Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 14:40, реферат
Международные инвестиционные правоотношения включают в себя как гражданско-правовые, так и административно-правовые, а также иные внутренние публичные правоотношения, осложненные иностранным элементом. Они не являются межгосударственными (международными публично-правовыми), и исполнение прав и обязанностей инвесторов и иных лиц, возникших в рамках этих отношений, должно обеспечиваться принудительными мерами, предусмотренными в национальном праве [Воле Л.И., Пашутина И.Э. Международное инвестиционное право. с. 25].
Введение 2
1 .Особенности международного инвестиционного права 4
2.Прямые иностранные инвестиции в Российской Федерации
и международное инвестиционное право 7
Заключение 15
Библиографический список
Обладая широкой сферой применения, прямые иностранные инвестиции служат повышению или выравниванию экономического и финансового положения субъектов предпринимательства путем участия частного иностранного капитала в определенных сферах промышленности, увеличения сравнительных преимуществ одних видов бизнеса перед другими, также создания конкурентоспособной среды для отдельных видов предпринимательства.
Прямые иностранные инвестиции означают не только трансграничное перемещение частных капиталов, но и технологий, навыков и методов управления в страну осуществления инвестиционной деятельности. Трансграничное движение капитала в форме прямых иностранных инвестиций является уникальным видом деятельности в свете многообразия социальных, правовых, экономических и политических факторов, которые такая деятельность затрагивает. Прямые иностранные инвестиции обладают большой степенью влияния на мировую экономику в кратко- и долгосрочной перспективе, а также в рамках международной
торговли.
Существует множество определений иностранных инвестиций, которые во многом по-разному характеризуют сущность и содержание иностранных инвестиций. Одна из попыток определить понятие иностранных инвестиций была предпринята в рамках переговоров по созданию Многостороннего соглашения по инвестициям (МСИ), проводящихся под эгидой ОЭСР. Предложенное определение, как представляется, отражает сложившуюся практику работы с иностранными инвестициями в ОЭСР. Под иностранными инвестициями в проекте МСИ понимается любой вид имущества, который принадлежит инвестору на праве собственности или контролируется им на основании иного права прямо или косвенно, включая прямые инвестиции, портфельные инвестиции, недвижимость, интеллектуальную собственность, права в соответствии с заключенными сделками и права, возникшие в силу их скупки.
Представляется, что данная трактовка является более масштабной по сравнению с тем определением, в соответствии с которым под иностранными инвестициями понимается перевод имущественных и интеллектуальных ценностей из одной страны в другую с целью их пользования для получения выгоды при полном или частичном контроле владельцев данных ценностей.
Справедливо отмечается, что если раньше при определении иностранных инвестиций акцент ставился на имущественные ценности, то с развитием международно-правового регулирования в сферу его действия попали интеллектуальные ценности. Следовательно, те объекты интеллектуальной собственности подпадают под определение иностранных инвестиций, как это и следует из определения иностранных инвестиций, предложенного ,д [роектеМСИ.
Российское законодательство в области иностранных инвестиций в целом соответствует международной практике. Федеральный Закон «Об иностранных инвестициях в РФ» № 160-ФЗ от 9 июля 1999 г. определяет иностранные инвестиции как «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты
гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации». Кроме того, в Федеральном Законе «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 25 февраля 1999 г., под иностранными инвестициями понимаются «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного экономического эффекта».
В международной практике под прямыми иностранными инвестициями понимается перемещение материальных и нематериальных объектов гражданских прав из одной страны в другую с целью их использования в этой стране для увеличения благосостояния под полным или частичным контролем собственника (иностранного инвестора) таких объектов гражданских прав. По мнению авторов учебника «Международное частное право» [С. 278-279], данное определение является наиболее широким и адекватным.
