подвергалось до 70% всех товаров. В настоящее время только 12% товаров, импортируемых в РФ, подлежат квотированию и лицензированию;
в) антидемпинговые пошлины -- направлены против занижения цены экспортного товара и предусмотрены 6 статьей ГАТТ.
В 1993--1994 гг. было начато 812 расследований по обвинению в демпинге, в т.ч. США -- 262, ЕС. -- 94, Австралией-112.
Демпинг -- это продажа товара по цене ниже нормальной в рыночных странах, а его худший вариант -- продажа товаров по цене ниже себестоимости. В указанные цифры входят и 14 расследований, начатых в ЕС в отношении российских экспортеров. Например, в 1993 г. США ввели антидемпинговую пошлину в размере 80% на российские изделия из титана, в 1994 г. США была установлена антидемпинговая пошлина в размере 163% на продукцию, поставляемую Запорожским и Никольским ферросплавными заводами. В ЕС 1% всех экспортируемых в эти страны российских товаров облагается антидемпинговыми пошлинами: например, в 1996 г. были введены антидемпинговые пошлины на российские бесшовные трубы (32,9%), трансформаторный лист (40,1%), ферросилиций (74%) и т.д.;
г) компенсационные (направленные против экспортных субсидий) пошлины. Соглашение по субсидиям и компенсационным пошлинам ВТО определяет субсидию как прямой финансовый вклад, а так же как, не востребованные правительством части своего дохода (например, налоговые льготы). Все субсидии делятся на: