Международная трудовая миграция в России и ее регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 21:07, реферат

Описание

Миграция населения сыграла огромную многостороннюю роль в развитии человечества, являясь формой его адаптации к меняющимся условиям существования. Это сложный социальный процесс, тесно связанный с уровнем развития экономики и размещением отраслей производства в разных регионах. Важнейшая социально-экономическая функция миграции населения - обеспечение определенного уровня подвижности населения и его территориального перераспределения, в том числе в индустриальные центры и осваиваемые районы. Тем самым миграция населения способствует более полному использованию рабочей силы, росту производства. Однако последствия миграции противоречивы.

Содержание

Введение....................................................................................................................3
1. Понятие миграции.................................................................................................4
2. Трудовая миграция...............................................................................................6
3. Причины международной трудовой миграции................................................10
4. Миграционные процессы в России...................................................................12
5. Особенности международной трудовой миграции в РФ................................14
5.1. Нелегальная миграция.....................................................................................16
6. Государственное регулирование международной трудовой миграции в
России...................................................................................................................19
Заключение..............................................................................................................21
Список использованной литературы и источников.............................................23

Работа состоит из  1 файл

Международная трудовая миграция в России и ее регулирование (МЭО).doc

— 297.00 Кб (Скачать документ)

Причины экономического характера  кроются в различном экономическом  уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с наиболее высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях зарплаты за ту или иную профессиональную деятельность.

К причинам неэкономического порядка  относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и другие условия, ведущие к миграции, носящей  зачастую стихийный, внезапный и  даже массовый характер.

Что касается конкретных мотивов для выезда за границу, то у разных людей могут быть совершенно разные причины. Условно говоря, отъезжающих можно разделить на три основные группы: романтиков, прагматиков и специалистов. В первой группе – те, кто хотел бы вырваться из провинции, посмотреть мир, испытать себя в приключениях, найти личное счастье и т.д. Во второй группе люди, живущие по принципу «рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше»; для них важно обеспечить себе материальный достаток. Наконец, есть высококвалифицированные специалисты, которые в сложившихся условиях просто не могут реализовать свои способности, не видят перспектив для профессионального роста. В реальной жизни все эти факторы нередко переплетаются, и к ним добавляются другие: например, многие уезжают для учебы, для лечения, к родственникам, на историческую родину своих предков, для «отмывания капиталов», для кратковременных заработков и т.д.

Что касается возраста, то выезжают преимущественно молодые  люди, и это приводит к заметному  «старению» научной интеллигенции.

Молодые, образованные и коммуникабельные люди быстрее адаптируются; пожилым, малообразованным и необщительным это дается гораздо труднее. В конечном итоге многим удается вписаться в средние стандарты, обзавестись домом, машиной и т.д. Но, как правило, они остаются «чужими» для местных жителей, пребывают в условиях жесткой конкуренции, их не оставляет ностальгия по оставленной родине.

Одним из мотивов участия  в международной трудовой миграции могут быть поиски любой работы, чтобы только "не умереть с  голода". Такая причина наиболее характерна для миграции малоквалифицированной рабочей силы из стран с низким уровнем экономического развития и высоким уровнем безработицы.

 

4. Миграционные процессы  в России.

Миграция рабочей силы для России – сравнительно новая  форма международного сотрудничества. Ситуация с трудовыми ресурсами, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, носит противоречивый характер: с одной стороны, мы активно пытаемся внедриться на мировой рынок труда, а с другой, у нас пока не сложился свой реальный отечественный рынок труда. Важным условием становления внутреннего рынка могло бы явиться активное привлечение квалифицированной иностранной рабочей силы, особенно из стран дальнего зарубежья.

Реальная структура занятости  мигрантов несколько отличается от официальных данных из-за сильного недоучета мигрантов в сфере услуг, включая сферу досуга и развлечений, ЖКХ, работы по дому.

По данным социологических исследований, примерно 20% мигрантов приезжают  на срок, не превышающий шести месяцев. Занятость таких мигрантов носит, как правило, сезонный характер. Более половины мигрантов рассчитывают на долгосрочное пребывание в стране, примерно треть из них рассматривают возможную перспективу постоянного жительства и натурализации в России.

Распределение мигрантов по территории нашей страны идет весьма неравномерно. 50% приезжающих устраиваются работать в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Приморском крае и Свердловской области.

Трудовая миграция в Россию продолжает оставаться в значительной степени мужским занятием. По данным социологических обследований, 70% мигрантов — мужчины. В официальной статистике доля мужчин еще выше — 82,4%. Это связано, в первую очередь, с отраслевой структурой занятости трудовых мигрантов, поскольку 39% мигрантов работают в строительной отрасли. Кроме того, есть основания предполагать, что женщины далеко не полно представлены как в официальной статистике, так и в социологических исследованиях, потому что чаще остаются «невидимыми» из-за особенностей своего труда (высокая доля работающих в домохозяйствах и других неформальных секторах занятости). Поскольку сфера услуг развивается высокими темпами и сегодня дает 2/3 рабочих мест в развитых странах, можно предположить дальнейший рост женской составляющей миграции.

Средний возраст мигрантов  — 32–33 года, причем более 75% из них моложе 40 лет. За последние годы трудовая миграция помолодела: повзрослевшая молодежь в странах выезда (особенно в странах  Центральной Азии) все чаще идет по дороге миграции, проторенной старшим поколением.

Несмотря на молодой  возраст, более половины мигрантов  имеют собственную семью и  детей. Более половины мигрантов  являются единственными кормильцами  в семье; при этом многие (35–40%) имеют  трех и более иждивенцев. Только четверть респондентов не имеют семьи и иждивенцев. Именно безысходность, вплоть до прямой угрозы голода, заставляет многих мигрантов соглашаться на рабские условия труда в России.

Сегодня в стране легально работают около 2,5 млн. иностранцев. Нелегальная часть по разным оценкам составляет 5-7 млн. Уменьшение теневого рынка связано в первую очередь с упрощением процедур получения разрешений на работу для граждан СНГ.

 

5. Особенности международной трудовой миграции в РФ.

Российская экономика не выживет без привлечения труда мигрантов. Сегодня абсолютное большинство экспертов-экономистов убеждены, что запланированный на ближайшую перспективу экономический рост, даже при реальном повышении производительности труда, невозможен без масштабного пополнения трудовых ресурсов за счет миграции.

Во многих регионах страны локальные рынки труда уже  сейчас испытывают не только относительный, но и абсолютный дефицит рабочей  силы. К 2015 году трудовые ресурсы страны сократятся на 8 миллионов человек, а к 2025-му - на 18-19 миллионов.

Миграция в России развивается примерно так же, как  во многих развитых странах мира. В  настоящее время спрос России на мигрантов в большей мере обусловлен экономическими причинами.

В крупнейших российских мегаполисах, регионах с динамично растущей экономикой, пограничных областях, где трудовая миграция бурно развивалась на протяжении первой половины текущего десятилетия, мигранты уже заняли определенные экономические ниши, которые в будущем будут углубляться и расширяться.

В таких регионах труд иностранных работников уже сейчас стал структурообразующим фактором экономики, которая не может эффективно функционировать без привлечения  мигрантов.

Для России, где спрос  на трудовых мигрантов предъявляют  в основном неформальные сегменты экономики, актуален вопрос о том, насколько использование труда мигрантов скрывает теневые экономические отношения.

По-прежнему этот показатель отражает лишь небольшую часть реального  процесса: согласно экспертным оценкам, численность нелегальных (или незаконно занятых) трудовых мигрантов в России составляет сегодня от 4 до 6 млн. человек и как минимум в пять раз превышает данные официальной статистики.

Однако если в начале 2000-х годов численность официально привлекаемой из-за рубежа иностранной  рабочей силы не превышала нескольких сотен тысяч человек и составляла не более 5% всех трудовых мигрантов, то во второй половине десятилетия под влиянием произошедшей либерализации миграционной политики наметилась явная тенденция к увеличению легальной составляющей миграции.

В течение последних  нескольких лет произошли и другие существенные сдвиги в характеристиках  потоков трудовой миграции в Россию.

Появилась устойчивая тенденция  к увеличению доли мигрантов, приезжающих  из стран Центральной Азии, которая  охватила практически все принимающие мигрантов регионы России.

Зарубежная рабочая сила оказывается  в России по двум каналам. Первый из них - это официальное ее привлечение  российскими предприятиями и  организациями, осуществляемое, как  правило, при посредничестве миграционной службы, которая после ряда изменений в структуре федеральных органов исполнительной власти ныне находится в ведении Министерства внутренних дел

Официальное привлечение работников из-за рубежа вызвано рядом причин.

Во-первых, появляются массовые рабочие места, которые в сложившихся на данной территории и в данное время социально-экономических условиях оказываются малопривлекательными для местных жителей и не обеспечиваются притоком рабочей силы из других регионов страны.

Во-вторых, растет число предприятий с участием иностранного капитала.

В-третьих, сохраняется практика деятельности иностранных компаний на территории России в форме реализации ими  договоров Подряда.

Приводимые данные по состоянию  международной миграции, однако, касаются лишь относительно небольшой части иностранной рабочей силы, поскольку основным ее источником, как свидетельствует изучение реальной ситуации, является нелегальная трудовая миграция.

В связи с этим Госкомстат РФ, начиная  с 1998 года, дает ежегодную оценку использования иностранной рабочей силы с учетом нелегальной миграции. Делается это в рамках баланса трудовых ресурсов, где введена новая составляющая трудовых ресурсов под названием "работающие граждане других государств".

 

5.1. Нелегальная  миграция.

Легальная трудовая миграция играет для России позитивную социально-экономическую роль во многих отношениях. Трудовые мигранты заполняют не престижные ниши на рынке труда с тяжелыми условиями работы, на которые не всегда соглашаются местные жители. Этим поддерживается и стимулируется рост целых отраслей экономики.

Но наряду с существованием легальной  миграции, существует и нелегальная  миграция рабочей силы. Россия притягивает  нелегальных мигрантов по двум причинам: они вообще не могут найти работу в своей стране или считают, что в России могут заработать существенно больше. Выгодны они и российским предпринимателям, которые существенно экономят на заработной плате путем снижения ее величины (по сравнению со сложившейся на местном рынке труда) и выплаты черным "налом", позволяющей избежать обложения оплаты труда подоходным и единым социальным налогом.

Особо притягательной зоной для  нелегальной трудовой миграции служат масштабность и распространенность в российской экономике неформального  сектора. В 2001 году, согласно балансу трудовых ресурсов, в нем было занято около 12,5 миллионов человек, из которых только 4,5 миллиона индивидуальных предпринимателей состояли на учете в налоговых органах. Остальные 8 миллионов - это незарегистрированные предприниматели и работающие по найму у физических лиц.

Абсолютно невидимая  часть международной миграции –  ее нелегальная составляющая. По разным оценкам, в России находится от 5 до 15 млн. нелегальных мигрантов. Сколько  их точно, однако, никто не знает. Вокруг мигрантов сформировался криминальный сектор, в котором вращаются колоссальные деньги. 80–90% временных трудовых мигрантов обращаются к посредникам – фирмам и частным лицам, которые «оказывают помощь» в регистрации по месту пребывания, получении разрешения на работу и т.п. Многие из этих фирм и лиц изготавливают фальшивые документы. А некоторые представители правоохранительных органов постоянно проверяют всех, кто похож на мигрантов, вымогая деньги даже у официально зарегистрированных (проверить подлинность регистрации практически невозможно – нет единой базы данных).

Соответственно у мигрантов-нелегалов  существуют достаточно большие возможности  бесконтрольно заниматься строительством индивидуальных домов, ремонтом этих домов  и квартир, работать по найму на вещевых  и продовольственных рынках, заниматься уличной торговлей. Сокращение этих возможностей напрямую связано с усилением финансового контроля над неформальным сектором.

В целом первостепенная и весьма непростая задача заключается в  том, чтобы нелегальную трудовую миграцию свести к минимуму. Но это вовсе не значит, что ее следует легализовать в полном объеме, составляющем, по наиболее распространенной оценке, около 4 миллионов физических лиц. Оптимизации внешней трудовой миграции и контролю над ней много места отведено в законе "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", который действует с 1 ноября 2001 года. «Теперь дело за конкретными механизмами которые должны обеспечить реализацию поставленных целей. Особое внимание здесь должно быть уделено установлению квот на иностранную рабочую силу и мерам наказания за использование нелегальных трудовых мигрантов».

Известно, что нелегальная  миграция имеет свои негативные последствия: бесконтрольное перемещение по стране, дисбаланс коренного и пришлого населения, нередко бывает социальная напряженность, этнические конфликты, часто растет преступность, расширяется теневая экономика. Последствия устройства на работу нелегальных мигрантов возникают и у их работодателей – они несут за это предусмотренную РФ ответственность.

Роль нелегальной трудовой миграции отрицательна. Она стимулирует  рост теневой экономики и демпинг  заработной платы, создает почву  для коррупции, нарушения прав и  эксплуатации работодателями мигрантов, формирует замкнутые анклавы  и усиливает межнациональную напряженность в обществе. Не все денежные переводы проходят через официальные каналы. По некоторым данным, нелегалы переводят и вывозят из России до 15 млрд. долларов ежегодно. При абсолютной прозрачности это должно давать 4,5 млрд. налоговых отчислений.

 

6. Государственное регулирование международной трудовой миграции в России.

Рост масштабов международной  миграции и особенно рост масштабов  нелегальной международной миграции объективно поставили вопрос об усилении роли государств в регулировании  данного процесса, а также о межгосударственном, многостороннем регулировании.

С 2007 года значительно изменилось миграционное законодательство: вступили в силу Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" и поправки в Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ". Упростился процесс регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства. В первую очередь, это касается государств СНГ. Одновременно изменился механизм миграционных квот, которые учитывают не только количественные, но и качественные характеристики, профессию, квалификацию, состояние здоровье, а также региональные особенности российского рынка труда.

Информация о работе Международная трудовая миграция в России и ее регулирование