Учитывая роль мультинациональных корпораций в качестве основного субъекта международных инвестиционных отношений, наличие элементов международно-правового урегулирования деятельности мультинациональных корпораций, регламентацию принадлежащих прав и обязанностей в рамках их структурных единиц, а также признание необходимости дальнейшей регламентации их правового статуса, следует сделать вывод о необходимости их признания в качестве особого субъекта международного инвестиционного права.
Государства, в которых осуществляется инвестиционная деятельность, осложненная тостранным элементом, являются еще одним субъектом международных инвестиционных отношений. Объясняется это обстоятельство тем, что нормы внутреннего законодательства шных государств играют важную роль в процессе регулирования осуществляемой на его территории инвестиционной деятельности с участием иностранного элемента. Помимо этого, получатель инвестиций (субъект частного права) выступает в инвестиционном процессе на основе сложившегося в его государстве правового механизма регламентации инвестиционной деятельности, могущего включать, а могущего и не включать в себя международно-правовые нормы регулирования международной инвестиционной деятельности, и обладает правовым статусом в соответствии с правом данного государства.
Получатели инвестиций, будь то частные лица либо государства, традиционно стремились рассматривать проблему правового регулирования прямых иностранных инвестиций как вопрос, который может быть более эффективно разрешен посредством применения внутригосударственного права, чем согласованных международных критериев.
Причина, по которой государство осуществления инвестиционной деятельности заинтересовано в получении контроля над прямыми иностранными инвестициями, лежит в природе влияния таких инвестиций на внутренние и внешние дела такого государства. Государство получателя инвестиций имеет две основные задачи при реализации своей инвестиционной политики: 1) достичь свои экономические и иные цели путем привлечения прямых иностранных инвестиций, обеспечения справедливого обращения с иностранными инвесторами и 2) не допустить возникновения угрозы суверенитету, публичному порядку, политической, социальной и природоохранной инфраструктуре.
Инвестиционное законодательство в тех странах, где оно существует, имеет своей целью снижение рисков при осуществлении предпринимательской деятельности в конкретной юрисдикции путем предоставления инвесторам, причем необязательно только иностранным, но внутренним, особых льгот, привилегий и поощрений, которые, как правило, включают в себя - юеральный налоговый режим, особенности правового регулирования и охраны труда, гарантии в случае экспроприации собственности, правовое регулирование в области валютного о мена и контроля, а также экспортно-импортных операции.
Важно понимать, что инвестиционный процесс не всегда и необязательно представляет собой отношение между частным инвестором из развитой страны и получателем инвестиций из развивающейся страны или страны с переходной экономикой. Трудно отрицать, что конкуренция между инвесторами различных развитых государств может привести к ситуации, когда инвесторы из одной развитой страны сочтут выгодным для себя осуществлять инвестиционную деятельность в другой развитой стране.
Отношение к прямым иностранным инвестициям со стороны государств - получателей иностранных инвестиций, которые принадлежат к группе развитых стран, отличается от отношения государств получателей инвестиций из группы развивающихся стран или стран с переходной экономикой. Если развивающаяся страна становится получателем прямых иностранных инвестиций, то она, как правило, изначально находится в более слабой позиции по отношению к частному иностранному инвестору из развитого государства. Следовательно, для страны - получателя инвестиций будет незаменимым обращение к международно-правовой системе регулирования прямых иностранных инвестиций. В ситуации же, когда получателем прямых иностранных инвестиций является субъект частного права из развитого государства, инвестор страны происхождения инвестиций может столкнуться со сложностями в улаживании конфликтных интересов всех сторон инвестиционного процесса.
Очевидно, что комплексный правовой механизм регулирования иностранных инвестиций должен использоваться для поиска компромисса и разрешения споров между сторонами инвестиционного соглашения.
Существование справедливого, практически применимого, надежного и предсказуемого национального инвестиционного законодательства является важным фактором для иностранных инвесторов при принятии ими решений. Существует, однако, множество отмеченных в настоящей работе причин, по которым иностранные инвесторы желают сместить акцент в правовом регулировании инвестиций с конкретной национальной правовой системы на международно-правовые формы регулирования иностранных инвестиций.
Суверенное право любого государства менять свою политику остается незыблемым, как остается неизменным и политический риск прямого иностранного инвестирования. Данное положение подтверждено в практике Международного Суда ООН в деле Nicaragua, в котором -УД отверг аргумент истца по делу - США о том, что увеличивающееся число коммунистических государств создает угрозу всем государствам региона Карибского бассейна, отметив, что это было суверенным правом каждого государства - решать самостоятельно вопросы своего политического, социального и культурного устройства.
Ясно, что изменение государством экономической и правовой политики может создать |благоприятные условия для инвестиционной деятельности. В такой ситуации логично предположить. что инвестор должен иметь в своем распоряжении адекватную систему защиты своих капиталовложений. Как уже было отмечено, одним из наиболее важных достижений международно-правового регулирования в этом отношении является признание того, что
щионализация иностранной собственности, произошедшая в результате изменения политики государства, должна обязательно влечь за собой выплату разумной компенсации частному иностранному инвестору. Анализ поведения иностранного инвестора проводит к заключению о том, что он разумно старается принять на себя все риски, связанные с инвестиционным процессом, который урегулируется исключительно внутригосударственным правом страны пребывания. При наличии возможности иностранный инвестор пожелал бы избежать наложения на него ограничений в соответствии с национальным правом конкретной страны. Такой вывод логически вытекает из обстоятельства, что если у иностранного инвестора была бы возможность использовать тьтернативный правовой порядок, отчасти связанный или вообще никак не связанный с национальным правом страны пребывания, то он использовал бы его.
Таким образом, вклад стран - получателей иностранных инвестиций в развитие международного инвестиционного права представляется не столь значительным, как вклад иных субъектов (участников) международных инвестиционных отношений. В современных условиях тращи-, получателя инвестиций трудно представить:себе как налагающую неразумные и неоправданные ограничения на прямые иностранные инвестиции в рамках своей юрисдикции, «поскольку такой подход к правовому регулированию инвестиционных отношений, осложненных иностранным элементом, способен скомпрометировать самую цель применения права в данной сфере, а именно - создание комплексной системы правового регулирования иностранных инвестиций, обеспечение эффективного, надежного и предсказуемого либерального правового режима, который отвечал бы инвестиционной стратегии страны получателя инвестиций, а также иных участников инвестиционных отношений.
Процессы глобализации в мировой экономике напрямую влияют на инвестиционную и торговую политику государств, мультинациональных корпораций и иных частных инвесторов. Этот факт, а также степень взаимодействия между различными участниками международных инвестиционных отношений, выражающаяся в практике заключения много- и двусторонних соглашениях об иностранных инвестициях и создания международными организациями интернативных форм правовой унификации регулирования инвестиций, привели к тому, что получатели инвестиций, а также государства пребывания инвесторов должны знать и применять принципы, обычаи и отдельные нормы международного инвестиционного права.
Еще одна группа субъектов международного инвестиционного права объединяет государства происхождения частных иностранных инвестиций (инвестора). Очевидными представляются их вклад в развитие международного инвестиционного права и степень их няния на процесс его формирования. Закономерно, что данная группа субъектов состоит, главным образом, из развитых государств, которые являются наиболее влиятельными участниками международной торговли, а также странами происхождения, регистрации и становления транснациональными корпорациями.
Данные страны развивают международное инвестиционное право с помощью международных организаций (как подконтрольных, так и неподконтрольных им) путем разработки многосторонних и региональных международно-правовых актов. Кроме того, государства происхождения инвестиций используют экономическую и политическую мощь ультинациональных корпораций для проведения в жизнь своих интересов (корпорации, в свою очередь, используют возможности данных государств), а также заключают и успешно применяют на практике двусторонние соглашения об иностранных инвестициях.